Контакт глаз: Зрительный контакт: о чем расскажут глаза

Содержание

Психологи объяснили сложность долгого зрительного контакта

Sesame Street / Children’s Television Workshop (CTW), 1969

Японские ученые предложили объяснение того, почему людям тяжело неотрывно смотреть собеседнику в глаза во время разговора. По их мнению, людям необходимо отводить взгляд для того, чтобы избежать когнитивной перегрузки. Статья опубликована в журнале Cognition.

Известно, что постоянно смотреть на другого человека во время беседы — трудно. Наблюдения показывают, что, несмотря на важность зрительного контакта при общении, люди часто отводят глаза в сторону, когда они с кем-то разговаривают. Иногда это может объясняться скукой, страхом или тем, что пристальный взгляд может показаться собеседнику странным, однако бывают такие случаи, когда мы отводим глаза без видимой на то причины. Авторы новой статьи предположили, что это связано с тем, что для поддержания зрительного контакта используются те же когнитивные ресурсы, что и для вербальной коммуникации, и в какой-то момент мозгу становится трудно выполнять обе задачи одновременно.

Для того, чтобы проверить свою гипотезу, ученые поставили эксперимент. Они попросили 26 добровольцев сыграть в ассоциации. Участникам исследования необходимо было подобрать к существительному подходящий глагол, например «небо — летать». Все слова при этом отличались по сложности: одним существительным было легко найти пару из-за очевидности вариантов, а другим, таким как «список» — нет. Параллельно участники исследования должны были смотреть в глаза другого человека, чье лицо показывалось на мониторе компьютера. Виртуальный «собеседник» при этом иногда смотрел прямо на добровольца, а иногда — в сторону, давая возможность ему отвести взгляд. В это время специальный датчик отслеживал движения глаз испытуемого и записывал данные.

Выяснилось, что когда люди отводили глаза в сторону, они подбирали глагол к сложным существительным быстрее, чем когда поддерживали прямой зрительный контакт. При этом подобного отличия не наблюдалось, когда необходимо было придумать ассоциацию к простому слову.

Авторы работы не дают однозначного объяснения результатам исследования, однако они предполагают, что при подборе глаголов и поддержании взгляда используются общие для двух процессов ресурсы головного мозга и при выполнении сложных заданий возникает нечто вроде когнитивной перегрузки. Тем не менее, об этом сложно судить без магнитно-резонансной томографии.

Недавно психологи определили порог дискомфорта при зрительном контакте между людьми. В среднем люди, которые не состоят друг с другом в романтических отношениях, предпочитают смотреть друг на друга около 3,3 секунд, а затем им становится неловко.

Кристина Уласович

Контакт глазами как элемент тактики?

Рубрика «Комментарии эксперта» ставит под собой задачу прокомментировать мнения различных авторов по вопросам считывания невербальной информации и неинструментальной детекции лжи.

Сегодня в рубрике «Комментарии эксперта» мы рассмотрим фрагмент книги Веры Ф. Биркенбил «Язык интонации, мимики, жестов», касающийся касающийся нюансов зрительного контакта. Комментирует Андрей Яценко, руководитель проекта, эксперт в области неинструментальной детекции лжи.


«Во время обмена взглядами мы, таким образом, можем убедиться, что собеседник нас внимательно слушает. Но как быть, если ваш собеседник все время прячет глаза?

Контакт глаз называется контактом глаз, если он создает контакт. Речь идет о том, что контакт может не установиться, даже если ваш собеседник смотрит вам прямо в глаза и горит желанием наладить отношения. Это случается, когда взгляд собеседника неподвижно упирается в какую-либо точку на вашем лице. Некоторые преподаватели риторики и коммуникации учат, что нужно твердо и решительно смотреть собеседнику, например, в переносицу. На самом деле это не может дать настоящего, теплого, чуткого контакта и, скорее, произведет отталкивающее впечатление. А так как уставившийся в одну точку взгляд имеет резко ограниченное поле обозрения, то едва ли можно рассчитывать, что он многое заметит и поймет.

Живой взгляд постоянно блуждает от зрачка к зрачку, поэтому именно его мы и подразумеваем под контактом глаз.»

Комментарий эксперта:
Практически на каждом своем мастер-классе и тренинге я говорю о том, насколько важен правильный зрительный контакт. Забудьте о взгляде «в центр лба», «переносицу» или прочие места. Зрительный контакт только тогда правильный, когда Вы четко смотрите в один из глаз собеседника. Не имеет значения в какой. В оба сразу смотреть не получиться из-за анатомо-физиологических особенностей зрения. Почему зрительный контакт настолько важен:

Во-первых: это создает коммуникативный контакт. И в европейском обществе (в отличие от некоторых примеров азиатского, например, Японии) зрительный контакт при общении принят и желателен.

Во-вторых: зрительный контакт обеспечивает Вам возможность постоянно считывать невербальную информацию собеседника. Ведь глаза находятся в средней зоне лица и, поддерживая зрительный контакт, Вы хорошо можете следить за мимикой, глазодвигательными реакциями, а периферическим зрением даже отслеживать мимику и жесты! Как только Вы потеряли зрительный контакт с собеседником — эти каналы информации для Вас становятся на время закрыты. Именно поэтому необходимо стремиться поддерживать правильный зрительный контакт с Вашим собеседником почти 100% времени.

«В отличие от общепринятого мнения, «хороший» контакт — это ни в коем случае не неподвижный взгляд. Под «хорошим» контактом мы понимаем такой, при котором слушатель почти постоянно смотрит на говорящего, а говорящий только изредка поглядывает на слушающего. Это объясняется тем, что мы не можем одновременно и интенсивно думать и отслеживать информацию, которая не важна для нашей мысли (если, конечно, для этого не важна реакция слушателя).

Чем больше кто-то должен или хочет подумать о том, что ему предстоит произнести, тем вероятнее, что в это время он отведет глаза в сторону. Несмотря на то что во время размышлений мы часто отворачиваемся, тем не менее, краем глаза мы ощущаем (или принимаем) сигналы, если, конечно, мы восприимчивы. Но бывают также люди, которые их совсем не замечают, а «упрямо» продолжают говорить, даже если окружающие потеряли надежду подать встречный сигнал.»

Комментарий эксперта:
Абсолютно согласен с тем, что говорящие скорее всего не сможет поддерживать постоянный зрительные контакт. Не то чтоб это было неприемлемо, а то что для некоторых мыслительных процессов действительно нередко бывает нужным отвести взгляд при обдумывании и структурировании речи.

Однако, старайтесь почти постоянно смотреть в глаза собеседнику (т.е. один из глаз) с следующих случаях:
— когда слушаете,
— когда задаете вопрос,
— когда хотите четко оценить реакцию собеседника на фразу, которую говорите в данный момент,
— когда осуществляете провокацию.

В остальное время, когда Вы просто говорите, я также рекомендую соблюдать максимум зрительного контакта, чтобы постоянно считывать внутренние реакции Вашего собеседника. Если это не получается — старайтесь делать это хотя бы 60-70% времени, потому как по статистике обычные люди поддерживают зрительный контакт только 30-50% времени от всего разговора.

«Если же вы выступаете в роли слушателя, то, по возможности, вам следует непрерывно

смотреть на говорящего, в то время как тот лишь изредка поглядывает на вас, убеждаясь с помощью контрольных взглядов, что его слушают. Контакт глаз в качестве контрольного взгляда представляет собой один из важнейших аспектов успешного ведения беседы.»

Комментарий эксперта:
Кроме считывания невербальной информации зрительный контакт входит в состав элементов так называемого «активного слушания», которое является одним из базовых навыков переговорного процесса вместе с социальной улыбкой, открытой позой и отсутствием барьерных жестов.

Поддерживая зрительный контакт Вы как бы говорите собеседнику, что Вам интересно и тем самым стимулируете его выдавать Вам все больше информации. А ведь чем больше информации он выдаст вербально тем больше невербальных признаков о его реальном внутреннем состоянии ее будут сопровождать! Как ни крути, а от постоянного зрительного контакта одна сплошная польза.

«Особо следует оговорить манеру собственного поведения при контакте глазами с людьми, которые гипертрофированно боязливы и нерешительны — это заметно по тому, как они прячут свои глаза. С такими людьми мы зачастую ведем себя неверно, а именно, чувствуя себя неловко, сами отводим глаза. Но давайте задумаемся — если кто-то по какой-то причине не хочет на нас смотреть, то это еще не значит, что он хочет, чтобы и мы на него не смотрели. Обычно как раз наоборот. Если вы обратите внимание на такого стеснительного человека (конечно, не «тяжелым», неподвижным взглядом), а он это тут же заметит с помощью своих робких, бегающих контрольных поглядываний, то скованность его заметно уменьшится, он почувствует, что к нему не относятся свысока, не презирают, а принимают всерьез, искренне им заинтересовались и т. п.»

Комментарий эксперта:
Отведение взгляда или как его правильнее называть  — утрата зрительного контакта

не просто признак скованности и стеснительности, а один из самых распространенных симптомов дискомфорта. Дискомфорт вкупе же с другими проявлениями (отстранение тела и головы, барьерные жесты, напряжение тела и т.д.) является очень важным показателем отношения человека в данный момент коммуникации к Вам, информации которую Вы выдаете и к ситуации в целом.

Кроме того, дискомфорт всегда появляется тогда, когда человек лжет. Поэтому отведение взгляда вместе с другими признаками имеет очень важное значение в комплексном процессе верификации лжи.

Встречается еще один важный признак, имеющий отношение как ко лжи, так и к зрительному контакту. Некоторые опытные лжецы, используют так называемый избыточный зрительный контакт. То есть они начинают гораздо чаще поддерживать прямой зрительный контакт при лжи, чем при правде. Почему это происходит? Все очень просто: лжецу, когда он излагает свою версию, особенно если она сложна и структурна, важно Ваше одобрение и подтверждение, что Вы поняли и поверили. Поэтому он внимательно отслеживает Ваши реакции и как только Вы кивнете или скажете «угу», то есть подтвердите, что информация «съедена» — тотчас же выдаст Вам новую порцию.

(с) Андрей Яценко для проекта «Психология лжи»

Национальные особенности функционирования глазного жеста «Контакт глаз» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Дутова Наталья Валерьевна

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГЛАЗНОГО ЖЕСТА «КОНТАКТ ГЛАЗ»

В статье представлены результаты исследования функционирования глазного жеста «контакт глаз» в русской, английской, китайской культурах с учетом гендерного типа культуры, типа ситуации, гендерного типа коммуникации, социального статуса коммуникантов. Основное внимание направлено на выявление лингвокультурных смыслов, выражаемых глазным жестом «контакт глаз». Было установлено, что при раскрытии особенностей употребления жеста «контакт глаз» особо ярко проявляется социальная и коммуникативная роль глаз.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/12-3/31 .html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(78): в 4-х ч. Ч. 3. C. 114-118. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/12-3/

© Издательство «Грамота»

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

ON THE QUESTION OF LITERARY BILINGUALISM TYPES IN OSSETIAN LITERATURE

Dzaparova Elizaveta Borisovna, Ph. D. in Philology V. I. Abaev North-Ossetian Institute of Humanities and Social Studies of Vladikavkaz Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Vladikavkaz

l-dzaparova@mail. ru

The article is devoted to one of the topical themes in the contemporary literary process — literary bilingualism. For the first time by the material of Ossetian literature the author traces the main types of literary bilingualism: the Russian-language work of the Ossetian writers, the author’s translation, the work of the Ossetian writers in one (Russian or Ossetian) language with the subsequent translation by a professional translator into another (Russian or Ossetian) language. The study presents the main stages of the functioning of literary bilingualism in the Ossetian literary process.

Key words and phrases: practice of alternate use of two languages; bilingualism; multilingualism; polylingualism; author’s translation; literary translation.

УДК 81’33

В статье представлены результаты исследования функционирования глазного жеста «контакт глаз» в русской, английской, китайской культурах с учетом гендерного типа культуры, типа ситуации, гендерно-го типа коммуникации, социального статуса коммуникантов. Основное внимание направлено на выявление лингвокультурных смыслов, выражаемых глазным жестом «контакт глаз». Было установлено, что при раскрытии особенностей употребления жеста «контакт глаз» особо ярко проявляется социальная и коммуникативная роль глаз.

Ключевые слова и фразы: тендерный тип культуры; динамичный глазной жест; статичный глазной жест; нейтральная коммуникативная ситуация; эмоциональная коммуникативная ситуация; тендерная языковая личность; маскулинные черты; фемининные черты.

Дутова Наталья Валерьевна, к. филол. н.

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск dutova_natalya@mail. гы

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГЛАЗНОГО ЖЕСТА «КОНТАКТ ГЛАЗ»

В данной статье описаны результаты исследования глазных компонентов коммуникативного поведения. Основное внимание уделяется описанию глазного жеста «контакт глаз». Согласно исследователю М. Кранаху [7, р. 108], «контакт глаз» — это глазной жест, при исполнении которого оба партнера по коммуникации смотрят друг другу в глаза осознанно, то есть осмысленно.

При исследовании глазного жеста «контакт глаз» учитывались следующие параметры: признаки взгляда, функции и основные смыслы, выражаемые данным жестом, участие жеста в акцентуации высказывания с учетом типа коммуникативной ситуации, социального статуса коммуникантов, гендерного типа коммуникации, гендерных особенностей русской, английской, китайской лингвокультур. Исследование проводилось на основе разработанной автором аспектной модели описания гендерного невербального коммуникативного поведения представителей русской, английской и китайской лингвокультур в сопоставительном аспекте. Материалом для исследования послужили художественные фильмы жанра драмы. Было исследовано 7 русских, 7 английских и 7 китайских фильмов.

Для исследования глазного жеста «контакт глаз» использовались как общенаучные, так и частные методы исследования. Среди общенаучных методов применение нашли методы синтеза, анализа, описания. Эмпирический метод наблюдения и хронометража с использованием секундомера позволил проследить функционирование глазного жеста «контакт глаз», в частности определить функции и продолжительность исполнения жеста. Статический анализ применялся для определения закономерностей употребления «контакта глаз» на уровне просодического ядра. Методом сопоставительного анализа устанавливались специфика и универсальность использования глазного жеста «контакт глаз» на уровне лингвокультур и гендерной языковой личности. Основным частным методом изучения глазного жеста «контакт глаз» послужил семиотический анализ.

Согласно авторской классификации невербальных компонентов, основным принципом которой является возможность невербальных компонентов функционировать на уровне просодического ядра и на уровне синтагмы, «контакт глаз» может выступать как динамичным, так и статичным жестом. Динамичный жест «контакт глаз» характеризуется краткостью исполнения, функционирует на уровне просодического ядра и участвует совместно с просодическими средствами в комплексном выделении ядерного слова (слово, воспринимаемое коммуникантами как самое важное в смысловом отношении). Статичный «контакт глаз» отличается

длительностью исполнения, употребляется на сегментах более крупных, чем просодическое ядро, окаймляет вербальное высказывание и вносит дополнительные смыслы в коммуникацию [2, с. 20].

Основным признаком «контакта глаз» считаем осознанный живой взгляд собеседников друг другу в глаза. В отношении функций и передаваемых смыслов «контактом глаз» автор статьи придерживается теории функции глаз А. Кендона (1967), М. Л. Кнаппа (1972). «Контакт глаз» рассмотрен в следующих функциях: когнитивной, регулятивной, контролирующей, эмотивной [9, р. 22-63; 10]. Помимо вышеперечисленных функций динамичный жест «контакт глаз» служит для комплексного выделения ядерного слова.

Кроме того, данный жест изучается в двух типах коммуникативных ситуаций: нейтральная и эмоциональная. В нейтральной коммуникативной ситуации реализуется нейтральное, лишенное эмоциональной окраски общение, целью которого выступают взаимное либо одностороннее информирование и реакция на него. Эмоциональная коммуникативная ситуация предполагает эмоционально-обусловленное вербальное и невербальное поведение, целью которого являются взаимное либо одностороннее выражение как положительных (радость, благодарность, интерес и т.д.), так и отрицательных эмоций (страх, гнев, горе, скука и т. ж), мужчина — жестикулирующий, мужчина — адресат, женщина — жестикулирующий, женщина — адресат.

Кроме того, исследование учитывало социальный статус языковых личностей в отношениях: начальники -подчиненные, учителя — ученики, родители — дети, старики — молодежь [8, р. 91], например: м > ж (социальный статус жестикулирующего мужчины выше, чем у женщины-адресата), м < ж (социальный статус жестикулирующего мужчины ниже, чем у женщины-адресата), м = ж (равные статусы жестикулирующего и адресата).

Гендерные качества изучаемых культур определяются в статье согласно параметру маскулинность/ фемининность теории измерений культур Г. Хофстеде [8]. По мнению исследователя, в английской культуре наиболее распространены маскулинные качества, в русской — фемининные, в китайской культуре наблюдается небольшой перевес маскулинных качеств. Английская коммуникация ориентирована на выражение главным образом маскулинных ценностей: личностных мнений и оценки, персональных качеств и квалификаций, заслуг и успехов. Для английского общения характерны четкое разграничение личности и проблемы, возможность конфликтной тематики, дискуссионность общения, критический подход к принятию решений, широко распространена стратегия конфронтации по отношению к другому мнению. Русская коммуникация склонна к фемининности и эмоциональности, смешению межличностных отношений и рабочих ситуаций, установлению долгих, глубоких межличностных взаимоотношений. В русской коммуникативной культуре ценятся общение и солидарность. Специфическими маскулинными чертами китайской коммуникативной культуры считаются прагматическая ориентация на силу, рациональность, трезвый расчет и практически полезный результат. Фемининные черты китайской культуры обнаруживают почти неощутимое, субтильное выражение несогласия, тенденцию к медленному развертыванию фоновой информации, предшествующей переходу к главной теме с целью предотвращения конфронтации, традицию не отвечать на неуместные вопросы. Таким образом, китайская коммуникация стремится к сохранению «лица» и достижению гармонии.

Как нам представляется, национальная коммуникация любого типа пропитана подобными лингвокуль-турными смыслами, поэтому эти особенности обязательно должны учитываться при анализе функционирования любых компонентов коммуникативного поведения, в том числе невербального.

Прежде чем начать сравнительный анализ функционирования глазного жеста «контакт глаз» в выделенных параметрах, считаем целесообразным представить употребление жеста в русской, английской и китайской культурах в виде таблиц.

Таблица 1. Русская лингвокультура. «Контакт глаз»

Динамичный жест Статичный жест

нейтральная ситуация эмоциональная ситуация нейтральная ситуация эмоциональная ситуация

когнитивная функция регулятивная функция контролирующая функция эмотивная функция когнитивная функция регулятивная функция контролирующая функция эмотивная функция когнитивная функция регулятивная функция контролирующая функция эмотивная функция когнитивная функция регулятивная функция контролирующая функция эмотивная функция

м > м > м > м > м = м > м > м = ж > м > м =

ж ж ж ж м ж ж м ж ж ж

ж = ж < ж = ж < м < ж < м = м > ж <

м м ж м м м м м м

м > ж = м = м < м =

м ж м м м

ж = ж = м <

ж ж м

ж > ж >

ж ж

Таблица 2. Английская лингвокультура. «Контакт глаз»

Динамичный жест Статичный жест

нейтральная ситуация эмоциональная ситуация нейтральная ситуация эмоциональная ситуация

когнитивная функция регулятивная функция контролирующая функция эмотивная функция когнитивная функция регулятивная функция контролирующая функция эмотивная функция когнитивная функция регулятивная функция контролирующая функция эмотивная функция когнитивная функция регулятивная функция контролирующая функция эмотивная функция

м = м = м < м > м < м > м >

м ж м м ж м ж

м > ж > м > м < ж = ж > м <

м м м м м ж ж

м < ж > ж = м = м > м = м =

ж ж м м м ж ж

ж > ж = м > ж <

м ж ж м

ж = м = м < ж >

м ж м < ж ж > м 1 1 Л V 1 1 ж м ж ж мж мж ж 1 1 Л V 1 1 Л V 1 1 м ж м м м м м м м ж ж ж ж ж ж

Таблица 3. Китайская лингвокультура. «Контакт глаз»

Динамичный жест Статичный жест

нейтральная ситуация эмоциональная ситуация нейтральная ситуация эмоциональная ситуация

когнитивная функция регулятивная функция контролирующая функция эмотивная функция когнитивная функция регулятивная функция контролирующая функция эмотивная функция когнитивная функция регулятивная функция контролирующая функция эмотивная функция когнитивная функция регулятивная функция контролирующая функция эмотивная функция

м < м > ж = м = м < ж =

ж м ж м м ж

ж = м > м >

м м м < м м м < м

Согласно проведенному исследованию, как динамичный, так и статичный глазные жесты «контакт глаз» являются гендерно универсальными. Они используются тендерной языковой личностью 1 мужского и женского пола. При этом гендерная языковая личность употребляет данные жесты как с однополым коммуникантом, так и с коммуникантом противоположного пола. Жестикулирующий смотрит в глаза адресату, а затем прибегает к исполнению другого жеста. Адресат, в свою очередь, отвечает на взгляд жестикулирующего взглядом в глаза.

Динамичный жест «контакт глаз» является самым кратким по исполнению динамичным жестом во всех исследуемых культурах. Тем не менее русский «контакт глаз», по сравнению с подобным жестом китайской

1 «Национальная гендерная языковая личность выступает в качестве обобщенного образа носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций. Кроме того, национальная гендерная языковая личность представляет собой среднестатистического мужчину или женщину, которые предопределены исполнять гендерные роли, определяющие их коммуникативное поведение как полотипизированных гендер-ных личностей» [2, с. 11].

и английской культур, самый продолжительный — 0,42 секунды. Длительность динамичного «контакта глаз» в английской культуре составляет 0,28 секунды, в китайской культуре — 0,21 секунды. Данный факт обусловлен национальными особенностями культур. Преобладание фемининных ценностей в русской культуре привело к тому, что русская языковая личность характеризуется высокой частотой и продолжительностью взгляда по сравнению с англичанами и китайцами. Отсюда самый краткий русский глазной динамичный жест «контакт глаз» в два раза продолжительнее английского и китайского подобных жестов. Что касается англичан, то краткость исполнения «контакта глаз» можно объяснить наличием зоны личной автономии, дистан-цированности и невысокой степенью контактности. Глаза и выражения глаз в китайской культуре имеют сакральное значение. Согласно китайской физиогномике, само слово «выражение лица» по-китайски дословно означает «божество глаз», «дух глаз». Во время общения китайцы избегают смотреть собеседнику в глаза и предпочитают сохранять лицо беспристрастным.

Для русской культуры смотреть в глаза означает быть открытым, искренним, честным, именно поэтому в русской культуре «контакт глаз» в когнитивной функции употребляется для выражения установления контакта и готовности к коммуникации. Это признак воспитания и хорошего тона. В английской и китайской культурах «контакт глаз» употребляется при передаче информации и означает интерес. Отличительной чертой английского статичного «контакта глаз» в когнитивной функции является его способность употребляться во всем разнообразии коммуникаций, обусловленных гендером и социальным статусом. В английской культуре важна личность, индивидуальность, а не социальный статус. Именно коммуникативное равенство собеседников определяет статусную вариативность функционирования жеста «контакт глаз». В силу наличия вертикальной власти в русской лингвокультуре употребление жеста ограничено социальным статусом. По словам Ю. Б. Кузьменковой, «в русской лингвокультуре обнаруживается тенденция к автократии, когда иерархичность установленных отношений воспринимается как должное, само собой разумеющееся» [3, с. 65-72]. Именно этим можно объяснить функционирование жеста в условиях, когда жестикулирующий занимает либо более высокий статус, либо собеседники социально равны.

В нейтральной ситуации в регулятивной функции в м > ж коммуникации «контакт глаз» обусловлен четко обозначенной вертикальной иерархией в русской культуре, а также доминирующим положением мужчины и поддерживающей ролью женщины в обществе. В данном случае налицо категоричное и прямолинейное проявление власти как вербальным, так и невербальным способом, что очень характерно для русских. Использование «контакта глаз» обладательницей более низкого социального статуса в коммуникации — русской женщиной с мужчиной имеет несколько другой смысл в регулятивной функции. Женщина в этом случае пытается повлиять на мужчину, чтобы получить одобрение или поддержку. На наш взгляд, это обусловлено ориентацией русских на коллективизм и вытекающими из этой культурной ценности такими характерными фемининными чертами, как смешение личных и рабочих отношений, способность излить душу неблизкому человеку.

В английской культуре выдвигается в качестве исходного положения гендерное равенство. В английском обществе провозглашаются равные права и обязанности, одинаковые возможности мужчин и женщин, отсутствуют скрытые правила о гендерном превосходстве, поэтому «контакт глаз» крайне редко используется в регулятивной функции. Неимпозитивность английского общения — результат гендерного и социального равенства. И. А. Стернин объясняет английскую неимпозитивность отсутствием вертикальной дистанции. «Даже при наличии социальной асимметрии, — утверждает И. А. Стернин, — лица, обладающие большей властью, не стремятся демонстрировать ее, а напротив, стараются ее завуалировать, соблюдая принцип социального равенства» [6, с. 87]. В китайской культуре в нейтральной ситуации в регулятивной функции «контакт глаз» применяется в однополом мужском общении при более высоком статусе жестикулирующего. Вертикальная иерархия — одна из особенностей вышеуказанной культуры. На наш взгляд, вертикальная иерархия является возможной причиной манипулирования в коммуникации м > м.

Этика «лица» в китайской коммуникации регламентирует общение согласно этическим нормам и правилам. Специалист в области межкультурной коммуникации Т. Е. Владимирова пишет: «Особое внимание китайцы сосредотачивают на самом процессе общения, исключая любые ситуации, чреватые «потерей лица» или нанесением «лицу» какого-либо урона. Как правило, такое общение не предполагает искренности и равенства в отношениях даже среди друзей, ведь одному из них предписывается быть старшим, а другому -младшим. В итоге даже дружеское общение выглядит до предела формализованным» [1, с. 69].

Закономерно, что и в нейтральной, и в эмоциональной ситуациях «контакт глаз» в контролирующей функции чаще всего встречается в русской культуре. Необходимость русских в близких, эмоциональных отношениях, долгих прочных связях, вертикальная дистанция вынуждают коммуникантов к обильному визуальному контакту. При этом «контакт глаз» не просто выделяет ядерное слово, но используется как статичный жест. В русском общении подчеркивается принципиальная незначительность личностного начала в человеке, приоритет отдается коллективизму. А понятие «индивидуализм» содержит отрицательный смысл. По Н. Бердяеву, в коммуникативном поведении это проявляется в том, что «у русских нет условностей, нет дистанции, есть потребность часто видеть людей, с которыми у них даже нет особенно близких отношений, выворачивать душу, ввергаться в чужую жизнь» [Цит. по: 7, р. 80]. В отличие от русских, англичане дорожат индивидуализмом и изолированностью, стараются не нарушать зону личной автономии, не вмешиваться, не давать непрошеных советов, англичанам несвойственен интенсивный зрительный контакт. Для контроля над собеседником они не используют «контакт глаз», который подразумевает некое вторжение в зону личного пространства. Более того, значимость индивида в культуре обязывает англичан соблюдать интересы коммуниканта, проявлять терпимость к поведению других.

Эмоциональность считается одной из национальных черт русской культуры. Русские открыто проявляют как отрицательные, так и положительные эмоции. Однако наличие вертикальной дистанции в социуме накладывает ограничения на употребление «контакта глаз» в общении. По данным исследования, открыто эмоции выражает русский мужчина в коммуникации с женщиной, чей социальный статус ниже. В свою очередь, женщина с более низким статусом проявляет эмоциональность по отношению к русскому мужчине с более высоким статусом, выражая зависимость и необходимость поддержки либо проявляя опеку и заботу. По мнению Т. В. Лариной, «английская эмотивная коммуникация — это сознательное, контролируемое выражение эмоций, которое применяется в стратегических целях: оказание влияния на окружающих, проявление доброжелательности, лояльности, предупреждение возможных проблем, то есть она выполняет социальную функцию — повлиять на восприятие собеседником ситуации и на ее понимание» [4, с. 120]. Особенностью английского «контакта глаз» в эмотивной функции считаем способность жеста функционировать во всех типах коммуникации и не зависеть от социального статуса. Находим данный факт проявлением демократизации английского общения. Благодаря этике «лица», диктующей развитие волевых черт характера для преодоления себя, китайцы в общении не приемлют вспыльчивость и открытое выражение чувств. В коммуникативном поведении это отражается в том, что китайцы говорят о переживаемом с меньшим запалом и короче, чем представители многих других культурных групп. Однако стоит сказать, что многие исследователи китайской коммуникации отмечают эмоциональность китайской формы. Как нам представляется, речь идет скорее об эмотивности формы. Для китайцев с давних пор форма имеет большое значение. Для китайской культуры важными являются фемининные, утонченные чувства, связанные с мечтательностью [5, с. 28]. Китайская коммуникация регулируется с точки зрения традиционной этики «лица». Это означает, что в процессе общения оценивается не столько способ и характер самовыражения, истинность и значимость высказывания, сколько его рациональное соответствие этическим нормам и правилам. Кроме того, свято чтимое значение глаз в китайской физиогномике и этика «сохранения лица» выступают причинами того, что «контакт глаз» употребляется только в однополой коммуникации в эмотивной функции и более всего подвержен влиянию социальной иерархии собеседников.

Таким образом, в функционировании глазного жеста «контакт глаз» отражаются национальные ценности культур, представления о маскулинности/фемининности, своеобразное видение мира. Функционирование глазного жеста носит гендерный характер, регламентируется принятыми в культуре правилами этикета и относится к важным невербальным сигналам. В исследовании было установлено, что при раскрытии особенностей употребления жеста «контакт глаз» особо ярко проявляется социальная и коммуникативная роль глаз. Данное исследование не претендует на абсолютную полноту и неоспоримость результатов. Оно может быть продолжено и расширено. Представляется важным отметить перспективность исследования в данной области, так как подобный анализ вносит существенный вклад в понимание как своего, так и чужого коммуникативного поведения, обусловленного национальными особенностями культур.

Список источников

1. Владимирова Т. Е. Призванные в общение: русский дискурс в межкультурной коммуникации. М.: КомКнига, 2007. 154 с.

2. Дутова Н В. Гендерные особенности функционирования невербальных компонентов в коммуникативном поведении языковой личности: межкультурный аспект: автореф. дисс. … к. филол. н. Улан-Удэ, 2014. 23 с.

3. Кузьменкова Ю. Б. От традиций к нормам речевого поведения британцев, американцев и россиян. Изд-е 3-е. М.: Сказочная дорога, 2014. 315 с.

4. Ларина Т. В. Категория вежливости и стиль коммуникации: сопоставление английских и русских лингвокультур-ных традиций. М.: Языки славянских культур, 2009. 507 с.

5. Нестерова О. А. Современные коммуникативные практики в пространстве российско-китайского межкультурного взаимодействия: дисс. … д. филос. н. М., 2010. 434 с.

6. Стернин И. А., Ларина Т. В., Стернина М. А. Очерк английского коммуникативного поведения. Воронеж: Истоки, 2003. 185 с.

7. Cranach M. The role of orienting behavior in human interaction // Behavior and environment: The use of space by animals and men / ed. by A. H. Esser. N. Y.: Plenum Press, 1971. 235 р.

8. Hofstede G. I. Cultural Dimensions in Management and Planning // Readings on Communication with Strangers: An Approach to Intercultural Communication / ed. by W. B. Gudykunst, Y. Y. Kim. N. Y.: McGraw-Hill, 1992. P. 89-109.

9. Kendon A. Some functions of gaze direction in social interaction // Acta psychologica. 1967. № 26. P. 22-63.

10. Knapp M. L. Nonverbal communication in human interaction. N. Y.: Holt; Rinehart & Winston, 1972. 115 р.

NATIONAL FEATURES OF THE FUNCTIONING OF EYE GESTURE «EYE CONTACT»

Dutova Natal’ya Valer’evna, Ph. D. in Philology Siberian Transport University, Novosibirsk dutova_natalya@mail. ru

The article presents the results of studying the functioning of the eye gesture «eye contact» in the Russian, English, Chinese cultures, taking into account the gender type of culture, the type of situation, the gender type of communication, and the social status of communicants. The main attention is paid to the identification of linguocultural meanings expressed by the eye gesture «eye contact». It is found that the social and communicative role of the eyes is most clearly manifested while revealing the peculiarities of using the gesture «eye contact».

Key words and phrases: gender type of culture; dynamic eye gesture; static eye gesture; neutral communicative situation; emotional communicative situation; gender linguistic personality; masculine features; feminine features.

Как поддерживать контакт глаз? | Психология

В процессе воспитания (чаще не вполне осознанно) детей учат в глаза не смотреть. Подают естественный пример тем, как смотрят (точнее не смотрят в глаза) сами, иногда все говорят прямо: «Не надо смотреть так в глаза, это неприлично!», иногда просто начинают сердиться, когда ребенок глаза не опускает.

В результате ребенок взрослеет, отучается смотреть в глаза и тупеет, как и все остальные взрослые.

Тупеет — потому что лишает себя ценнейшей информации. Вся самая ценная информация о том, что происходит в душе человека — у него в глазах, у него на лице.

Впрочем, некоторые дети не поддаются этому давлению взрослых и продолжают смотреть на лица людей. Обычно эти люди позже становятся руководителями.

По имеющимся исследованиям, во время общения люди смотрят глаза-в-глаза от 20 до 50% времени. Влюбленные — от 60 до 80%. Руководители профессионалы — от 80 до 100% времени общения.

Для уверенного в себе и душевно здорового человека смотреть на собеседника, не пряча глаза — естественно.

А как правильно?

Иногда говорят, что нормально — смотреть до 70% времени контакта, и, возможно, в этом есть некоторый смысл. А именно, большинству из нас полезно учиться в большей степени поддерживать контакт глаз, но во всем должна быть мера: если вы чувствуете, что человеку сейчас под вашим взглядом неудобно, отведите глаза и задумайтесь вместе с ним. А самое главное, видимо, не сколько времени вы смотрите на другого человека, а — как вы это делаете. Какой у вас взгляд — нервный или спокойный? Давящий или поддерживающий?

Поэтому, если вы решите тренировать умение смотреть людям в глаза, не совершайте традиционной ошибки: не надо пристально смотреть собеседнику на переносицу или в так называемый «третий глаз». Это делает ваш взгляд для собеседника давящим, а вы теряете обозрение лица собеседника в целом. Тем более не красит человека привычка пялиться, бесцеремонно разглядывать окружающих — это не контакт глаз, а элементарная невоспитанность.

Хорошо, в переносицу смотреть не надо. А куда тогда смотреть? — Тут для многих ответ будет немного неожиданным. Скажите, а куда смотрит опытный водитель, когда ведет машину? В какую точку? Ответ: ни в какую, водитель смотрит широко, на дорогу в целом. Правильно, такой же будет ответ и в данном случае: отрабатывайте широкий, расфокусированный взгляд.

Пристальный взгляд на человека создает у него ощущение давления (что едва ли входит в ваши планы), а вас отвлекает. Если же вы смотрите на человека широким, немного расфокусированным взглядом, никуда точно, а просто в направлении человека, вы переходите преимущественно на периферическое восприятие: это вас не отвлекает, а все микродвижения лица человека бессознательно, сами того не замечая, вы ловите. А если вам человек еще и нравится, выражение вашего лица станет теплым.

Остальное — просто тренировка. Конкретное упражнение известно давно, оно называется «спокойное присутствие» — упражнение, тренирующее состояние покоя при восприятии происходящего. Варианты его можете посмотреть, просто набрав в Яндексе эти слова: «Спокойное присутствие».

Самое трудное: смотреть в глаза человеку и одновременно говорить, то есть думать

Поддерживать с собеседником контакт глаз, когда человека слушаешь — на самом деле несложно, вы это или умеете, или без большого труда научитесь. А вот научиться смотреть на собеседника даже тогда, когда не только слушаешь, а говоришь сам — это труднее. Тут уже нужны специальные тренировки, и пусть вам помогут следующие подсказки:

Фокус внимания — на собеседнике.
Не он оценивает вас, а вы оцениваете его. А еще лучше — не оценивайте, а тепло поддерживайте и направляйте его. Впрочем, это уже техника следующая:

Контроль и поддержка.
Одной рукой (например, левой) мысленно держите собеседника за плечо — это дает вам контроль за ситуацией, а другой рукой (также мысленно) мягко поглаживайте его по плечу либо руке (это сделает ваш взгляд теплым).

Приучайте себя к естественному вчувствованию.
Вчувствование — умение непосредственно, телесно чувствовать состояние другого человека. При встрече с человеком, перед любым разговором мгновенно, первым делом постарайтесь впрыгнуть в это человека, внутренне смоделируйте себе (примерьте к себе) выражение его глаз, линию его губ, напряжение или характерную линию шеи и плеч. Если вы привыкли это делать и вам это удается, вы читаете состояние все время общения с ним. Когда вы поймаете это состояние, вы более никогда не будете отводить глаза куда-то в сторону, потому что-то ощущение единства с собеседником, которое вы почувствуете, дорогого стоит!

Конъюнктивит

Тема здоровья глаз сейчас очень актуальна, ведь вспышки конъюнктивита чаще наблюдаются именно в сезон дождей.

Что такое конъюнктивит? И в чем причины его возникновения?

Доктор Bundit Leethanaporn, офтальмолог Бангкок Паттайя Госпиталя, объясняет, что заболевание представляет собой воспаление конъюнктивы (соединительной оболочки глаза). Наиболее распространенными причинами конъюнктивита являются вирусы и бактерии, которые окружают нас повсеместно.

Вирусный конъюнктивит

Вирусный конъюнктивит, как любое вирусное заболевание, очень легко передается человеку через прямой контакт: при обмене предметами, кашле или дыхании. Заболевание проявится в течение первых двух дней после заражения. После того, как конъюнктива покраснеет, вирус становится активным для заражения окружающих на следующие 2 недели. Симптомы заболевания: внезапное покраснение, раздражение глаз, повышенная чувствительность к свету, слезотечение и опухлость. Конъюнктивит может поразить только один глаз, но через 2-3 дня вирус попадет и во второй.

В некоторых случаях, конъюнктивиту сопутствуют осложнения, к примеру, кератит, он вызывает помутнение зрения или раздражение. Симптомы проявятся в течение 7-10 дней после диагностирования конъюнктивита. Кератит может длиться в течение месяца, если человек не получит надлежащего лечения.

Разные формы конъюнктивита требуют различного лечения.
  • Если конъюнктива воспалена, офтальмолог посоветует применять глазные капели для снятия этого симптома.
  • Обезболивающие препараты для снятия болевого синдрома и раздражения (к примеру, парацетамол).
  • Очищайте веки глаз при помощи ватных тампонов, смоченных чистой водой. Рекомендовано ношение солнцезащитных очков, чтобы уменьшить раздражение от света. Избегайте использования накладки на инфицированный глаз, т к это лишь усугубит воспаление. Старайтесь не носить контактные линзы, пока проблема не будет полностью устранена. Дайте глазам отдых.
Способы защиты и контроль распространения вируса:
  • Инфицированный пациент должен быть изолирован. Заболевшие должны оставаться дома, чтобы остановить распространение вируса.
  • Не трогайте и не трите воспаленный глаз, вирус может передаться через полотенца для рук или одежду, обязательно прикрывайте рот при кашле.
  • Мойте руки с мылом и всегда держите руки чистыми.

Бактериальный конъюнктивит имеет схожие симптомы: покраснение, раздражение глаз, боль, возможны густые желтые выделения, что делает веки слипающимися. Для лечения врачи применяют капели с антибиотиком. При прогрессировании болезни офтальмологи советуют увеличить частоту применения препарата: вначале каждые 1-2 часа, а после того, как будут видны улучшения, сократить использование капель до 4-6 раз в день (каждые 4-6 часов), Глазные мази применяются, как правило, перед сном, чтобы вещество оставалось в контакте с глазом всю ночь. При использовании мази в дневное время пациент не сможет видеть четко. Состояние при конъюнктивите улучшится через 2-3 дня после начала лечения, заболевание будет полностью устранено уже через неделю. Принципы защиты окружающих и другие возможные способы лечения схожи с лечением вирусного конъюнктивита.

Перечисленные выше симптомы могут быть вызваны также и другими заболеваниями глаз, к примеру, глаукомой, инфекцией роговицы или увеитом. Если Вы заметили беспричинное покраснение глаз, сразу обратитесь к офтальмологу для проведения адекватного лечения, пожалуйста, не занимайтесь самодиагностикой и самолечением.

Развитие зрения у ребенка с рождения до 1 года.

Беременность.

Зрение ребенка начинает развиваться еще до рождения. То, как женщина заботится о себе и о своем здоровье во время беременности, исключительно важно для формирования всех структур мозга будущего ребенка, в т.ч. его глаз и зрительных центров. Следует придерживаться всех рекомендаций акушера-гинеколога в том, что, касается правильного питания, отдыха, употребления специальных витаминных комплексов. Наши гинекологи разработали специальные программы ведения беременности на каждом триместре. Ознакомиться с программами можно здесь. Нужно воздержаться от курения и употребления алкоголя, так как это может привести к развитию многочисленных проблем со здоровьем ребенка и даже порокам развития, в том числе и органа зрения. Курение особенно опасно во время беременности, так как дым сигарет содержит около 3000 различных химических веществ, которые потенциально могут навредить человеку — в том числе, монооксид углерода (или угарный газ), известный своей фетотоксичностью. Даже прием таких безобидных препаратов, как аспирин, может в некоторых случаях навредить будущему ребенку, так как увеличивает вероятность развития маловесности плода и проблем в родах. А у детей, родившихся с небольшим весом, увеличивается вероятность появления проблем со зрением. Поэтому желательно заранее обсудить с акушером-гинекологом все препараты, которые понадобится принимать во время беременности, в т.ч. БАДы  и лекарства на основе растительных компонентов.

Новорожденный.

Сразу после рождения, ребенок способен различать лишь оттенки черного и белого цветов. Нервные клетки сетчатки и зрительных центров мозга еще не окончательно сформированы. Также в это время еще не развита способность к фокусировке глаз на близко расположенном предмете (конвергенция и аккомодация). Поэтому может казаться, что малыш смотрит как бы «сквозь» предметы. 

Однако, уже через несколько дней после рождения, дети способны отличить лицо матери от лица постороннего человека. Возможно, это происходит благодаря тому, что они ориентируются на контрастную границу роста волос (некоторые исследователи прятали этот участок лица под шапочкой и младенцы «теряли» свою маму). Чтобы малышу было легче, старайтесь не сильно менять прическу в первый месяц после родов. Другие исследования предполагают, что детям в этом возрасте легче различить двигающийся объект, чем статичный. Поэтому, уже через 2-3 дня после рождения, они способны реагировать на выражение лица матери, если оно расположено на расстоянии около 30 см от глаз младенца. 

Большие глаза новорожденных не могут не обратить на себя внимание. Дело в том, что закладка глаз во время беременности происходит очень рано, уже на 3 недели, поэтому при рождении их размер составляет около 65% размера глаза взрослого человека. В то же время, глубина глазницы новорожденного, по сравнению со взрослым, невелика, тонус век повышен, а чувствительность роговицы, наоборот, снижена. Поэтому в первые дни жизни можно заметить, что ребенок моргает реже, чем взрослый. Основное положение младенца в этот период — горизонтальное, на спине, ресницы в таком положении хуже способны защитить глаза от попадания инородных тел. В это время нужно быть внимательным и следить, чтобы в глаза малыша не попадали соринки, которые могут вызвать повреждение или воспаление поверхности глаза.

Программа наблюдения за ребенком в рассрочку

Если длина текста больше 22 символов, то используется текст «Подробнее»

Подробнее

Цвет глаз.

Цветная часть глаза называется радужной оболочкой, ее цвет определяет цвет глаз. Заранее узнать, какого цвета будут глаза у ребенка невозможно, поскольку он определяется не только цветом глаз родителей, но и всех их родственников. Это зависит от вида и количества пигментов, которые заложены в радужной оболочке и передаются по наследству довольно сложным способом. В одно время карий цвет глаз считался доминирующим, а голубой — наследуемым по рецессивному пути. На сегодняшний день известно, что существует 6 разных генов, взаимодействие которых определяет большое разнообразие оттенков глаз. В раннем возрасте цвет глаз может меняться. Многие дети рождаются с голубыми глазами, которые постепенно становятся карими в течение первых 1-3 лет жизни. Это происходит из-за накопления пигмента меланина, которого мало при рождении, но становится больше под воздействием солнечного света. Дети могут иметь совершенно отличающийся от их родителей цвет глаз, но если у обоих родителей глаза карие, скорее всего, глаза ребенка тоже будут карими. Более темный цвет глаз все же часто оказывается более доминирующим, так карий цвет победит зеленый, а зеленый цвет — голубой. Тем не менее, если у одного из родителей цвет глаз карий, а у другого — голубой, совсем не означает, что у ребенка глаза будут карими.

Некоторые дети рождаются с разными по цвету глазами. Это состояние называется гетерохромия, оно может передаваться по наследству, либо вызываться мутацией генов, которые отвечают за распределение меланина. Иногда оно может быть признаком воспаления, пигментного невуса радужки или синдрома Горнера. Если вы заметили разный цвет глаз у вашего ребенка, не откладывайте визит к офтальмологу.

1 месяц жизни

Глаза ребенка на первом месяце жизни не слишком чувствительны к свету. На самом деле, количество света, которое требуется младенцу, чтобы вообще заметить, что свет есть (порог светочувствительности) в 50 раз больше, чем требуется взрослому человеку. Поэтому можно спокойно оставить свет в детской, это никак не помешает вашему малышу отдыхать, но вам станет легче наблюдать за ним во время сна. Способность различать цвета появляется у младенцев довольно быстро. Уже через неделю после рождения, они могут различать красный, оранжевый, желтый и зеленый. Чуть больше времени требуется на то, чтобы начать различать синий и фиолетовый. У синего цвета более короткая длина волны, для его восприятия в человеческом глазу отведено меньше рецепторов. Также в это время можно заметить периодическое отклонение глаз ребенка от оси. Они могут отклоняться как кнутри, так и кнаружи, вместе или по-отдельности. Это нормально, но если вы замечаете постоянное отклонение какого-либо глаза, нужно не откладывая обратиться к врачу.

Сразу после рождения малыш может часто плакать, но слезы при этом не выделяются. Это не значит, что они не вырабатываются. Дело в том, что для постоянного увлажнения глаз достаточно работы добавочных мелких слезных железок, расположенных в конъюнктиве глазного яблока и век. Основная слезная железа, которая вырабатывает слезу при раздражении поверхности роговицы или когда человек испытывает сильные эмоции, начинает функционировать только спустя 2 месяца после рождения. Поэтому, если вы замечаете у младенца слезостояние в одном или обоих глазах в первый месяц жизни, это может быть признаком частичной или полной непроходимости слезо-носового канала. В этом случае, слеза не проходит по каналу в нос, а накапливается в слезном мешке и постепенно возвращается в полость глаза. Одной из самых частых причин является сохранение особой мембраны в нижнем отделе слезно-носового канала. В момент рождения, во время крика мембрана прорывается, но в 6-20% случаев этого не происходит. Очень часто, в случае застоя слезы присоединяется бактериальная инфекция, что может привести к развитию воспаления, т.н. дакриоцистита новорожденных. Поэтому, постоянное слезотечение из глаз малыша — повод обратиться к врачу для осмотра. 

В районе 1 месяца после рождения требуется пройти первичный осмотр офтальмолога, на котором врач сможет, в том числе, исключить серьезную врожденную патологию, например, врожденную катаракту, пороки развития глаз. Несмотря на то, что эти состояния очень редко встречаются, они должны быть диагностированы как можно раньше для минимизации их воздействия на развитие остроты зрения младенца.

2-3 месяц жизни

На втором и третьем месяце жизни зрение ребенка продолжает активно развиваться. Острота зрения повышается, глаза перестают периодически косить и появляется способность фокусировки на близких предметах. В это время малыш уже хорошо следит за движущимся объектом и начинает тянуться к предметам, которые видит. Также расширяется их поле зрения, ребенок может переводить взгляд с одного предмета на другой не поворачивая головы.  Их глаза становятся более чувствительными к свету, в возрасте 3 месяцев, порог световосприятия лишь в 10 раз превышает порог взрослого человека. Поэтому, на время сна и отдыха малыша лучше приглушать свет в его комнате. В это время следует почаще менять расположение кроватки ребенка в комнате, или игрушек, которые его окружают, чтобы он мог получить представление о различных формах предметов. В то время, пока он бодрствует, выкладывайте его на животик почаще, поощряйте его ползать, вкладывайте ему в ручку игрушки. Это стимулирует развитие бинокулярного зрения, даст ребенку возможность точнее определять взаимоудаленность объектов и развивает аккомодацию (настройку изображения на резкость).

4-6 месяц жизни

К 6 месяцу жизни, у ребенка уже достаточно развиты зрительные центры головного мозга, что позволяет ему видеть более четко, следить дольше и удерживать внимание лучше. Острота зрения улучшается с, примерно, 0.05 до 0.4, при норме для взрослого 1.0. Восприятие цвета в этом возрасте уже такое же как у взрослых, что позволяет ребенку видеть все цвета радуги. Дети также развивают лучшую моторику и бинокулярное зрение, что позволяет им быстро брать и тянуть в рот все, что они видят. 6 месяцев жизни ребенка — декретированный возраст для осмотра офтальмолога. В это время врач может исследовать рефракцию глаз, обнаружить наличие близорукости, дальнозоркости или астигматизма, оценить подвижность глаз и наличие косоглазия. Нормальный глаз у большинства детей в возрасте от рождения до 6 лет имеет гиперметропическую (или дальнозоркую) рефракцию. Это означает, что после преломления в средах глаза, изображение проецируется не на сетчатке, а за ней и для того, чтобы видеть четко, ребенок должен приложить усилие — использовать аккомодацию. Такая особенность возникает в результате нескольких причин. Глаз ребенка в это время имеет более короткую передне-заднюю ось, чем у взрослого, меньший диаметр роговицы и более мелкую переднюю камеру. Нормальной (физиологической) считается дальнозоркость степенью 1.0-4.0D. Со временем глазное яблоко увеличивается в размерах и изображение смещается на сетчатку. Однако, в некоторых случаях, даже небольшое смещение изображения от сетчатки может вызывать избыточное напряжение аккомодации и, как следствие, косоглазие или амблиопию («ленивый глаз»). Особенно часто это происходит, если строение глаз отличается между собой. В этом случае мозг отказывается «работать» с менее четким изображением и острота зрения такого глаза перестает улучшаться.

7-12 месяцев жизни

Это возраст, когда ваш ребенок  уже довольно подвижен. Он активно ползает и в день проползает расстояния, которое вы даже не можете себе представить. Ему лучше удается оценить удаленность предметов, лучше получается захватывать и кидать вещи.  Это очень важный этап в развитии ребенка. В это время очень трудно уберечь его от возможного вреда. Шишки, синяки, повреждения глаз и другие возможные травмы появляются в результате освоения ребенком окружающего пространства. Поэтому очень важно убрать подальше все чистящие средства и острые предметы. Для развития зрения ребенка в этот период предложите ему игрушки, которые можно разобрать на детали и собрать обратно, сортируйте игрушки по форме и цвету, катайте друг другу небольшой мяч. В возрасте 1 года ребенку предстоит очередной осмотр офтальмолога. В это время врач сможет более точно определить возможные особенности рефракции малыша, сравнить полученные результаты с данными предыдущих осмотров и составить план дальнейших посещений. Ведь именно на первом году жизни ребенок растет быстрее, чем во все последующие года, а вместе с ним растет и меняется строение его глаз. К тому же, чем старше становится ребенок, тем легче удержать его внимание во время осмотра, тем точнее результаты осмотра. Большинство методов диагностики зрения требуют определенного положения глаз и взора маленького пациента. Поэтому, старайтесь запланировать посещение врача в такое время, которое не нарушало бы привычный режим ребенка. Малыш должен быть готов к игре, а не сонным или голодным. Если есть возможность, не совмещайте осмотр офтальмолога с осмотрами других врачей, взятием анализов или прививками или начните именно с проверки зрения.

Зрительный контакт: чему учить и как учить. ~ Аутизм | АВА


АВА-терапия для аутичных детей является наукой о том, чему учить и как учить. Несмотря на то, что оба эти вопроса являются одинаково важными, наиболее активные дискуссии в АВА вращаются вокруг вопросов о том, как учить: использование дискретного тестирования, случайного обучения, тренинги обобщения – все это примеры различных стратегий того, как учить, оцениваемые в различных исследованиях. Одной из важных и интересных тем обучения является разговор о том, когда и как учить ребенка зрительному контакту.

Еще в 1981 году доктор Lovaas опубликовал книгу под названием «The Me Book», первое руководство для широкой публики, в деталях описывающее, как реализовать поведенческую терапию для аутичных детей. Зрительный контакт числился одним из первых навыков для обучения ребенка. В Главе 6 под названием «Направление и поддержание внимания ребенка» описывалась первая программа под названием «Посмотри на меня». Терапист давал инструкцию «Посмотри на меня!», и ребенок должен был посмотреть на тераписта по крайней мере в течение 1 секунды. Зрительный контакт рассматривался как ключевой навык, необходимый для получения внимания ребенка и его готовности учиться.

Однако, примерно с 1995 детей зрительному контакту уже больше не обучали в начале АВА-терапии. Доктор Lovaas даже давал интервью с пояснениями о том, почему в программу были внесены некоторые изменения. В различных источниках указывались самые разные причины этих изменений: а) несмотря на то, что доктор Lovaas говорил об обобщении навыков, обобщение навыка зрительного контакта в условиях другой окружающей среды оказалось на раннем этапе трудной задачей в случае некоторых детей; б) зрительный контакт не является необходимым условием привлечения внимания ребенка, потому как другие аспекты терапии (подсказки, усилители и др.) сами по себе приводят к получению внимания ребенка; в) программа по обучению зрительному контакту может, наоборот, уменьшить зрительный контакт с ребенком, когда он поймет, что инструкция «Посмотри на меня!» обычно сопровождается другими требованиями.

Таким образом, в то время зрительному контакту детей стали обучать не в начале программы в целях получения их внимания, и намного позже, как важному элементу участия в разговоре, при помощи которого можно поддерживать беседу и проявлять свой интерес к ней.
Если мы перенесемся в настоящее время, детей снова обучают зрительному контакту на ранних этапах обучения. Однако, теперь ребенка обучают зрительному контакту для сообщения какой-либо информации, участия в совместном внимании и т.д.

Приведем несколько примеров тому, как можно обучить ребенка зрительному контакту. Хотя эти методы в основном применяются в рамках программ поведенческой терапии, при достижении определенного уровня навыков родители также могут применять их в соответствующее время в домашних условиях.

1) Получение внимания

Первоначально ребенок учится просить об игрушках, к которым он проявляет интерес. Например, баночка мыльных пузырей может быть размещена на недоступной, но обозримой для ребенка высоте. Когда он подходит к пузырям и смотрит на них, инструктор дает ему подсказку к произнесению слова «пузыри». Когда это происходит, инструктор выпускает пузыри. Подсказки постепенно уменьшаются вплоть до независимой реакции ребенка.

Затем, инструктор начинает игнорировать ребенка, когда он просит о мыльных пузырях в первый раз. Очень важно, чтобы он не смотрел на ребенка в тот момент, когда он обращается со своей просьбой. Ребенка обучают привлекать внимание инструктора повторением просьбы. Когда ребенок повторяет просьбу, инструктор заметно и эффектно переводит взгляд на ребенка и говорит: «а, пузыри!» и затем берет их в руки. Опять таки, подсказки постепенно уменьшаются вплоть до независимой реакции ребенка.

Далее, инструктор продолжает игнорировать ребенка (не отвечая на его запрос и не глядя на него) даже при повторении им просьбы. Ребенка обучают привлекать внимание инструктора, похлопывая его по плечу, тогда инструктор снова заметно и эмоционально смотрит на ребенка, тот говорит «пузыри», и инструктор берет их в руки. Подсказки уменьшаются, а инструктор отдаляется на все большее расстояние от ребенка, до тех пор пока он самостоятельно не будет подходить к инструктору, хлопать его по плечу и просить о пузырях.

В конце концов, ребенка обучают привлечению внимания инструктора, глядя в его глаза. Как и прежде, инструктор игнорирует первоначальный запрос. Когда ребенок подходит к инструктору и хлопает его по плечу (например, со спины), ему дается физическая подсказка обойти инструктора и встать лицом к его лицу. С этого момента поведение ребенка формируется таким образом, что просто похлопывание по плечу уже не усиливается: он должен попытаться добиться зрительного контакта с инструктором, встав перед ним, а не сзади, и пытаясь посмотреть в его глаза.

2) Вопрос «Где?» (за которым следует передача невербальных подсказок)

Детей можно попробовать обучить вопросу «Где?» на ранних стадиях терапии. Можно использовать метод случайного обучения, таким образом, когда ребенок просит об игрушке, которую не может найти, ему говорят, что он может получить ее, и дают подсказку к вопросу «Где машинка?», а затем показывают, где в действительности находится эта машинка. Также можно играть с ребенком в игру «где», когда одна из игрушек прячется в комнате, о чем сообщают ребенку, и после его вопроса «где машинка?» ему показывают ее местонахождение. После того, как ребенок обучается задавать вопрос «где…», вербальные подсказки и жесты можно заменить на невербальные, чтобы ребенок научился сосредотачиваться на лице инструктора для получения необходимой информации.

Затем игра «где» модифицируется, в нее играют с 4-6 непрозрачными (например, обувными) коробками, в одной из которых прячется игрушка. Инструктор кладет руку ребенка на первую коробку, затем качает головой «нет» (хмурясь), не позволяя открывать ее, и так до тех пор, пока очередь не дойдет до «правильной» коробки. Тогда инструктор активно кивает головой и улыбается, позволяя ребенку открыть коробку с игрушкой. Это очень постепенный процесс, в начале которого инструктор всегда находится поблизости, чтобы вовремя вмешаться, если ребенок испытывает трудности. Подсказки уменьшаются до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно подходить к каждой из коробок и оглядываться на инструктора для получения информации о том, следует ли открыть данную коробку.

Затем можно использовать еще один формат такой игры: когда ребенок задает вопрос «где машинка?», инструктор отвечает «она вот в этой коробке» и смотрит в нужном направлении. Первоначально также можно использовать поворот головы или корпуса тела как подсказку.

3) Использование усилителей или игр, предполагающих зрительный контакт

Некоторые усилители могут использоваться не только для подкрепления навыков ребенка в процессе обучения социальным навыкам или играм, но и одновременно для укрепления зрительного контакта. Примером тому может быть традиционная игра в прятки. Инструктор прячет ребенка, к примеру, под столом, затем подходит и заглядывает под стол с какой-либо из сторон. Когда ребенок посмотрит на инструктора, он говорит «поймал!» и поощряет его.

Также многие виды физических усилителей могут помочь в обучении зрительному контакту. Например, во время щекотания или кружения ребенка инструктор может остановиться и дождаться момента, когда ребенок посмотрит на него, чтобы возобновить активность.
АВА терапия постоянно развивается в области стратегий того, как и чему учить ребенка. Будем рады пополнению этого списка методик методиками из вашего личного опыта в комментариях к данной статье.

Источники:
http://www.lovaas.com/blog/archives/54-Eye-Contact-What-to-Teach-and-How-to-Teach.html
http://www.lovaas.com/blog/archives/55-Eye-Contact-What-to-Teach-and-How-to-Teach,-Part-2.html

Лучшие способы преодолеть тревогу при зрительном контакте

Тревога при зрительном контакте может мешать повседневному социальному взаимодействию. Точно так же способность поддерживать хороший зрительный контакт является важным аспектом социального взаимодействия. Люди, которые смотрят другим в глаза, считаются дружелюбными и гостеприимными. Однако многие застенчивые и социально тревожные люди испытывают трудности с этой частью общения.

Что такое тревога при зрительном контакте?

Тревога при зрительном контакте — это дискомфорт, который человек испытывает, глядя кому-то прямо в глаза.Человек с тревогой при зрительном контакте может избегать зрительного контакта при разговоре с кем-либо. Если они смотрят в глаза, они могут почувствовать, что их осуждают или изучают.

Почему люди избегают контакта с глазами

Люди испытывают тревогу при зрительном контакте по многим причинам. Для тех, у кого нет диагностированного психического состояния, избегание зрительного контакта может быть связано с застенчивостью или неуверенностью. Смотреть кому-то в глаза во время разговора может быть неудобно для тех, кто не имеет большой практики ведения разговора или предпочитает не находиться в центре внимания.

Контакт с глазами и социальное тревожное расстройство

Часто люди с социальным тревожным расстройством (SAD) описывают взгляд в глаза как вызывающий тревогу и дискомфорт. Отчасти это, вероятно, связано с генетической связью.

Исследования показали, что люди с диагнозом SAD сильно опасаются прямого зрительного контакта. Если у вас САД, то часть вашего мозга, которая предупреждает вас об опасности (миндалевидное тело), ​​может быть вызвана зрительным контактом.

Обзор 2017 года, опубликованный в Current Psychiatry Reports , показал, что социальная тревожность связана со смесью настороженности и избегания обработки эмоциональных социальных стимулов.Это означает, что на вечеринке вы оба можете следить за людьми, которые, кажется, судят вас, но также стараетесь избегать ситуаций, в которых вы чувствуете, что вас осуждают.

Кроме того, обзор показал, что социально тревожные люди склонны избегать зрительного контакта. Опять же, это, вероятно, связано со страхом быть осужденным.

Попадание в глаза и аутизм

Исследования аутизма показывают, что аутичные люди сверхчувствительны к зрительному контакту, поэтому их мозг демонстрирует более высокую, чем обычно, активность в путях, которые обрабатывают выражения на лицах людей.Это означает, что они могут избегать зрительного контакта, поскольку это может вызвать сильный дискомфорт и даже боль.

Сила зрительного контакта

Зрительный контакт во время разговора — важный социальный навык. Это может повлиять на то, как вас воспринимают другие как в личных, так и в профессиональных отношениях. Фактически, исследователи обнаружили множество преимуществ сохранения зрительного контакта во время разговора, в том числе:

  • Люди с большей вероятностью запомнят ваше лицо.
  • Люди с большей вероятностью запомнят то, что вы сказали, спустя долгое время после окончания разговора.
  • Люди с большей вероятностью поверят в то, что вы говорите.
  • Люди будут воспринимать вас как более уверенные и умные.
  • Люди смогут лучше читать и отражать другие невербальные сигналы.

Преодоление тревоги при зрительном контакте

Когда дело касается зрительного контакта, у всех нас разный уровень комфорта. Хотя некоторые люди могут быть предрасположены бояться зрительного контакта или избегать его, большинство из них могут научиться совершенствовать свои навыки и научиться лучше поддерживать зрительный контакт, начиная с:

  • Снижение беспокойства по поводу зрительного контакта
  • Улучшение навыков зрительного контакта

Снижение беспокойства по поводу контакта с глазами

Людям с диагностированным тревожным расстройством может быть полезно лечение, включая когнитивно-поведенческую терапию (CNT) или лекарства.Большинство людей с социальным тревожным расстройством могут научиться преодолевать реакцию страха и лучше поддерживать зрительный контакт. Таким образом, зрительный контакт — это лишь один из аспектов социального взаимодействия, к которому вы можете потерять чувствительность через практику и воздействие.

Если у вас не диагностировано тревожное расстройство, но вы все же чувствуете, что зрительный контакт вызывает у вас беспокойство, вы можете повысить свою толерантность, со временем увеличивая количество зрительного контакта. Постепенно чувство дискомфорта должно уменьшиться, поскольку вы делаете это чаще.

Начните с малого с людей, которые заставляют вас чувствовать меньше беспокойства, например с хорошим другом, и постепенно переходите к более провоцирующим тревогу ситуациям, например, поддерживая зрительный контакт со своим руководителем по работе.

Вы даже можете попробовать начать с зрительного контакта с персонажами на телевидении, в онлайн-видео, через Facetime или в других видеочатах, если в реальной жизни зрительный контакт поначалу кажется слишком напряженным. Если вы заметили, что ваше беспокойство нарастает до или во время ситуаций, в которых вам необходимо смотреть в глаза, попробуйте практиковать глубокое дыхание, чтобы снизить частоту сердечных сокращений и успокоиться.

Улучшение навыков контакта с глазами

Если вы разговариваете с кем-то один на один (или смотрите на людей в группе), выберите место прямо между глазами слушателя или немного над ними. Если вам это неудобно, попробуйте позволить глазам немного расфокусироваться, что дает дополнительное преимущество в виде смягчения и расслабления вашего взгляда.

Вы также можете и должны иногда отводить взгляд. Слишком пристальный взгляд может причинить людям дискомфорт.

Использование этих двух стратегий для улучшения зрительного контакта заставит ваших слушателей почувствовать себя более связанными с вами и увеличит вероятность того, что вы будете чувствовать себя более комфортно при разговоре — либо с группой, либо с отдельным человеком.

Советы по достижению зрительного контакта

  • Установите зрительный контакт в начале . Установите зрительный контакт, прежде чем начать с кем-то разговаривать.
  • Используйте правило 50/70 . Поддерживайте зрительный контакт 50% времени, когда говорите, и 70% — когда слушаете.
  • Найдите 4–5 секунд . Удерживайте зрительный контакт в течение четырех-пяти секунд за раз, или примерно столько времени, сколько вам нужно, чтобы определить цвет их глаз. Когда вы прервете зрительный контакт, посмотрите в сторону, прежде чем возобновить взгляд.
  • Медленно посмотрите в сторону . Когда вы отводите взгляд, делайте это медленно. Слишком быстрый взгляд в сторону (быстрый взгляд) может сделать вас нервным или застенчивым.
  • Используйте технику треугольника . Вместо того, чтобы отводить взгляд или смотреть вниз (поскольку это свидетельствует об отсутствии уверенности), вы также можете взглянуть на другое место на их лице. Представьте себе перевернутый треугольник, соединяющий их глаза и рот. Каждые пять секунд вращайте точку треугольника, на которую вы смотрите.
  • Сделай жест .Прервите взгляд, чтобы сделать жест или кивнуть, так как это кажется более естественным, чем отводить взгляд, потому что вам стало неудобно смотреть в глаза.
  • Посмотри в глаза . Если смотреть кому-то прямо в глаза слишком сложно, вместо этого посмотрите на точку на его носу, рту или подбородке.

Когда вы разговариваете с группой людей, вместо того, чтобы думать о группе в целом, представьте, что вы ведете индивидуальные беседы с одним человеком в группе за раз.

Во время разговора выберите одного человека в группе и сделайте вид, что говорите только с этим человеком. Смотрите на этого человека, когда заканчиваете мысль или предложение. Когда вы начинаете новое предложение или идею, выберите другого человека в группе и посмотрите ему в глаза, когда закончите свою мысль. Убедитесь, что вы в конечном итоге включили всех в группу.

Слово от Verywell

Если вы обнаружите, что серьезность вашего социального беспокойства доходит до того, что смотреть кому-то в глаза вызывает чрезмерное беспокойство, обратитесь за помощью к специалисту по психическому здоровью или к своему семейному врачу.Если вам еще не поставили диагноз SAD, ваши симптомы будут оценены, и вы и ваш лечащий врач сможете разработать план лечения специально для вас.

Зрительный контакт: введение в его роль в общении

Изучите жизненно важную роль зрительного контакта во время разговора и предложения по развитию этого навыка. Это первая из серии статей об эффективном зрительном контакте во время взаимодействия.

Некоторые из них синие, некоторые зеленые. Некоторые коричневые, а другие ореховые.Правильно: речь идет о глазах, но что важнее, чем цвет чьих-то глаз, это то, о чем они говорят. Мы не только видим для нас, но и способ общения. Человек может общаться глазами и никогда не сказать ни слова. Наши глаза выражают эмоции или интерес, и если о них слишком много думать, зрительный контакт может стать неловким и неудобным.

Вы думали о зрительном контакте как о навыке? У взрослых может быть затруднительно использовать соответствующий зрительный контакт. А как насчет молодежи? Зрительный контакт может быть связан со многими жизненными навыками, поэтому нашей молодежи важно практиковать и изучать зрительный контакт как навык общения.Рассмотрите возможность использования зрительного контакта, чтобы показать сочувствие, заботу о других, управлять чувствами или помочь в общении. Это все жизненные навыки, которые молодежь будет расти и развивать по мере того, как вырастет в успешных взрослых.

А теперь давайте копнем глубже. Зрительный контакт во время разговора жизненно важен. Показывает внимательность и интерес к сказанному. Зрительный контакт похож на разговор; он идет туда и обратно между теми людьми, которые участвуют в обсуждении, диалоге или чате.Но помните, так же как важно поддерживать зрительный контакт, ни в коем случае не смотрите! Можно легко увлечься рассказываемой историей, дождаться следующей шутки или так внимательно прислушаться к следующему сказанному слову, что вы забываете, что говорите при зрительном контакте. Взгляд может вызвать чувство беспокойства как у говорящего, так и у слушающего. Трудно найти баланс между достаточным зрительным контактом, но не слишком.

Не волнуйтесь, если вам сложно смотреть в глаза.Вполне вероятно, что каждый когда-нибудь будет беседовать, во время которой сможет определить некоторые характеристики необычного зрительного контакта, а также характеристики действительно хорошего зрительного контакта. Не забывайте извлекать уроки из этого. Какую бы крайность вы ни испытали, отметьте в уме, что вам понравилось, а что нет.

Согласно Conversation Aid, есть несколько моментов, которые могут резюмировать важность зрительного контакта:

  • Зрительный контакт открывает и закрывает общение
  • Увеличение зрительного контакта ассоциируется с доверием и доминированием
  • Отсутствие контакта и мигание интерпретируются как покорное
  • На людей с высоким статусом смотрят, и во время разговора они больше смотрят, чем слушают
  • Смотрит враждебно.

Эта статья — первая из серии статей, в которых исследуется зрительный контакт при общении.Ищите будущую статью об эффективном зрительном контакте во время презентаций.

Вы нашли эту статью полезной?