Как улучшить дикцию и голос: Как улучшить дикцию. Шесть упражнений.

Содержание

Как улучшить дикцию. Шесть упражнений.

Друзья, добрый день. Я – Кирилл Плешаков-Качалин, руководитель «Школы природного голоса». Чтобы улучшить свою дикцию, достаточно выполнять упражнения по 5 минут в день в течение месяца. Сейчас я вам покажу эти упражнения. Начните заниматься, и первые результаты вы почувствуете уже через несколько дней. А через 3-4 недели ваша дикция станет просто блеск, и ваш голос будет звучать четко и внятно, даже в самых волнительных ситуациях! Я имею в виду выступления перед большой аудиторией, ответственные переговоры и так далее.

Что такое дикция

Дикция — это произношение гласных и согласных звуков.
Какие органы участвуют в этом процессе?

Язык. Нёбо. Губы.

Да, я намеренно не упоминаю здесь голосовые связки, потому что они формируют сам голос, тембр. А вот гласные и согласные звуки создаются уже выше горла и связок, на уровне мягкого нёба, языка и губ. Поэтому сегодня мы с вами займемся тренировкой именно этих органов.

Начнем с нёба и языка. Чтобы они работали еще лучше, мы смыкаем губы. Да, мы просто отключаем губы из процесса артикуляции.

Первое упражнение для дикции

Чревовещатель

Сомкните губы. И начните активно произносить текст. Любой. 😊 Например: «У Лукоморья дуб зеленый. Златая цепь на дубе том. И днем, и ночью, кот ученый, все ходит по цепи кругом». Зубы при этом разомкнуты. Челюсть, язык и нёбо – активно работают. Вероятно, поначалу вы услышите только мычание. Это нормально. Продолжайте произносить текст. Через пару дней, вы почувствуете, что даже несмотря на сомкнутые губы, и гласные, и согласные у вас становятся различимыми.

Выполняйте это упражнение по 1 минуте в день. Читайте вслух с сомкнутыми губами любые стихи или прозу. Можете Пушкина или кто вам больше нравится. 😊

Второе упражнение для дикции

Демосфен

Помните историю оратора Демосфена? Он набирал камни в рот, и произносил речь с камнями во рту для тренировки. Сейчас многие актеры и певцы тренируют дикцию при помощи пробки из-под вина. Алкоголь, кстати, негативно влияет на дикцию. 😊 А вот пробка из-под вина – позитивно.

Поэтому следующее упражнение. Губы – разомните. Зажмите пробку из-под вина между зубов. И также активно произносите текст в течение минуты. Можно продолжить читать Пушкина. 😊

Если сейчас нет под рукой чистой пробки, не страшно, купите при случае бутылку вина. 😊 Пить вино не обязательно, но произносить тексты с пробкой во рту – желательно, если вы хотите блестящую дикцию. 😊

Третье упражнение для дикции

Кривляние

Сейчас мы работали в первую очередь с нёбом и языком. Теперь подключим губы. Вообще губы должны быть расслабленными, но не вялыми! И не зажатыми, конечно!

Поэтому следующее упражнение – КРИВЛЯНИЕ.

Активно подвигайте губами и языком в разные стороны. 😊 И произносите при этом любые гласные звуки. Попробуйте прямо сейчас. Достаточно покривляться таким образом 8-10 секунд, чтобы привести в порядок губы и убрать лишнее напряжение с лица и челюсти.

Четвертое упражнение для дикции

Гласные

Продолжаем работать с губами. Будем произносить гласные «и», «о», «у», максимально вытягивая губы. И плавно понижая при этом тон голоса, на одном дыхании. «И» — высоко, «О» — ниже, «У» — уходит в самые нижние ноты вашего диапазона. Это упражнение выполняем 8 раз.

Пятое упражнение для дикции

Согласные

Хорошие упражнения? Нравятся вам? 😊 Простые и эффективные. Но где же скороговорки, спросите вы? Говорят ведь, что для тренировки дикции нужно произносить скороговорки.

Я вам так скажу. Сам я никогда не тренировал скороговорки. Делал только упражнения выше. Но когда меня просят озвучить скороговорку, я могу сделать это сходу без особых проблем. 😊Дело в том, что когда основные артикуляционные мышцы в тонусе, вы можете четко произнести любые сочетания звуков. А скороговорки используются уже для точечной коррекции каких-то конкретных проблем. Допустим, если не получается сочетание «ждр» или «птк». Здесь у всех здесь бывает по-разному.

Сейчас я покажу еще два упражнения. На сложные сочетания согласных и дам скороговорку о любви! 😊

Начнем с сочетаний согласных. Возьмем для примера сочетание «стр». Вы можете взять любое другое, которое вам актуальнее. Добавим к этому сочетанию последовательность гласных «у-о-а-э-и-ы».

И произнесем таким образом: «СТРУ-СТРО-СТРА-СТРЭ-СТРИ-СТРЫ».

Вначале медленно, четко, а потом, увеличивая темп, и акцентируя по очереди каждый слог.

Сложные сочетания согласных вы можете найти в интернете или придумать сами. 😊 Просто приставляйте к ним гласную, и произносите четко.

Шестое упражнение для дикции

Скороговорка о любви

Ну а теперь о любви! 😊 Скороговорка о любви. 😊 Скороговорки, аналогично сложным сочетаниям согласных, вы можете найти в интернете, в зависимости от того, какие звуки у вас вызывают большую сложность. Я предлагаю вам начать с такой.

На мели мы лениво налима ловили.
И меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили?
И в туманы лимана манили меня.

По каждой скороговорки общие рекомендации такие.

  1. Поймите смысл. О чем там идет речь. Это очень важно. 😊
  2. Произнесите медленно, спокойно.
  3. Плавно увеличивайте темп и доводите до максимально быстрого.

Попробуйте про любовь в тумане произнести? Прямо сейчас. 😊 Отлично! Вы молодец!

Теперь вы знаете шесть базовых упражнений для дикции. Выполняйте их в течение дня, в любое время. Достаточно 5 минут на всю тренировку! И уже через несколько дней вы почувствуете результаты! А кто-то может быть и сразу! 😊

И у вас уже точно не будет как в том анекдоте про радио. 😊

— Как вас взяли на радио с такой дикцией? У вас там что, блат?
– Нет, сестЛА. 😊

Но вообще дикция – только одна из характеристик голоса, которую мы с вами можем улучшить. Причем, не самая значимая. 😊 Гораздо важнее тембр, интонация и звукоизвлечение. Над этим тоже можно работать.

Я приглашаю вас узнать подробнее про онлайн-курс «Голос на миллион 2.0», где мы помогаем раскрыть природную красоту, силу и четкость голоса, занимаясь по 20 минут в день в течение 30 дней, с обратной связью и моей личной поддержкой.

Щелкните кнопку ниже и обязательно послушайте голоса до и после. 😊

Улучшить дикцию с логопедом в Набережных Челнах

Дикция – это четкое и внятное произношение слов, что достигается с помощью правильной артикуляции. Правильная артикуляция во многом зависит от степени тренированности органов, участвующих в воспроизведении речи – языка, губ, альвеол, неба. Наличие безупречной отчетливой дикции – неотъемлемое условие для представителей многих профессий – актеров, ведущих, журналистов, медийных персон, переводчиков.

Овладение ораторским искусством – долгий кропотливый процесс. В древние времена оратор, выступающий перед публикой, пользовался огромным почетом и уважением, поэтому люди, поставившие себе цель завоевать любовь толпы и освоить методики управления ею посредством голоса, тренировались долгие годы, пытаясь довести свое произношение до совершенства. В этом плане поучительна история великого мастера слова – оратора Демосфена из Древней Греции. 

Демосфен с детства отличался заметными дефектами речи – он картавил, заикался, проглатывал звуки, поэтому его первые выступления на трибуне потерпели сокрушительное фиаско. Однако он не отчаялся, а начал работать над собой, упорно тренируя органы артикуляции и совершенствуя свою речь. Известно, что для достижения успеха он набирал в рот гальку, чтобы говорить чисто и ясно, старался перекричать шум прибоя для развития силы и динамики голоса. 

Еще одной техникой для исправления дефектов речи стало громкое декламирование стихов при подъеме в гору. Благодаря упорному труду, вере в себя и эффективным методикам, Демосфен не только исправил свою дикцию, но и стал величайшим оратором, имя которого хорошо известно и поныне.

Конечно, сейчас вряд ли кто будет набивать рот камнями, чтобы улучшить речь, но выразительное чтение стихов – отличный способ поработать над своим произношением. Кроме этого существует множество методик развития дикции:

  • чтение вслух;
  • произнесение скороговорок;
  • артикуляционная зарядка;
  • тренировка дыхания;
  • массаж.

Многие из этих техник можно выполнять самостоятельно, однако для более эффективного и быстрого результата лучше обратиться к квалифицированному специалисту, который не только грамотно проведет диагностику проблем речи, но и разработает индивидуальную систему коррекции и развития речи в каждом индивидуальном случае.

Хорошая четкая дикция – это совместная работа многих органов и систем организма, составляющих речевой аппарат, поэтому сбой любого звена может привести к появлению дефектов при разговоре.

Речевой аппарат формируют органы:
  • дыхания;
  • артикуляции;
  • слуха;
  • центральной нервной системы.

Неправильное функционирование этих систем неизбежно отразится на четкости произношения звуков.

Причины плохой дикции:
  • слабо развитые мышцы органов артикуляции;
  • проблемы с зубами;
  • короткая уздечка языка;
  • дефекты слуха;
  • сбои дыхания;
  • заболевания ЦНС.

Причины, вызывающие неправильное произнесение звуков, могут иметь врожденное или приобретенное происхождение, поэтому так важно перед началом тренировок обратиться за профессиональной помощью к речевому терапевту. Только под пристальным наблюдением врача-логопеда, благодаря своевременной корректировке лечения и комбинированному применению различных методик можно навсегда избавиться от досадных дефектов речи.

Для поддержания эффекта занятий с логопедом и ускорения процесса коррекции дикции необходимо заниматься дома, причем делать это надо систематически и планомерно, не откладывая на потом. Только постоянная работа принесет ощутимые результаты.

Занимаясь самостоятельно, следует помнить, что только комплексный подход поможет справиться с неправильным произношением. Для этого необходимо выполнять ряд упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, и отрабатывать произношение проблемных звуков.

Упражнения для дикции.
  • Тренировка органов артикуляции.
  1. Сомкнутые губы вытянуть трубочкой и удерживать 5–10 сек.
  2. Пытаться дотянуться языком до носа или подбородка.
  3. Надувать щеки с сомкнутыми губами.
  4. Зевать с закрытым ртом.
  • Отработка отдельных звуков.
  1. Тянуть гласные звуки пока хватит дыхания.
  2. Выговаривать согласные без голоса «со взрывом» (п-б, к-г, д-т). Добавлять в них гласные (бу-пу, ко-го, ты-ды и т. д.).
  3. Произносить звукосочетания и бессмыслицы (бдго, кпты, ввгггрннп, ццврррнккгш и т. д.), отчетливо проговаривая середину.
  • Отработка фраз и предложений
  1. Быстро проговаривать скороговорки.
  2. Декламировать стихи.
  3. Повторять сложные труднопроизносимые словарные слова.

Для достижения лучшего эффекта можно во время упражнений зажимать зубами пробку, добавляя нагрузку на мышцы речевого аппарата.

Эти и другие эффективные упражнения могут использовать все, кто хочет улучшить свою дикцию и усовершенствовать свои речевые навыки. Чтобы достигнуть максимального эффекта за короткие сроки, целесообразно обратиться в Центр восстановительной медицины г. Набережные Челны для получения консультации и специально разработанной методики занятий, подходящей именно вам. 

Записаться на прием к логопеду можно по телефону: +7(953) 482-66-62 или через сайт, здесь  же можно ознакомиться с ценам и услугами, предоставляемыми клиникой.

Упражнения для дикции | Все статьи | Планета талантов

Уверен, не стоит вас убеждать, дорогие читатели, в том, что красивая, наполненная, объёмная, понятная речь — это залог вашего успеха в коммуникации с окружающими людьми на протяжении всей жизни. Известно, что приблизительно 30% людей в мире имеют заметные проблемы с дикцией и артикуляцией. 

 Что же такое правильная речь?

Под правильной речью и хорошей дикцией понимается четкое и отчетливое произношение всех звуков языка, на котором изъясняется говорящий. Всё это обеспечивается путём верной артикуляции каждого из звуков в словах и фразах. Полуоткрытый рот, малоподвижные мышцы нижней челюсти, вялый язык, неправильное дыхание делают нашу речь малопонятной, а в результате неубедительной. 

 Как улучшить дикцию?

Дикция – понятие достаточно обширное, которое содержит в себе такие составляющие как дыхание и артикуляция.

 Дыхание

Несомненно, основой нашей речи является наше дыхание, согласитесь, без него мы не можем произнести ни звука. Во время продолжительного разговора или произнесения текста мы сталкиваемся с проблемой нехватки дыхания, речь становиться сбивчивой, не выраженной, обрывистой. Справиться с этим можно, если тренировать диафрагму. Начать необходимые упражнения можно с надувания воздушного шарика. Далее перейти к упражнениям на длинные гласные. Гласные необходимо тянуть на выдохе через рот, увеличивая с каждым разом длительность выдоха. Со временем можно выйти на 20-30 секунд. Данное упражнение можно усложнять повышением и понижением голоса.

Так же можете воспользоваться другими упражнениями на развития правильного речевого дыхания:

  • Счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три…), постепенно увеличивать счет до 10-15, 
  • Обратный счет (десять, девять, восемь…),
  • Пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе и др. 

 Скороговорки для дикционных упражнений

Мы знакомы со скороговорками с детства. Это предложения, в которых выстроен определенный ритмический рисунок, где слова выстроены на основе труднопроизносимых согласных и гласных звуках. Использование различных скороговорок при достаточной регулярности даёт хорошие результаты в работе над исправлением дикции. Для начала, возьмите простые, легкие для произношения скороговорки. Переходите к более сложным только тогда, когда будете уверены, что добились максимально четкого воспроизведения всех звуков в словах. Можете изменять темп произношения от медленного к быстрому, но не забывайте о чётком, членораздельном, внятном произношении.

Следующий этап  — усложнение, добавление препятствия при произношении той или иной скороговорки. Вы можете использовать винную пробку, зажмите её между зубами и произносите скороговорки от простых к сложным. Делайте данное упражнение, пока не поймете, что добились достаточно внятного произношения и общий смысл скороговорки стал понятен окружающим. Далее такие упражнения можно сочетать с бегом, ходьбой и любой другой имитацией действий, например рубкой леса и др. Найти необходимые скороговорки можно в любом количестве в сети интернет.

 Артикуляционные упражнения

1.                  Упражнения, развивающие мышцы нижней челюсти:

Для тренировки речевого аппарата используйте голосовые упражнения «Стон» и «Гудок». Не забывайте об упражнениях на развитие подвижности органов артикуляции, в частности упражнения для развития подвижности нижней челюсти. Работу над усилением мышц нижней челюсти стоит делать до момента, пока не появится ощущение свободы в этих мышцах. 

2.               Упражнения для развития подвижности губ:

Вялые и неподвижные губы отрицательно влияют на чёткое произношение многих согласных и гласных звуков, поэтому тренировка их подвижности дело немаловажное. 

Нарочитое растягивание, округление, вытягивание, смыкание и другие физические манипуляции с губами во время работы со звуками, словами, текстом неотъемлемая часть работы с нашим речевым аппаратом. Во время чтения вслух любых текстов обращайте внимание, чтобы губы обязательно активно участвовали в процессе звуко- и словообразования.

3.               Упражнения на развитие мышц языка:

Язык, как и губы, принимают такое же важное участие в образовании звуков и слов. Отчетливая речь обеспечивается в основном согласными звуками, а согласные звуки в большинстве своем образуются при помощи языка в сочетании с зубами и нёбом. Умение быстро переключаться с одной согласной на другую при их стечении важный навык, который необходимо развивать, подбирая соответствующие упражнения. Выбирайте для упражнений такие слова, в которых стекаются две, три и четыре согласных. Также вам помогут скороговорки.

В работе над дикцией и артикуляций не пренебрегайте упражнениями, тренирующими мышцы нёба. Упражнения на обнаружение и закрепление центрального речевого голоса, как и упражнения на освобождение от мышечных зажимов помогут вам определить, при каком положении аппарата голос звучит наиболее убедительно, чётко и красиво.

Работайте над развитием диапазона голоса и его усилением. При этом вы должны знать, что сила нашего голоса в основном зависит от интенсивности дыхания, и в меньшей степени от напряжённой гортани и нагруженных или напряженных связок. Не забывайте об упражнениях развивающих правильную интонацию. В этом вам может помочь гекзаметр, составленный А. В. Прянишниковым «Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении…» (см. в интернете по первой строчке данного гекзаметра).

Общие рекомендации

·         Регулярно выполняйте все рекомендуемые упражнения, от частоты занятий зависит успех в достижении цели даже в самом безнадёжном случае;

·         Делайте каждое из упражнений не менее 5 минут, переходите к следующему после того, как убедились, что освоили данное упражнение;

·         В работе над дикцией и артикуляцией всегда переходите от простого материла к сложному;

·         Используйте различные средства записи/воспроизведения, чтобы была возможность слушать/смотреть вашу работу в действии и в дальнейшем, анализируя, корректировать упражнения, двигаясь к намеченной цели;

·         Старайтесь заниматься с педагогом: взгляд со стороны важная составляющая успеха! Запишитесь на курсы актерского мастерства.

Удачи в работе над собой!

Автор: Режиссер и актер Московского драматического «Театра на Малой Бронной», Театра им. М.А. Булгакова. Преподаватель актерского мастерства и сценической речи школы «АРТ Проект» О. Н. Ларченко

Дикция и артикуляция

В этом уроке подробно остановимся на теме дикции и артикуляции. Ранее мы эту тему затронули в контексте влияния на основные характеристики и свойства голоса и выяснили, что хорошая дикция и адекватная артикуляция способствуют улучшению практически всех характеристик голоса – тембра, подвижности, полетности и т.д.

На этот раз мы поговорим о хорошей дикции как самодостаточной ценности. Цель урока – разобрать основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению.Мы изучим рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского.

Также мы вкратце разберем методики исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.

Содержание:

Наши задачи ясны, а цели понятны, поэтому приступим!

Улучшение дикции и артикуляции как путь к красивой речи

Для начала напомним вкратце материал предыдущих уроков. Артикуляция – это совокупность работы органов речи при генерации звуков речи. Четкая артикуляция звуков зависит от степени натренированности активных органов речи, прежде всего, языка и губ.

Дикция – четкое произнесение гласных и согласных звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, на котором вы говорите или поете в данный момент. От дикции напрямую зависит то, насколько понятна и энергична наша речь.

Вот наши органы артикуляции в общем виде:

А вот подробная схема расположения мышц, участвующих в артикуляции:

Как говорил Станиславский, хорошая дикция для устной речи – это как красивый почерк для письменной. Четкое произношение позволяет актеру донести свой месседж до зрителя. Однако это касается не только общения актера со зрителями.

Любая коммуникация – лектора с аудиторией, начальника с подчиненными, родителей с детьми, просто собеседников – предполагает донесение каких-либо мыслей и идей до собеседника или аудитории. Поэтому мысли должны быть оформлены понятно и столь же четко и понятно озвучены.

Красивое четкое звучание – это не просто дар природы, который дается либо не дается человеку. Дикция имеет свои компоненты, с которыми можно работать, как со всеми сразу, так и по отдельности с каждым.

Компоненты дикции:

  1. Правильная артикуляция – адекватность положения органов артикуляции схеме извлечения требуемого звука. Другими словами, для произнесения буквы «а» язык, губы, небо занимают одно положение, для буквы «э» – другое, для «у» – третье. И так по всем гласным и согласным.
  2. Отчетливая артикуляция – точность произнесения звуков и слогов в составе слов. От этого зависит разборчивость устной речи и правильность ее понимания слушателями. Четкость произнесения звуков зависит от натренированности артикуляционного аппарата, следовательно, с этим тоже можно работать.
  3. Манера произношения – присущий человеку способ выговаривать (произносить) те или иные слова, тянуть или сокращать слоги, говорить быстро или медленно. Также к характеристике манеры произношения относятся слова-паразиты и различные призвуки в середине, начале и/или конце фразы.

Хорошая дикция – это не просто залог правильного понимания нашей речи окружающими, но и показатель внешней культуры речи. В контексте нашего курса это один из важных аспектов, над которым стоит поработать, чтобы добиться красивого звучания.

Станиславский посвятил развитию дикции и речи несколько разделов своей книги «Работа актера над собой» [К. Станиславский, 2017]. Мы укажем на самое главное из этой работы, что может позаимствовать из актерской практики любой человек, чтобы научиться правильно артикулировать и развить красивую отчетливую речь. Начнем с дыхания.

Упражнения на дыхание:

  1. Открыть рот, но вдохнуть и выдохнуть носом. Повторить 10 раз.
  2. Руку положить на брюшной пресс, сделать медленный вдох носом, затем медленный выдох через рот сквозь чуть раскрытые губы. Рукой нужно чувствовать подвижность диафрагмы. Повторить 5 раз.
  3. Правую ноздрю закрыть пальцем, сделать 5 вдохов-выдохов через левую ноздрю. Повторить с левой ноздрей.
  4. Вдыхать через нос и прижимать пальцы к крыльям носа с целью создания препятствия воздуху.
  5. Вдохнуть и резко выдохнуть через нос. При выдохе втянуть живот.

Как и в любом виде деятельности, направленном на улучшение физических характеристик человека (спорт, танцы, прочее), нужна разминка. Развитие дикции и речи – не исключение.

Артикуляционная разминка:

  1. Высунуть языка далеко вперед, затем вернуть его в рот как можно глубже. Повторить 5-7 раз.
  2. Потрогать языком каждую щеку изнутри (вправо-влево). Повторить по 10 раз для правой и левой стороны.
  3. Закрыть рот и провести языком по зубам изнутри по часовой стрелке и обратно (по 20 раз).
  4. Высунутым изо рта языком крутить по часовой стрелке и обратно (по 10 раз).
  5. Губы вытянуть «трубочкой», задержаться так на 3-5 секунд и растянуть их в широкой улыбке, тоже задержавшись на 3-5 секунд. Повторить 7-10 раз.
  6. Надуть щеки и начать «катать» воздух во рту по кругу. Сделать по 5 кругов в каждую сторону.
  7. Размять мимические мышцы лица – сделать страшную, смешную, грустную рожицу, выпучить глаза, надуть щеки. Допускается импровизация.

Артикуляционная разминка позволяет разогреть все органы, участвующие в артикуляции, и подготовить их к нагрузкам и упражнениям.

Упражнения для дикции:

  1. Произнесение по очереди взрывных парных согласных «б-п», «т-д», «к-г» сначала по одной, потом с мягким знаком, потом с гласными.
  2. Произнесение отдельных гласных с контролем правильного положения артикуляционного аппарата, а затем их сочетаний «а-и», «а-о», «а-у» и любых других.
  3. Произнесение парных взрывных согласных через гласную: «бу-бу-бу-буп», «ба-ба-ба-бап», «бо-бо-бо-боп» и т.д.
  4. Тренировка сложных буквосочетаний: «дрда-дрдя», «лра-лря», «чра-шра», «мфо-мфе» и прочих.

Если вы не вполне представляете себе правильную артикуляцию на каких-либо буквах либо имеете дефекты речи, изучите «Положение речевого аппарата при произнесении звуков», и контролируйте положение артикуляционных органов в соответствии с описанием [О. Лазаренко, Е. Спорышева, 2020].

И, наконец, скороговорки. Они нужны и актеру, и любому человеку, решившему добиться красивого звучания речи. Не стремитесь сразу проговаривать их быстро, не беритесь сразу за длинные и сложные. Лучше для начала возьмите по 2-3 простые скороговорки на русском и английском языках и отработайте их в медленном темпе, затем в среднем, и только потом – в быстром.

Простые скороговорки:

  1. По семеро в сани уселись сами.
  2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  3. Дима дарит Дине дыни, дыни Дима дарит Дине.
  4. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
  5. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  6. Short sails should sail surer seawards.
  7. Cheap ship trip.
  8. Six sharp smart sharks.
  9. The soldier’s shoulder surely hurts.
  10. The batter with the butter is the batter that is better.

Тренировка скороговорок на иностранных языках особенно полезна, если вам приходится общаться или делать доклады на соответствующем языке. А также в случаях, когда вы взялись за изучение какого-либо иностранного языка.

Когда у вас начнут получаться простые скороговорки в быстром темпе без запинок, можно перейти к более сложным вариантам на тренировку отдельных букв и буквосочетаний. Например, таких, которые вам даются сложнее всего. Наиболее часто возникают трудности с шипящими звуками «ж-ш», звенящими «с-з» и буквой «р».

Скороговорки на шипящие:

  • У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чоботы.
  • Жук жужжит над абажуром, жужжит жужелица, жужжит и кружится.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Последняя скороговорка повышенной сложности позволяет также поставить звук «к». Если он у вас получается не очень внятным, откроем секрет: попробуйте говорить «к», зафиксировав на лице улыбку. Или представив, что вы сейчас будете говорить на английском, а сами начинайте говорить на русском. Так вы легче преодолеете букву «к» везде, где она вам встречается. А с помощью скороговорки про кукушку научитесь произносить сочетания букв, требующих разной артикуляции.

Скороговорки на свистящие:

  • Ус-ус-ус – мы несем домой арбуз.
  • Ас-ас-ас – пили мы из кружки квас.
  • Ся-ся-ся – мы поймали карася.
  • Зы-зы-зы – дали в школе нам призы.
  • Зя-зя-зя – на красный свет идти нельзя.
  • Зе-зе-зе – дали сено мы козе.

И, наконец, скороговорки для улучшения звука «р». Это наиболее сложный для корректировки произношения звук. Поэтому если с ним возникают проблемы, начните со скороговорок попроще.

Скороговорка на «р»:

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

А теперь вариант для тех, кто хочет совместить тренировку звука «р» и звука «к». Не забывайте улыбаться перед словом, где содержится буква «к»:

Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота.

Отработав хотя бы эти скороговорки в медленном темпе, затем в среднем, и потом в быстром, вы заметно приблизитесь к тому чтобы научиться говорить быстро без потери внятности и четкости речи. Дикция и темп речи – вещи взаимосвязанные и взаимозависимые. У неподготовленного оратора при ускорении темпа речи неизменно падает отчетливость произношения отдельных звуков и, как следствие, четкость речи в целом.

Так что если вас интересует, как говорить четче и быстрее, нужно тренироваться от простого к сложному, от медленного темпа к быстрому. Тот прием, который мы советуем при работе над скороговорками, точно так же можно использовать при подготовке доклада, презентации, выступления на песенном конкурсе и любого другого публичного выступления.

Как совместить в выступлении темп и отчетливость речи:

1 Прочитайте текст в медленном темпе вслух – так вы поймете, как участки текста даются тяжелее всего. Можно попробовать подобрать синонимы или, если категорически нельзя менять текст, поработать отдельно над труднопроизносимыми сочетаниями. Не забывайте делать вдох в нижнюю часть легких и удерживать бока раздутыми на протяжении чтения всего предложения. Не выдыхайте весь воздух в начале фразы.
2 Сделайте разметку текста – где будут логические паузы и логические ударения, где вы будете добирать воздух, какой участок текста стоит прочитать более выразительно, чтобы акцентировать на нем внимание.
3 Начитайте текст ритмично, хлопая в такт своей речи – так вам будет легче поймать оптимальный ритм доклада, удобный для вас и слушателей.
4 Включите диктофон и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, но уже без подсказки ритма в виде хлопков.
5 Прослушайте запись, отметьте для себя наиболее удачные и неудачные отрезки начитки. Подумайте, почему какие-то фразы прозвучали удачно – возможно, вам стоит в этом темпе и ритме читать и все остальное. Послушайте еще раз, как отрезки текста прозвучали невнятно – возможно, вам стоит заменить неудобные слова синонимами.
6 Если наблюдается какая-то закономерность (допустим, невнятно звучат все слова, начинающиеся с буквы «и», «т», «к», любой другой), найдите в статье «Положение речевого аппарата при произнесении звуков» нужные вам звуки и потренируйте слова с этими звуками отдельно, контролируя положение артикуляционного аппарата [О. Лазаренко, Е. Спорышева, 2020].
7 Возьмите в зубы карандаш, включите диктофон и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, исправив те ошибки, которые вы нашли ранее.
8 Отложите карандаш и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, исправив те ошибки, которые вы нашли ранее.
9 Сравните все аудиозаписи и убедитесь, что третий вариант текста, начитанный после разбора ошибок и тренировки с карандашом в зубах, звучит более внятно, чем первый.
10 Решите для себя, устраивает ли вас полученный вариант, или стоит поработать над текстом еще.

Если предусмотрен жесткий тайминг для доклада (допустим, не более 5 минут) обязательно проверьте, вписались ли вы в отведенное время в том темпе, в котором вы читали заготовку доклада. Если нет, либо сокращайте доклад, либо далее тренируйте темп речи. Естественно, без потери четкости произношения и качества звучания.

Такая подготовка важна не только для традиционных форматов выступлений (доклад, лекция, презентация), но и для ставших модными стримов, онлайн-трансляций на YouTube, в Instagram и других сервисах.

Во-первых, тут нужно вписаться в какие-то приемлемые хронологические рамки эфира, т.к. зрители не могут удерживать нужную концентрацию внимания по 2-3 часа. Во-вторых, в прямом эфире постоянно приходится реагировать на разные неожиданности (сбой трансляции, пропадание звука), поэтому основным материалом нужно владеть не просто хорошо, а очень хорошо.

Разумеется, только работы над голосом для качественного эфира мало. Нужна предварительная подготовка по сбору и систематизации информации, нужно подать материал так, чтобы он был интересен и полезен зрителям. Однако без работы над голосом все эти усилия могут пойти насмарку и не дать желаемого результата.

И вот тут мы подходим к еще одному важному вопросу: что делать, если есть дефект дикции? Отказаться от любых видов деятельности, требующих публичных выступлений, или попытаться как-то исправить ситуацию? Если дефекты не слишком серьезные, можно попытаться их исправить. Как? Сейчас разберемся.

Исправление наиболее распространенных дефектов дикции

Причины проблем с произношением каких-либо звуков бывают разными. Это могут быть психологические проблемы вроде неуверенности в себе или дефекты строения речевого аппарата, например, укороченная подъязычная связка, так называемая уздечка. Отрицательно влиять на речь могут различные заболевания, о чем мы более подробно поговорим в специальном уроке, посвященном проблемам с голосом и речью.

Однако существуют способы устранения или, как минимум, снижения актуальности этих проблем. После того как удается устранить физический источник проблемы (например, удлинить уздечку под языком), нужно поработать с логопедом и/или самостоятельно над постановкой звуков, которые вызывают затруднения.

Как мы уже обсудили ранее, наиболее часто возникают трудности с шипящими звуками «ж-ш», звенящими «с-з» и буквой «р». Есть нюанс: недостатки шипящих звуков «ж-ш» легче устранить в том случае, если остальные буквы получаются нормально.

Как поставить звуки «ж-ш»:

  • На основе «с-з» – подложить шпатель (специальный инструмент, используемый логопедами) под передний край языка, начать произносить «с» либо «з» и поднять язык шпателем за верхние резцы. Тогда «с» трансформируется в «ш», а «з» – в букву «ж».
  • На основе «р» – произносить «р» без голоса (можно шепотом), постепенно уменьшая силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не послышится слабое шипение.

Положение органов артикуляции при произнесении буквы «ж»:

Положение органов артикуляции при произнесении буквы «ш»:

Как поставить звуки «с-з»:

  • «С» на основе «т» – произвести «т» с придыханием, потом попытаться сделать то же самое, но заранее поставив кончик языка к деснам нижних резцов. В итоге должна получиться «с».
  • «З» на основе «с» – добавить голос к звуку «с».

Положение органов артикуляции при произнесении буквы «с»:

Положение органов артикуляции при произнесении буквы «з»:

Как поставить звук «р»:

  • На основе «ж» – с усилием потянуть звук «ж» и отодвинуть язык глубже в рот. Должно быть слышно короткое «р».
  • На основе «с» – тянуть звук «с», немного вдохнуть через рот и прижать язык к альвеолам. Тоже должно прозвучать короткое «р».
  • На основе «д» – произносить «д» так, чтобы язык не отрывался от альвеол. Нажать на язык с усилием, чтобы он начал вибрировать и послышалось «др-р».

Положение органов артикуляции при произнесении буквы «р»:

Логопеды считают звук «р» наиболее трудным для постановки. Особенно, если человек уже привык произносить его как бы горлом. Однако некоторых улучшений всегда добиться можно. Более подробно о постановке звуков расскажут логопеды Юлия Орлова и Ольга Сахаровская:

Звук «ш»:

Звук «с-з»:

Звук «р» (для просмотра перейдите на YouTube):

Тем, кто хочет выйти на более высокий уровень развития дикции и речи, можно посоветовать книгу «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение» [Е. Царегородцева, 2016].

Также много полезной информации содержится в учебном пособии «Анатомия, физиология и патология органа речи» [Е. Боярчук, И. Иванюра, В. Самчук, Н. Скрыпник, 2007].

И, наконец, тем, кто решил глубоко вникнуть в проблему, можно посоветовать изучить «Логопедический атлас» (периферический речевой аппарат) [А. Ахметзянова, Т. Корнийченко, Л. Суздальцева, 2016].

Если вы давно перешагнули порог совершеннолетия, полного избавления от дефектов дикции вам добиться вряд ли удастся. Но если освоить все вышеприведенные упражнения, ваша дикция в любом случае станет лучше, чем была до этого.

К слову, это очень полезно для профилактики расстройств голосового аппарата, т.к. при дефектах дикции голос напрягается намного больше, чем если таковых нет. Если дефекты станут не так сильно выражены, как раньше, то и голос перестанет напрягаться.

А еще для профилактики расстройств голоса и дикции очень важно наладить правильный режим сна. Следует обязательно спать 8 часов в сутки и даже больше, если это необходимо для полноценного отдыха именно вашего организма. Сонному невыспавшемуся человеку намного тяжелее контролировать дикцию и артикуляцию, нежели тому, кто бодр, энергичен и настроен делиться энергией с аудиторией.

С другой стороны, следует просчитать время сна таким образом, чтобы проснуться не позднее, чем за 3 часа до выступления. Мы все замечали, что сразу после пробуждения наш голос менее бодр и подвижен, чем спустя час-полтора после сна. Это наблюдается в любом случае, даже если вы сладко спали 9-10 часов и отлично выспались.

Голосу нужно дополнительное время, чтобы проснуться полностью. Чем толще и длиннее голосовые связки, чем ниже голос, тем больше этот отрезок времени. Если тонкие высокие голоса могут звенеть уже спустя полтора-два после подъема, то низким голосам требуется на раскачку хотя бы 3 часа. Поэтому проснуться лучше заранее, даже если вы живете рядом с работой или мероприятие, где вы должны выступить с докладом, проходит в конференц-зале той же гостиницы, в которой вы остановились.

Подведем итоги. В ходе сегодняшнего урока мы разобрали основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению. Мы изучили и попробовали на практике рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского. А также познакомились с методиками исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.

Насколько хорошо вы усвоили материал, можно проверить, ответив на короткие вопросы теста. Проверьте свои знания, а мы ждем вас на следующем уроке!

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

А теперь давайте разберем тему интонации.

Ольга Обломова

Упражнения для дикции и голоса

За счет правильной артикуляции звуков и умения открывать рот широко обеспечивается четкое произношение слов. Дикция, голос и речь являются важными составляющими любого успешного выступления. Если вы плохо открываете рот, речь становится невнятной, тихой, звуки проходят сквозь зубы. Дикция – это отчетливое произношение звуков с правильной артикуляцией при четком произнесении фраз и слов. Для того чтобы научиться широко открывать рот и развить подвижность мышц челюсти, разработаны специальные упражнения для дикции. О них вы узнаете из статьи.

Развитие дикции просто необходимо, чтобы избежать непонятного мычания при выступлении. А не исправленные вовремя недостатки произношения могут остаться на всю оставшуюся жизнь.

Для того чтоб ваш голос был громким, нужно правильно дышать. Если вы впервые начали развивать его, то дыхательные упражнения – это основное, чем вы должны заниматься. От развития голоса зависит и дикция.

Упражнения для голоса

  1. Воздух вдохните через нос и посчитайте до трех. Выдохните его через рот. Повторять 5 минут.
  2. Ноги на ширине плеч, позвоночник выпрямлен, одна рука на груди, другая на животе. При вдохе выдвигаем живот вперед.
  3. Воздух вдохните через рот и плавно выдыхайте его, произнося: «а, и, ы, э, у, о».
  4. «Рычите» и «мычите» с закрытым ртом до щекотки в губах. Сначала тихо, а потом – громко.

Упражнения для дикции

— Произнесите сочетания согласных на выдохе. Сначала артикулируйте звуки беззвучно, после этого шепотом, а в конце громко.

  • Ба — бы—бо — бэ — би — бу
  • ва — вы — во — вэ — ви — ву
  • да — ды — до — дэ — ди — ду
  • па — пы — по — пэ — пи — пу
  • фа — фы — фо — фэ — фи — фу
  • та — ты — то — тэ — ти — ту
  • га — гы — го — гэ — ги — гу
  • ка — кы — ко — кэ — ки — ку
  • ха — хы — хо — хэ — хи — ху

— Произнесите звукосочетания на выдохе. Сначала беззвучно, после этого – шепотом, а в конце – отчетливо и громко (но не до крика)

  • лра — лры — лро — лрэ — лри — лру
  • рла — рлы — рло — рлэ — рли — рлу

— Произнесите слогами:

  • Ппа — ппы — ппо — ппэ — ппи — ппу
  • Бба — ббы — ббо — ббэ — бби— ббу
  • Пабба — поббы — пуббо — пэббэ — пибби — пыббу

— Произнесите отчетливо следующие сочетания:

  • Птка — пткы — птко — пткэ — птки — птку
  • Тпка — тпкы — тпко — тпкэ — тпки — тпку
  • Кпта — кпты — кпто — кптэ — кпти — кпту

— Произнесите отчетливо и медленно такие слова:

  • Анна, Ася, Алиса, Альбина, алгебра, Аня, адрес, астра, автор, мак, яр, як, яд, ягода, нас, бал, старт, рука, яма, альт.
  • Бок, гость, вот, дождь, горе, зори, мост, дом, кот, лом, комья, счёт, слёзы, соль, лёд, тётя, Лёня.
  • Утро, ум, уголь, узы, зуб, узник, лук, клуб, шум, труд, пишу, зовут, утюг, юг, союз, юла, юродивый, юноша, юмор, в непогоду, в среду.
  • Выл — вил, был — бил, тыл — тина, мыл — Нил, пылать — пилить. рысь — рис.
  • Бы — бэ, гы — ге, вы — вэ, лы — лэ, ны — нэ, мы — мэ, пы — пэ, ты — тэ, ры — рэ, сы — сэ.

— Произнесите фразы с разной интонацией. Представьте, что вы разговариваете с другом, который сомневается в каждом вашем слове. Вам необходимо спокойно и убедительно отстаивать свою правоту.

1. Мила Мимозы купила маме (ровно, спокойно).

2. Мила Мимозы купила маме? (интонацией выделите первое слово).

1. Мила Мимозы купила маме

2. Мила Мимозы купила маме?

1. Мила Мимозы купила маме

2. Мила Мимозы купила маме?

1. Мила Мимозы купила маме.

2. Мила Мимозы купила маме?

1. Мила Мимозы купила маме!

— Произносите скороговорки, которые придут вам на ум сначала беззвучно, после этого шепотом, а в конце – отчетливо и громко. После этого произнесите их, посмеиваясь, с юмором, потом — с намерением сообщить что-то страшное, а в самом конце — в очень быстром темпе.

Выполняйте упражнения для дикции ежедневно и через три месяца вы увидите результаты. Не удивляйтесь, если вам начнут говорить, что вы очень изменились. Надеюсь, что вам не составит труда выполнять все упражнения для дикции. Желаю удачи!

Эффективное упражнение для улучшения дикции — Наталья Анисимова

Как можно улучшить дикцию и тембр голоса?
Как избавиться гнусавости во время пения?

Существует множество вариантов:

  • фонопедические упражнения;
  • упражнения артикуляционной гимнастики;
  • проговаривание отдельных звуков, слогов и слов;
  • скороговорки;
  • чтение стихов и художественных текстов.

Очень эффективным и одновременно простым способом улучшения дикции является  говорение и пение с зажатым носом.

Такой приём вызывает необходимость максимально активизировать артикуляционный аппарат. Говорить приходится четко, внятно, громко, ясно. Чтобы в голосе не было неприятного носового призвука.

В русском языке лишь два звука невозможно произнести с зажатым носом — это звуки М и Н. Поэтому для говорения и пения с зажатым носом выбирайте тексты, в которых эти звуки не встречаются.  

Примеры скороговорок без М и Н:

Бобр добр до бобра.

Добры бобры идут в боры.

Опять у Пети пять опят.

Купи кипу пик,
Кипу пик купи,
Пик кипу купи.

Пекарь Пётр пёк пироги.

— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про крупу да про подкрупки.

Пришёл Прокоп – кипит укроп.
Ушёл Прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипит укроп,
Так и без Прокопа кипит укроп.

Раз дрова, два дрова, три дрова.
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора!

Королева кавалеру подарила каравеллу.

— Полили ли лилию? Видели ли Лидию?
— Полили лилию. Видели Лидию.

От топота копыт пыль по полю летит.

Волки рыщут — пищу ищут.

Коси, коса, пока роса.

Шёл Егорка по пригорку и учил скороговорку.

Из кузова в кузов шла перезагрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

До города дорога в гору, от города — с горы.

Течёт речка, печёт печка.
Печёт печка, течёт речка.

Караси в речке, овечки у печки.
Овечки у печки, караси в речке.

Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.

Хохлатые хохотушки хохотали да хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!

Выполняйте это упражнение регулярно, и Вы быстро заметите, что  улучшается не только дикция, но и тембр голоса.

Хотите научиться петь или играть на фортепиано? 
Запишитесь на бесплатную консультацию здесь.