Какие плохие есть слова – Словарь мата

Содержание

«Плохие слова»

Главная→«Виртуальный Диалог»→Программа «Растём вместе»→Материалы 2014-2015 учебного года→«Плохие слова»

 

Речь — это показатель ума.
Сенека

Слово является важной составляющей нашего общения. Слово — это и средство передачи информации, и возможность выразить свое отношение к происходящему. Словом можно поддержать в трудную минуту и смертельно оскорбить. Очень часто приходится слышать от родителей жалобы, что ребенок начал употреблять «плохие слова».

Родители спрашивают, как реагировать на бранные слова в лексиконе детей. А самих детей, так же как их родителей и учителей — воспитателей, волнует проблема кличек и обзывания. Словесные угрозы и оскорбления другого человека являются проявлением вербальной агрессии. Не случайно, за сквернословие в общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено административное наказание.

 

ОРУДИЕ МЕСТИ

Так называемые бранные, или неприличные, слова рано или поздно, появляются в лексиконе каждого ребенка. Проблема засорения нашей речи ненормативной лексикой регулярно обсуждается в средствах массовой информации. Говорится о преобладании сленга и блатных выражений в современных теле- и радиопередачах, в печатной продукции. Неудивительно, что дети не только очень рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать, правда, часто не понимая, что эти слова означают.

До 5 лет ребенок ругается матом в основном неосознанно либо для привлечения внимания к своей персоне. В 5-7 лет дети матерятся, вполне понимая, что это делать нельзя, и тем самым пытаются показать самостоятельность и несогласие. В 8-12 лет нецензурная лексика используется для самоутверждения среди друзей и в подражание старшеклассникам. В 12-14 лет мат перестает восприниматься подростком как эффективное средство коммуникации и используется редко, за исключением случаев, когда в его окружении материться через слово является нормой общения.

Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения?

Их, в первую очередь, привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. От ругающегося человека буквально пышет безграничной самоуверенностью, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Произнесенные таким тоном слова не могут остаться незамеченными окружающими.

Собственные наблюдения ребенка и проводимые родными воспитательные беседы наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, то, естественно, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, намеренно употребляет запрещенные выражения в своей речи.

Заметив, что эти слова шокируют окружающих, дети начинают использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить их. В этом случае, бранные слова становятся орудием мести.

Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Тогда о достижениях своего ребенка в этой области вы будете узнавать от воспитателей в детском саду, учителей в школе.

 

Детям надо объяснить, что люди используют ругательства, в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

Естественно, во избежание раннего появления в лексиконе ребенка «плохих слов» взрослым необходимо следить за собственной речью. Многие взрослые воспитанные люди, находясь во власти аффекта, произносят вслух все, что они думают о собственных умственных способностях или о той вещи, которой занимаются; сидя за рулем автомобиля, очень эмоционально негодуют на несообразительность и медлительность водителей и пешеходов. И свое негодование они выражают с помощью грубых, резких выражений. В минуты раздражения эмоциональные, несдержанные дети копируют кого-то из родных, всего лишь повторяя слышанные многократно слова.

 

 

 

Часто ребенок не понимает, что говорит, или не понимает, как оскорбительны и обидны слова, которые он произносит. Следует объяснить ребенку, что, таким образом, он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова просто неприлично.

 

НЕ УХОДИТЕ ОТ ОТВЕТА

Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа.

Скажите ребенку: «Да, такие слова есть, но лучше будет, если ты станешь сначала спрашивать об их значении». Не все родители готовы к такому свободному обсуждению бранных слов с ребенком.

Это хорошо для детей школьного возраста, а малышам лучше сказать о том, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить.

И уж совсем не стоит поступать как Волька из известной сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Он в сердцах обозвал Хоттабыча «балдой», а на вопрос старика, что это значит, объяснил: «Балда — это что-то вроде мудреца». И был очень смущен, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О, превосходнейший в мире балда!»

Иногда родители ведут себя так же, придумывая «культурные» объяснения для ругательств.

Если ребенок интересуется, почему люди говорят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить человека. Это объяснение, конечно, подходит в том случае, если услышал он это слово не от вас. Если ребенок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

 

СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ

Вообще, как-то однозначно относиться к сквернословию сложно: это и признак бескультурья (но и великие не гнушались бранными словами, например Пушкин), это и средство доказать свою независимость, взрослость (лучше уж так, чем с помощью алкоголя, курения, ранних сексуальных отношений). Без крепкого словечка теряют всю соль анекдоты.

Наверное, в воспитательных целях лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место.

Родителям не надо пугаться этих слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Мне не нравятся эти слова, но я знаю об их существовании и значении».

Да, тяжело и неприятно, когда совсем юные рядом матерятся. Иногда знание и умение употребить бранное слово необходимо, чтобы признали равным, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, по наивности не стать объектом насмешек. Кроме того, люди ругаются от отчаяния и злости, когда очень хочется стукнуть кого-то или что-то разломать. В этом случае, ругань используется как средство «выпустить пар» и помогает справиться с отрицательными эмоциями.

А это все-таки предпочтительнее, чем физическое насилие или деструктивное поведение. Другое дело, что лучше бы высказать все, что накопилось, в одиночестве. Вот этому и стоит учить детей.

 

КЛИЧКИ И ДРАЗНИЛКИ

Обзывания являются наиболее частой причиной обид и драк в детском саду и начальной школе. В проведенном опросе: «За что вы не любите некоторых детей в группе, классе?» чаще всего звучали ответы: «За то, что он (она) обзывается»

 

Психолог М.В. Осорина пишет, что «обзывание — это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность». Это неизбежное, по ее мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется, кто и на что может в ней претендовать.

Вот основные причины обзывания детьми друг друга:

1. Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника)

2. Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих)

— игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять)

— провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится, таким образом, спровоцировать его на активные действия, например, заставить погоняться за собой, побороться)

— шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих)

— самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию).

3. Месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти)

4. «Не со зла» (дразнящий ребенок не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивая с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.

 

О ВНЕШНОСТИ И ПРОЗВИЩАХ

Очень часто обидные прозвища приклеиваются к ребенку из-за особенностей его внешности. Слова, сказанные сверстником в разгаре ссоры: «рыжий», «очкарик» или «носатый» — западают в душу ребенка, травмируют его. Ребенок начинает ощущать себя неполноценным, теряет уверенность в себе. Но если человек, чьим мнением ребенок дорожит (учитель, воспитатель, родители), скажет ему как бы между делом: «Какая у тебя оправа красивая, тебе так идет, ты такой солидный стал!» Или: «Ты как солнышко, с твоим приходом в комнате светлее делается», «У тебя греческий профиль, всегда завидовал людям с такими носами, не то, что я — курносый…»

Иногда одна такая фраза способна, если не повысить самооценку ребенка, то хотя бы примирить с особенностями его внешности, чего не всегда можно добиться путем долгих разговоров на эту тему.

Особенно чуткими и внимательными необходимо быть с детьми, имеющими объективные основания для переживаний. Речь идет о детях с различными дефектами внешности, например, заметным родимым пятном, хромотой, косоглазием и т.п. В этом случае многое зависит от взрослых — родители могут помочь ребенку правильно отнестись к своему недостатку, а воспитатели и учителя — на корню пресечь возможные прозвища и издевательства.

Воспитательная цель состоит не в том, чтобы оградить ребенка от интереса и любопытных взглядов, а в том, чтобы свою необычность он воспринимал как само собой разумеющуюся часть своего «Я» и жил с ней, не обращая на нее внимания и не делая из нее проблемы.

Не стоит навязывать ребенку в качестве утешения истории о Золушке или Гадком утенке, но можно рассказать об успехах людей с нестандартной внешностью (актриса Вупи Голдберг, режиссер Вуди Ален и др.).

 

УЧИМСЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ

И если избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, то бороться с ними необходимо.

Родители и педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача взрослых — пресечь появление и использование обидных прозвищ. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно поговорить со всеми детьми в группе или классе на эту тему.

 

.

С пострадавшим надо обсудить, почему другие обзываются — обижаются ли на него или хотят привлечь его внимание.

Полезно поиграть с ребятами в ассоциации. По очереди говорить друг про друга, с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли сравниваемого. Можно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация. Сравнение помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих.

Родителям, если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обидные слова.

 

Итак, что можно сделать, если ребенка обзывают:
 

1. Никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания).

 Это сделать довольно сложно, но, в некоторых случаях, эффективно. Пусть ребенок не отзывается, пока не обратятся к нему по имени, сделает вид, что не понимает, к кому обращаются. Скажет: «Меня, вообще-то, Васей зовут. А ты разве меня звал?»

2. Отреагировать нестандартно.

Обзывающийся ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т. д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».

Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников — он будет готов к этому.

3. Объясниться.

Можно спокойно сказать обзывающемуся сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?»

4. Не поддаваться на провокацию.

5. Не позволять собой манипулировать.

 Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает что-то, потому что «трус», «размазня», ставя его, таким образом, перед выбором: или он согласится сделать, что от него требуют (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности), или так и останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом».

Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта — самая непростая. И здесь очень сложно помочь ребенку выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку.

В этом смысле очень интересно обсудить с ребенком рассказ В.Ю. Драгунского «Рабочие дробят камень», в котором Дениска решился, в конце концов, прыгнуть с вышки — но не потому, что над ним все смеялись, а потому, что он не смог бы себя уважать, если бы этого не сделал.

Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее — доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

6. Ответить.

Иногда полезно ответить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.

 Может быть, учить этому и непедагогично, но иногда другого выхода нет. Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.

7. Отговориться.

Согласно наблюдениям М.В. Осориной, 5–9-летним детям очень важно суметь в ответ на обзывания выкрикнуть отговорку — своеобразную защиту от словесного нападения.

Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и, соответственно, остановить нападающего. Последнее слово, в этом случае, остается за пострадавшим.

 

 

Вот примеры отговорок.

1) Черная касса — Ключ у меня,

    Кто обзывается — сам на себя!

2) Чики-траки — стеночка!

    (Ребенок рукой ставит преграду между собой и обзывающим.)

3) Шел крокодил,

    Твое слово проглотил,

    А мое оставил!

4) Кто так обзывается — сам так называется!

5) — Дурак!

    — Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.

Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.

 

По материалам статьи Марины КРАВЦОВОЙ,

 газета «Школьный психолог», №15, 2004.


Советуем прочитать:

 1. М. В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», Санкт – Петербург, из-во «Речь», 2004

Всего просмотров этой страницы: 1971. Сегодня: 6

www.dialog-eduekb.ru

Чем хороши плохие слова

Когда авиалайнер вырулил на взлетную полосу и рванул с места, женщина лет сорока, только что спокойно читавшая журнал, резко выпрямилась, вцепилась в ручки кресла, и раздался такой мат, какой редко услышишь. «Мама, ты же мне не разрешаешь говорить такие слова!» – возмутилась сидевшая рядом дочь-подросток. Но даме, страдающей аэрофобией, было явно не до приличий – непроизвольная вспышка сквернословия оказалась прекрасным успокоительным. Иначе пришлось бы вызывать врача…

Где их можно услышать

Если большинству из нас порой случается иногда ругнуться, это не обязательно означает, что мы плохо воспитаны, склонны к эпатажу, обладаем бедным словарным запасом или не умеем контролировать себя. В некоторых ситуациях ругаются практически все. Например, попав себе молотком по пальцам. Причем у нас вырывается не любое ругательство, а одно из закрепленных на этот случай в языке. По-русски это может быть черт, блин или что-то покрепче, но не боже или ни фига себе.

Ситуации, в которых сильные выражения просятся на язык, гораздо разнообразнее, чем может показаться. Ругательства бывают уместны во время секса и объединяют закрытые мужские сообщества, служат знаком взрослости для подростков и эмансипации – для феминисток. С их помощью мы способны оскорбить и унизить, а можем и выразить высшую степень похвалы или восторга. Итальянцы порой, не стесняясь, кричат «Idioto!», обнимая на перроне старых друзей. Ясно, что они просто рады встрече, в отличие от водителя в Германии, который помог писателю Владимиру Войновичу преодолеть языковой барьер, крикнув ему из машины: «Du bist ein Idiot!»* Ну, а кое-кто просто разговаривает матом из любви к искусству: брань всегда интересовала людей с литературным вкусом, поэтому ненормативная лексика присутствует и в английских лимериках, и в прозе Юза Алешковского, и даже в письмах Пушкина.

читайте также4 правила общения без агрессии

Для чего мы их произносим

«Общим знаменателем всех ругательств является мощный эмоциональный заряд, который мы вообще-то избегаем использовать просто так», – уверен психолингвист Стивен Пинкер (Steven Pinker). Разные бранные слова вызывают у слышащих их различные сильные чувства – трепет (перед Богом), страх (ада и болезней), отвращение (к телесным выделениям), ненависть (к предателям и меньшинствам) или похоть (когда речь идет о сексе). «Поскольку мы воспринимаем смысл слов автоматически (увидев или услышав известное слово, нельзя не осознать, что оно значит), произнесение ругательства заставляет слушателя невольно думать в неприятном ему направлении», – продолжает Стивен Пинкер. Так говорящий навязывает другим (или себе) определенный ход мыслей, причем сделать это он может разными способами. Самое сильное и самое запретное использование нецензурных слов – оскорбления (инвективы), прямо адресованные другому человеку.

«ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА МИР ЧЕРЕЗ СЛОВА – В ЭТОМ И СОСТОИТ ЦЕЛЬ РУГАТЕЛЬСТВ ИЛИ НАШИХ МОЛИТВ»

Но можно употреблять слова-табу и описательно, для выражения отношения к тому, о чем мы говорим, если приличная лексика кажется недостаточно адекватной. Идиомами, содержащими нецензурные слова, мы пользуемся из эстетических соображений (для красного словца) или для того, чтобы подчеркнуть близкие отношения с собеседником. Самыми простительными считаются эмоциональные эпитеты, использованные от полноты чувств («Ай да Пушкин, ай да сукин сын!»), и восклицания, вырвавшиеся от боли, страха и сильного напряжения, поскольку доказано, что они смягчают стресс. Добровольцев просили держать руку в ледяной воде и терпеть боль, нецензурно выражаясь. Затем нужно было проделать то же самое, произнося нейтральные слова. В первом случае испытуемые выдерживали дольше, а боль утихала быстрее**.

читайте такжеО природе раздражения

«Почему одни слова становятся табу, а другие нет – большая загадка»

СТИВЕН ПИНКЕР (Steven Pinker), профессор Гарвардского университета (США), работающий на стыке психологии и лингвистики. Автор нескольких бестселлеров, по-русски опубликован «Язык как инстинкт» (Эдиториал УРСС, 2004).

Какие слова нельзя увидеть в газете и почему? Когда ругаться удобнее на чужом языке? Как получилось, что феминистки, прославлявшие сексуальную свободу, становятся пуританками, когда речь идет о сексе в словах? Прочитав об этом в книге The Stuff of Thought («Субстанция мышления», Viking, 2007), мы встретились с автором, чтобы обсудить эти интригующие вопросы.

Psychologies:  Какие сферы жизни поставляют «сырье» для ругательств?

Стивен Пинкер:  Данные множества языков показывают, что это сфера сакрального (богохульство – исторический корень ругани), секс, телесные выделения, болезни и названия презираемых обществом социальных категорий (жид или проститутка). Табуированность секса привычна и понятна. Правда, одно время феминистки выступали за право открыто говорить о таком приятном занятии, но потом выяснилось, что зря: из-за асимметрии сексуальных отношений брань, связанная с сексом, «выгодна» мужчинам и более оскорбительна для женщин, так что теперь сексуальные словечки приравниваются к домогательствам. Что касается выделений, то даже такие мягкие выражения, как слюнявый, сопливый и гнойный, оскорбительны, не говоря уже о более отталкивающих субстанциях. Одно из объяснений в том, что человеческие выделения были самыми частыми путями распространения болезней и потому вызывали страх и отвращение.

Как запретные слова меняются во времени?

С. П.:  Некоторые табу исчезают, но вместо них возникают новые. Например, английское tits («сиськи») еще недавно было нецензурным, а теперь допустимо. Слово ниггер в рассказах Марка Твена выражало всего лишь пренебрежение, теперь же за его употребление можно сесть в тюрьму. Проклятия вроде «Черт тебя дери!» или «Чума на оба ваши дома» прежде воспринимались всерьез и поэтому вызывали сильные эмоции, а теперь звучат безобидно: ни чумы, ни черта мы не боимся. С другой стороны, возникают новые страхи и новые табу: скажем, вместо слова cancer («рак») все чаще возникают такие эвфемизмы, как Big C (букв. «слово на С»), новообразование, опухоль, онкология, и, наконец, формулировка некрологов: «тяжелая продолжительная болезнь».

Считается, что в русском языке действует очень строгий запрет на нецензурную брань. Сила табу в разных языках действительно неодинакова?

С. П.:  Конечно. Крайний случай из известных мне – язык дирбал, в котором табуированы все обычные слова, если разговор происходит в присутствии некоторых родственников жены или мужа. Нужно пользоваться другим словарем, приемлемым в этой ситуации. Обычно в языке не так много слов, недопустимых в вежливой беседе, но предсказать, какие именно слова самые неприличные, невозможно. Так, для французов и англичан слово со значением «дерьмо» звучат гораздо жестче, чем для жителей Квебека. Зато ругательства сакрального происхождения (означающие «дарохранительница», «потир» и «святые дары») для франкоканадцев – верх непристойности. Католическая церковь так переживала по этому поводу, что решила просветить сограждан с помощью билбордов, где крупными буквами были написаны эти слова, а под ними – объяснение их истинного (религиозного) смысла. Один журналист отозвался на эту кампанию так: «Неужели не осталось ничего святого?»

Иногда мы ругаемся на чужом языке: в Москве можно услышать русский мат в иноязычной речи приезжих или английскую брань в речи русской молодежи. О чем это говорит?

С. П.:  Эмоциональный ореол слова усваивается в детстве, поэтому на родном языке нецензурные слова вызывают более сильное возбуждение, чем на чужом (это доказывает разная степень изменения кожной проводимости при реакции на них). Поэтому ругаться для облегчения боли лучше на родном языке, а цветисто выражаться, не желая шокировать, – на чужом. Как, впрочем, и выслушивать критику: иностранная брань кажется мягче.

Интервью Ксения Киселева

читайте такжеБыть на высоте в общении

Сладость запретного плода

Ругань действует не только как анестезия, но и как адреналин. Помогает в трудных ситуациях, позволяет сосредоточиться, придает храбрости. Но тем не менее в удовольствии от ругани стыдно признаться, ведь называть некоторые действия и части тела почти так же неприлично, как демонстрировать их на публике. Если бы в этом не было ничего предосудительного, нехорошие слова потеряли бы свою силу и притягательность. Мы знаем по опыту, что уже в раннем детстве ругань служит источником положительных эмоций, поэтому вряд ли стоит сурово наказывать за «плохие слова» детей. Достаточно обозначить границы допустимого, как это сделала бабушка 29-летней Нины: «А мне можно говорить «черт»?» – спросила я однажды. И бабушка ответила: «Когда тебе захочется выругаться, убедись, что рядом никого нет. И тогда можешь говорить вслух все плохие слова, какие только знаешь!» Любые ругательства – это еще и волшебные слова, которые приобщают – пусть ненадолго – к миру взрослых. «Подросткам нравится ругаться, поскольку им кажется, что они говорят на «взрослом» языке, на «языке кино», и это дает им взрослый статус, – объясняет психолог Сергей Ениколопов. – Кстати, для женщин ругань тоже всегда была знаком равенства с мужчинами, как короткая стрижка или сигарета».

читайте также«Ну кто так ездит!»

Бранные слова дети сообщают друг другу как пароль или тайное знание. Повзрослев, мы продолжаем их употреблять – одновременно осуждая других за «дурную привычку». 67% наших сограждан считают, что нецензурные выражения в речи недопустимы ни при каких обстоятельствах, однако примерно столько же (68%) в реальности их употребляют. Правда, большинство делает это редко (55%), а 30% (45% женщин и лишь 13% мужчин) не ругаются матом никогда***.

Эмоциональный мозг

Чаще всего мы ругаемся, когда нас захлестывают эмоции: 47% произносят бранные слова под действием негативных чувств, 2% – под действием позитивных, еще 19% нецензурно выражаются в обоих случаях***. Вызванная эмоциями, брань провоцирует мощную эмоциональную реакцию – и индивидуальную, и общественную. Почему? Ведь, в конце концов, это лишь слова… Дело в том, что ругательства действуют на глубокие и древние зоны мозга, расположенные в правом полушарии, объясняет Стивен Пинкер: «Сохранение способности ругаться в случае потери членораздельной речи означает, что табуированная лексика (как и другие готовые речевые формулы) хранится в правом полушарии, в отличие от речи, порождаемой из слов по правилам грамматики и выражающей сочетание идей, которая соотносится с корой левого полушария». Кроме того, правое полушарие больше задействовано при эмоциях, особенно отрицательных. Установлено также, что есть особая зона мозга, нарушения в которой могут приводить к копролалии – неодолимому и неконтролируемому желанию ругаться.

«В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ БРАНЬ ДЕЙСТВУЕТ КАК АНЕСТЕЗИЯ ИЛИ КАК АДРЕНАЛИН»

«Базальные ганглии обычно не допускают нас до плохих мыслей и поступков, помечая их знаком «Сюда нельзя!», – объясняет Стивен Пинкер. – Если эти защиты ослабевают или рушатся, мысли, которые мы пометили как немыслимые и непроизносимые, вырываются наружу». Другая причина особой силы ругательств – наше магическое мышление. Даже закоренелые материалисты стучат по дереву и говорят «тьфу-тьфу, чтобы не сглазить», если выражают надежду на что-то хорошее, и добавляют «не дай бог», когда речь идет о возможных неприятностях. Ни один родитель, даже самый хладнокровный, не станет походя клясться жизнью своего ребенка. «Хотя вся наука о языке строится на том, что связь между звуковым обликом слова и его значением произвольна, большинство из нас интуитивно верят в обратное», – считает Стивен Пинкер. «Проклятия, молитвы и ругательства, – добавляет Сергей Ениколопов, – это способы, которыми люди пытаются воздействовать на мир через слова, а табу и эвфемизмы – попытка избежать такого (нежелательного) воздействия».

Девять баллов по шкале грубости

Список из семи нецензурных корней большинство детей выучивают к пятому классу. Это те слова, которые не печатают в газетах и не произносят в теле- и радиоэфире (с книгами и фильмами дело сложнее). Тот, кто случайно или намеренно выругался матом в публичном месте, рискует подвергнуться штрафу или административному аресту. Грубые, неприличные и бранные слова не относятся к числу запрещенных в публичной речи, но слышать их иногда даже более неприятно, поскольку их смысл нагляднее, чем в «универсальных» матерных выражениях, которые могут значить что угодно. Следующая категория – эвфемизмы: мы употребляем их как замену мата, чтобы формально остаться в пределах цензурной лексики. «Фиг», «блин» и «елки-палки» говорят даже дети, не подозревая об их истинном смысле; взрослые же, произнося «песец», «херня» и «мать твою», демонстративно подчеркивают «первоисточник». В откровенном разговоре о сексуальной сфере язык довольно беден: приходится выбирать между нецензурными обозначениями, анатомическими терминами и сюсюканьем, пришедшим из детской. В этой ситуации многие предпочитают отборную брань – в постели грязные ругательства часто действуют возбуждающе.

Встреча без галстуков

Выругаться бывает приятно в курилке (так лучше отдыхается), у костра за шашлыками (так они вкуснее), перед телевизором (ох уж этот… хм… Бэкхем). Среди своих мы можем позволить себе отойти от норм литературного языка точно так же, как можем снять пиджак и ослабить узел галстука. Часто брань становится нормой общения и на работе. По результатам опроса, проведенного компанией HeadHunter, ненормативная лексика используется в 85% коллективов. В данном случае сквернословие – языковой код сообщества, элемент корпоративной «культуры». Ругаешься – значит, свой. К тому же, по мнению специалиста по управлению персоналом Йегуды Баруха (Yehuda Baruch), пока работники ругаются, они еще справляются с работой, хотя и не слишком довольны: «Мат позволяет преодолеть усталость и найти решение в кризисной или конфликтной ситуации. Кроме того, сквернословие ставит работников компании на один уровень, усиливая солидарность коллектива». Впрочем, и здесь нет правил без исключений. Одно дело повседневный словесный код, и совсем другое – прямое обращение к коллеге или сотруднику: сильные выражения в этом случае воспринимаются в соответствии со своим буквальным значением – как символическое изнасилование.

читайте также«Он ругается матом»

Карнавальное начало

Нецензурные слова звучат сегодня где угодно: 72% россиян часто слышат их на улице, в транспорте и других общественных местах, а 64% слышали мат из уст известных людей***. Табу нарушаются, но не исчезают. «Раньше интеллигенция могла материться даже больше, чем простые люди, считая, что это протест против власти, – замечает Сергей Ениколопов. – Сейчас матом никого не удивишь, запреты ослабли. Ругань, нецензурщина – это разрешение поговорить о «низком», как во время карнавала. Но сегодня общество из-за сильного напряжения все время находится в полукарнавальном состоянии. Это ведет к нарушению правил и стиранию границ между разными формами языка».

Жаль, если у нас не останется сильных средств на крайний случай. Ведь ругаться может быть увлекательно и полезно, если делать это нечасто, к месту и учитывая чувства других людей.

* М. Волкова, С. Довлатов «Не только Бродский. Русская культура в портретах и анекдотах» (РИК «Культура», 1992).

** R. Stephens et al. «Swearing as a response to pain». Neuroreport, Vol. 20, 2009, Issue 12.

*** По данным Фонда «Общественное мнение» за 2004 и 2008 годы, http:/bd.fom.ru/ cat/cult/lang_l/abuse

www.psychologies.ru

Ребенок и «плохие слова»

Удивлению родителей нет предела, когда в один прекрасный момент их малолетнее чадо в разговоре начинает употреблять не совсем уместные детскому словарному запасу слова и выражения. Откуда ребенок набирается «плохих слов» и почему начинает сквернословить, а также как этого избежать?

Источники «плохих» слов окружают детей всюду. Это может детский сад, улица, телевизионные программы, мультфильмы, знакомые взрослые, и как это ни удивительно — семья. Всегда ли мы, родители, замечаем за собой некоторые не совсем «хорошие» слова, которые говорим в периоды раздражения или гнева. Так почему же мы удивляемся когда маленький ребенок, который только учится разговаривать и жить в нашем мире, впитывая все словно губка, повторяет каждое услышанное слово. Дети не умеют отличать цензурные слова от нецензурных, они просто говорят то, что слышат вокруг них.

Какие слова можно относить к «плохим»? Конечно, это нецензурная лексика, а также грубые и ругательные слова, например, дерьмо, сволочь и т.д. Также к «плохим» словам можно отнести выражения, которые унижают и оскорбляют человека — дурак, псих, идиот, тупица, и т.п. Есть еще всевозможные жаргонные словечки, которые ругательными не назовешь, тем более, что они выражают эмоции, но в детском лексиконе им тоже нежелательно находиться – это «окей», «йес», «вау». Бороться ли с этими словами решать самим родителям, в зависимости от того насколько подобные слова приемлемы в их среде.

Родители и воспитатели отмечают, что дети все чаще стали употреблять «плохие» слова но, самое главное, справляться с этими словами и их искоренением стало намного труднее. Причем выговор, замечание либо любое другое наказание делают детей сдержаннее только на непродолжительное время, но при этом наказание не способствует перевоспитанию и постоянному изменению поведения ребенка к лучшему.

Почему дети ругаются?

В самом раннем возрасте (до 5 лет) употребление нецензурных слов зачастую неосознанно, так как ребенок не знает, что это ругательное слово и что его употреблять плохо. Здесь главное – первая реакция родителей на ругательство, от нее зависит войдет ли это слово или слова в привычное употребление. Сквернословие малыша может привести в замешательство и полный шок, но вы должны постараться не реагировать чересчур остро. Обычно дети экспериментируют, пробуя новую модель поведения, чтобы понаблюдать за реакцией родителей. Лучше всего спокойным и твердым голосом объяснить малышу, который впервые употребил нехорошее слово таким образом: «В нашей семье таких слов никто не говорит, ведь это неправильно» и предложить ему другой вариант. После 5 лет, дети нарушая правила, испытывают чувство вины. Еще в этом возрасте начинают активно развиваться нравственно-этические стороны личности – это чувство долга и обязанности. Вместе с ними появляется страх быть не таким, о котором говорят только хорошо, кого одобряют и ставят в пример, т. е. появляется страх социального несоответствия. Если ребенок в возрасте 5-7 лет произносит ругательства, заблаговременно зная о том, что это нехорошо, неправильно, плохо, для начала сделайте замечание, сказав, что ребенок говорит плохо, и вы больше не хотите слышать от него таких слов. Но если это не поможет и ребенок будет продолжать сквернословить вы должны выявить причину. Самыми распространенными и характерными причинами нарушений поведения мы сейчас с вами и поделимся.

Способ привлечения внимания

Чтобы ребенок правильно развивался психически и эмоционально ему необходимо достаточное количество любви, заботы, ласки, внимания со стороны взрослых. Если ребенок этого не получает в силу каких-то причин (родители постоянно работают, у взрослых очень много бытовых проблем, в семье постоянно конфликтуют), то малыш будет искать способ привлечь внимание близких. Даже если это будут крики и ругательства в адрес малыша – это все равно больше, чем безразличие и равнодушие, то есть малыш достигнет цели – на него обратят внимание. Вспомните, каким образом и сколько времени в день вы уделяете своему ребенку? Ведь для малыша важно, чтобы и мама и папа интересовались им, его желаниями и увлечениями, принимали участие в играх, учебе.

Подражание и стремление быть похожим

Ребенок может выбрать себе кого-то для подражания, на кого хотел бы быть похожим. Это может быть брат, друг, родственник или герой фильма, мультфильма. В данном случае ругань ребенок ассоциирует с силой и храбростью. Малыш хочет казаться взрослее, самостоятельнее, серьезнее, что также может стать поводом для использования бранных слов. Необходимо учитывать, что в силу своего возраста ребенок часто идеализирует какого-нибудь человека или героя фильма, которого считает положительным, а значит все, что он делает априори хорошо. Полностью отгородить малыша от влияния внешнего мира нереально, да и вовсе не нужно. В этой ситуации родителям можно посоветовать предельно внимательно следить за атмосферой, в которой развивается ваш ребенок. Особенно хочется обратить внимание на влияние телевидения — именно оно забирает у детей и родителей время, которое можно провести вместе. Телевидение стало важной частью нашей жизни, поэтому совсем отказываться от него невозможно. По возможности просто ограничьте время, которое ребенок проводит у телеэкрана. Выбирайте передачи и мультфильмы, соответствующие возрасту крохи. И следите за тем, чтобы ребенок не видел сцен насилия, агрессии и колоритных отрицательных персонажей.

Компенсация неуспешности

Бывает и такое, что малыш переживает постоянные неудачи в какой-то конкретной области жизни (никак не складываются отношения с сестрой или братом, со сверстниками в саду, хочет научиться играть в футбол или каратэ, а получается хуже всех), при этом признаки неблагополучия проявляются иным образом. Ребенок теряет уверенность в собственных силах, слыша в свой адрес постоянные упреки и критику. И, используя бранные слова, он как бы говорит: «Зачем стараться, все равно у меня ничего не получится», «Все твердят, что я плохой, значит, я буду плохим». То же произойдет, если родители станут критиковать личность ребенка, а не его поведение, действия. Например, мама вместо «я расстроилась, что ты так и не убрал игрушки» скажет малышу, что он лентяй, неряха, что он воспримет как «ты — плохой, поэтому я тебя не люблю». Для ребенка же очень важно слышать, что его будут любить любым, даже если он не уберет игрушки и не сделает уроки. Дети страдают от нереализованной потребности в признании их успехов и достижений, они жаждут уважения собственной личности и стремятся восполнить эту нехватку другими способами, которые им доступны.

Борьба за самоутверждение и чрезмерная родительская опека

Первый раз требование «Я сам» может появиться, когда ребенок захочет что-то решить самостоятельно, что ему делать в той или иной ситуации. Родители, считая, что ошибки ребенка следует предупредить, строят общение с малышом в форме указаний, замечаний, опасений. Конечно, это необходимо. Но если вы делаете замечания и даете советы постоянно, при этом ваши приказы и критика очень резки, а опасения чрезмерно преувеличены, то ребенок начнет восставать против тотального контроля. Родители такого ребенка склонны формулировать требования и собственные правила поведения в форме категорического запрета. Вывод в такой ситуации один — дать ребенку некую свободу выбора и уважать право на ошибки, позволяя накапливать собственный жизненный опыт.

Желание отомстить

Иногда дети могут обижаться на кого-то. К этому могут привести глобальные изменениям в жизни малыша, например, рождение ребенка в семье, развод родителей, в связи с какими-то обстоятельствами ребенка отправили жить к бабушке, мама с папой все время скандалят. Также причиной может стать мелкий единичный повод – ребенку не купили игрушку, не взяли с собой в гости, не за что наказали. В любом из этих случаев ребенок чувствует боль и обиду, выражая их своей руганью.

Употребление бранных слов в коллективе ребенка

Это именно то самое «влияние улицы», которое касается детей более старшего возраста. Когда ребенок попадает в сформировавшийся коллектив (двор, детский сад, группа по интересам), часто возникает конфликт, во избежание которого «новенький» часто слепо копирует поведение и манеру общения, принятые в коллективе. Если причина в этом, вам не стоит сразу же изолировать ребенка, заперев дома, так как сверстники играют большую роль в жизни детей, но зато вы можете помочь ребенку развить чувство уверенности в себе – это жизненно необходимо. Тогда сын или дочь сможет добиться успеха в любой социальной обстановке, не используя сквернословия.

Как бороться с «плохими» словами?

Во-первых, надо устранить первопричину сквернословия — проявить к ребенку больше внимания и заботы, также давая некоторую свободу выбора и действий, снять ограничения не соответствующие возрасту. Очень важно создать благоприятную атмосферу в семье, помочь добиться успехов в какой-нибудь сфере деятельности, показать, что ребенок может быть сильным, храбрым, взрослым, не используя бранных слов.

Во-вторых, за брань нельзя очень строго наказывать или вовсе ее игнорировать. Это может закрепить такую форму поведения. Самое правильное – это добиться понимания ребенком проблемы и осознания, почему так говорить нельзя. Дело в том, что у школьников представление о хорошем и плохом иногда смешивается, а отсутствие достаточного жизненного опыта может поменять плохое и хорошее местами. В этом случае задача взрослых — помочь ребенку сориентироваться, объяснить, что сквернословить очень плохо. Если Вы решите наказать ребенка, то он должен знать за что. Хотите ввести штрафные санкции? Тогда делать это следует сразу за проступком. Запомните: наказание не должно унижать достоинство ребенка. Он не должен бояться наказания, он должен бояться возможности расстроить родителей неправильным поведением.

В-третьих, собственный пример. Если вы говорите, что вам ругаться можно, а ребенку нет, не ждите, что последний с вами согласится, так как вы сами являетесь моделью неподобающего поведения. Проанализируйте обстановку, царящую у вас дома: используете ли вы унизительные прозвища и обидные выражения относительно членов вашей семьи, в том числе детей. Но самое главное: избегаете ли вы семейных конфликтов в присутствии детей? Когда взрослые ссорятся, они заняты только выяснением сути конфликта и не видят ничего и никого вокруг. Что вы говорите и делаете в стрессовых ситуациях? Подумайте над этим. Говорить ребенку, что ругаться нельзя и самим постоянно это делать – значит наносить вред воспитанию и психике малыша. Когда вы поработаете над собой, то сможете привить ребенку свой взгляд на проблему. Я не ругаюсь, ведь это оскорбляет, унижает и обижает людей и ты не должен так делать, даже если очень злишься на кого-то. Выскажи свою злость и обиду простыми словами. «Мне это не нравится. Ты делаешь плохо».

Очень часто дети ведут себя вызывающе только потому, что не знают других способов, которые позволяют выразить эмоции. Научите ребенка словам, которые описывают негативные чувства, но не являются ругательствами (я злюсь, я расстроен, я сержусь, я в гневе). Так вы не только решите проблему употребления «плохих» слов, но и приучите ребенка распознавать собственные чувства, говорить о них, а это также очень важно.

Сквернословие в коллективе

Хочется еще выделить проблему употребления матерных слов в детском коллективе, где ребенок не может противостоять в одиночку. Выход только один — объединиться с остальными родителями и педагогами. Можете попробовать следующий метод: соберите вместе всех детей, расспросите их, какие «плохие» слова они знают, запишите на бумагу, а потом символически уничтожьте – закопайте, порвите, сожгите. Таким образом вы дадите детям понять, что все написанные на бумаге слова им больше не следует употреблять. Можно еще составить «Договор о взаимном уважении», где запишите, что детям такой-то группы такого-то детского сада запрещено употреблять «плохие» слова. После того, как дети торжественно подпишут договор, прикрепите его на самом видном месте в качестве напоминания о принятом решении. Если ребенок спросит ругаетесь ли вы, скажите правду. Например, что когда очень злитесь и когда никого нет, чтобы никого не обидеть. Но при этом обратите внимание ребенка на то, что это плохая привычка и вы с ней боретесь, поэтому и ему не следует привыкать так делать.

Родители не должны забывать о важности поощрения хорошего поведения. Поэтому, если вы заметили малейшие изменения поведения малыша в лучшую сторону, не забудьте похвалить его и подчеркнуть, как вы гордитесь им и его успехами. В конце еще раз напоминаем, что сквернословие — это сигнал ребенка о помощи и способ выражения собственного гнева и протеста. Чувство гнева появляется только в ответ на причиняемую ребенку боль, унижение, обиду. Таким образом малыш дает вам понять, что ему плохо и он нуждается в помощи. Задача взрослых — не акцентировать внимание на собственных отрицательных эмоциях, а попытаться понять, что именно происходит с ребенком и, возможно, изменить что-то в себе. Помните, что эта проблема не решится за один день, так как и появилась тоже не в одночасье. Настройтесь на долгую и кропотливую работу.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

kotikit.ru

Самое плохое слово

В идеальном мире люди следят за речью. А если ухитряются что-то сморозить —
рука помощи тут как тут. (DC Comics, 1965)

Есть слово, которое помогает гарантированно накосячить в любом деле.

Это даже не слово, а частица «-нибудь». Чем чаще она мелькает в любом вашем проекте,
тем больше вероятность провала.

Всем рекомендую завести словарик:

ВыражениеПеревод
кто-нибудьнепонятно кто
когда-нибудьнепонятно когда
как-нибудьабы как
и так далееи тому подобное

Пример использования словаря

Управленческая абракадабра заиграет в новом свете, как только вы начнете пользоваться этим словарем. Смотрите сами:

— Надо когда-нибудь сесть и разобраться. Желательно побыстрее. Кого-нибудь нужно выделить для решения этого вопроса. Чтобы хоть как-нибудь сдвинуться с мертвой точки.

Перевод:

Непонятно, когда мы сможем заняться этим. Но мы действительно хотим назначить абы кого и действовать абы как.

Перечень запрещенных выражений

Здесь грех не вспомнить этот шедевр.

Перечень запрещенных выражений в в/ч 15653. Ищите над каждым кулером страны. Источник неизвестен.

16.11.2014 Раздел: Менеджмент и мотивация

У меня раньше тут был блок с комментариями.
Но сейчас вышел новый закон о персональных данных, под который этот блок теоретически тоже может попадать.

Было бы грустно налететь на какой-нибудь штраф.
Пэтому я скрыл комментарии, пока не станет понятно, какие формы для комментариев можно ставить на сайт.

Если всё-таки хотите что-то мне написать, пишите в ВК.

nikitahismatov.ru

Какие плохие слова нельзя говорить, когда человеку плохо / НАСВЯЗИ

Когда наступают трудности, есть люди, которым лучше нельзя говорить некоторые слова, но надо знать, какие плохие слова нельзя именно им говорить, когда плохо? Дело в том, что у каждого человека временами случаются трудности. Кто-то держит всё только в себе, а кто-то спешит поделиться своими печалями с самыми близкими людьми. Иногда человек в печали не хочет говорить о причинах своей подавленности, но родственники и друзья только и говорят: «Расскажи, легче станет». Но человек не спешит открывать душу, потому как знает, что не обязательно ему станет легче от услышанных слов. В психологии существует такое понятие: пустое усилие; так вот, если человеку действительно плохо, то все советы, такие как: не принимай это близко к сердцу, не думай об этом, не бери в голову — будут не просто бесполезными, но и реально вредными.
Какие плохие слова нельзя говорить, когда человеку плохо
Всё могло быть еще хуже.
Да. Где-то есть люди, плачущие на могиле близких и родных, которых уже не вернуть. Но, осознавать, что предал любимый человек, к которому было столько доверия, тоже не особо приятно. И не тянет на то, чтобы радоваться и веселиться.
Нужно написать на листочке все неприятности, а потом сжечь.
Это может помочь освободиться от эмоций, но проблему не решит. Разве с этим листочком сгорит бывший возлюбленный, которого приходится видеть каждый день и работа, которая надоела до тошноты?
Тебе должно быть стыдно за свою грусть. Люди без ног и рук, прикованные к инвалидному креслу, научились радоваться жизни. А ты, здоровый человек жалуешься на жизнь.
Когда происходит неприятная ситуация, кажется, что мир рушится. Возлюбленный ушел, друзья отвернулись, на работе одни проблемы. А теперь ещё добавится чувство стыда. Человек ещё больше почувствует себя неудачником.
Может, тебе сменить гардероб?
Советы из категории – съешь шоколадку, и станет легче. Ну, что могут изменить «тряпки»? Любовь появится? Или друзей станет больше? Если человек хочет перемен, то может попробовать сменить гардероб. Но от перемены носимой одежды, проблема не исчезнет.
Какие плохие слова нельзя говорить, когда человеку очень плохо
Забудь прошлое. Просто сотри из памяти.
О, если бы всё было так просто! Наверное, страдающих людей не было вообще. Ведь так можно забыть не только безответную любовь, но и всех родственников, которых не стало.
Если честно, мы думали, что у тебя случилось что-то посерьёзнее.
А зачем тогда спрашивали? Конечно, где-то есть люди, страдающие от войн, голода, смертей и беспорядков. Им явно живется не слаще. И если такие слова говорит родственница или подруга, то ей не понять отчаявшегося человека. Конечно, ведь не над её ребенком издеваются в школе, и не она каждый день на нервах, не зная, что будет дальше.
С каждым может произойти неприятное событие. И, наверное, лучшие слова, которые хочется услышать в трудный период: «Не сдавайся. Если что-то будет нужно, то обращайся, поможем»

xn--80aepevz3h.xn--80asehdb

44 слова, которые мы употребляем неправильно

1. Автобиография

«Заполните анкету и напишите свою автобиографию» — мы часто слышим подобные фразы и не задумываемся, что здесь ошибка из разряда «масло масляное». Автобиография — это описание своей жизни (autos — «сам», bios — «жизнь» и grapho — «пишу»). Написать чужую автобиографию невозможно, поэтому использование притяжательного местоимения в данном случае излишне.

2. Амбициозный

Подумайте, прежде чем писать амбициозность в графе своих достоинств в резюме. Амбициозный и целеустремлённый человек — разные понятия. Амбиция — это обострённое самолюбие, чрезмерное самомнение, а также различные претензии и притязания. Образованное от этого слова прилагательное тоже имеет негативную эмоциональную окраску.

3. Апеллировать — оперировать

Эти слова часто путают. На самом деле они абсолютно разные. Апеллировать — значит обращаться к кому-то или чему-то за поддержкой: «Апеллировать к власти». Ещё более узко это слово трактуется в юридической практике: апелляция — жалоба, апеллировать — что-либо опротестовывать. Оперировать же можно какими-нибудь инструментами или данными. «Эксперт оперирует статистикой» означает, что он умело её демонстрирует. Если же он призывает статистическое исследование на помощь, то уже апеллирует к статистике.

4. Априори

Это наречие многие понимают как что-то само собой разумеющееся, не требующее доказательств. Но в философии думать априори — значит иметь о чём-то представление, не проверив это на практике (от латинского a priori — «из предшествующего»). Антонимом является слово «апостериори» — суждение, основанное на имеющемся опыте. Так что нельзя априори быть уверенным в значении слова, пока не заглянешь в словарь.

5. Апробировать — пробовать

Эти слова порой используют как синонимичные. Чтобы не допускать такой ошибки, запомните: апробировать — значит проверить и одобрить. Как правило, речь идёт о каких-то официальных процедурах: «Учёные апробировали новое лекарство — скоро оно поступит в продажу». Нельзя апробировать манную кашу, если, конечно, это не какое-то крупное исследование, по результатам которого будет вынесено письменное заключение.

6. Асексуальный

Порой так ошибочно называют непривлекательного внешне человека. Термин «асексуальность» означает слабый половой инстинкт. Асексуальный человек может быть чертовски симпатичным, но при этом безразличным к сексу.

7. Аутентичный

Модное слово. То и дело что-нибудь становится аутентичным — кафе, спектакли и даже люди. Но слово «аутентичность» ≠ «самобытность». Оно означает подлинность, соответствие оригиналу. Аутентичным может быть договор или товар, а также произведения искусства.

8. Гипотеза — теория

Близкие, но не идентичные понятия. Гипотеза — это научное предположение, выдвигающееся для обоснования какого-нибудь явления и требующее проверки опытным путём. Теория же (в одном из значений) — это мнение о чём бы то ни было, выработанное на основе наблюдений. Иными словами, в рамках какой-либо теории можно выдвинуть гипотезу, чтобы доказать определённые положения данной теории.

9. Дилемма — проблема

Решить дилемму и справиться с проблемой — отнюдь не одно и то же. Дилемма — это сложный выбор между двумя исключающими друг друга вариантами. Быть или не быть? Третьего, как правило, не дано. Проблема — это, в первую очередь, неприятная ситуация со множеством решений или не имеющая таковых.

10. Договор — контракт

Очень близкие понятия, однако есть смысловые и юридические нюансы. Договор — это соглашение двух или нескольких лиц. По гражданскому праву оно может быть заключено как в письменной, так и устной форме. Контракт же всегда письменное соглашение. Причём по действующему законодательству одной из его сторон, как правило, выступает государство.

11. Значимый — значительный

С этими прилагательными тоже немало путаницы. Значимыми, то есть имеющими вес или обладающими особым смыслом, могут быть, например, слова. Значительный — это, в первую очередь, большой по размерам или силе; что-то, что имеет огромное значение. Поэтому прибыль компании всегда будет значительной.

12. Ибо — дабы

Эти союзы часто употребляют неправильно, ибо не знают их значения. Загляните в словарь, дабы не ошибиться при присоединении придаточного предложения. Союз «ибо» соответствует союзам «потому что» и «так как», а «дабы» — союзу «чтобы».

13. Идеология — идейность

Эти понятия нельзя подменять друг другом. Идеология — это система взглядов, формирующая мировоззрение. Раньше мир чётко делился на приверженцев той или иной политико-экономической идеологии. Идейность — это верность какой-либо точке зрения, идее.

14. Квинтэссенция

Это слово происходит от латинского quinta essentia — «пятая сущность». В античной и средневековой философии квинтэссенцией называли суть, основу чего бы то ни было. Сейчас этот термин зачем-то используют при объединении различных понятий, например: «Автор подметил, что его книга — квинтэссенция многих жанров, соединяющая множество сюжетов». И это, конечно же, неверно.

15. Командировочный — командированный

«Места в гостинице только для командировочных» — многие пройдут мимо такого объявления, не заподозрив подвоха. Но командировочный — это нечто неодушевлённое, относящееся к командировке. О людях так говорить нельзя. Человек, отправившийся куда-то выполнять служебное поручение, командирован: «Для командированных сотрудников компания арендовала гостиницу и платит им командировочные».

16. Комильфо

Услышав фразу «Позвони ему, а то мне как-то не комильфо», мы сразу понимаем, что один человек стесняется набрать номер другого. Это слово часто употребляется в значении удобно / неудобно или комфортно / некомфортно. Мало кто знает, что словарное значение слова «комильфо» — утончённый, изысканный, соответствующий правилам хорошего тона. «На людях он держится комильфо, а вот дома…»

17. Компетенция — компетентность

Знания и опыт в определённой сфере не стоит путать с умением ими пользоваться. Например, если в компании открыта вакансия юриста, то занять её сможет только человек с высшим юридическим образованием (компетенция). Но наличие диплома не гарантирует компетентности соискателей.

18. Конгениально

Многие убеждены, что это превосходная форма прилагательного «гениальный». Мол, конгениально — это как гениально, только ещё лучше. Но на самом деле слово происходит от латинского con («вместе») и genialis («относящийся к гению»). При этом «гений» в латыни — это дух. Таким образом, конгениально — это близко по духу. Конгениальный человек — тот, кто близок по образу мыслей и ценностям.

19. Кредит — ссуда

Эти термины иногда можно использовать как синонимы (в зависимости от контекста). Однако важно помнить правовые отличия этих понятий. В кредит банком или другим кредитным учреждением выдаются деньги, за что начисляются проценты. Предметом ссуды могут быть не только деньги, но и вещи, и необязательно на возмездной основе.

20. Либерализм — либертарианство

Два идеологических направления с похожими названиями, но разным содержанием. Либерализм объединяет сторонников парламентского строя, широких политических свобод и предпринимательства. Главная фишка либертарианства — в запрете на «агрессивное насилие». Сторонники этого политического течения считают, что любое проявление силы и даже угроза её проявления должны караться законом.

21. Лояльный

Многие отождествляют это слово со снисходительностью: «Препод попался лояльный — автоматом поставил». Заглянем в словарь: «Лояльный — хранящий верность существующей государственной власти, существующему порядку». Лишь во втором значении — корректное отношение к кому-то или чему-то — лояльность схожа со снисходительностью, но знака равенства между этими понятиями всё равно поставить нельзя.

22. Маргинал

Когда в прессе не хотят обижать бездомных или попрошаек, их «вежливо» называют маргиналами. Но в социологии этот термин гораздо шире. Маргинал — это тот, кто оказался в новой ситуации и ещё не приспособился к ней. Например, маргинальное положение занимает человек, только-только переехавший из деревни в город.

23. Мезальянс — союз

Следуя логике, будто «альянс» — это корень, некоторые полагают, что мезальянс представляет некую разновидность союза людей или государств. На самом деле мезальянс — это не что иное, как неравный брак (корень — «мезальянс»). Фраза «Мезальянс Японии и Кореи» может прозвучать двусмысленно, а иногда и обидно.

24. Мизантроп

Избегает людей, не стремится к общению — эта характеристика подходит не только мизантропам, но и интровертам. Поэтому эти понятия часто путают и отождествляют. Но мизантроп (буквально — человеконенавистник) не просто сводит социальные контакты к минимуму — люди его бесят. Он никому не верит, во всём видит только плохое и всех в чём-то подозревает. Мизантропия может быть избирательной и проявляться в ненависти только к мужчинам или, напротив, к женщинам. Интроверты же по большей части полнейшие душки.

25. Мысленный — мыслимый

Прочувствуйте разницу на примерах: «Мыслимое ли дело — провалить сессию!» — кричала в ярости мать. «Ла-ли-лай…» — мысленно напевала дочь. Мысленный — это воображаемый, живущий где-то в ваших мыслях. А мыслимый — это то, что сложно себе представить (но можно).

26. Нелицеприятный — неприятный

Первое слово часто используют как синоним второго: «До чего нелицеприятный тип!» Но говорить так ошибочно. На самом деле нелицеприятный — беспристрастный, справедливый, тот, кто не стремится никому угодить. Если кто-то назвал вас нелицеприятным человеком, считайте, что вам сделали комплимент.

27. Нетерпимый — нестерпимый

Похожие по написанию, но разные по смыслу слова. Нетерпимый — это тот, кто лишён толерантности, или то, с чем нельзя мириться. Например, нетерпимый мизантроп или нетерпимая грубость. Нестерпимый — это невыносимый, действующий так сильно, что нельзя терпеть. Нестерпимой бывает боль или ветер.

28. Нонсенс

Этому слову нередко придают неверное значение: «Новый айфон — это просто нонсенс!» Хотели подчеркнуть невероятную крутость и сенсационность гаджета, а сказали, что это бессмыслица и нелепость. Ведь именно таково значение слова «нонсенс».

29. Одиозный

Насторожитесь, если кого-то в вашем окружении называют одиозной личностью. Хорошо, если люди просто не знают, что одиозный — это не экстравагантный и неординарный, а неприятный, вызывающий бурю негативных эмоций. А вдруг нет?

30. Органичный — органический

Прилагательные, в которых легко запутаться, если раз и навсегда не усвоить, что органичный — это обусловленный самой сущностью кого-то или чего-то (синоним — естественный). А органический — это относящийся к живому организму. Ещё более узко — состоящий из углерода. Пример: «Памятник врачам, борющимся с органическими поражениями головного мозга, органично вписывается в ландшафт города».

31. Пафос

Под этим словом часто понимают наигранность. На самом деле в переводе с греческого páthos означает «страсть». Пафос — это душевный подъём, воодушевление. В литературных произведениях этот термин обозначает высшую эмоциональную точку, достигнутую героями и нашедшую отклик в сердцах читателей.

32. Педагог — преподаватель

Между этими словами часто ставят знак равенства, хотя эти понятия вовсе не тождественны. Педагог — это человек, который занимается преподавательской или воспитательной деятельностью (синоним — наставник). Преподаватель — это работник среднего или высшего образовательного учреждения, преподающий какой-либо предмет (преподаватель математики, преподаватель литературы). Таким образом, педагог — это род деятельности, профессия, а преподаватель — специализация.

33. Подарок — сувенир

Использование этих слов как синонимов не всегда уместно. Сувенир — это памятная вещь, связанная с посещением какого-либо места. То, что мы покупаем на память о стране, городе или человеке. Выражения «памятный сувенир» или «сувенир на память» обладают смысловой избыточностью. Если презент не связан с поездкой, лучше писать «подарок».

34. Под эгидой

Согласно древнегреческой мифологии, эгида — это накидка Зевса, обладающая волшебными свойствами. Быть под эгидой — значит быть под защитой какой-то могущественной силы, опираться на поддержку кого-то или чего-то. Употреблять это выражение в значение «под предлогом» неправильно. Нельзя сказать: «Под эгидой защиты прав потребителей Роспотребнадзор провёл рейд по торговым точкам города».

35. Поменять — изменить

Слова, которые в письменной литературной речи не стоит смешивать. Поменять — значит отдать своё и получить вместо него другое, то есть обменяться чем-либо. Изменить — значит сделать иным. Выражение «Он полностью поменял свою жизнь» ошибочно, равно как и «Она изменила девичью фамилию на фамилию мужа».

36. Практически — почти

Эти наречия частенько путают. Можно написать «Практически всё осталось по-прежнему» и «Почти всё осталось по-прежнему», но смысл при этом будет разный. Наречие «практически» можно заменить выражением «на практике» или «по сути дела». Тогда наш пример прозвучит так: «На практике всё осталось по-прежнему» или «По сути дела всё осталось по-прежнему». Иными словами, воз и ныне там. Наречие «почти» означает, что чего-то недостаёт, его можно заменить выражением «без малого». Предложение «Без малого всё осталось по-прежнему» имеет другой смысловой оттенок: кое-что сделано, но незначительно.

37. Роспись — подпись

Родственные слова, но не стоит их отождествлять. Подпись — это надпись под чем-либо (под + писать). Например, написать фамилию под текстом договора. Роспись — это декоративная живопись на стенах, потолках или предметах. С литературной точки зрения просьба поставить роспись в акте некорректна. Заменять подпись росписью можно только в разговорной речи.

38. Сегодняшний — нынешний

«Сегодняшний», то есть относящийся к текущему дню, нельзя путать со словом «нынешний». Последнее понятие более широкое. Оно охватывает всё, что относится к идущему году (месяц, лето, сезон).

39. Сентенция

Под сентенциями обычно понимают какие-то высказывания, реплики или тезисы. Но важно помнить, что, согласно словарю, это должны быть не любые высказывания, а изречения нравоучительного характера.

40. Социопат — социофоб

Первый страдает диссоциальным расстройством личности, а потому не считается с общественными нормами и правилами, плевать хотел на мораль и постоянно бросает окружающим вызов. Второй — это человек, который боится социума. Ему может быть страшно заговорить с незнакомцем на улице или находиться в многолюдном месте. Социопатия — вид психического расстройства, социофобия — разновидность фобии. Ставить знак равенства между этими понятиями нельзя.

41. Типичный — типовой

Созвучные, но разные по смыслу слова. Не путайте: типичный — воплощающий в себе характерные особенности кого-либо или чего-либо. Типовой — это соответствующий какому-нибудь образцу.

42. Фрустрация — прострация

Эти понятия часто путают даже сами психологи. Фрустрация — это чувство тревоги, возникающее из-за невозможности достичь желаемого. Иными словами, неудовлетворённость. Прострация — это угнетённое, апатичное состояние, упадок сил, когда не хочешь и не можешь ничего делать.

43. Функционал — функциональность

Даже в серьёзных IT-изданиях допускают досадную ошибку, называя функционал функциональностью и наоборот. Это не одно и то же. Функциональность — это совокупность возможных вариантов использования или возможных действий, выполняемых неким объектом: функциональность смартфона или ноутбука. Функционал — это числовая функция, заданная на векторном пространстве.

44. Эмпатия

Этот психологический термин порой смешивают и отождествляют с симпатией. Эмпатия — это способность войти в эмоциональное состояние другого человека, прочувствовать его переживания. Далеко не всегда мы можем встать на место другого человека, даже если он нам симпатичен.

lifehacker.ru

Плохие слова | Чудесные странички

Когда Миша пошел в школу, мама предупредила его, что теперь вокруг него будет много неверующих ребят. Наверняка они знают плохие слова, которые Миша в своей жизни никогда не слышал.

— Помни, в Библии написано: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Не повторяй, как попугай, всё плохое. Покажи и в слове, и в деле, что ты настоящий христианин.

— Мам, а откуда плохие слова взялись?

— Знаешь, сын, всё плохое исходит от сатаны. Он не хочет, чтобы люди жили вечно с Иисусом, вот и изобретает всё злое и скверное. Жаль, что многие люди подхватывают этот мусор, не задумываясь. А ты, сынок, не огорчай Иисуса, ведь Он так любит тебя, что даже пришел на землю страдать и умереть, чтобы спасти тебя.

Миша понимающе кивал. А через некоторое время мальчик убедился, что за свою жизнь он не слышал и половины слов из богатого русского языка. Сначала он изо всех сил старался не обращать на плохие слова внимание, но они, как назойливые мухи, лезли ему в голову. Да и по классу, особенно во время перемены, носились эти черные слова. Вон Толик Тарасенко дёрнул за косичку Таню Зубову. В ответ на него вылился целый поток таких слов, что Миша от удивления открыл рот. А вон Гена и Саша делят конфеты, но что-то у них не получается, и пошли в ход кулаки и гадкие, оскорбительные прозвища. Ох, к такому Миша не привык! Как хочется скорее домой!

Но день пролетал за днем, и Миша понемногу начал привыкать к школе, к ребятам, к новому распорядку дня. И лишь злые липкие слова по-прежнему его очень смущали. Почему-то они глубоко засели в его памяти, готовые в любой момент вырваться наружу.

В классе все считали Мишу тихоней. Никто его не обижал, да и он ко всем относился спокойно. А вот однажды дома!..

Мама с папой поехали в магазины за покупками, а Мишу оставили с младшей сестрой Аллочкой. Ей шесть лет, на следующий год и она будет ученицей. Да только всё равно Мише уроки учить мешает. Только мальчик сел за учебники, девочка тут как тут:

— Миш, расскажи, что это такое нарисовано? Миш, дай я помогу тебе упражнение написать! Миш, а ты в школе умный или нет?

— Не мешай, Алла, а то из-за тебя двойку получу!

Но сестрёнка успокоилась совсем ненадолго. Когда Миша старательно выводил в новенькой тетради круглые буквы, она подкралась сзади на цыпочках и вдруг громко крикнула Мише прямо в ухо:

-У-У-У!

Мальчик вздрогнул и черкнул ручкой вдоль страницы. Его глаза стали круглыми и грозными, уши покраснели от обиды и злости:

— Ах так? На, получай!

Он стукнул Аллочку учебником по голове, и из его рта посыпались такие слова, что девочка от удивления застыла на месте. Все, что Миша слышал от ребят, все, что бессознательно осело в его голове, сейчас грязным потоком лилось на маленькую сестрёнку. Когда Миша замолчал, он понял, что произошло, и от стыда убежал в другую комнату.

Алла тоже притихла, уселась на диван и стала дожидаться родителей. А её брат горько плакал, уткнувшись лицом в подушку на своей кровати.

— Господи, как же это так? Я же совсем не хотел запоминать эти противные слова, не хотел их говорить. Они и самому мне не нравятся. Иисус, прости меня! Что же мне теперь делать?

Когда мама с папой, вернувшись домой и узнав о случившемся от дочки, вошли в комнату Миши, начался серьёзный разговор. По опухшим красным глазам Миши родители поняли, как ему сейчас тяжело.

— Сын, расскажи, что же случилось?

Часто всхлипывая, мальчик всё рассказал и добавил:

— Вот видите, теперь я не христианин, раз у меня такое получилось. Что же мне теперь делать?

Папа улыбнулся, прижал к себе сына и спокойно сказал:

— Подожди-ка, сын, давай вместе во всём разберемся. Ты не любишь эти слова? Ты не хотел их говорить? Прекрасно! Иисус хорошо знает это. Как тебе от них избавиться? А вот как. После разговора с родителями Миша встал на колени и громко молился Иисусу:

— Господь, я благодарю Тебя, что Ты искупил меня такой дорогой ценой. Теперь я Твой. А плохие слова придумал дьявол, они не мои. Прости, что я говорил их, но я не хочу быть заодно с дьяволом и отказываюсь от всех плохих слов. Помоги мне, пожалуйста, Господь, всегда служить только Тебе!

Тяжелый груз упал с Мишиного сердечка. После этого он помирился с Аллой. Сестрёнка тоже попросила у него прощения, ведь и она вела себя неправильно.

chudostranichki.ru