Чувство неполноценности – Комплекс неполноценности (чувство неполноценности) — это… Что такое Комплекс неполноценности (чувство неполноценности)?

ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — это… Что такое ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ?

– переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. В индивидуальной психологии А. Адлера (1870–1937) чувство неполноценности связано с органической и функциональной неполноценностью человеческого существа. В классическом психоанализе З. Фрейда возникновение этого чувства – результат утраты любви к человеку со стороны других людей.

   Одно из основных положений индивидуальной психологии А. Адлера состояло в признании чувства неполноценности как источника стремления человека к совершенству и возникновения проблем, связанных с плохой приспособляемостью к обществу. Чувство неполноценности зарождается в детстве. В основе его лежит органическая, функциональная недостаточность органов и их повреждение. Чувство неполноценности возникает также в результате различного рода поражений и неудач, ведущих к унынию, растерянности, заниженной самооценке. «Чувство неполноценности – это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь, на котором эта цель может быть достигнута».

   В понимании А. Адлера, благодаря механизмам компенсации чувства неполноценности человек может добиться значительных успехов в жизни. Но это же чувство способно породить такие внутренние силы, которые будут направлены на саморазрушение или подавление других людей. В одном случае чувство неполноценности будет стимулом для достижения успеха и самосовершенствования, в другом – источником невротического стремления к власти или бегства в невроз в силу ненормального, патологического проявления этого чувства, превращающего в комплекс неполноценности.

   Например, ребенок-левша может быть обучен лучше, чем многие другие дети, у которых более активной является правая рука. Его недостаток может способствовать усиленным занятиям и упражнениям, развитию артистических способностей и художественных талантов. Стремясь преодолеть свои ограничения, ребенок-левша старается лучше учиться и добивается больших успехов. Однако если борьба ребенка со своими недостатками сопровождается излишней амбициозностью, то в нем могут развиться зависть и ревность. На этой почве может возникнуть сильное чувство неполноценности, преодоление которого станет проблемой для ребенка. Постоянная борьба со своими недостатками может сделать его чересчур воинственным, и, став взрослым, он, по мнению А. Адлера, вполне вероятно, будет страдать от навязчивого стремления преодолеть свои неловкость и неуклюжесть.

   Идеи А. Адлера о чувстве неполноценности вызвали неоднозначную реакцию З. Фрейда. Он согласился с тем, что сознание собственной органической неполноценности действует возбуждающе на работоспособность человека и вызывает у него повышенную продуктивность благодаря механизмам компенсации. Но он считал, что было бы большим преувеличением объяснять повышенную трудоспособность человека первоначальной неполноценностью его органов. Так, не все художники страдают недостатком зрения и не все ораторы были сперва заиками. По мнению З. Фрейда, многие проявления исключительной трудоспособности возникают на почве природной одаренности человека.

   З. Фрейд не разделял идей А. Адлера о неполноценности как основном источнике возникновения неврозов. Он считал их односторонними, не объясняющими природу невротических заболеваний. Если исходить из чувства неполноценности, то невроз в таком случае являлся бы побочным результатом общей нежизнеспособности. Но опыт учит, замечал З. Фрейд, что подавляющее большинство некрасивых, уродливых, искалеченных и опустившихся людей не склонны реагировать на свои недостатки возникновением невроза.

   Основатель психоанализа не использовал понятие «комплекс неполноценности», считая его искусственным словообразованием. Вместе с тем он говорил о чувстве неполноценности. Однако в отличие от А. Адлера он полагал, что чувство неполноценности имеет эротические корни: ребенок и взрослый человек чувствуют себя неполноценными, когда замечают, что нелюбимы. С точки зрения З. Фрейда, по сравнению с пенисом клитор девочки – это единственный орган, который можно назвать неполноценным.

   Согласно З. Фрейду, чувство неполноценности возникает из отношения Я к Сверх-Я: это чувство является выражением напряженности между ними. По своему происхождению оно напоминает чувство вины. Оба эти чувства трудно отделить друг от друга. Исходя из подобных представлений, основатель психоанализа полагал, что было бы правильно рассматривать чувство неполноценности как эротическое дополнение к чувству моральной неполноценности.

   В целом З. Фрейд не углублялся в рассмотрение природы чувства неполноценности. Большинство психоаналитиков тоже не уделяли особого внимания этому вопросу. В рамках же индивидуальной психологии А. Адлера представление о чувстве неполноценности составляло одну из наиболее существенных тем, разработке которой придавалось важное значение.

 
* * *
– устойчиво-негативное отношение к самому себе, которое является иррациональным, объективно необоснованным, сверхкритичным и травмирующим индивида, вызывающим чувство дискомфорта и оказывающим существенное дезадаптивное влияние на его поведение, как бы заранее программирующим индивида на неудачу в личной и общественной жизни. Некоторые пациенты, знакомые с литературой на эту тему, называют это чувство «комплексом неполноценности», говорят, что они «комплексуют» или что они «закомплексованы», как бы указывая на то, что причина такого отношения к себе им непонятна, имеет глубинные корни в бессознательном и ощущение собственной ущербности не преодолевается посредством сознательных усилий и успехами в деятельности. Если попытаться более точно определить свойственные им переживания, то не будет излишним упомянуть также о том, что о происхождении своего комплекса неполноценности им самим обычно бывает мало что известно. Как правило, сами пациенты осознают лишь эмоциональную составляющую этого комплекса. Чувство неполноценности может впервые возникать как бы аутохтонно, в связи с психическим расстройством, особенно у пациентов с депрессией, иногда, в тяжёлых случаях, оно трансформируется в сверхценные и бредовые идеи определённого содержания (бред самоумаления, бред самообвинения, бред физического уродства и др.). В состоянии мании чувство неполноценности, чем оно ни было бы вызвано, обычно исчезает, от него не остаётся порою и следа, но на его место автоматически становится тенденция к самовозвеличиванию, нереалистическое ощущение своих возросших возможностей. Происхождение чувства неполноценности издавна привлекало внимание многих исследователей. Пожалуй, преобладающей становится точка зрения, согласно которой оно является врождённым или, что считается наиболее вероятным, приобретается в первые годы жизни благодаря влиянию деспотичных родителей или родителей, для которых их ребёнок является нежеланным. Как указывает А.Адлер, чувство неполноценности преодолевается либо на путях его компенсации, то есть нормального развития личности, либо посредством гиперкомпенсации, порождая тем самым различные нарушения поведения. Синонимы: Комплекс неполноценности (inferiority complex), Комплекс органической неполноценности, Комплекс неадекватности.


* * *
(в психиатрии). Переживание психическим больным своей физической, моральной или интеллектуальной неполноценности, имеющее характер навязчивого состояния, сверхценных идей, депрессии, бреда.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

psychology_pedagogy.academic.ru

ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ это что такое ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ: определение — Психология.НЭС

переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. В индивидуальной психологии А. Адлера (1870–1937) чувство неполноценности связано с органической и функциональной неполноценностью человеческого существа. В классическом психоанализе З. Фрейда возникновение этого чувства – результат утраты любви к человеку со стороны других людей.

   Одно из основных положений индивидуальной психологии А. Адлера состояло в признании чувства неполноценности как источника стремления человека к совершенству и возникновения проблем, связанных с плохой приспособляемостью к обществу. Чувство неполноценности зарождается в детстве. В основе его лежит органическая, функциональная недостаточность органов и их повреждение. Чувство неполноценности возникает также в результате различного рода поражений и неудач, ведущих к унынию, растерянности, заниженной самооценке. «Чувство неполноценности – это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь, на котором эта цель может быть достигнута».

   В понимании А. Адлера, благодаря механизмам компенсации чувства неполноценности человек может добиться значительных успехов в жизни. Но это же чувство способно породить такие внутренние силы, которые будут направлены на саморазрушение или подавление других людей. В одном случае чувство неполноценности будет стимулом для достижения успеха и самосовершенствования, в другом – источником невротического стремления к власти или бегства в невроз в силу ненормального, патологического проявления этого чувства, превращающего в комплекс неполноценности.

   Например, ребенок-левша может быть обучен лучше, чем многие другие дети, у которых более активной является правая рука. Его недостаток может способствовать усиленным занятиям и упражнениям, развитию артистических способностей и художественных талантов. Стремясь преодолеть свои ограничения, ребенок-левша старается лучше учиться и добивается больших успехов. Однако если борьба ребенка со своими недостатками сопровождается излишней амбициозностью, то в нем могут развиться зависть и ревность. На этой почве может возникнуть сильное чувство неполноценности, преодоление которого станет проблемой для ребенка. Постоянная борьба со своими недостатками может сделать его чересчур воинственным, и, став взрослым, он, по мнению А. Адлера, вполне вероятно, будет страдать от навязчивого стремления преодолеть свои неловкость и неуклюжесть.

   Идеи А. Адлера о чувстве неполноценности вызвали неоднозначную реакцию З. Фрейда. Он согласился с тем, что сознание собственной органической неполноценности действует возбуждающе на работоспособность человека и вызывает у него повышенную продуктивность благодаря механизмам компенсации. Но он считал, что было бы большим преувеличением объяснять повышенную трудоспособность человека первоначальной неполноценностью его органов. Так, не все художники страдают недостатком зрения и не все ораторы были сперва заиками. По мнению З. Фрейда, многие проявления исключительной трудоспособности возникают на почве природной одаренности человека.

   З. Фрейд не разделял идей А. Адлера о неполноценности как основном источнике возникновения неврозов. Он считал их односторонними, не объясняющими природу невротических заболеваний. Если исходить из чувства неполноценности, то невроз в таком случае являлся бы побочным результатом общей нежизнеспособности. Но опыт учит, замечал З. Фрейд, что подавляющее большинство некрасивых, уродливых, искалеченных и опустившихся людей не склонны реагировать на свои недостатки возникновением невроза.

   Основатель психоанализа не использовал понятие «комплекс неполноценности», считая его искусственным словообразованием. Вместе с тем он говорил о чувстве неполноценности. Однако в отличие от А. Адлера он полагал, что чувство неполноценности имеет эротические корни: ребенок и взрослый человек чувствуют себя неполноценными, когда замечают, что нелюбимы. С точки зрения З. Фрейда, по сравнению с пенисом клитор девочки – это единственный орган, который можно назвать неполноценным.

   Согласно З. Фрейду, чувство неполноценности возникает из отношения Я к Сверх-Я: это чувство является выражением напряженности между ними. По своему происхождению оно напоминает чувство вины. Оба эти чувства трудно отделить друг от друга. Исходя из подобных представлений, основатель психоанализа полагал, что было бы правильно рассматривать чувство неполноценности как эротическое дополнение к чувству моральной неполноценности.

   В целом З. Фрейд не углублялся в рассмотрение природы чувства неполноценности. Большинство психоаналитиков тоже не уделяли особого внимания этому вопросу. В рамках же индивидуальной психологии А. Адлера представление о чувстве неполноценности составляло одну из наиболее существенных тем, разработке которой придавалось важное значение.  

vocabulary.ru

Откуда берётся комплекс неполноценности? | Психология

Адлер утверждает, что стремление занять или не занять главенствующее положение закладывается в раннем детстве. Это стремление является следствием комплекса неполноценности.

Широко распространен тот факт, что отношение обделенных жизнью людей к жизни и остальным людям отличается от взглядов тех, кто с детства был доволен жизнью и собой. Это справедливо не только для людей с физическими недостатками, но и для людей экономически или социально неполноценных.

Чувство неполноценности в ребенке закладывается родителями. Одни принимают ребенка за живую куклу для игры, другие видят в нем ценную собственность, третьи считают ребенка только лишней обузой. Подобное отношение со стороны родителей и других взрослых зарождает у ребенка ощущение, что он умеет делать всего две вещи: доставлять удовольствие и неудовольствие старшим.

Впоследствии этот комплекс неполноценности может быть усилен некоторыми особенностями нашей цивилизации. Например, привычка не принимать детей всерьез. Большинство детей растут в постоянном страхе, что над ними будут смеяться. Насмешки оставляют в душе ребенка неизгладимый след, который остается навсегда и определяет его поступки во взрослой жизни. Некоторые люди, над которыми в детстве насмехались, уже будучи взрослыми и респектабельными, боятся показаться смешными в глазах окружающих или дать повод так думать. Другой способ не принимать детей всерьез — говорить им неправду. Ребенок начинает сомневаться в окружающей действительности и ставить под вопрос серьезность и реальность всей жизни.

Чувство неполноценности, неадекватности и неуверенности — движущая сила стремлений всякого ребенка. Это чувство определяет, как удастся ребенку достичь уверенности, определяет цель его существования и подготавливает путь, которым эта цель может быть достигнута.

Уже с первых дней жизни ребенка можно заметить, что чувство собственной неполноценности развивается параллельно желанию добиться признания. Цель этого желания — достичь положения, когда индивидуум выглядит превосходящим свое окружение. Эта цель построена таким образом, что ее достижение предполагает возможность либо получения чувства превосходства, либо подъема личности на такой уровень, на котором жизнь кажется осмысленной. Именно эта цель и дает ценность нашему жизненному опыту. Она связывает между собой и координирует чувства, формирует воображение, направляет творческие силы и определяет, что необходимо запомнить, а что — забыть.

Когда чувство неполноценности усиливается до такой степени, что ребенок начинает бояться никогда не преодолеть свою слабость, возникает опасность, что, стремясь к компенсации, он не удовлетворится простым чувством равновесия. Он будет стремиться отклонить весы в другую сторону. В таком случае стремление к власти и доминированию может стать настолько преувеличенным, что обычные жизненные отношения не удовлетворят человека никогда. Такие люди на пути достижения своей цели, задевая права других, ставят под удар и свои собственные права. Они враждебны по отношению к миру, а потому мир враждебен к ним.

Проявление враждебности не обязательно должно происходить открыто. Бывают дети, чье стремление к власти выражено таким образом, что не приводит к немедленному контакту с окружающими. Постепенно у таких детей будут появляться и антисоциальные черты характера, например, гордыня, тщеславие и желание победить всех любой ценой. Последнее можно осуществить хитростью. Относительное возвышение индивидуума может быть достигнуто за счет принижения тех, с кем он вступает в контакты.

Комплекс неполноценности и стремление к власти определяют поведенческую установку. Ее окончательная форма может немного меняться, но ее суть, направленность и смысл остаются неизменными с самого раннего детства. Поведенческая установка является определяющим фактором, хотя по мере взросления субъекта его меняющиеся взаимоотношения со взрослым миром могут несколько видоизменять проблему в некоторых отношениях.

Поэтому очень важно относиться к маленькому ребенку так, чтобы у него не сложилось ложного представления о жизни. Сила и сопротивляемость его тела также являются важным фактором в ходе формирования представлений о мире. Не менее важны социальное положение ребенка и характеры тех, кто его воспитывает.

shkolazhizni.ru

Чувство неполноценности

Влияние Фрейда на последующее развитие психологии личности было огромным. Его ученики и последователи оспаривали те или иные положения его системы, но их категориальный аппарат и дух рассуждений постоянно сохраняли родство с теорией основоположника психоанализа. В контексте конфликтологии споры между психоаналитиками представляют частный интерес, а их дальнейший анализ конфликтов личности — интерес принципиальный. Фрейд утверждал, что ребенок, сравнивая себя с родителями, начинает чувствовать бессилие. Ученик и соратник Фрейда Альфред Адлер это наблюдение сделал принципиальной базой своей теории: в детстве любой человек переживает чувство неполноценности.

В конфликте между чувством бессилия и желанием получить высокий результат заложено стремление личности преодолеть свою слабость и достичь вершин возможного.

«На протяжении всего своего развития ребенку присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям, сестрам и окружающим. Из-за физической незрелости ребенка, из-за его неуверенности в себе и несамостоятельности, вследствие его потребности опираться на более сильного и из-за часто болезненно переживаемого подчиненного положения среди других у него развивается чувство ущербности, которое проявляется во всей его жизни. Это чувство неполноценности вызывает постоянную тревогу ребенка, жажду деятельности, поиск ролей, желание сравнить свои силы с другими, предусмотрительность, стремление к физическому и психическому совершенствованию, от этого чувства неполноценности зависит вся воспитательная способность ребенка. Таким образом, будущее становится для него той областью, которая должна принести ему компенсацию».

Процесс компенсации неполноценности Адлер считал творческой силой, способной привести личность к высшим достижениям. Даже реальные недуги и дефекты могут быть преодолены этой силой. История подтвердила тот парадоксальный факт, что многие великие музыканты обладали дефектами слуха, многие великие художники — дефектами зрения, среди знаменитых полководцев часто встречались люди маленького роста, которые в детстве были хилыми.

Самый известный оратор древности Демосфен в юности тихо говорил и заикался.

Самый обаятельный и самый мудрый афинянин конца V века — Сократ обладал до комичного непривлекательной внешностью. «Вид у него был смешной: лысый череп, крутой лоб, курносый нос, толстые губы. Однажды в Афины приехал ученый знахарь, умевший по чертам лица безошибочно угадывать характер. Его привели к Сократу — он сразу сказал: «Жаден, развратен, гневлив, необуздан до бешенства». Афиняне расхохотались и уже хотели поколотить знахаря, потому что не было в Афинах человека добродушнее и неприхотливее, чем Сократ. Но Сократ их удержал: «Он сказал вам, граждане, истинную правду: я действительно смолоду чувствовал в себе и жадность, и гнев, но сумел взять себя в руки, воспитать себя — и вот стал таким, каким вы меня знаете».

Преодолевая свою неполноценность, личность развивает в себе чувство общности, которое Адлер считал врожденным стремлением человека к сотрудничеству, взаимопониманию, взаимоподдержке.

Иная картина складывается, если личность не справится с чувством неполноценности. Основными препятствиями для личностного роста Адлер считал невнимание родителей к ребенку, слишком большую его опеку со стороны старших и чрезмерную слабость того или иного больного органа тела. В этом случае все страдания от неудач как бы спрессовываются в комплекс неполноценности — постоянное глубинное переживание собственной несостоятельности, ущербности. Вместо достижения реальных результатов в жизнестроении личность стремится к сверхкомпенсации, к крикливому и напористому убеждению себя и других в своих мнимых успехах. Здоровое социальное чувство все больше заглушается, а возрастает прискорбное стремление к власти.

Не справившись со своим внутренним конфликтом, ущербная личность выплескивает его наружу. Став социально конфликтной, личность затягивает окружающих в мучительные столкновения, порожденные борьбой за власть ради власти.

«Существует тип людей, которым человечество и все его проблемы кажутся чужими и далекими. Слишком много занимаясь собой и стремясь к личной власти, но находясь все же в определенной зависимости от людей, они считают их чаще всего своими личными врагами, желающими им только худого. Не веря в свою победу и с еще большим страхом ожидая собственного поражения, они в конце концов оказываются в таком положении, что из-за непомерно выросшего тщеславия не видят и не могут избежать грядущих поражений, поэтому для нас нет ничего удивительного в том, что многие из этих людей испытывают чувство неполноценности ».

Вплоть до XX века правители были ограждены от критики подданных стеной авторитета власти. Образы непривлекательных или порочных властителей (Навуходоносор, Ирод, Пилат, Нерон) оживлялись в массовом сознании чаще всего в моменты острой схватки за шатающийся трон. Но и в этом случае правитель представлялся великим — пусть и во зле. Иное направление мысли давала теория, в соответствии с которой громкое самовосхваление властителя было компенсацией за его внутреннюю слабость, реальную мелкость и мелочность натуры, за его неспособность решить свои внутриличностные конфликты. А ведь создавал Адлер свои труды в 1920-1930-е гг. — в эпоху «великих» фюреров и вождей, оказавшихся на поверку мелкими деспотами.

psyera.ru

Комплекс неполноценности | Практическая психология

Комплекс неполноценности — термин, введенный еще в начале прошлого века Альфредом Адлером, одним из учеников З. Фрейда.  Он представляет собой преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

Адлер считал, что чувство неполноценности появляется у человека в раннем детстве, когда в силу слабости и выраженной зависимости от окружающих, ребенок остро переживает свою недостаточность по сравнению с более взрослыми детьми и родителями. Именно появление этого раннего ощущения собственной неполноценности и закладывает потребность в будущей борьбе за превосходство над своим окружением, что находит свое отражение в  стремлении к совершенству и собственной безупречности.

Многие известные и успешные люди стали таковыми, именно, стремясь компенсировать свои мнимые или явные недостатки. Так, Наполеон, имея небольшой рост, построил огромную империю. Преодолевая травму, полученную в результате ожога в раннем детстве, украинский силач Дмитрий Холаджи стал чемпионом Украины по пауэрлифтингу и не только.

Как мы видим, если не все, то очень многое, что совершают люди в своей жизни, направлено на то, чтобы преодолеть это первичное чувство недостаточности и упрочить чувство собственного превосходства. Но, это стремление, существующее в норме у каждого человека, может принимать преувеличенные формы, становясь чрезмерным. Вот тогда мы и можем говорить, что у человека сформировался

Комплекс неполноценности.

Причиной формирования комплекса неполноценности может быть три ряда факторов:

1) наличие физических недостатков и неполноценность органов

Когда ребенок в силу физических ограничений лишен возможности делать то же, что и его сверстники, он неизбежно чувствует эту свою недостаточность. Но наличие физических недостатков отнюдь не гарантирует формирования комплекса неполноценности, а лишь является предрасполагающим фактором. Правильное отношение к своим недостаткам, плюс компенсация их с помощью достижений в других сферах помогут сохранить внутренний баланс.

К физическим недостаткам в силу социальных особенностей могут быть отнесены не только реальные недостатки, но и те, которые воспринимаются окружающими как таковые. Например, это может быть цвет волос и кожи, акцент, рост,  вес, лысина, форма глаз, неумение играть в какую-то игру, отсутствие «нужной» одежды и т.д.

2) чрезмерная опека со стороны родителей и других значимых взрослых

Когда родители стараются оградить своего ребенка от всех или многих превратностей жизни, решают за него какие-то сложные, а порой и не очень, задачи, они, тем самым, не дают ему возможности испробовать свои силы на практике. Ребенок формируется инертным и не приспособленным к жизни или, как вариант, с однобоким развитием (если он реализовывал себя в каком-то одном направлении). В итоге, ребенок вырастает не достаточно уверенным в своих способностях, поскольку все и всегда за него делал кто-то другой.

3) отвержение со стороны тех же родителей

Если ребенка отвергают, то он, как правило, начинает искать причину этого отвержения в себе, полагая, что это с ним что-то не так. Конечно, такая причина всегда находится, и ребенок начинает стараться исправить свои реальные или мнимые недостатки, а также заслужить любовь и принятие своих родителей. У таких детей часто формируется уверенность, что они сами по себе не достаточно хороши, чтобы их любили просто так. С этим убеждением они и идут дальше по жизни, пытаясь точно также завоевывать чью-то любовь, подчиняясь чужим ожиданиям.

Как мы уже упоминали, комплекс неполноценности требует в обязательном порядке своей компенсации, т.е. каких-то значимых достижений в другой сфере.

Точно так же, как чрезмерно выраженное чувство недостаточности может превращаться в комплекс, потребность в компенсации может становиться сверх выраженной, превращаясь в комплекс превосходства. Он выражается в стремлении преувеличивать свои достоинства, способности и достижения (физические, интеллектуальные, социальные). Такой человек со стороны воспринимается как хвастливый, высокомерный, эгоистичный, часто саркастичный. Часто такие люди пытаются показать свое превосходство, унижая и подавляя других. Вот такое «самоутверждение на костях».

Важно помнить, что

всегда за выраженным чувством превосходства лежит скрытый комплекс неполноценности

Похожие статьи:

Friend me:

psyholog-praktik.ru

Комплекс неполноценности — Психологос

Комплекс неполноценности — сильная неуверенность в себе, низкая самооценка, стабильное ощущение полной собственной никчемности, беспомощности, превосходства всех над собой. Понятие ввел в оборот немецкий психоаналитик Альфред Адлер.

Симптомами комплекса неполноценности обычно являются постоянные попытки привлечь внимание к своим страданиям, выставление напоказ роли Мученика и Жертвы, недостаточность контактов, боязнь людей, боязнь сделать ошибку, постоянное напряжение, иногда дефекты речи. У молодых мужчин для маскировки ощущения неполноценности часто наблюдаются повышенная агрессивность и потребление алкоголя, а также символы статуса, такие как спортивные автомобили, характерная одежда и т. п. Чрезмерное высокомерие также может свидетельствовать о внутренне нарушенном чувстве собственного достоинства.

Психотерапевты говорят о комплексе неполноценности только в случае тяжелых, запущенных клиентов с серьезно заниженной самооценкой. У многих пациентов на его почве развиваются депрессии, за которыми в тяжёлых случаях может последовать опасность самоубийства. В быту понятием «комплекс неполноценности» пользуются гораздо проще, используя это как обзывалку в отношении не очень уверенных людей, и легко оправдывая этим понятием собственную лень, страхи и нерешительность.

Причины комплекса неполноценности различны. Как правило, это неблагополучное детство, критика и негативные внушения от окружающих, неуспешность в делах и невезучесть по жизни, отсутствие привычки к уверенному поведению, негативные самовнушения… Смотри От чего зависит самооценка

Комплекс неполноценности — чаще всего следствие сильно заниженной самооценки (смотри Адекватная самооценка). Впрочем, человек, должно переживающий по поводу своего комплекса неполноценности, обычно снижает свой личностный уровень и через некоторое время низкая оценка его качеств, возможностей и достоинств оказывается вполне адекватной.

«Доктор, у меня комплекс неполноценности! — Ну что вы, у вас не комплекс неполноценности, у вас настоящая неполноценность!»

Как развивать уверенность в себе? Смотри «Работа с неуверенностью», «Уверенность начинается с вас», «Как стать интересным».

www.psychologos.ru

Признаки сильного чувства неполноценности. Наука жить

Признаки сильного чувства неполноценности

Иногда можно наблюдать, что неумение спокойно преодолевать трудности делает человека нетерпеливым. И если мы видим человека, который постоянно суетится, сопровождая свои действия бурными эмоциями, мы можем смело заключить о наличии у него сильного чувства неполноценности. Человек уверенный в своей способности преодолеть свои трудности, не будет нетерпеливым. Самонадеянность, нетерпение, драчливость — признаки сильного чувства неполноценности у детей. В подобных случаях нашей задачей является поиск причин их трудностей. Ни в коем случае нельзя критиковать или наказывать за ошибки в их стиле жизни или прототипе.

Узнать об ошибках в прототипе детей мы можем по различным особенностям: по их необычным интересам, планам на будущее и стремлению превзойти других, по стремлению к превосходству, которое проскальзывает в их поведении.

Существует определенный тип детей, которые не верят в себя и боятся самопроявляться. Они предпочитают держаться от других на расстоянии, и стараются не попадать в новые ситуации, но пребывать в узком кругу, в котором они чувствуют себя в безопасности. В школе, в жизни, в супружестве они ведут себя так же. В своем маленьком пространстве им легче достичь превосходства. Подобная черта обнаруживается у множества людей. Все они забывают, что для того, чтобы добиться чего-нибудь, нужно быть готовым к любым ситуациям. Если человек избегает определенных ситуаций и определенных людей, то оправдать себя он может только исходя из своей частной логики. Но этого недостаточно: человеку необходимы всеобновляющие ветры социальных контактов и здравый смысл.

Если философ хочет осуществить свой труд, он не может все время выходить к завтраку или обеду вместе с другими, ибо ему нужно длительное уединение для того, чтобы собрать свои мысли и найти верный путь. Но в дальнейшем он должен взаимодействовать с обществом. Контакты с другими — важный аспект его развития. Таким образом, когда мы встречаем подобного человека, мы должны помнить о двух его требованиях. Мы также должны помнить о том, приносит он пользу или нет, и, следовательно, нужно быть внимательным в исследовании различий между полезным и бесполезным поведением.

Ключ к социальному процессу в целом дает нам понимание того, что человек всегда стремится найти ситуацию, в которой он превосходит всех. Так, дети с развитым чувством неполноценности намеренно избегают более сильных детей, и играют с теми, кто слабее их, кто позволяет управлять собой и подавлять себя. Это — ненормальные, патологические проявления чувства неполноценности, и чрезвычайно важно понимать, что определяющее значение имеет не ощущение неполноценности, а его сила и характер.

Ненормальное чувство неполноценности получило название «комплекс неполноценности». Однако «комплекс» — не совсем верное слово для такого чувства неполноценности, которое распространяется на всю личность. Это больше, чем комплекс, это почти болезнь, разрушительное действие которой различно в зависимости от обстоятельств. Иногда, скажем, мы не замечаем у человека чувства неполноценности, когда он на работе, потому что здесь он чувствует себя уверенно, но он может быть неуверен в себе в компании или в отношениях с противоположным полом, и только в этих сферах жизни мы можем раскрыть его истинную психологическую ситуацию.

В основном ошибки становятся заметны в напряженной или сложной ситуации. Именно тогда просматривается истинный прототип. Фактически трудности почти всегда вызывает новая ситуация. Вот почему, как мы отмечали в первой главе, степень развития чувства общности обнаруживается в новых социальных обстоятельствах.

Степень развития чувства общности у ребенка становится очевидной в школе так же, как и в социальной жизни вообще. Мы можем наблюдать, взаимодействует ли он со своими товарищами или избегает их. Если мы видим гиперактивных, озорных, ловких детей, то нужно постараться заглянуть в их душу, чтобы понять причины такого поведения. Если кто-то подвержен нерешительности и преуспевает лишь благодаря обстоятельствам, мы можем предположить, что эти же качества позже проявятся в социальной жизни и браке.

Часто встречаются люди, которые говорят: «Я бы так и поступил», «Я бы сделал эту работу», «Я бы его обошел, но.!» Все эти утверждения, типа «да, но» являются признаком сильного чувства неполноценности. Понимание этого позволяет нам по-новому взглянуть на некоторые эмоции, такие как сомнение.

Очевидно, что сомневающийся человек обычно остается при сомнении и ничего не достигает. Но если человек говорит: «Я не сумею», то, вероятнее всего, и действия его будут соответственными.

Если психолог внимателен, он может часто наблюдать наличие в человеке противоречий. Такие противоречия также могут рассматриваться, как признак чувства неполноценности. Важно использовать любую возможность для наблюдения за движениями человека, проблему которого мы исследуем. Его походка, его манера общаться с людьми могут многое нам рассказать, и те колебания, которые мы заметим в теле, часто являются отголоском ситуации его психической жизни. Существует немало людей, которые делают шаг вперед и два назад, что свидетельствует о сильном чувстве неполноценности. Наша задача целиком заключается в том, чтобы отучить этих людей от их установки вечного сомнения. Лучшим лечением для них будет поддержка; ни в коем случае нельзя их критиковать, убивая тем самым присутствие духа. Мы должны дать им понять, что они способны самостоятельно противостоять трудностям и разрешить проблемы своей жизни. Это единственный способ заставить человека поверить в себя и это единственный способ лечения чувства неполноценности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru