Темы для разговора подростков – Самые интересные темы для обсуждения. Как предложить интересную тему для беседы

Содержание

Пять тем для разговора с дочерью-подростком


Лиана Хазиахметова

Каждой девочке нужна взрослая подружка. Но такая, которая поможет в сложный момент хорошим советом, подскажет и поддержит. В идеале — мама. Часто родители стесняются разговаривать с детьми на важные темы. На помощь приходят книги для подростков. «Твое личное тело» — это сборник советов от девчонки, которая повзрослела. Разговор получится честным, объективным и откровенным. Если вы хотите сами говорить с дочерью на сложные темы, вот пять идей из книги.

Изменения в фигуре

У всех девочек растет грудь. Это, в общем-то, неплохо! К ней надо просто привыкнуть. У кого-то грудь растет потихоньку. А у некоторых вырастает буквально за день! Большая или маленькая, она никуда не денется, поэтому полюби ее и заботься о ней.


Иллюстрация из книги

Знай, что СОВЕРШЕННО НОРМАЛЬНО иметь:

  • одну грудь намного больше другой;
  • растяжки на груди;
  • большие торчащие соски;
  • крошечные соски, которые торчат, только когда тебе холодно;
  • синие прожилки на груди;
  • волосы, веснушки и родинки;
  • груди, которые смотрят в разные стороны.
  • И еще много чего! Если тебе кажется, что с тобой что-то не в порядке, всегда можно спросить об этом врача-терапевта.

О запахе

Слышала новость? Все потеют. Мужчины, женщины, мальчики, девочки. Тут уж ничего не поделаешь — если ты живой человек, ТЫ БУДЕШЬ ПОТЕТЬ! От физических нагрузок, от волнения, от жары и злости. Тело потеет, чтобы охладиться. Но иногда вместе с пóтом оно выделяет неприятный запах, а мы стремимся его замаскировать.


Иллюстрация из книги

Избавиться от запаха помогают дезодоранты и антиперспиранты, но почти все из них содержат алюминий — ты убедишься в этом, если прочитаешь список компонентов. Алюминий блокирует потоотделение в подмышках, и это не очень хорошо, потому что пот должен выступать. Что делать?

Звучит очевидно, но душ нужно принимать каждый день и мыться как следует, с мылом! Хорошенько намыливай подмышки!

  • Натуральные дезодорант

После душа нанеси на чистую кожу натуральный дезодорант. В течение дня можешь наносить дезодорант повторно, если считаешь нужным, — например, когда занимаешься спортом и много потеешь, но это твой выбор!

Вот это очень важный момент. Натуральные ткани — хлопок и шерсть — дают коже дышать. Синтетические — полиэстер и акрил — не дают! Они лишь запечатывают тепло, как пластиковая пленка. И это очень влияет на ситуацию с потением. Поэтому всегда читай состав на этикетках.

Волосы

Еще вчера твоя кожа была гладкой и шелковистой, а тут вдруг волоски появились под мышками, между ног, даже над верхней губой и вокруг сосков!


Иллюстрация из книги

Как поступать с волосами на теле, диктует мода, и в данный момент мода диктует, что женщины должны быть лысыми везде, кроме головы! Но мы же не лысые от природы. И если тебе хочется оставить все как есть, в естественном виде — так и сделай! Никто не может диктовать тебе, как ухаживать за твоим пушистым садом. Мне кажется, волосы на теле — это красиво, и миллионы женщин в мире не трогают волосы на лобке и ногах, что бы кто ни говорил и что бы ни делали другие.

Разбитое сердце

Уф. Разбитое сердце БОЛИТ. Оно болит так сильно, что жить не хочется. Но сердечная боль проходит. Иногда кажется, что она будет длиться вечно, но поверь, она пройдет. А пока… пока будет непросто. На сердце будто открытая рана, а в душе огромная черная туча. В плохие дни чувствуешь вялость, не можешь есть. Предметы теряют цвет, все становится СЕРЫМ. Никто не может тебя развеселить, и складывается ощущение, что в этом сером мире тебе придется жить до старости. Но пройдет время, тучи рассеятся, и к тебе вернется радость.


Иллюстрация из книги

Лучшее лекарство от разбитого сердца — с головой окунуться в любимое дело. Заниматься спортом; встречаться с друзьями; читать книги! Любое дело ускорит процесс выздоровления. Время и возможность отвлечься — вот что тебе нужно. Но я отлично понимаю, как тебе сейчас плохо

Красные дни календаря

Менструация. Рано или поздно это случается со всеми девочками — она приходит во всей своей кровавой красе! Крови может быть много, а может быть мало. Бывает, менструация приходит и уходит, а потом возвращается снова: покапало-покапало, утихло на день, а потом опять полилось. Но обычно через неделю после начала месячных можно смело надевать белые трусы и не бояться, что они запачкаются.


Иллюстрация из книги

Менструация — признак того, что ты становишься женщиной. Бояться тут абсолютно нечего (единственный обоснованный страх — оказаться без тампона или прокладки под рукой!). Менструация была всегда, во все времена и у всех женщин. У знаменитостей, спортсменок, бедных, богатых, женщин всех религий и национальностей во всех уголках земного шара! Странно, что мы до сих пор так редко говорим о менструации вслух, как будто это что-то стыдное.

Но есть немало людей, которые готовы говорить о месячных, не испытывая ни малейшей неловкости. Поэтому не бойся задавать вопросы о менструации своим подругам, девочкам постарше и взрослым женщинам. Со временем и практикой ты научишься справляться со своими месячными (как с любым другим делом). Сейчас все больше женщин говорят открыто о менструации, делятся своими историями и опытом и приподнимают завесу таинственности над нашим месячным циклом. И это ЗДОРОВО!

По материалам книги «Твое личное тело». Каждая глава — новая тема (а их 50!). Эта книга — как разговор с подружкой. Легкий, понятный, понимающий.

Обложка поста: pixabay.com

deti.mann-ivanov-ferber.ru

О чем нужно говорить с подростком: 5 обязательных тем

Все родители хотят, чтобы ребенок вырос успешной и самодостаточной личностью. Кто-то усиленно читает советы о том, как вырастить миллионера, кто-то делает акцент на финансовую грамотность, кто-то – на учебу. В борьбе за место под солнцем все средства хороши. И начинать подготовку к жизни нужно с самого детства, а потом перейти на новый «левел» в подростковом возрасте. Есть пять важных тем, о которых родители обязательно должны поговорить с подростком. Уделите им времени по максимуму.

Читай также: 5 психологических исследований, которые помогут ребенку пережить подростковый кризис

ОТНОШЕНИЯ

Возможно, это одна из самых сложных тем для обсуждения с кем-либо, а особенно с подростком. Отношения бывают разными: личными, дружественными, профессиональными, интимными, духовными, эмоциональными. И от того, как дети поймут все эти «уровни», зависит, как сложится их жизнь. Отношения могут сделать человека счастливым, а могут и разрушить его счастье. Даже если у родителей богатый опыт в вопросе отношений, для подростков это может не иметь значения. Хотя, если бы они прислушивались к ним, их жизнь была бы гораздо проще. Да, иногда лучший учитель – собственные ошибки. Но все же с подростками нужно говорить о том, как создавать и развивать здоровые отношения. Это очень щепетильная тема, поэтому стоит научиться говорить с подростком так, чтобы он вас услышал. 

УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ И ДРУГИМ ЛЮДЯМ

Об уважении стоит говорить с детьми с самого раннего возраста. Конечно, когда ребенку 6 лет, эта тема звучит иначе, нежели, когда ему 13 или 14. Уважение к себе и другим зависит от понимания того, что человек сам руководит своей жизнью. Объясните подростку, что, позволяя людям использовать его, он не сможет расти и развиваться. Также поговорите с ребенком о том, кто он и почему отличия между людьми – всего лишь отличия, и если человек другого роста или цвета кожи, это не значит, что он хуже или лучше. Учите подростка видеть и принимать людей такими, какие они есть, не осуждая. Именно так можно повысить уважение к себе и другим. 

Читай также: Как преодолеть кризис в отношениях с подростком

ОБУЧЕНИЕ

Обучение, а не только образование, важно. В подростковом возрасте у детей есть время, чтобы подумать над тем, чем они хотят заниматься, когда вырастут, в какой хотят поступить ВУЗ и над другими вопросами о будущем. Во многих странах уже со средней школы начинается «проработка» разных вариантов, детям дают возможность найти себя и быть более подготовленными, когда придет время поступать в высшее учебное заведение. Родителям стоит поощрять подростков, чтобы они посещали открытые лекции, стажировки и использовали другие возможности. Но также объясняйте, что обучение не заканчивается с получением диплома. Обучение – это образ жизни.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В современном мире детям и взрослым необходимо умение обращаться с деньгами. Родители могут действительно помочь подросткам, развивая навыки финансовой грамотности и денежные привычки. Разговор с подростком о финансах убережет его от массы головных болей в будущем. Говорить о деньгах никогда не слишком рано. Начните со сберегательного счета. Предложите откладывать половину от любых доходов или денежных подарков. Подросток, который умеет обращаться с деньгами, понимает их стоимость. В этом возрасте можно рассказать ребенку о банковских счетах, сбережениях, кредитах наличной и безналичной оплате.

Читай также: 5 советов, как быть классной мамой для подростка

ЦЕННОСТИ

Щедрость, честность, благодарность, уважение, терпимость, вера, помощь, трудолюбие, настойчивость, последовательность – список можно продолжить. Этим ценностям родители должны научить ребенка с раннего детства, но подростки понимают их более целостно. Родители могут объяснить подросткам, что те, кто придерживается прочной системы ценностей, имеют лучшую самооценку, развивают уважение к другим, имеют четкое видение того, что они должны сделать, более эффективны в общении и умеют строить здоровые отношения. По сути, ценности являются основой, на которой процветает, прогрессирует и растет общество.

По материалам familyshare.com

Читай также: Почему подростки сбиваются с пути?

Читай также: Соцсети вызывают депрессию у подростков

Читай также: На половую жизнь подростка влияют взгляды отца

Загрузка...

www.uaua.info

О чем поговорить с подростком?

Как бы родителям не хотелось, чтобы их дети оставались детьми, они, тем не менее вырастают и взрослеют. Часто родители не знают, о чем поговорить с повзрослевшим ребенком, как правильно себя вести с ним, как ему помочь. В статье рассмотрено ряд тем, на которые можно и нужно поговорить с вашим подростком.

О доверии

Нет ничего важнее доверия между вами и вашим ребенком. Ваши подросток должен знать, что вы всегда будете на его стороне, чтобы он не натворил, что вам он может довериться, рассказать о сокровенном, посоветоваться. Это очень важно. Просто озвучьте это своему ребенку, пусть он знает, что Вы - его друг. Это не означает, что своровав у вас деньги, это останется безнаказанным или незамеченным, но учите ребенка признавать свои ошибки, исправлять их и не повторять в будущем. Учитесь доверять своему подростку и просите его доверять вам. И не дай Бог, если вы когда-либо словом или делом предадите вашего ребенка.

О Боге

Родители всегда стараются навязать свои убеждения или взгляды на жизнь. Этого не стоит делать, когда разговор касается темы Бога, религии, духовности. Родителям стоит понимать, что в данном случае все очень индивидуально и не стоит навязывать свое мнение. Задача родителей рассказать о Боге, о религиозных направлениях, о духовных течениях и предоставить ему самому сделать выбор. Ребенок должен знать, что Бог - един, а путей к нему - много, каждый выбирает свой путь.

О сексе

Родители не всегда знают, как начать такой разговор, тем не менее, его не избежать. Лучше, чтобы ребенок от вас узнал об этом, чем от друзей. Узнайте, какие мальчики/девочки нравятся вашему ребенку, поговорите о невинности. Выскажи свое мнение. Попросите подростка знакомить со своими друзьями, в том числе и со своими избранниками. Расскажите ребенку о возможных последствиях секса (беременность, болезни, негативный опыт и т.д.). Поговорите об эрекции, критических днях, противозачаточных средствах.

О смерти

Никому не хочется говорить о смерти, но вы должны морально подготовить ребенка к тому, что когда-то близкие ей люди покинут этот мир. Расскажите ребенку, где у вас лежат документы на собственность, ключи, ценные вещи, где похоронены ваши родственники, как бы вы хотели быть захоронены и где. Дети никогда сами не заговорят с вами на эту тему, а когда вы умрете, спросить уже будет не у кого. Поэтому помогите своему ребенку и поговорите на эту тему сейчас.

О финансах

Чем раньше вы научите вашего ребенка планировать бюджет и контролировать затраты, тем легче ему будет во взрослой жизни. Доверяйте совему ребенку совершать закупки продуктов, оплату квартиры. Рассказывайте, как в вашей семье распределяется бюджет, на что идут основные траты.

О здоровом образе жизни

Почти вся нынешняя молодежь курит, пьет, а то и наркотики принимает. Ни один родитель, конечно же, не хочет такого своему ребенку, но большинство молодых людей именно такие. Причин тому много, можно обвинять рекламу, дань моде или кого-то еще, но если в вашей семье никто не будет пить и курить, шансов, что ваш ребенок будет это делать намного меньше. Ваш пример - очень важен для формирования личности ребенка, будьте достойным примером для подражания! При удобном случае рассказывайте ребенку об алкоголизме, курении и наркотиках, что они делают с людьми, и показывайте наглядные примеры из жизни.

Кроме того, прививайте своему ребенку привычку правильно питаться и заниматься спортом. Конечно, питаться фаст-фудом удобно и модно, но никак не полезно. Не лишним будет научить ребенка готовить.

О стиле

Для подростков характерно выделяться из толпы, как правило, это косметика, одежда и дорогие вещи. Так они самоутверждаются. А еще они пытаются сделать все, чтобы выглядеть старше своих лет. Важно объяснить подростку, что не стоит бездумно гнаться за модой, а тем более подражать сверстникам. Объяснитеь, что значит выглядеть вульгарно, а что значит одеваться со вкусом. Помогите ребенку определиться со стилем одежды, прической (макияжем, если у вас дочка). Подростковый возраст - это возраст экспериментов и перемен, не бойтесь эксперементировать!

О будущем

Часто подростки заканчивают школу и не знают, как им жить дальше. Они не знают, в какой ВУЗ или училище им поступать, они не знают, кем хотят стать или работать в будущем, и родители делают этот выбор за детей. Почти всегда этот выбор ошибочный, потому что это выбор (мечты, наджежды, амбиции) родителей, а не детей. Если вы действительно желаете счастья своему ребенку, заранее говорите с ним о профессии, кем он себя видит в будущем, где и как мечтает жить. Отмечайте его наклонности, развивайте его способности, поддерживайте его хобби.

О любви

Как правило, в подростковом возрасте случается первая серьезная любовь или влюбленность. Расскажите ребенку разницу между любовью, влюбленностью и увлечением. Поговорите о его избраннике/избраннице, постарайтесь не критиковать, узнайте, что именно нравится вашему подростку в ней/в нем. Расскажите о своей первой любви, возможно, на своем примере покажите, как опрометчивы и доверчивы вы были и как вам было больно. Расскажите о встрече со своим мужем/женой, что вы цените больше всего в своей половинке. Спросите у своего ребенка, каким он видит свою половинку и какие человеческие качества он/она ценит. Поговорите по душам, вас это очень сблизит.

Елена, www.kraskizhizni.com

www.kraskizhizni.com

Как общаться с подростком: 9 работающих советов

Прочитано: 5 035

Проблема, как общаться с подростком может возникнуть в любом возрасте ребенка. Кто-то переживает пубертатный период спокойно, практически незаметно для окружающих, другие же дети переносят данное время болезненно. Причем как для себя лично, так и для окружающих. В связи с этим для многих родителей актуальной становится проблема: как общаться с подростком 12, 13, 14, 15, а порой даже и 16 лет. Есть несколько достаточно простых, но действенных правил для этого!

Как правильно общаться с подростком

Первое, что нужно понять и принять: ребенок вырос. Он уже не так явно нуждается во взрослом, как младенец, но по-прежнему созависим со старшими. Это его и напрягает. Также как и изменения в организме, естественные признаки взросления, социальные отношения с одноклассниками и масса других проблем.

Задача взрослого на данном этапе – помочь, а не усугубить.

А для этого надо понять, как правильно общаться с ребенком подростком!

Правило №1. Вспомнить о себе!

В суете детского возраста многие родители полностью отдаются жизни ребенка. Общие прогулки, общие занятия, общее время. Пора разделиться. И вспомнить о себе. Это обеспечит два приятных момента:

  1. появится довольство собой – внешним видом, новыми знакомыми, хобби, увлечениями;
  2. уменьшится акцентирование на ребенке – снизится частота ссор, в доме настанет более мирная и приятная атмосфера.

Дополнительный бонус: довольные и увлеченные родители – пример восхищения и подражания любого подростка!

Правило №2. Не забывайте дышать!

Если учитесь общаться с подростком, то первым делом запомните это правило. Дыхание. В начале любого разговора нужно физически глубоко вдохнуть. Обязательно.

При этом неважно, назревает ругательная беседа или лирическое общение – просто вдох. А потом диалог.

Зачем? Насыщение мозга кислородом даст заряд позитива и поможет реагировать без раздражения на разные мелочи и оговорки.

Правило №3. Принять подростка таким «какой он есть»

Или она. Это неважно.

Советы, как общаться с девушкой подростком и с юношей не сильно разнятся.

Но принять выросшее чудо – прямая обязанность любого родителя. Любым.

Да, колючий. Да, резкий. Да, хочет дреды и татуировку. Но это его становление и развитие. И яркость жизни сейчас ощущается особенно сильно – даже без всяких сфер жизненного баланса.

Поэтому просто принимайте и поддерживайте – «и в горе, и в веселье».

Правило №4. Соглашайтесь с желаниями

Подросток хочет видеть во взрослом партнера. Который принимает, понимает и одобряет его. И главное, который всегда поможет. Это может выражаться в любых мелочах. Например, приходит ребенок домой и просит: «Мама, налей мне чаю, пожалуйста». Он может и сам, но ему важно участие мамы даже в этом мелком жизненном моменте.

Конечно, это не значит, что надо срываться и бежать к подростку по первому требованию. Но выполнять некоторые его желания можно и нужно.

Приятный бонус: при наличии поддержки в мелочах, ребенок, возможно, не станет опускаться до категоричного поиска внимания. А это значит, ест шанс избежать требований «хочу пирсинг на лице», «дырку в ухе», «зеленые волосы по всему телу».

Правило №5. Любовь – простая и безоговорочная

То, что это любимый ребенок, ваш ребенок, нужно напоминать себе постоянно. Особенно, когда начинаются проблемы и подросток не хочет общаться с родителями. Общаться он не хочет не потому, что родители плохие или не нужны. Нет.

Просто в данный момент времени для него важнее другое: новый фильм, высказывание одноклассника, потребность в одиночестве или творчестве.

Почему нужно вспоминать именно о любви? Потому что любимому человеку мы готовы многое прощать – даже безделье и безынициативность. Так и тут. Просто любите, понимайте и по возможности прощайте мелкие прегрешения.

Правило №6. Рассказывайте о себе

Подростковый возраст тем и хорош, что можно обсуждать все. Своего начальника и роман подчиненных на работе. Финансовые отношения с банками и смешные события на улице. Почему это нужно делать именно взрослым? Чтобы сохранить связь с ребенком.

На ваш вопрос «как прошел день», ответ в лучшем случае будет «нормально». Потому как свое мнение на события подросток ваш уже высказал там, где хотел, и тем, кому хотел. Повторяться у него нет желания. И не ждите тут волшебного рецепта, как общаться с сыном или дочкой подростком.

Лучше расскажите про ваш день и ваши события. Это даст понять подрастающему ребенку, что в доме рады любым обсуждениям. И его услышат сразу, как он этого захочет.

Бонус: опосредовано через рассказы можно ненавязчиво формировать мнение подростка по разным темам, высказывать негативные и позитивные реакции на разные события. То есть воспитывать.

Правило №7. Осваивайте новые горизонты

Это самый классный и интересный пункт.

Суть его такова: интересы родителей ребенок изучал до своих лет 10-12. Сейчас у него формируются собственные. И само-то родителям ими заняться.

Пусть дочь или сын расскажет о тенденциях музыки и научит играть вас, родителей, на гитаре. Или увлечет хоккеем. А, может, вы вместе начнете играть в компьютерную игру.

Новая растущая и развивающаяся личность – это же так здорово! Так ищите точки соприкосновения, и в семье не будет разлада.

Приятный бонус: можно открыть для себя действительно что-то классное и удивительное.

Правило №8. Тыл – это дом

Всегда. Безоговорочно.

Дома можно отдыхать, психовать, беситься, смеяться и плакать. Никто не осудит, не наругает, не накажет. Дом – это тыл, куда всегда можно прийти.

Это должен знать и понимать каждый подросток, а задача родителей поддерживать это понимание максимально возможное время.

Правило №9. Самостоятельность +

Всегда давать чуть больше самостоятельности, чем надо. Это поможет избежать насильственного расширения горизонтов и массы проблем.

Пусть мама/папа предложат сделать на лето ирокез, самостоятельно доехать до другого города к бабушке или починить сложную технику. Чем больше возможностей дается подростку, тем меньше он требует и митингует.

Как общаться с подростком? Сложно? Нет. Если делать все осознанно, вдумчиво и понимать: данный вредный и тяжелый возраст когда-нибудь закончится!

Интересные статьи:

 

mn-zd.ru

8 самых сложных тем для разговоров с детьми

Всегда бывает непросто начать с ребёнком разговор на серьёзную и пограничную тему. Сложные отношения в семье, половое созревание, нехватка денег — ребёнок чувствует все эти процессы, вы это видите, но не знаете, как подойти к разговору. Ждать, когда он спросит, или лучше начать самому? Разбираемся, что делать, если поговорить надо, а как — не совсем понятно.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

1. Как говорить с детьми о разводе родителей

Развод родителей — тема болезненная и деликатная. Вокруг неё возникает много вопросов сразу же, как это решение созревает. И столько же — когда ребёнок привыкает жить без мамы или папы. Ответ на вопрос «посвящать ли детей в суть конфликтов между родителями» — нет. Другое дело, когда дома дым столбом, летают табуретки, каждый вечер скандал с мордобоем и дверь стоит аккуратно прислонённая к стеночке. А вот там, где развод родителей падает на ребёнка как «снег на голову», немного другой расклад.

Всем людям, и детям в первую очередь, необходима определённость в вопросах мироустройства. Детям нужно знать, как будет организована их жизнь на ближайшем отрезке. Поэтому, как только решение о разводе принято, надо как можно скорее сообщить детям, каким образом теперь всё будет функционировать. Кто уходит, а кто остаётся, где мы будем жить и на что, останутся ли прежние увеселения или придётся всё бросить. Хотя в нашей довольно мутной и хаотичной реальности родители зачастую забывают вообще сообщить даже о самом факте развода.

Читать дальше


2. Как говорить с детьми о деньгах

Разговоры о деньгах помогут ребёнку не только наполнить копилку мелочью, но и избавят его от тревоги, зародившейся после того, как дедушка стал вслух комментировать новости и использовать слово «нищеброды». Обсуждая, почему копейка рубль бережёт, кроме собственно образовательной задачи мы решаем ещё одну: избавляем ребёнка от лишних эмоций, которыми неизбежно обрастает проблема денег. С раннего детства человек оказывается окружённым экономическими понятиями. Он слушает сказки о богатстве и бедности, близкие говорят о выгоде и тратах, а разбитые предметы почему-то определяются их стоимостью, а не размером. Замалчивать, вообще не говорить про презренный металл, равно как и посвящать каждый семейный ужин вопросам отцовских бонусов — это неверные стратегии. Оба пути ведут к сакрализации денег.

Общий посыл: спокойное отношение. Есть деньги — даём, нет — не даём, но объясняем, что это вовсе не конец света. Может, Мальдивы в этом году как-то обойдутся без нас, но мы можем позвать на бабушкину дачу всех друзей и неплохо провести время, пока бабушка не проснулась. Если ребёнок хочет гаджет, как у одноклассников, то либо мы покупаем без всяких истерик, либо покупаем дешёвый аналог с объяснением: «Пусть пока что он работает только подключённым к духовке, но если мы составим семейный бюджет и хорошенько сэкономим, то в будущем году…»

Читать дальше


3. Как говорить с ребёнком о половом созревании и не выглядеть идиотом

Ещё до разговора о половом созревании очень важно (и мы это подразумеваем), чтобы к шести-семи-восьми годам ребёнок уже знал и то, как происходит размножение человека, и то, что его тело — только его собственное, и никто не должен трогать его без разрешения. Сначала ребёнок должен узнать о созревании, сексе, размножении, любви, обоюдном согласии «абстрактно», пока ещё без эмоций, без личного отношения. И желательно задолго до того, как всё это начнёт с ним в реальности происходить. Теория должна на несколько лет опережать практику, и периодически теорию стоит повторять, проверяя, не забылось ли.

Важно, чтобы разговор о сексе был свободен от стыда. Не от нормального смущения, а именно от стыда как «ощущения ненормальности, грязи, скверны». И слова здесь примерно одни и те же для мальчиков и для девочек — как об удовольствии, так и о безопасности.

Читать дальше


4. Как говорить с детьми о коррупции

Кажется, что дети и так знают, что воровать плохо, а жизнь всё равно заставит брать или давать взятки — «по-другому никак». Но настраивать детей на такой пессимистичный сценарий — деструктивный подход. Основная цель такого разговора — чтобы они задумались. Чтобы, когда вырастут, не рассуждали так: «Да, я в этой ситуации обязательно дам взятку, ну, а как иначе?». Есть очень большая опасность, когда начинают говорить о коррупции страшилками. То есть «кто-то кому-то дал взятку, и все умерли». Плюс не надо ограничиваться Уголовным кодексом, надо обсуждать шире. Это кажется, что проблема юридическая, а на самом деле она социальная. И важно объяснить само определение.

Родителям при детях, особенно за столом, как это у нас часто бывает, не стоит обсуждать, кто кому и что дал, взял, купил. Лучше выбрать какой-то случай и обсудить его с ребёнком. Например, когда вы всей семьёй смотрите новости или кино. Ребёнку стоит сказать: «Вот смотри, герой фильма дал взятку, чтобы его не посадили, но при этом он не виноват. Его отпустили. Как ты думаешь, он правильно поступил?». И надо объяснить, что это не единственно правильный вариант, есть много случаев, когда побеждают честные граждане. А коррумпированных людей привлекают к ответственности.

Читать дальше


5. Как говорить с детьми о смерти

Известно, что дети к шести-семи годам осознают факт конечности жизни. Часто в одиночку, не делясь с родителями, переживают первый «экзистенциальный удар»: чистый животный страх смерти («когда-то наступит такой день, такая минута, когда меня не будет»). В наши дни тема смерти для ребёнка превратилась в оцифрованный квест. В XXI веке среди детских ответов на вопрос «На что похожа смерть? Какой ты её представляешь?» всё чаще встречаются ответы типа: «Смерть похожа на сломанный гаджет»; «Смерть — это терминатор, злой и огромный»; «Смерть — такой киборг с базукой». Поэтому надо научить ребёнка отличать настоящие события и переживания от мнимых. Подчёркивать масштаб и горечь настоящих трагедий, учить сопереживать и поддерживать близких в горе.

Не надо «прятать» ребёнка от похорон, поминок и других ритуальных церемоний: он учится жить в обществе и должен воспринимать смерть как естественное событие, уметь прощаться. Присутствие на таких мероприятиях следует дозировать, но не отменять.

Читать дальше


6. Как говорить с детьми об этике

Этические вопросы необходимо обсуждать, подробно разбирать на семейном совете, при этом наделяя детей полноценным правом голоса в таких дискуссиях. Такие разговоры не должны носить покровительственный характер: «Ладно, я сейчас объясню, как правильно». Например, когда вы говорите ребёнку: «Ты должен быть терпимым по отношению к другим людям», — он, скорее всего, пропустит это «очередное родительское нравоучение» мимо ушей. Но если вы приведёте яркие примеры и поможете ребёнку сделать собственное умозаключение, возможно, он сам решит, что толерантность лучше нетерпимости. Важно, что это будет его собственное мнение. То есть привить ребёнку терпимость легче, не приказав ему быть таковым, а направив к самостоятельному выбору в пользу терпимости.

Ценное умение для родителей — способность «разжечь» дискуссию, сделать так, чтобы разговор стал захватывающим и запоминающимся, а не «потух», не успев начаться. Когда ребёнок озвучит свою точку зрения, спросите, почему он так думает. Задавайте как можно больше вопросов — так вы сможете направлять ход их мыслей. Кстати, короткое слово «почему» (или «зачем») прекрасно подогревает обсуждение.

Читать дальше


7. Как говорить с детьми о войне

Многие считают, что тему войны не стоит поднимать в разговоре с ребёнком. Вроде бы и так всё понятно: по телевизору парад, у памятника Вечный огонь, а к пуговицам детей привязаны георгиевские ленточки. Однако обсудить её всё же нужно, во-первых, потому что проблема, которая касается жизни и смерти, добра и зла, требует проживания и поддержки значимого взрослого. Во-вторых, война до сих пор актуальна для нас.

Многие родители, пытающиеся что-то поведать о народном подвиге, рискуют свалиться вот в такую клюкву: рассказать о том, что война — это пушки (бах-бах!) и все отважно бегут в атаку. А потом звучит громкое «Ура!», и под звуки оркестра героям вручают ордена. Другая крайность — посвятить летние каникулы подробным рассказам об устройстве фашистских концлагерей и описанию сцен каннибализма в блокадном Ленинграде. Важно детям показать именно две стороны: есть и слава, но и другая — грязная, тяжёлая, грустная — тоже есть. Воевать — это работа, и мы чествуем тех, кто её делает, а ещё мы сочувствуем им. Но нужно ли романтизировать её? Вряд ли.

Читать дальше


8. Зачем, когда и как говорить с детьми о политике

Казалось бы, беседы о том, как устроено государство, что такое быть гражданином, что такое быть ответственным, беседы о правах и обязанностях — естественная часть процесса воспитания. В этом и есть наша родительская роль: рассказать, как устроен мир и предложить модели взаимодействия с этим миром.

Если вы не любите нынешнюю власть до зубного скрежета, так и скажите. Но только объясните свою позицию, желательно управляя эмоциями и следя за выражениями. Не перестанет ли ребёнок любить Родину оттого, что мама не любит президента? Нет, Родина — всё же нечто большее, чем кучка людей. Не стоит отождествлять эти два понятия. Вместо навешивания ярлыков, обсуждайте конкретные вещи: налоги, реформу образования, медицину, уборку снега на улицах, скамейки во дворе, что важнее — космическая программа или новые социальные дотации. Самый лучший вариант, когда у вас нет чёткого ответа и есть поле для размышлений.

Читать дальше


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

5 фраз, которые навязывают ребёнку гендерные стереотипы

Скрупулёзный дуршлаг: 7 слов, в которых мы постоянно путаем буквы

6 советов о том, как правильно запрещать

mel.fm

О чем стоит и не стоит разговаривать с подростком


Лиана Хазиахметова

Говорить с подростками сложно, порой стеснительно и, может быть, очень неудобно… Но делать это надо. Если вовремя завести важный разговор, можно избежать многих проблем. Вот некоторые темы, на которые стоит пообщаться детям и родителям.

Темы для разговоров

В книге «Как помочь ребенку повзрослеть» вы найдете 233 страницы с темами для бесед с подростком. Это не значит, что надо обсуждать все. Для некоторых тем ребенок может не созреть, что-то для него вообще не актуально. Смотрите по ситуации: только вы, родитель, знаете, что именно нужно вашему ребенку. Вот несколько универсальных тем, которые будут интересны всем подросткам.


Как помочь ребенку повзрослеть

  • Половая зрелость

Пубертат — непростое время, в течение которого у подростков происходят изменения как внутри, так и снаружи. Все проходят через половое созревание, это естественный процесс, и часто родители не считают нужным касаться этой темы. Между тем у подростка возникает множество вопросов, ответы на которые он пойдет искать в интернете. Что со мной происходит? Нормальны ли изменения, которым подвергается тело?

Дело не только в физических изменениях. Подросток переживает и непростой период в эмоциональном плане. Это и скачки настроения, и смущение. Смущение в связи с изменениями тела — это обычное чувство во время полового созревания. Все нормально: это естественный процесс, через который проходит каждый. Донесите это до подростков и расскажите, что их ждет в физиологическом плане, так им будет намного легче пережить этот период.

  • Первый интимный опыт

Нелегко спокойно отнестись к тому, что ваш ребенок начинает интимные отношения. Если подросток хочет заняться сексом, он, скорее всего, сделает это (независимо от ваших попыток отговорить его). Что вы можете сделать, так это объяснить значимость согласия, уважения друг к другу и порекомендовать контрацептивы. Часто разговор о первом сексе ограничивается темой, как правильно предохраняться. Но это не все, что нужно знать. Объясните также, как важно заручиться согласием партнера, прежде чем приступить к сексу.

  • Алкоголь и наркотики

Многие родители предупреждают детей о вреде алкоголя и наркотиков, но подростки все равно пробуют эти вещества.

Некоторые пробуют наркотики из любопытства. Другие употребляют их под влиянием друзей: они боятся, что их осудят за отказ. Пусть подросток разберется в том, что правильно для него самого, а не что об этом думают окружающие.


Подросток не должен зависеть от мнения друзей. Источник

Для многих людей употребление алкоголя — приятный опыт, разделяемый с друзьями или семьей, но с ним связаны риски, о которых подросткам нужно знать. Объясните ребенку, что не стоит употреблять алкоголь за компанию с друзьями или потому, что все делают это. Алкоголь не поможет избавиться от тревоги или справиться с волнением. Вот еще советы, как поговорить с ребенком на эту тему.

1. Не делайте алкоголь запретной темой. Постарайтесь открыто поговорить с подростком об алкоголе, желательно до того, как он впервые попробует спиртное. Если есть случаи алкогольной зависимости родственников, нужно честно об этом рассказать.

2. Запрет на употребления алкоголя может сделать его более привлекательным. Лучше признать, что у подростка может возникнуть желание выпить, но дайте понять, что ожидаете от него разумного поведения.

3. Пусть примером будет ваше ответственное употребление алкоголя.

Самооценка влияет почти на все, что происходит в жизни человека: на отношения с другими людьми, учебу, работу, поэтому очень важно высоко ценить и принимать себя. Учите подростка думать о себе в положительном ключе, хвалить себя. Пусть он с благодарностью принимает комплименты от других людей. Важно не говорить себе неприятные вещи, относиться к себе так, как к своему лучшему другу, — с добротой и уважением. Прокачать уверенность в себе поможет книга для подростков «Ты сильнее, чем ты думаешь». Формировать стабильную самооценку важно как можно раньше.


Ты сильнее, чем ты думаешь

Родители могут помочь подростку повысить самооценку на своем примере. Находясь рядом с подростком, поздравьте себя, если что-то получилось удачно. Говорите о себе хорошо. Постоянно упоминайте положительные личные качества и достижения подростка. Поделитесь своим опытом выстраивания самооценки: это поможет усилить устойчивость и понять, что мы все время боремся за высокую самооценку.

Стоп-темы

В каждой семье ситуации разные. Возможно, вам удалось настроить общение таким образом, что нижеперечисленные темы не будут вызывать у ребенка чувства отторжения. Что ж, поздравляем вас с этим! «Стоп-темы» не означают, что вы вообще не должны общаться с подростком по этому поводу. Просто разговоры на эти темы наверняка будут восприняты остро, будьте к этому готовы.

  • Личные переживания

«Расскажи, что случилось!» — звучит, как ультиматум, а не приглашение к общению. Не настаивайте на личных разговорах, лучше дайте понять, что будете готовы выслушать ребенка, как только он захочет поговорить.


Выберете подходящий момент для разговора. Источник

Часто родители критикуют детей за чувства. Например, подростку было слишком весело в школе и учителя пожаловались на его поведение, или он не хочет делать уроки, или терпеть не может ездить на дачу. Это все не поводы для критики. Лучше поинтересуйтесь, знает ли он нормы этики, почему учитель для него — не авторитет. Не перегружают ли его в школе, чего он хочет добиться в жизни. И почему, наконец, ему не нравится ездить за город. Вообще мы слишком редко начинаем вопросы со слова «почему», между тем это как раз то слово, которое способно вывести ребенка на разговор о личном.

Возможно, ваши предположения насчет плохого влияния друзей обоснованы. Но подростки не слушаются родителей, когда те запрещают дружить с кем-то. Наоборот, запрет, скорее, сплотит друзей. Лучше поделитесь своими чувствами, ощущениями от встречи с подростком, который не нравится вам, но нравится вашему ребенку. Объективное мнение повлияет гораздо больше, чем придирки и запреты.

  • Одежда, внешность

Подростковые годы — отличное время, чтобы пробовать и экспериментировать с одеждой и внешностью, как бы это нам ни нравилось. Вместо критики лучше поговорите с ребенком о том, что его внешность транслирует в мир. К примеру, подросток любит одеваться во все черное, а в душе он яркий и общительный. Хочет ли он, чтобы он казался замкнутым?


Подростки могут преподнести большие сюрпризы. Источник

В книге «Как помочь ребенку повзрослеть» авторы предлагают начать разговор со следующих слов: «Возможно, у нас часто возникают разногласия из-за того, что ты носишь или как выглядишь. Все потому, что мы сосредоточены на том, что скажут окружающие, не осудят ли твою внешность. А тебе важнее творчество, индивидуальность, принятие друзей. Давай спокойно обсудим твои цели и вместе взвесим, какие из них наиболее важны в конкретной ситуации».

  • Карманные деньги

Карманные деньги — это личные деньги подростка. Он может их откладывать на большую покупку, а может тратить на жвачки и шоколадки. Не пытайтесь контролировать, куда уходят эти деньги (разумеется, если речь не идет о покупке запрещенных средств). Но вы всегда можете стимулировать подростка не тратиться впустую. Например, предложите ему накопить половину стоимости вещи, которую он мечтает купить, а половину добавите вы. Также привить финансовую грамотность поможет блокнот «Твои финансы». Планировать, копить, тратить с умом надо тоже учить.


Твои финансы

Разговаривайте с ребенком, как со своим другом, и у вас все получится!

Обложка поста: pixabay.com

deti.mann-ivanov-ferber.ru

Беседа с подростками на тему "Пойми, как ты взрослеешь"

Беседа на тему «Пойми, как ты взрослеешь»

Цель: профилактика отклоняющего поведения

Задачи:

  1. раскрыть сущность процесса взросления;

  2. дать рекомендации по саморазвитию;

  3. показать значимость правильного выбора развития жизненного пути в подростковом возрасте.

  4. способствовать развитию позитивного представления о себе.

  1. Мотивация и целеполагание

Добрый день, девочки и мальчики! Сегодня я хочу построить с вами общение под таким заголовком «Пойми, как ты взрослеешь».

Считаете ли для себя эту тему востребованной и актуальной?

Оформите свои пожелания. Что в данной теме для вас представляет особый интерес.

Сбор пожеланий (под запись)

  1. Информационная часть беседы

Подростковый возраст благоприятен для развития личности, изменений к лучшему; молодой человек как бы начинает жизнь с «чистого листа» и имеет прекрасный шанс избавиться от своих детских проблем. С другой стороны, одновременно повышается и риск возникновения новых сложностей и отклонений в развитии. Как бы то ни было, это возраст повышенной пластичности, готовности изменяться, развиваться и накапливать новый жизненный опыт. А уж как именно будут использованы эти возможности, обратите ли вы их себе во благо, зависит, прежде всего, от вас.

Одним из центральных моментов психологического развития в подростковом возрасте оказывается формирование так называемого «чувства взрослости». Молодой человек остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует от окружающих признания этого. Например, стремится получить равные с взрослыми права, обрести независимость.

Чувство взрослости проявляется по-разному:

Подражание внешним признакам взрослости. Оно проявляется в стремлении вести себя как взрослый: самостоятельно зарабатывать, не отчитываться все время перед взрослыми о месте своего нахождения и т.п. Но зачастую это подражание принимает довольно глупые формы.

Личностная зрелость. Главный признак ее достижения – это желание и готовность человека нести ответственность за свои поступки и решения. Помимо ответственности. Личностная зрелость подразумевает активность и инициативность, способность контролировать свои эмоции, порядочность, готовность смотреть на окружающую действительность не только со своей позиции, но и с точки зрения других людей.

Подражание качествам «настоящего мужчины», настоящей женщины». У мальчиков, например, в связи с этим очень ценится сила, ловкость, выносливость, воля, верность своему слову, уверенность в себе, независимость, активность.

Интеллектуальная зрелость. При переходе к взрослости качественно меняются мыслительные возможности, человек становится способен оперировать абстрактными понятиями. Естественно, это происходит тога, когда молодой человек продолжает развивать свой ум, а не «застревает» на уровне детских суждений. Условие, необходимое для такого развития – включение человека в деятельность, требующую от него проявления интеллекта.

Первые проявления чувства взрослости часто выглядят довольно странным образом: подросток начинает вести себя откровенно вызывающе, будто бы предъявляя «свою волю» окружающим. Чаще всего противоречия между подростками и взрослыми проявляются в таких мелочах как: во сколько приходить домой, как распоряжаться своим свободным временем.

Общее психологическое развитие подростка происходит по средствам физического развития, развития познавательной эмоциональной сфер, а также развития морали.

На фоне взросления подростку открывается свой внутренний мир. При переходе к взрослости внутренний мир с его мыслями и переживаниями становится почти осязаемым. Вдруг начинаешь осознавать, что свой жизненный опыт набираешь ты сам, и это важнейшая часть того, чем ты обладаешь. В результате активно развивается самосознание, то есть «чувство Я»

Своевременное формирование «чувства Я» - важное условие дальнейшего благополучного развития. Ведь если у молодого человека не взросло ядро личности, нет ясных представлений о самом себе и своем месте в мире, то в дальнейшей жизни ему придется нелегко. Вместо того, чтобы ставить перед собой реалистичные цели и добиваться успехов, такой человек оказывается, в лучшем случае, «вечным мечтателем», не приспособленным к реальной жизни и беспомощным в «земных» делах.

Что делать, чтобы саморазвитие протекало благополучно?

  • Не «замыкаться» на какой-то социальной роли, а пробовать себя в разных. Ведь тот, кто ставит знак равенства между собой и какой-то единственной жизненной позицией (рассуждая, например, так: «Я - сноубордист или Я – ITник, и в этом моя сущность!») чаще всего останавливаются в своем развитии)

  • Относиться к своей жизни как к уникальному и ответственному эксперименту, главная цель которого – получать и осмысливать опыт.

  • Не просто участвовать в тех событиях, которые происходят в твоей жизни, но и задумываться над их смыслом.

  • Всегда, когда возможно, соотносить происходящие в жизни события с результатами собственных усилий, а не каких-то случайных, независящих от тебя обстоятельств. Иными словами, брать на себя ответственность за то, что происходит в жизни.

  • Мысленно «перебрасывать мостик» между настоящим и будущим. Мечтая о чем-то далеком и строя честолюбивые планы, всегда ставь перед собой вопрос: а что можно сделать уже сейчас, чтобы желаемое воплотилось в реальность?

Представления о себе носят двойственный характер. С одной стороны, у человека есть знания о ом, каков в реальности, какими качествами обладает (Я-реальное). Но с другой стороны, есть и некий идеал – представление о том, каким следует быть (Я-идеальное).

Я-реальное и Я-идеаьное обычно совпадают далеко не полностью. Большинство людей, особенно из числа умных, не вполне удовлетворены собой и желают быть лучше, чем они есть. И это вполне нормальное состояние, без которого невозможно саморазвитие.

Когда возникает сильное противоречие между тем, как человек себя воспринимает, и тем, каким ему хотелось бы быть, это сопровождается переживанием тревоги, дискомфорта и даже отвращения к самому себе. Как следствие, возникает желание снизить это противоречие, привести реальное в соответствие с желаемым. Какими путями может быть достигнут такой результат?

  • Через деятельность, будь то учеба,, труд, спорт или какая-то иная форма самосовершенствования. Это дает возможность «подтянуть» свои реальные возможности до желаемых. Но как только желания становятся реальностью, нужно ставить перед собой новые, более высокие цели. Жалок тот человек (особенно молодой), который уверен, что достиг всего, о чем мечтал, и больше ему не к чему стремиться. Он прекращает развиваться, начиная вместо этого деградировать.

  • Через изменение Я-идеального, т.е. снижение уровня той «планки», которую подросток поставил перед собой. Бывает, что идеал выбран столь высокий, что он в принципе недостижим. Тогда такое изменение пойдет во благо: чем тратить силы на стремление к тому, что все равно достигнуто не будет, продуктивнее поставить перед собой более реалистичные цели. Но очень часто случается и так, что в результате «снижения идеалов2 человек просто перестает стремиться к самосовершенствованию – дескать, и так прожить можно …

  • Через изменение Я-реального, т.е. представлений о том, каков ты есть. Этот путь самый легкий, но … иллюзорный.

Представления о себе могут носить как позитивную, так и негативную окраску. Если человек, воспринимает себя позитивно, то он обладает высокой самооценкой, если же – негативно, то его самооценка находится на низком уровне. Тот, кто обладает высокой самооценкой, имеет больше шансов достигнуть успеха, ибо представления о самом себе во многом предопределяют и его реальные достижения.

  1. Практическая работа. Тест на самооценку

Инструкция 1: Из предложенного списка качеств, выбери 10 качеств, которые тебе нравятся и запиши их в левую колонку. Потом выбери другие 10 качеств, которые тебе не нравятся и запиши их в правую колонку.

Инструкция 2: Отметьте галочками качества и в левой и в правой колонке, которыми вы обладаете.

Инструкция 3: Из количества отмеченных в левой части таблицы качеств вычтите количество качеств, отмеченных в правой части. Полученная разность – это показатель самооценки.

Список качеств в приложении

  1. Завершение работы

А теперь вернемся к вашим запросам и ожиданиям. Оцените степень достижения ваших запросов и ожиданий.

Приложение.

Список качеств:

Аккуратность Педантичность

Беспечность Подозрительность

Вдумчивость Принципиальность

Вспыльчивость Поэтичность

Восприимчивость Презрительность

Гордость Радушие

Грубость Развязность

Жизнерадостность Рассудочность

Заботливость Решительность

Зависимость Сдержанность

Застенчивость Сострадательность

Завистливость Стыдливость

Злопамятность Терпеливость

Искренность Трусость

Изысканность Уверенность

Капризность Увлекаемость

Легковерие Упорство

Медлительность Уступчивость

Мечтательность Холодность

Мнительность Энтузиазм

Мстительность

Настойчивость

Нежность

Непринужденность

Нервозность

Нерешительность

Несдержанность

Обаяние

Обидчивость

Осторожность

Отзывчивость

Приложение.

Список качеств:

Аккуратность Педантичность

Беспечность Подозрительность

Вдумчивость Принципиальность

Вспыльчивость Поэтичность

Восприимчивость Презрительность

Гордость Радушие

Грубость Развязность

Жизнерадостность Рассудочность

Заботливость Решительность

Зависимость Сдержанность

Застенчивость Сострадательность

Завистливость Стыдливость

Злопамятность Терпеливость

Искренность Трусость

Изысканность Уверенность

Капризность Увлекаемость

Легковерие Упорство

Медлительность Уступчивость

Мечтательность Холодность

Мнительность Энтузиазм

Мстительность

Настойчивость

Нежность

Непринужденность

Нервозность

Нерешительность

Несдержанность

Обаяние

Обидчивость

Осторожность

Отзывчивость

infourok.ru