Вопросы правильные: Harvard Business Review Россия

Содержание

Harvard Business Review Россия

От редакции. Хел Грегерсен — автор Harvard Business Review, исполнительный директор Центра лидерства при Массачусетском технологическом институте и старший преподаватель курса лидерства и инноваций в Школе менеджмента имени Слоана. Он выступал в ЮНИСЕФ и на Мировом экономическом форуме, а Thinkers50 включили его в число наиболее инновационно мыслящих людей современности. Грегерсен — автор десяти книг, переведенных на пятнадцать языков, включая бестселлер «ДНК инноватора». Не так давно он написал новую книгу «Вопросы — это ответы: как искать прорывные идеи и решать сложные проблемы на работе и в жизни», которая пригодится всем, кто живет в XXI веке и сталкивается с его ежедневными испытаниями и неопределенностью. Мы публикуем несколько фрагментов из русского перевода книги, выходящего этим летом в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

Что сложнее, чем найти новые ответы?

Самое важное и трудное — это не поиск правильного ответа, а поиск правильного вопроса. Питер Друкер

Первые посетители нового павильона для мероприятий, открывшегося в Шанхае в июне 2017 года, оказались в совершенно непривычной обстановке. Сначала их ждал концерт, где музыкальные номера чередовались с декламацией стихов, потом им предстояла прогулка по полномасштабному макету городского района — с парком и прудом с лодками, рынком под открытым небом, детской игровой площадкой и кафе. Вы спросите, что здесь непривычного? Дело в том, что все это происходило в полной темноте.

Посетители спотыкались. Наталкивались на предметы. Смеялись и удивлялись. Никто не смог бы сориентироваться в этом павильоне, если бы не помощь опытных и ловких гидов — разумеется, незрячих. Павильон назывался «Диалог в темноте», и придумал его Андреас Хайнеке. Первый такой павильон открылся во Франкфурте в 1989 году. Сейчас социальное предприятие Хайнеке работает в десятках стран, обеспечивая рабочие места для слепых, а зрячим помогая понять, какова повседневная жизнь тех, кто лишен зрения. Павильоны посетили миллионы людей, и для многих этот опыт стал поводом серьезно задуматься.

Началось же все с вопроса, точнее, с новой формулировки вопроса. Около тридцати лет назад Хайнеке работал на радиостанции. Руководитель сообщил ему, что на работу скоро вернется сотрудник, который потерял зрение в результате страшной аварии, но хочет снова заниматься любимым делом. Хайнеке попросили помочь ему снова влиться в работу. Это была непростая задача: Хайнеке никогда ничем подобным не занимался, но тут же взялся решать проблему — какую работу незрячий человек способен удовлетворительно выполнять. Хорошо узнав своего нового коллегу, он понял, что поставил вопрос чересчур узко и в корне неверно. Тогда Хайнеке сформулировал его в более позитивном ключе: в какой рабочей обстановке слепой человек может максимально эффективно задействовать свои сильные стороны? Так у него родилась идея «Диалога в темноте», которая в конечном счете привела его к делу всей его жизни.

Именно это я хочу донести до вас: значимые результаты чаще всего достигаются с помощью вопросов, переформулированных так, что они становятся катализаторами. Только тогда вопросы устраняют преграды для мышления (например, такое как чрезмерно узкие убеждения) и перенаправляют творческую энергию в более продуктивное русло. И человек, который чувствовал себя загнанным в тупик, вдруг замечает новые возможности и получает мотивацию, чтобы их реализовать…

Что, если поиск новых, более эффективных решений стоит начинать с новых и более эффективных вопросов? А как этому научиться?

Можно ли воспитать поколение, умеющее задавать вопросы?

Если вы научились задавать вопросы — по делу, к месту и по существу, — вы научились учиться, и никто уже не помешает вам научиться тому, что вам хочется или нужно знать.

Исидор Раби в 1944 году получил Нобелевскую премию по физике за открытие ядерно-магнитного резонанса — это фундаментальное открытие позволило создать новую технологию магнитно-резонансного сканирования. В годы Второй мировой войны он работал над атомной бомбой, а после участвовал в создании исследовательских лабораторий в Брукхейвене и в ЦЕРН (Европейской организации по ядерным исследованиям). Внушительный послужной список!

Много лет спустя в интервью его спросили, было ли что-то особенное в его воспитании. «Мама сделала меня ученым, сама о том не подозревая, — пришел к выводу он. — Каждая вторая еврейская мамочка в Бруклине спрашивала ребенка после школы: “Ну что, ты сегодня узнал что-нибудь новое?” Но не моя. Моя мама всегда интересовалась: “Иззи, ты задал сегодня какой-нибудь хороший вопрос?”»

Все наше общество выиграет, если мы целенаправленно будем воспитывать людей, которые умеют задавать вопросы. А для этого нужно привить молодому поколению набор ментальных привычек и приоритетов в поведении, а они лучше всего закладываются (или хотя бы не обрубаются на корню) дома, в семье. Но учить задавать вопросы и поощрять эти навыки должны также в школе, на работе и в целом в жизни. Лидерство и творческие прорывы будущего зависят от того, смогут ли наставники, примеры для подражания и герои сегодняшнего дня, передать свои навыки менее опытным людям, на которых влияют…

Что же нужно, чтобы вырастить поколение, умеющее задавать вопросы?

Вопросология: как задавать правильные вопросы — Психология эффективной жизни

В повседневной жизни каждый из нас задает себе хотя бы один вопрос в день. Хотя бы один вопрос в день возникает на работе. Очевидно, что задавать вопросы — повседневная практика. И тем не менее и вы, и я задаем одни и те же типы вопросов и тем самым используем их потенциал лишь на 15%. Почему?

Обычные вопросы

Спрашивая, мы хотим получить информацию, которая подтверждает наше видение мира, наше восприятие ситуации, нашу «карту мира».

Если кто-то делает нечто, что кажется нам очень странным, мы немедленно интересуемся: «Почему ты это делаешь? Что на тебя нашло?» И тот будет вынужден оправдываться и объясняться. Потому что это мы хотим его понять! Хотим понять, что он сделал, но в нашей системе координат. Потому что мы ограничиваем вопросы, которые задаем, до 15% от всего их многообразия.

Поговорим сегодня об оставшихся 85%, которых мы обычно не касаемся. А также о вопросологии — искусстве и науке задавать вопросы.

Техника Сократа

Существует техника, позволяющая расширить вопросы. 

Первым, кто давно понял необходимость изменить традиционные вопросы, был Сократ. Например, если кто-нибудь из его учеников жаловался на несправедливость, Сократ не спрашивал его: «Почему ты жалуешься на несправедливость?» Признайте, что ответ на этот вопрос не сильно продвинет дебаты. Сократ спрашивал: «Какое предположение ты сделал, чтобы сделать из него заключение, что это несправедливо?»

Видите, как смещается фокус? На этот раз ученик задумывается о том, как функционируют его собственные умозаключения. Предлагая этот вопрос, Сократ позволяет задуматься о своем способе мыслить, то есть размышлять. И плюс ко всему так он предлагал ученику определить, из чего же состоит его «карта мира».

Цель вопросов Сократа — заставить ученика размышлять, преподнося ему через это урок. Блестящая идея, надо сказать.

Лицей Аристотеля

Аристотель, другой философ, пошел еще дальше. Он построил первый в Афинах лицей по этому принципу: задавать вопросы, чтобы заставлять думать, — по такому принципу проходил там процесс обучения.

Какая ситуация у нас с лицеями в XXI веке? Вопросы используются в изобилии. Но лишь для того, чтобы оценить ученика, который должен воспроизвести все то, что ему рассказали. Ему задают один вопрос и ожидают один конкретный ответ. Который еще и известен заранее! По сути, это должно называться допросом. Обучать, а затем опрашивать — в этом суть современного лицея. Огромное отличие от проекта Сократа. Но нас тоже так учили.

Зачем вообще задавать вопросы?

Мы задаем вопросы, чтобы узнать, что происходит вокруг, но не для того, чтобы узнать что-то принципиально новое, — чтобы лишь подтвердить и укрепить уже имеющуюся «карту мира».

Вы можете сказать, что система хорошо работает — зачем задавать какие-то другие вопросы? Эйнштейн на этот счет сказал так: «Если у меня будет 1 час на то, чтобы решить задачу, от которой зависит моя жизнь, я проведу первые 55 минут в поисках наилучшего вопроса, который я могу себе задать. Когда я найду его, мне будет достаточно 5 минут, чтобы правильно на него ответить».

«Все подвергай сомнению»

Это послание великолепно еще и тем, что показывает, как гений проводит свои исследования. Это скорее подвергание сомнению, чем поиски ответов. Если бы он задал себе традиционный вопрос, начинающийся со слова «почему» («Почему движения небесных тел не объясняются современными теориями?»), он бы не продвинул вперед физику так, как ему это удалось. Вместо этого, скорее всего, он задался сократовским вопросом: «Какие современные гипотезы можно предложить, чтобы объяснить небесные движения?» То есть революционность его вклада в том, что он предложил изменить существующие гипотезы. Он предположил, что время и пространство непостоянны. Революционная идея, меняющая «карту мира» в физике. Как видите, задавать вопросы — это очень важно.

Техника постановки вопросов

Чтобы понять технику постановки вопросов, достаточно стать на место того, кому вы собираетесь их задавать. Каким бы ни был предмет вопроса, сначала вы предлагаете собеседнику занять определенное позицию.

Первый способ варьировать вопросы — изменить позицию.

Тут вариантов может быть всего четыре. Собеседник может:

1) ответить как действующее лицо;

2) ответить как наблюдатель за происходящим;

3) ответить исходя из своих чувств по отношению к ситуации;

4) вообще от ситуации отстраниться

Второй способ варьировать вопросы — мысленный жест.

 Когда задаете кому-то вопрос, вы приглашаете его к специфическому ментальному жесту. Чтобы понять ментальные жесты, надо провести параллель с физическими жестами.

Когда вы ударяете по мячу или бьете теннисной ракеткой, вы используете разные группы мышц, поэтому получаете разный эффект от удара. Это логично.

По этой аналогии, если я попрошу вас сделать резюме ситуации, вы задействуете другие зоны мозга, а не те, что использовали бы, если бы я попросил ситуацию проанализировать. В этих двух ситуациях активизируются разные нейроны, и между ними будут разные связи.

Пример коучинга

Чтобы лучше понять, как работает вопросология, я предлагаю рассмотреть пример коучинга подростка.

Подросток: «Я очень много работаю, участвую в работе на уроке, остаюсь внимательным, делаю все домашние задания, трачу на это много времени. Но как только я оказываюсь на контрольной работе, все улетучивается из головы, я будто в ступоре».

Видите, этот подросток уже крайне активен. Он действующее лицо в своей ситуации. Он работает, слушает объяснения в классе, участвует в уроке, он ищет ответы, когда его вызывают.

Если я задам вопрос: «Почему ты впадаешь в ступор на контрольной работе?» — это ему не поможет. Потому что он в ней и так главное действующее лицо, а я попрошу его оставаться в этой роли.

Вместо этого я предложу ему сменить позицию. Предложу сначала прочувствовать, что происходит. А потом отстраниться от ситуации и понаблюдать со стороны, что он делает.

Коуч: «Когда ты на контрольной впадаешь в ступор, что ты чувствуешь?»

Подросток: «Я испытываю большой страх провалить контрольную. И это мешает мне двигаться дальше».

Коуч: «А чего ты боишься, когда боишься провалить контрольную?»

Подросток: «Ну, если у меня будут плохие оценки, я думаю, что это мне помешает позже выбрать то, что я хочу делать в жизни».

Видите? Простое изменение позиции относительно объекта вопроса позволяет этому подростку осознать свою «карту мира». А вопрос, который заставляет отстраниться от ситуации, не так сложно сформулировать, как кажется. Достаточно повторить глагол дважды: «Чего ты боишься, когда боишься контрольной?» И подросток вдруг осознает, что для него смысл контрольной — это в конечном итоге иметь возможность выбрать карьеру.

Вы можете потренироваться отстраняться от объекта любого вопроса, повторяя глагол. И всякий раз это работает.

Когда мы осознали, как выглядит в конкретном месте наша «карта мира», можно предлагать разные другие возможности, новые направления.

Для этого надо предложить другие ментальные жесты.

До этого момента он пользовался описанием того, что с ним происходит. Я предложу ему ментальный жест, который заключается в сближении двух разных элементов.

Коуч: «Это значит, что плохая оценка за контрольную помешает тебе потом выбрать профессию?»

Подросток (после некоторого раздумья): «Ну, вообще-то нет. Из-за какой-то одной контрольной у меня не будет проблем с выбором направления для карьеры».

После этого ментального жеста я предложил ему еще один. Он поставит его в интересную ситуацию.

Коуч: «Хорошо. Если ты не напишешь контрольную, что случится с тобой в самом худшем случае?»

Подросток: «Я должен буду ее переписать и быть при этом более внимательным».

Как видите, предлагая ему разные ментальные жесты и положения, мы умножаем возможности, каким бы ни был сюжет вопроса.

Цель вопросологии и ее инструментарий

Двойная хорошая новость в этой истории: есть всего четыре позиции и с десяток ментальных жестов. Это не так много, этим можно управлять. Но это в 40 раз увеличивает возможности вопросов! А следовательно, и ответов! То есть новых возможностей.

Если вы будете задавать максимально разные вопросы своим близким, это откроет перед ними намного больше возможностей. В профессиональной жизни способность задавать разные вопросы позволяет значительно расширить свою «карту мира» новыми возможностями.

В этом и заключается цель вопросологии. Позволить каждому варьировать и умножать типы вопросов, чтобы выбрать по-настоящему интересные для вас и позволяющие вам двигаться вперед.

В XXI веке мы имеем беспрецедентное количество разных вызовов: экономических, экологических, демографических. Как советует Эйнштейн, надо иметь возможность ответить на них, не отыскивая немедленные ответы, а задавая новые правильные вопросы. Нам нужны лидеры, способные задавать лучшие вопросы.

 

От редакции

Вполне возможно, что, начав задавать себе вопросы по-новому, вы столкнетесь с внутренним конфликтом. Не стоит его бояться! Конфликтолог Марина Фомина рассказывает, как превратить его в двигатель, а не тормоз: https://psy.systems/post/vnutrennij-konflikt-tormoz-ili-dvigatel.

Задавать себе правильные вопросы — шаг на пути к счастливым переменам в жизни. Об алгоритме перемен рассуждает коуч Ирина Фьелльнер Патлах: https://psy.systems/post/algoritmy-schastlivyx-peremen.

Часто чужие вопросы помогают понять, насколько хорошо вы разбираетесь в теме. Хотите проверить свои знания, например, об истории известных парфюмов или об эротических снах? Обратите внимание на наш раздел «Тесты»: https://psy.systems/testy.

После активного мозгового штурма важно дать себе отдохнуть. Для этого необходимо завершать рабочий день правильно. Психолог

Аманта Имбер рассказывает о технике БОБО для хорошего окончания дня: https://psy.systems/post/bobo-chetyre-texniki.

Как задавать правильные вопросы в правильное время и получить нужные ответы

Если вы хотите получить ответы, вы должны задавать вопросы.
Звучит просто, но эта простота обманчива. Для того чтобы задать правильный вопрос в правильный момент правильному человеку – и понять, что делать с полученным ответом, требуются, умение, практика и – иногда – удача. 
А правильные вопросы, заданные в правильный момент, могут иметь огромное значение.

Для разных ситуаций существуют разные типы вопросов. Иногда вы задаете вопросы, потому что на самом деле чего-то не знаете, в других случаях вам нужно призвать к ответу того, кто обладает информацией или подозревается в каких-то ситуациях. 
Умные вопросы делают людей умнее. Мы учимся, общаемся, наблюдаем и изобретаем, с помощью вопросов, которые задаем. Мы раздвигаем границы и раскрываем секреты. Мы проникаем в тайны и изобретаем новые способы добиться своего. Мы размышляем о целях и формулируем взгляды. Вопросами мы призываем людей к ответственности. 

Но, увы, большинство людей не осознает, как работают вопросы, – или, точнее сказать, то, как мы можем заставить их работать на нас. В школах и университетах мы изучаем математику и естествознание, литературу и историю. На рабочих местах мы узнаем о результатах и параметрах, прибылях и убытках. Но никто и нигде не учит нас стратегии задавания вопросов, активному слушанию или использованию вопросов как эффективного инструмента достижения наших целей.

Вопросы – заданные правильным образом при правильных обстоятельствах – способны помочь вам как решить сиюминутные задачи, так и воплотить главные жизненные цели. Они способны открыть двери к инновациям и успеху, укрепить наши отношения с близкими и любимыми людьми и даже приблизить нас к разгадке вечных тайн. 
Хорошие вопросы помогут найти общий язык с незнакомцем, произвести впечатление на потенциального работодателя или развлечь гостей на вечеринке, а еще они способны стать ключом к более счастливой, продуктивной и полноценной работе и жизни.

Определите симптомы и подробности для вашей конкретнойситуации.

Стратегии задавать правильные вопросы в правильное время:

Определите симптомы и подробности для вашей конкретнойситуации.

Начните с общих вопросов типа «В чем проблема?», а затем сужайте и уточняйте их. Перейдите от общего к частному, чтобы определить симптомы и сделать подробные наблюдения.

Не бойтесь ответов, которые могут вам не понравиться.

Не скрывайте проблем и не отводите взгляда. Задавайте прямые вопросы, чтобы получить прямые ответы. Они могут быть неприятными, но если вы хотите решить проблему и узнать правду, то должны признать ее наличие.


Изучите историю.

Покопайтесь в прошлом. Спросите о подобных случаях и закономерностях. Так у вас будет от чего оттолкнуться. Ищите сходство с другими ситуациями.


Спрашивайте снова.

Само наличие проблемы означает, что существует некий неизвестный или непредусмотренный фактор. Чтобы иметь твердую уверенность под ногами, спрашивайте по несколько раз и ищите ответы у разных источников. Проверяйте каждый вывод и собирайте факты.

Обращайтесь к специалистам, но не доверяйте им слепо.

Чтобы узнать, чем мы больны, мы обращаемся к специалистам. Но это не означает, что они всегда правы. Чтобы разобраться в ситуации можно также обратиться к специалистам по задаванию правильных вопросов.

Источник: 

ООО «ЦЕНТР ПОЛИГРАФ И ПРОФАЙЛИНГ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ»

Правильные вопросы — Блог Ассоциации Репетиторов

Правильный вопрос – настоящий ключ, помогающий «открывать» дверь в неизвестное. Умение спрашивать позволяет получать максимум полезной и правдивой информации. Способность грамотно отвечать на поставленные вопросы не менее важна. Благодаря ей ребенок может продемонстрировать свои знания или доказать свою точку зрения. Сегодняшняя статья расскажет, как правильно ставить вопросы и отвечать на них.

О важности правильной поставки вопросов

Итак, правильно поставленный вопрос позволяет:

  • Получить новую информацию
  • Уточнить полученные ранее сведения
  • Продемонстрировать свое мнение или отношение к чему-либо
  • Сформулировать проблему
  • Разговорить собеседника

Попытки сформулировать хороший вопрос запускают умственную деятельность, заставляют школьника сосредоточиться на теме, сориентироваться в ней, формируют интеллектуальный «голод», который является основой познавательной деятельности. Многие преподаватели убеждены в том, что способность задавать вопросы является показателем знаний ученика и его интеллектуальных возможностей.

Вопросы важны не только в учебе но и в простом общении. Во многом именно от них зависит, зайдет ли разговор в тупик или разовьется дальше. Именно поэтому так важно тренировать и совершенствовать умение задавать хорошие вопросы.

Что такое хороший вопрос

Источник фото

Как уже подчеркивалось выше, важно не просто задать вопрос, а сделать это хорошо. Что это значит?

Наверняка, вы неоднократно сталкивались с тем, что спрашивая о чем-то собеседника, не сразу получаете ответ. Достаточно часто у последнего вырывается: «Хороший вопрос…» Это означает, что человек задумался, запустил мыслительный процесс, что ответ не лежит на поверхности и нужно постараться, чтобы его отыскать. При этом вопрос достаточно однозначен и четок, то есть касается конкретной темы, определенных вещей и явлений. Из всего это следует, что хороший вопрос:

  1. Имеет правильную форму. Построен по правилам русского языка, начинается с вопросительного слова («Как…», «Зачем…», «Кто…», «Почему…» и т.д.) или вопросительной формулировки («Интересно было бы узнать…», «Как ты думаешь…» и др.).
  2. Конкретен. Лишен расплывчатости и неоднозначности, направляет мыслительный процесс в сторону строго определенной темы.
  3. Заставляет задуматься и «включить» мозг. Требует развернутого ответа, а не просто согласия/отрицания или односложной фразы. Затрагивает несколько мыслительных процессов: внимание, воображение, память, мышление.

О значимости умения отвечать на вопросы

Четкий и правильный ответ на вопрос позволяет:

  • Продемонстрировать знания, отношение, мнение, оценку
  • Сориентировать собеседника в теме, удовлетворить его интерес, любопытство
  • Поддержать разговор

В учебной ситуации на первый план для школьников выступает демонстрация знаний или выражение мнения. Учителя судят об этом по форме ответа, его развернутости и связности. Достаточно часто ученики знают материал, но не могут собрать мысли воедино и хорошо ответить на вопрос, вызывая у преподавателя ощущение того, что ребенок не разбирается в теме.

В ситуации межличностного общения также важно уметь ответить так, чтобы развить и поддержать диалог и не вызвать у собеседника отторжения.

Учимся задавать хорошие вопросы

Есть несколько условий, при которых сформулировать хороший вопрос просто:

  1. Искренний интерес. Важно, чтобы ученику была интересна тема, хотелось узнать по ней как можно больше. Если заставлять ребенка искусственно задавать вопросы (например, давать задание прослушать сказку и обязательно что-то по ней спросить), то вся его мыслительная деятельность будет направлена только на то, чтобы придумать хоть какой-то вопрос, а сам вопрос будет некачественный, «для галочки».
  2. Незнание ответа на свой вопрос. Если ребенок заранее знает, каким будет ответ, то не заинтересован в нем. Он не открывает ему ничего нового, не дает информации.
  3. Отсутствие страха. Очень часто дети не задают родителям и учителям вопросы по интересующей теме потому, что боятся показаться глупыми, не считают допустимым спрашивать что-либо. Чтобы этого избежать, необходимо объяснить ребенку, что ситуация, когда он чего-то не понимает или не знает, совершенно естественна, что такие вопросы наоборот поощряются и даже необходимы в ситуации обучения.

Упражнения

Вопрос «тонкий» и «толстый»

Вопросы делятся на открытые, требующие развернутого ответа, и закрытые, на которые можно коротко ответить. Первые являются более ценными и правильными, особенно в ситуациях обучения и общения. Чтобы ребенок научился их разделять, ему дается задание создать таблицу из двух столбцов. В одном будут «тонкие»-закрытые вопросы, в другом – «толстые»-открытые. Вопросы ученик может придумать самостоятельно или распределить по графам составленные взрослым предложения. После завершения упражнения происходит проверка и разбор ошибок.

Примеры вопросов:

  • Открытые: «Какая существует связь между временами года?»; «Почему птицы улетают на юг?»; «Как ты думаешь, что хотел сказать автор в этом стихотворении?» и пр.
  • Закрытые: «Который сейчас час?»; «Сколько существует материков?»; «К какому направлению искусства относится эта картина?» и др.

Ромашка вопросов (Ромашка Блума)

Источник фото

Так называют схему в виде цветка, на каждом лепестке которого написан определенный вид вопроса:

  • Простой. Требует извлечь знания из памяти, воспроизвести какие-то даты, цифры, имена, небольшие куски информации и пр.
  • Уточняющий. Служит для подтверждения чего-то, удостоверения в том, что правильно понял собеседника. Начинаются с фраз типа: «Правильно ли я понял, что…?», «То есть Вы утверждаете…?» и т.п.
  • Оценочный. Помогает оценить что-либо, выявить критерии этой оценки, понять различия между объектами или явлениями. Например: «Почему это считается плохим?», «Как бы ты оценил это сочинение?», «В чем разница между…?».
  • Интерпретационный. Требует объяснения чего-либо. Однако должен заставлять задуматься, а не просто воспроизвести имеющиеся знания. Будут различаться в зависимости от возраста и номинальных знаний ученика.
  • Творческий. Для ответа на него необходимо проявить фантазию. Как правило, в его формулировке присутствует частица «бы»: «Каким был бы мир, если бы люди умели летать?».
  • Практический. Дает возможность установить связь между теоретическим и практическим, понять, когда и где в жизни применяются те или иные знания. Например: «А как бы вы поступили в такой ситуации?», «Где в обычной жизни можно наблюдать процесс диффузии?».

Ребенку нужно придумать собственный пример для каждого типа вопроса или наоборот определить, к какому типу относится тот или иной вопрос.

Учимся давать хорошие ответы на вопросы

Источник фото

Для хорошего ответа тоже можно сформулировать несколько благоприятных условий:

  1. Время на сосредоточение, сбор мыслей. Чтобы ученик смог вспомнить какую-то информацию, подумать и сформулировать правильный ответ, необходимо дать ему время. Затруднения и волнение совершенно естественны, поэтому нужно поддержать ребенка, приободрить словом или улыбкой, в ряде случаев задать наводящие вопросы.
  2. Соответствие теме вопроса. Часто школьник не может дать хороший ответ, потому что не совсем улавливает тему или отвлекается на другие мысли. Чтобы избежать этого, самому ученику нужно спросить себя, соответствует ли его мысль заданной теме, прикинуть, способна ли она дать ясный ответ. А взрослым – направить школьника в правильном направлении, если он чувствует, что ребенок уходит в сторону.
  3. Развернутая формулировка. Хорошие ответы отличаются продуманной структурой и подробностью.

Упражнения

Вопросительное слово – понятие

Задание: на каждое вопросительное слово придумать как можно больше понятий-ответов.

Например:

  • Кто? Ребенок, животное, ежик, мама, моряк, продавец.
  • Что? Диван, платье, компьютер, телефон, елка.
  • Почему? Мало времени, закончились деньги, наступила зима, идет дождь.
  • Как? Красиво, быстро, успешно, эффективно.
  • Какой? Очень занятой, вечерний, прекрасный, заморский.

Задание можно начать с понятий, состоящих из одного слова, потом – с двух, трех и т.д.

Банк ответов

Если ребенок затрудняется быстро придумывать ответы, поможет составление своеобразного банка, т.е. списка всевозможных ответов на разные вопросы. Необходимо, чтобы составляемые ответы были развернутыми, четкими, определенными, правильно отражали суть вопроса. Понадобится помощь взрослого, если самостоятельно ученику трудно это выполнить.

Источник заглавной картинки

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:        

Мудрая сова 11 сентября 2015

Изучение аудитории: правильные вопросы важнее правильных ответов

Маркетологам постоянно приходится кого-нибудь о чем-нибудь спрашивать: мы выясняем мнения людей или проверяем информацию. Но часто ли мы задумываемся над тем, как лучше задавать вопросы?

Мне напомнили об этом, когда я пытался проработать особенно сложную стратегическую дискуссию с коллегой. Моим первым инстинктивным желанием было то и дело предлагать решения, опираясь на то, что я считал релевантными данными и знаниями.

Проблема заключалась в том, что мы тут же переключались в «режим решения» и просто укрепляли самоочевидные идеи – или, что еще хуже, задавали вопросы, на которые уже есть всем известные и ожидаемые ответы. Так не рождаются никакие новые идеи, взгляды или прозрения. Мы разошлись по домам раздраженные и разочарованные.

Что лежало в корне нашей проблемы? Мы задали слишком мало правильных вопросов.

Опрос – это навык, который можно развивать

Некоторым людям опросы даются легко. Хорошие маркетологи – это обычно хорошие коммуникаторы, любопытные и любознательные. Но большинство из нас задают слишком мало вопросов (точнее, правильных вопросов), и при этом мы не понимаем, что умение найти и задать такой вопрос часто является гораздо более ценным, чем способность добыть ответ.

Мало кто из нас помнит, что искусство спрашивать поддается совершенствованию. Адвокаты, журналисты и врачи специально тренируют этот навык в рамках своих учебных программ. А мы, маркетологи, этого не делаем.

Конечно, нам известно, что вопросы с замкнутым множеством ответов (то есть такие, на которые можно ответить только «да» или «нет») не имеют ценности для выработки новых идей и глубокого понимания, и потому их лучше избегать. Но, будучи маркетологами, мы уверены в том, что от нас в первую очередь ожидают решений; наш первый импульс – всегда предлагать решение.

Возможно, предоставление решений является наиболее эффективным способом достижения цели, но часто это дает лишь краткосрочную выгоду.

Как улучшать навыки интервьюера

Первый шаг в совершенствовании умения вести опрос – это больше спрашивать. Хорошая новость заключается в том, что, в соответствии с исследованиями социальной психологии, мы естественным образом развиваем свой эмоциональный интеллект, когда задаем вопросы. Это, в свою очередь, улучшает нашу способность спрашивать – своего рода «антипорочный круг».

Необходимо развить в себе страсть к задаванию вопросов; нужно искренне интересоваться другими людьми и тем, что их по-настоящему трогает. Если этого не делать, то вместо того, чтобы слушать собеседника, вы будете во время его речи мысленно готовиться к новому ответу.

Плохо, если вы не сможете поставить себя на место другого человека и будете постоянно искать подтверждения тому, во что хотите верить.

Конечно, огромное количество вопросов – это не единственный фактор, способствующий совершенствованию навыков интервьюера. Столь же важно умение задавать правильные вопросы. «Идеальный» вопрос может изменить все.

Какие вопросы считать правильными?

Как мы можем задать правильный вопрос? Существует ли по-настоящему «идеальный» вопрос? Американский журналист Уоррен Бергер, ведущий сайт  AMoreBeautifulQuestion.com, говорит о «прекрасных вопросах» и определяет их как «действенные вопросы, которые способны менять наше восприятие или заставлять нас думать о чем-то, что может послужить катализатором изменений».

Как они выглядят? Давайте назовем их вдохновляющими вопросами, поскольку они поощряют развитие человеческого мышления и умения решать проблемы. Бергер использует следующие примеры:

Вопросы, начинающиеся с «почему», идеально подходят для того, чтобы разобраться с существующей проблемой; они помогают нам аналитически и критически думать над тем, почему некая проблема вообще существует. Вопрос: «Почему эта кампания сработала?» – может дать гораздо более свежее понимание, чем: «Давайте посмотрим на данные и разберемся, что они говорят». Есть сведения, что Джеймс Дайсон однажды спросил: «Почему в пылесосах должны быть мешки?», – и тем самым создал совершенно новую категорию продукта.

Вопросы, начинающиеся словами «что, если», помогают изучать новые идеи по улучшению продуктов и процессов. Они дают возможность определить, сможем ли мы решить проблему другим способом, и позволяют оспаривать предположения.

Вопросы, начинающиеся с «как», возникают тогда, когда наступает время воплощать идеи в жизнь. Например, начиная словами: «Как мы можем…?», – мы в потенциале получаем превращение возможности в реальность.

Будущее наших идей зависит от того, как мы задаем вопросы

Автор, предприниматель и футуролог Питер Диамандис говорит, что в для проектирования будущего важнее всего не «что вы знаете», а «качество вопросов, которые вы задаете».

Речь идет не об упрощенных утверждениях, таких как «управляемость данными» или «создание понимания». Реальный навык для маркетологов – это использование вопросов в качестве мощного инструмента, позволяющего открывать правильные доказательства, руководить посредством слушания, а не указаний, и воздерживаться от суждений.

Не нужно заранее иметь ответ, чтобы задать хороший вопрос; напротив, вопрос должен стать отправной точкой, которая позволит вам открыть свой ум тому, что происходит в реальности. Другими словами, истинное понимание основано на доказательствах.

Источник: Колин Льюис По материалам Marketing Week. Перевела с английского Елена Леонтьева.

Фото: pixabay.com

 

Вопросы клиентам

  • О бизнесе. Как вы работаете? На чём зарабатываете? Где берёте клиентов? Какой канал продаж самый эффективный?

    Как устроена ваша компания? Благодаря чему она развивается? В чём её сила? Какова главная цель компании сегодня?

    Мы хотим ясно представить себе модель вашего бизнеса. Нам важна не только картина для клиентов, но и взгляд изнутри.

  • Главная задача. Какая ближайшая задача сейчас стоит перед вашей компанией? Каковы ваши ближайшие планы? Чего вы хотите добиться?

    Для нас очень важно представить себе пользу нашего возможного сотрудничества для задач компании. Мы просим вас описать задачу не в наших дизайнерских терминах — «сделать понятный сайт», «спроектировать удобный интерфейс», а в терминах своего бизнеса — «повысить продажи», «снизить потери», «развенчать мифы».

  • Возможное решение. Как может быть решена ваша задача? Чем, по вашему мнению, мы можем оказаться для вас полезны? Почему вы считаете, что эффективнее улучшать сайт (или другой продукт с нашей помощью), а не работу отдела продаж или службы поддержки?

    Что бы вы хотели сделать в первую очередь? Что бы вы сделали, если бы у вас было полтора месяца на проект от начала дизайна до запуска?

    Когда проект должен быть закончен, открыт, запущен? Почему эта дата важна?

    Что вы будете считать успехом проекта? Как вы будете оценивать, удался ли проект или провалился?

  • Ожидания. В каком виде ожидаете получить результат? Каковы ваши ожидания по взаимодействию? Что для вас важно в дизайнерах, с которыми хотите работать?

  • Что вызывает у вас опасения? Что может пойти не так?

    В чём, на ваш взгляд, мы можем быть максимально полезны для вас? Чем мы можем дополнить вашу команду?

    Какова структура вашей компании? Кто будет работать над проектом с вашей стороны? Кто и как будет принимать главные решения о проекте в целом и о дизайне в частности? За кем последнее слово?

    Какова ваша личная роль в компании и проекте?

    Какие ещё компании или организации будут участвовать в проекте? Как и в какой роли?

    Почему вы думаете, что для вас будем полезны именно мы?

    Какие особенности вашей компании могут упростить или усложнить работу над проектом или отдельными его частями?

    Как вы выбираете исполнителя? Сколько компаний вы рассматриваете кроме нас? Когда вы рассчитываете сделать выбор?

    Правильные вопросы. Интервью главного арбитра ИГФ / Федерация гандбола России