Конгруэнтность в общении это – Значение конгруэнтности для создания деловой обстановки общения. Метод «якорения» в достижении конгруэнтности.

Конгруэнтность – в психологии, математике, общении

В различных областях жизни применяется термин «конгруэнтность», который подразумевает слаженность различных объектов для дополнения друг друга с целью функционирования целой системы. В психологии, математике, общении и других областях можно использовать данное понятие, поскольку он является одним из принципов существования всего мира.

Одним из примеров конгруэнтности можно привести человеческий организм. Каждый орган, железа являются отделом целой системы. А система в свою очередь согласуется с деятельностью других систем, чтобы в целом обеспечивать нормальное функционирование всего организма.

Достаточно важно, чтобы каждый отдельный элемент сохранял свои функции и структуру, несмотря на то, что другие элементы обладают другими функциями и структурами. Сохранение каждым элементом своей «индивидуальности», позволяет ему выполнять уникальную работу, которая является дополнением к тем работам, которые выполняются другими элементами. Если различные элементы и виды работ согласовываются, тогда достигается общая цель.

Организация по выполнению определенной работы или предоставлению услуги тоже можно назвать единым организмом. Каждый отдельный человек занимает определенную должность и выполняет конкретную работу. Его работу дополняют или используют другие сотрудники компании, чтобы достигать общей цели.

Таким образом, конгруэнтность важна в любой сфере жизни. И чтобы это понять, необходимо рассмотреть саму суть данного явления на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое конгруэнтность?

Синонимами конгруэнтности можно назвать согласованность, сравнимость, соразмерность, соответствие, совпадение. Понятие конгруэнтности подразумевает соответствие или согласованность различных объектов, которые схожи в своей структуре, каких-то понятиях или работе, из-за чего достигается общая целостность или гармоничная работа.

Достаточно часто термин конгруэнтности используется в психологии, где отдельные функции, сферы жизни и качества личности объединяются в одном человеке, что делает его целостным индивидом. Так, конгруэнтность подразумевает совпадение:

  1. Невербальной и вербальной информации.
  2. Обещаний и поступков.
  3. Жизненных целей и деятельности человека.
  4. Внешнего мироощущения и внешних проявлений.

Чаще всего речь идет о соответствии внутренних ощущений с внешними проявлениями человека. Однако в данной области все намного сложнее. Ведь человек живет в социуме, где он не всегда может проявлять то, что ему хочется, особенно под влиянием отрицательных эмоций.

Конгруэнтность подразумевает способность человека понимать собственные эмоции и выражать их соответствующим образом. Также конгруэнтность проявляется в ситуации, когда два человека совпадают во мнениях.

Поскольку конгруэнтность неизбежно приводит к восстановлению целостности и гармонии человека, необходимо понимать, что этому способствует. Многие люди не ощущают себя гармоничными и полноценными. Эту проблему нужно устранять.

Задайте себе такие вопросы:

  • «Куда подевалась ваша целостность?».
  • «Откуда берется ваша нервозность и неуверенность в себе при разговоре с другими людьми?».
  • «Почему человек волнуется, пытается быть кем-то другим, обманывает?».

И к вам, возможно, придет следующий ответ: все это происходит потому, что вы концентрируетесь на другом человеке, а не на себе.

Целостность, уверенность и любовь теряются, когда человек концентрируется на других людях!

Почему? Целостность теряется из-за того, что вас волнует мнение других людей. Заботясь об уважительном отношении к себе, об одобрении со стороны других, об их мнениях, мыслях и чувствах, о морали и культуре, вы стараетесь показать себя с выгодной позиции, отчего возникает желание приукрасить или обмануть. А нервозность и неуверенность возникают в тот момент, когда человек ищет пути того, как себя показать с положительной стороны, и когда «обманка» запущена, человек нервно ожидает ответную реакцию собеседника(-ов).

Следует сменить концентрацию внимания с других людей и перенести ее на себя. Очутитесь здесь и сейчас! Сознанием вернитесь в свое тело, прочувствуйте себя, свои желания и т. д. При общении следует перенести фокус своего сознания с собеседника на самого себя. Необходимо заботиться не о том, что подумают о вас другие или как отнесутся к вашей новости, а о том, что вы об этом думаете, нравится ли вам то, что вы говорите.

Пока вы сфокусированы на чужих реакциях и мыслях, вы не замечаете свои собственные ощущения, мысли и не контролируете реакции. Вы не знаете, что испытываете, а также не способны почувствовать себя счастливым и любимым, пока концентрируетесь на других людях своими мыслями и вниманием.

Вспомните, когда вы ощущаете свою целостность? Когда вами интересуются, любят или кто-то симпатизирует. Вы начинаете светиться счастьем от того, что понимаете, что вы кого-то искренне привлекаете. Поэтому вам необходимо развить в себе чувство любви, независимо от того, есть рядом любящие люди или нет.

  • Начните чувствовать, что мир вас любит, и вы почувствуете прилив энергии.
  • Начните сами любить и отдавать любовь, ничего не ожидая взамен.
  • Поставьте перед собой четкие цели и начните идти к ним. Это также способствует достижению целостности, так как вы снова концентрируетесь на себе, а не на окружающих.

Не занимайтесь другими людьми – занимайтесь собой! Верните свои мысли, желания, действия, ощущения к себе в настоящее время. Ощутите себя, прочувствуйте свое состояние и начните идти к тому будущему, которое вы хотите иметь, независимо от тех людей, которые там могут оказаться. Займитесь собой: своими мыслями и желаниями. Оставьте других в покое – не думайте о них! «Светитесь любовью и счастьем» для себя и мира в целом. Не требуйте и не надейтесь, чтобы окружающие люди начали вас любить и становились счастливыми. Пусть они сами делают себя любимыми и счастливыми! Вы же просто любите и будьте счастливы сами по себе, не для кого-то, а для себя самого и для мира в целом. И тогда к вам потянутся люди, которые действительно вас полюбят и примут.

Совпадение, пропорциональность, соответственность и сообразность являются синонимами конгруэнтности, которая в каждой сфере носит свое определение:

  1. В математике обозначает равенство отрезков, углов, фигур и пр.
  2. В геометрии применяется как аксиома в конгруэнтности фигур: они могут быть конгруэнтными, если при движении они могут перейти друг в друга.
  3. В физике понимается как количественная равнозначность качеств состояний или явлений.

Обращая конгруэнтность к психологии, речь будет идти об аутентичности, когда индивид правдив или какое-то явление истинное. Так, человек конгруэнтен, когда то, что он говорит, соответствует его истинным мыслям и намерениям. Его душа спокойна, а мысли он выражает в прямом смысле слова. Человек действует, говорит и живет в соответствии со своими ценностями, моралью и мыслями.

Таким образом, конгруэнтность подразумевает, что человек правдив и свободен, поскольку он не прячется, не защищается, не притворяется. Его внутренний мир полностью реализовывается через его слова и поступки. Его можно воспринимать таким, каков он есть, без додумываний и домысливаний, поиска скрытого смысла.

перейти наверх

Конгруэнтность в общении

В общении понятие конгруэнтности носит обширный смысл, поскольку заключается не только в том, что человек говорит все, что думает, то есть говорит правду. Под конгруэнтностью в общении также понимается:

  • Делание общения понятным и ясным.
  • Отсутствие защитных реакций из-за наличия доверия между партнерами.
  • Внимательное слушание партнера и понимание его.
  • Наличие открытого общения за счет доверия и понимания партнера.

Такое общение способствует открытию личности. Она перестает защищаться и ограждаться, а наоборот, становится активной, целостной и желающей решать все возникающие вопросы.

Общение является частым явлением в жизни любого человека. Достаточно редко человек может открыться другим людям, поскольку чувствует, что его не понимают, не поддерживают, желают манипулировать и давить, переубеждать. Однако психологи отмечают, что достаточно всего лишь одному собеседнику обладать конгруэнтностью, чтобы настроить на доверительный и открытый разговор другого человека.

Противоположным поведением называется не конгруэнтность – когда человек думает одно, а говорит другое, чувствует одно, а выражает другое. Достаточно часто людям приходится притворяться, то есть что-то скрывать, говорить то, что приемлемо и нужно, а не то, что на самом деле думается, обещать и не выполнять обещанного, и т. д. Почему человек себя ведет не конгруэнтно, то есть не в соответствии с истинными мыслями, чувствами и ситуацией?

Психологи объясняют это тем, что человек желает всегда превосходить тех, с кем общается. Он пытается показать свой статус, успешность, достижения. Однако для наличия всего этого человеку нужно постараться, приложить много усилий и потратить немало времени. Если человек понимает, что он не статусен, у него ничего нет, он этим недоволен и сопротивляется этому, тогда он просто начинает играть. На словах и в поведении он может демонстрировать одно, а в действительности дела будут обстоять по-другому.

Для преодоления данного дисбаланса предлагается изменение своего отношения к:

  1. Собеседнику, то есть перестать его считать личностью, перед которой нужно что-то показать.
  2. Предмету обсуждаемой темы, например, не считать ее важной целью всех людей, которую нужно достигать.
перейти наверх

Конгруэнтность в психологии

В психологии под конгруэнтностью понимается соответствие внутренних переживаний и внешних проявлений. Это понимается по тому, что человек чувствует прилив сил, положительных эмоций, приподнятого настроения и влечения. На внешнем уровне это проявляется в том, что человек мимикой, жестами и поступками подтверждает то, о чем говорит.

Немного неоднозначно люди могут относиться к конгруэнтности по той причине, что в обществе запрещается проявлять все свои эмоции и мысли в открытую. Существующие рамки, нормы, правила и этикет заставляют людей следовать им, а не проявлять свои эмоции и идеи в том виде, в котором они возникают.

С одной стороны, это правильно, поскольку обеспечивает миру порядок и спокойствие. С другой стороны, человек может проявлять свои эмоции и мысли, но более мирными способами. Конгруэнтность не предполагает выражение агрессии путем вступление в драку. Агрессию можно выразить словами либо выплеснуть на предметы, таким образом никому не навредив.

перейти наверх

Итог

Конгруэнтность предполагает умение человека быть самим собой, при этом существовать в том мире, в котором он живет. Если человек способен различными способами выражать свои эмоции и желания, тогда он может быть конгруэнтным, при этом целостным и гармоничным.

 

psymedcare.ru

Конгруэнтность. Мастерство коммуникации

Конгруэнтность

Давайте еще поговорим о конгруэнтности. Я напоминаю, что конгруэнтность – это уровень внутренней гармонии, внутренней согласованности человека.

Чем выше эта внутренняя гармония, тем выше конгруэнтность. Если же кто-то одновременно посылает сигналы, противоположные по значению, то говорят о неконгруэнтности.

Один вариант – когда различается то, ЧТО человек говорит и то, КАК он говорит. А так же может различаться информация посылаемая правой и левой половинами тела.

– Получается, что не все равно, какой рукой махать?

Возможность человека быть неконгруэнтным связана с тем, что у него два полушария (это вы еще в школе проходили) – правое (эмоциональное, аналоговое) и левое (логическое, дискретное).

Правое полушарие отвечает за левую половину тела, левое – за правую.

Крест накрест.

Условно, всю невербальную информацию, которую может передать человек (а это, как вы помните, 5/6 от общего количества) можно разделить на две части.

МКАИ – МоноКанальная Аналоговая Информация. Это то, что человек может продемонстрировать только всем телом: дыхание, потоотделение, голос, поза, покраснение и т. д.

СКАИ – СтереоКанальная Аналоговая Информация. Это та невербальная информация, которая может передаваться правой и левой сторонами человека (соответственно левым и правым полушарием): движения рук, ног, искривленная поза (в одну сторону), наклон головы, несимметричность улыбки, большее напряжение мышц только с одной стороны…

То есть СКАИ может быть правой и левой. Вот когда информация, передаваемая по правому и левому СКАИ совпадает, тогда говорят о симметричности.

Калибровка конгруэнтности

Для того, чтобы определить, насколько конгруэнтен человек калибруют: соответствие между МКАИ и содержанием; симметричность.

Конгруэнтность показывает, насколько согласуется между собой то, что человек хочет сообщить другим из соображений логики, и исходя из чувств.

Например, если вы улыбнетесь ребенку только правой стороной лица, то он, скорее всего, не отреагирует, если левой – обратит внимание, если симметрично – то, скорее всего, улыбнется в ответ.

– А почему?

Дети еще не успели полностью постичь принципов цивилизации, и потому достаточно гармоничны. И совершенно бессознательно прекрасно калибруют различия между тем, что родители им сообщают «по долгу службы», а что искренне. Конгруэнтность – это же, в каком-то смысле, уровень искренности человека.

Когда вы улыбаетесь только правой стороной лица, это идет больше от сознания, от логики (за правую половину тела отвечает левое (логическое) полушарие). И к реальным чувствам имеет мало отношения.

Кстати, правосторонняя улыбка обычно достаточно кривая. И ее ребенок игнорирует, потому что прекрасно понимает, что это ложная информация.

Когда же вы улыбаетесь только левой стороной, это уже более правдиво и непосредственно. Но это же и сообщает, что сознательно вы улыбаться не хотите. И только симметричная, достаточно конгруэнтная улыбка является свидетельством того, что вы и думаете, и чувствуете одинаково.

Кстати, для тренировки улыбки зеркало плохо подходит. В нем вы видите все перевернуто – правое становится левым, левое – правым. Вы думаете, что улыбаетесь совершенно замечательно, а окружающим так совсем не кажется. Искажение. Для такой тренировки лучше работать либо с видеокамерой (но это не всем по карману), либо с людьми, которые могут дать качественную обратную связь.

Хотя тренироваться можно где угодно – самое главное аккуратно калибровать реакцию окружающих. Это самая замечательная обратная связь – с людьми, не знающими, что нужно как-то специально реагировать.

– А симметричная улыбка тоже может быть неконгруэнтной?

Вообще говоря, да. Знаете, как улыбаются американцы – улыбка широкая, симметричная. НО! Она застывшая. Когда вы ее видите, то сравниваете с вашим представлением о том, как улыбка должна выглядеть, со своей картой. Русские улыбаются немного иначе.

Правда, намного реже.

Если вы улыбаетесь спонтанно, то мышцы работают по-другому. «Сознательная» улыбка более жесткая, резкая, в ней обычно не задействованы мышцы у внешней стороны глаз.

Поэтому, если вы хотите научиться улыбаться действительно конгруэнтно, то старайтесь идти от собственного состояния – найдите у себя внутри чувства, которые и вызывают эту улыбку. И когда захотите улыбаться «специально», вспоминайте эти чувства, а не «правильное напряжение мышц губ». Улыбается ведь человек всем телом – меняется дыхание, голос, мимика, движения. И все это можно заметить…

– А как насчет рекомендации Карнеги постоянно улыбаться людям?

Если быть честным, я против правил на поведенческом уровне: делайте так и так. Если человеку предложить только один вариант поведения, это лишает его гибкости, лишает выбора. И он превращается в автомат. Только раньше этот автомат, например, грустил, а теперь искренне радуется. Человек гораздо шире, чем ширпотребовский набор эмоций.

Хотя мне было бы гораздо приятнее ехать в метро с людьми улыбающимися, пусть даже не совсем естественно, чем с людьми с тем выражением лица, которое выражает что-то среднее между бесконечной усталостью и омерзением ко всему на свете, как у нас. Скорее всего это культуральное – в России принято, по крайней мере в определенных кругах, всем видом показывать недовольство жизнью. В Штатах, например, больше принято улыбаться (той самой неестественной улыбкой), показывая радость и силу. И если вы появитесь на улице с «российским» выражением лица, то к вам, возможно, подойдут выяснить: «не случилось ли чего?». Так принято, что у нас веселыми в общественном месте позволено быть только в состоянии опьянения.

Наверно, именно поэтому в этом состоянии в метро и не пускают – чтобы не портить общей картины.

На мой взгляд, дело не в том, чтобы все время находиться в одном состоянии, пусть даже достаточно комфортном, сколько в соответствии вашего состояния ситуации и вашим желаниям. Не совсем уместно появиться с открытой милой улыбкой на похоронах.

Впрочем, как и с выражением тоски и страдания на чьем-то дне рождения.

Научитесь соответствовать. Это что-то вроде замка и ключа: ситуация – это замок, а ваше состояние – ключ от этого замка. В этом, наверное, и состоит поведенческая гибкость – выбрать наиболее подходящее поведение к текущему моменту, подобрать ключ к замку. И мы здесь будем заниматься даже не столько нахождением наиболее подходящих способов действий, сколько расширением своего поведенческого арсенала.

Ну ладно, вернемся к конгруэнтности. В более широком смысле – это соответствие, и не только внутреннее, но и внешнее. Можно говорить о том, достаточно ли вы соответствуете ситуации, ваши идеи – вашим поступкам и т. д. Правда в русском языке для этого употребляют другое не менее иностранное слово – адекватность.

– А конгруэнтный человек не имеет проблем?

Когда у человека есть проблема, то это будет проявляться в его неконгруэнтности. Например, один из важных признаков того, что вы достигли результата в работе с клиентом – это его повышение симметрии. Правда, обычно неконгруэнтность проявляется, только когда человек об этой проблеме думает или говорит. Так что конгруэнтность сообщает только о том, что в данный момент «по данной теме» внутренних противоречий нет.

Вот попросите кого-нибудь рассказать о любой его проблеме – скорее всего его тут же перекособочит.

Проблема – это ведь неразрешимое (пока) противоречие. Есть одно, а хочется чего-то иного. И это противоречие и будет проявляться в некогруэнтности. У кого-то больше, у кого-то меньше…

– Желание получить больше, чем имеешь, всегда приводит к проблеме.

Нет, конечно. Противоречие – это то, что движет человеком. Не было бы противоречий, мы бы ничего и не делали. Мир меняется.

Помните: «Единство и борьба противоположностей»?

Противоречия – тот двигатель, который заставляет нас меняться вслед за изменением мира. Просто для одних противоречие – это стена, через которую невозможно перелезть, а для других – необходимое горючее.

Вот сравните, один говорит: «Я не умею знакомиться с девушками. Это у меня никогда не получится. Меня никто никогда не полюбит». Другой же: «Вы знаете, у меня пока не получается знакомиться с девушками. Но я хочу научиться делать это!»

Ситуация, о которой говорят оба этих человека, одна и та же – они не умеют знакомиться с девушками.

Но для одного это ПРОБЛЕМА!!!

Для другого – возможность научиться чему-то новому, тренировка на препятствиях.

Разница только в отношении.

– А как все это использовать в общении?

А тут как минимум две возможности.

С одной стороны, вы можете использовать это для калибровки. Уровень конгруэнтности сообщает о степени искренности человека. Насколько отличается то, что он чувствует, от того, что он вам говорит.

– Калибровка «правда – ложь»?

В том числе.

С другой стороны – чем выше ваша собственная конгруэнтность, тем больше вас слушают, тем выше доверие к вам.

Упражнение «Конгруэнтность»

В группах по 5 человек. Один из вас выступает и что-то рассказывает о себе. Немного, одну-две минуты. Остальные калибруют. Причем одна пара калибрует соответствие содержания и МКАИ, а вторая – симметричность.

Только, если вы калибруете соответствие МКАИ и содержания, вам придется больше ориентироваться на собственный опыт – на то, как обычно проявляются данные переживания у людей. Ну, и если есть возможность, попробовать откалибровать этого конкретного человека в нужном состоянии.

Когда же вы калибруете симметричность, то здесь проще – вы просто сравниваете между собой явно заметные вещи: движения правой и левой рукой, покраснение правой и левой сторон лица…

Симметрия не означает, что они двигаются совершенно синхронно. Пошла правая, одновременно с ней левая… Нет. Просто количество движений и их тип должны быть относительно одинаковы. Например – если правая рука постоянно движется, а левая висит, как плеть – это несимметрично. Но и если правая движется плавно, а левая рывками, и при этом напряжена – это тоже несимметрично.

Когда Выступающий закончит, ему дают обратную связь – что и где, с точки зрения зала, было неконгруэнтно. После этого Выступающему дается еще одна попытка, потом опять обратная связь. Потом последняя, третья попытка, и в конце ее тоже очень короткий ответ из зала, об уровне конгруэнтности. Итого, всего три попытки.

Потом меняетесь ролями.

– А зачем так много калибрующих?

Чем больше обратной связи, тем лучше. Оптимально, чтобы работали 7–9 человек, но это будет очень долго, поэтому пока только четверо.

– Когда человек говорит о своих проблемах, он действительно резко теряет конгруэнтность. Причем достаточно даже просто вспомнить о проблеме.

– Обычно была одновременная потеря симметрии и конгруэнтности по МКАИ и содержанию.

Да, хорошо что вы это заметили. Ведь МКАИ с СКАИ – это условное разделение для того, чтобы было проще калибровать.

– А что, у человека может не быть проблем?

Вполне. Если он не хочет более того, что у него есть, или не относится к этому противоречию, как к проблеме. Из-за этого могут возникнуть трудности, например, в тех психологических направлениях, где просто заранее определяется, что должно являться проблемой, а что нет. И если терапевт убежден в истинности этой модели, он может убедить в этом и своего клиента. Человек достаточно гибок, и если ему достаточно конгруэнтно и убедительно доказывать, что он болен и с головой у него «что-то не то», то он с большой долей вероятности может себе эту проблему организовать.

Пока не знал, что это патология – все было нормально…

Вас мучают эротические сны?

Ну, почему же мучают….

С точки зрения НЛП только сам человек может определить, является ли что-то для него проблемой, или не является. Ему можно помочь это осознать, но решает он самостоятельно. Потому что больше некому.

– В чем разница между тем, что проблему помогают осознать, или тем, что человека убеждают в ее наличии?

Просто в первом случае есть явные внешние признаки наличия проблемы (например, неконгруэнтность), и человек на определенном уровне знает о наличии конфликта, во втором же проблему создают искусственно, просто потому, что в этом убежден терапевт.

– То есть вопрос только в том, чья карта берется за основу – терапевта или клиента.

Можно сказать и так.

Телеграмма: «Доктор, я себя отлично чувствую! Немедленно объясните, почему?»

– Как быть в том случае, когда человек вредит другим, но не воспринимает это как проблему?

Как я понимаю, это проблема тех, кому он «вредит». Другое дело, что он может просто не знать о том, что его действия кому-то мешают. И тогда можно ему об этом сообщить. В результате проблема будет и у него тоже.

Если кратко…

1. Доверие = Подстройка + Конгруэнтность.

2. Конгруэнтность – это уровень внутренней гармонии, согласованности разных сторон личности человека.

3. Всю невербальную информацию, можно разделить на две части: то, что человек может продемонстрировать только всем телом (МКАИ), и то, что может передаваться правой и левой сторонами человека раздельно (СКАИ).

4. Для того, чтобы определить, насколько конгруэнтен человек, калибруют соответствие между МКАИ и содержанием, а также симметричность.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

Понятие конгруэнтности. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ

Понятие конгруэнтности

Основополагающим для многих положений, которые я хочу изложить, служит термин «конгруэнтность» (согласованность, соответствие). Это понятие было разработано для описания группы явлений, которые важны в психотерапии и во всех межличностных взаимодействиях. Я хотел бы попробовать дать его определение.

Конгруэнтность – термин, который мы используем для обозначения согласованности нашего переживания и его сознавания. Термин может употребляться и в расширенном смысле, обозначая согласованность переживания, сознавания и сообщения о нем другим (поведенческих проявлений). Возможно, самой простой иллюстрацией конгруэнтности служит младенец. Если он ощущает голод на физиологическом и висцеральном уровне, то, вероятно, его сознавание согласуется с этим ощущением и сообщаемое им также согласуется с его внутренним переживанием. Он испытывает голод и дискомфорт, и это наблюдается на всех уровнях. В этот момент он как бы объединен с ощущением голода и составляет с ним одно целое. С другой стороны, если он сыт и доволен, это также цельное чувство: то, что происходит на висцеральном уровне, согласуется с происходящим на уровне сознания и на уровне сообщения. Он остается цельным, одним и тем же существом независимо от того, рассматриваем ли мы его переживание на висцеральном уровне, уровне сознания или уровне сообщения. Возможно, одна из причин того, что большинство людей столь отзывчивы к малым детям, состоит в том, что последние абсолютно искренни, цельны или конгруэнтны. Если младенец проявляет любовь, гнев, презрение или страх, нам не приходит в голову сомневаться, испытывает ли он именно эти чувства на всех уровнях. Он явно проявляет страх, или любовь, или что-либо еще.

Для иллюстрации неконгруэнтности нам нужно обратиться к кому-нибудь, кто уже миновал стадию детства. Возьмем в качестве примера человека, который испытывает гнев, участвуя в групповой дискуссии. Его лицо раскраснелось, в его тоне слышен гнев, он грозит оппоненту пальцем. Тем не менее, когда его приятель говорит: «Ладно, не стоит из-за этого так сердиться», он отвечает с искренним удивлением: «А я и не сержусь! Да меня это вообще не колышет! Я просто логично рассуждал». Услышав это, остальные члены группы начинают смеяться.

Что здесь происходит? Кажется, ясно, что на физиологическом уровне он испытывает гнев. Но это не согласуется с его сознаванием. На уровне сознания он не находит гнева и не сообщает о нем (поскольку он его не сознает). Налицо несогласованность между переживанием и сознаванием и между переживанием и сообщением.

Следует также отметить, что в действительности сообщаемая им информация двойственна и нечетка. По его словам, она состоит в изложении логики и фактов. Но судя по его тону и сопровождающим жестам она имеет совсем другой смысл: «Я на вас сержусь». Я думаю, что такая двойственность или противоречивость сообщения имеет место всегда, когда человек, который в данный момент неконгруэнтен, пытается вступить в общение.

Приведенный пример иллюстрирует еще один аспект концепции неконгруэнтности. Сам индивид не может правильно судить о степени своей конгруэнтности. Поэтому смех группы четко и единодушно свидетельствует о том, что человек испытывает гнев, независимо от того, что он думает на сей счет. Но в его собственном сознании это не соответствует истине. Другими словами, оказывается, что степень конгруэнтности в данный момент не может быть оценена самим индивидом. Мы можем научиться успешно измерять ее, принимая во внимание точку зрения других людей. Мы также многое сможем узнать о конгруэнтности, когда человек признает свою неконгруэнтность в прошлом. Так, если бы человек, о котором шла речь в нашем примере, проходил курсы психотерапии, он смог бы расценить этот случай, находясь в принимающих безопасных отношениях во время психотерапевтического сеанса, следующим образом: «Теперь я понимаю, что ужасно сердился на него, хотя тогда я думал, что не сержусь». Мы скажем, что он пришел к признанию того, что его защитная реакция в тот момент мешала ему осознать свой гнев.

Еще один пример раскроет другой аспект неконгруэнтности. Миссис Браун, которая едва сдерживала зевоту и все время поглядывала на часы, прощаясь, говорит хозяйке: «Я прекрасно провела время. Это был чудесный вечер». Здесь между переживанием и сознаванием несогласованности нет. Миссис Браун хорошо сознает, что она скучала. Несогласованность имеет место между сознаванием и сообщением. Таким образом, можно отметить, что, когда существует несогласованность между переживанием и сознаванием, обычно говорят о защитной реакции, об отказе что-то сознавать. Когда же несогласованность имеет место между сознаванием и сообщением, это расценивается как фальшь или лживость.

Понятие неконгруэнтности имеет одно важное следствие, которое не вполне очевидно. Оно может быть сформулировано следующим образом. Если индивид в данный момент полностью конгруэнтен, – то есть его физиологические ощущения точно сознаются, а сообщение о них абсолютно соответствует их осознанию, – его сообщение не может содержать высказываний о внешних фактах. Если он конгруэнтен, он никогда не скажет: «Этот камень твердый», «Он глуп», «Ты плохой» или «Она умна». Причина этого в том, что мы никогда не ощущаем такие «факты». Точное осознание ощущений всегда выражается как чувство, восприятие, значение с точки зрения кого-то. Я никогда не знаю, что он глуп, а вы плохи. Я могу только воспринимать вас такими. Точно так же, строго говоря, я не знаю, что камень твердый, хотя я могу быть абсолютно уверен, что я ощущаю его твердым, когда падаю на него. (И даже в этом случае я могу допустить, что физик воспринимает его как проницаемую массу атомов и молекул, движущихся с огромной скоростью.) Если человек в высокой степени конгруэнтен, ясно, что все его сообщения обязательно будут включены в контекст его личного восприятия. Это имеет важные последствия.

Отметим, однако, что если человек всегда высказывается, исходя из контекста личного восприятия, это не обязательно свидетельствует о его конгруэнтности. Любая манера высказываться может быть использована в качестве защитной реакции. Таким образом, можно сказать, что будучи конгруэнтным человек в общении обязательно выражает свои чувства и ощущения как таковые, а не как факты, приписываемые другому человеку или внешнему миру. Обратное, однако, не обязательно верно.

Вероятно, я сказал достаточно, чтобы показать, что конгруэнтность – довольно сложное понятие и имеет ряд особенностей, из которых вытекают определенные следствия. Ему не так легко дать операциональное определение, хотя некоторые исследования уже завершены, а другие продолжаются. Выдвигаются приближенные операциональные показатели того, что переживается, в отличие от того, что сознается. Мы верим, что возможны дальнейшие уточнения.

Завершая определение этого понятия на уровне здравого смысла, я хочу отметить, что все мы узнаем конгруэнтность или неконгруэнтность в людях, с которыми имеем дело. Общаясь с некоторыми людьми, мы понимаем, что в основном данный человек не только сознательно подразумевает именно то, что говорит, но что его глубинные чувства также соответствуют тому, о чем он говорит, будь то гнев, чувство соперничества, симпатия или стремление к сотрудничеству. Мы чувствуем, что «его позиция нам полностью ясна». С другими людьми мы понимаем, что их слова – это только маска, фасад. Мы пытаемся сообразить, что они чувствуют на самом деле. Мы пытаемся сообразить, знают ли они сами, что они чувствуют. С такими людьми мы стараемся быть осмотрительными и осторожными.

Теперь очевидно, что разные люди различаются по степени конгруэнтности и что один и тот же человек может обладать разной степенью конгруэнтности в разное время в зависимости от того, что он испытывает, и от того, в состоянии ли он сознавать то, что испытывает, или должен защищать себя от него.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Что такое конгруэнтность?

Конгруэнтность является центральным термином в клиент-центрированной психотерапии, разработанным К.Роджерсом в 1961 г.

Раскрывая это термин, К.Роджерс пишет так: «конгруэнтный» я обычно обозначаю определенный способ самопрезентации. Под этим я понимаю следующее: какие бы чувства или установки я ни переживал, они должны пройти через мое сознание. В этот момент я являюсь целостным, или интегрированным, человеком и, таким образом, действительно могу быть тем, кем на самом деле являюсь. Это такая реальность, которую, согласно моему опыту, другие люди воспринимают как достоверную» (Rogers, 1961, ),(Г.Литаер).

Термин «конгруэнтность» введён Карлом Роджерсом:

может употребляться и в расширенном смысле, обозначая согласованность переживания, сознавания и сообщения о нем другим (поведенческих проявлений). Если человек в высокой степени конгруэнтен, ясно, что все его сообщения обязательно будут включены в контекст его личного восприятия. (Роджерс, 1994)
В теории К. Роджерса подразумеваются два проявления конгруэнтности-неконгруэнтности. Одно из них – конгруэнтность или ее отсутствие между субъективной реальностью (феноменальным полем) и внешней реальностью (миром как он есть). Другое – степень соответствия между Я и идеальным Я. Если расхождение между Я и идеальным Я значительны, человек неудовлетворен и плохо приспособлен. (Холл, Линдсей)

Конгруэнтность «применительно к Я-концепции выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки. Примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь. Более общее понимание конгруэнтности: состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя единую цель. Например, если личность чувствует, думает, говорит и делает одно и то же, в этот момент времени такую личность можно назвать «конгруэнтной» (Энциклопедия).

Такая согласованность является значимой, когда мысли, чувства и действия человека в процессе выздоровления, гармонизации межличностных отношений не конфликтуют друг с другом.

Другими словами, конгруэнтность подразумевает бытие самим собой, в первую очередь – открытость терапевта своим переживаниям, даже в случае, если они не являются идеальными для терапии. В этом условии Роджерс не имеет в виду конгруэнтность как постоянное свойство личности терапевта, проявляемое во всех аспектах его жизни. Достаточно, чтобы терапевт был конгруэнтен в течение терапевтического часа (Некрылова, 2012).

Неконгруэнтность – один из основных теоретических конструктов, разработанных Роджерсом, подразумевает расхождение между текущим организмическим опытом и Я-концепцией клиента. Другими словами, неконгруэнтность проявляется как противоречие между реальным переживанием и тем, как человек себя воспринимает. Не осознавая свою неконгруэнтность, человек подвержен тревогам и расстройствам, может быть крайне уязвимым в ситуациях, где отрицание неконгруэнтности становится невозможным.

Состояние неконгруэнтности может быть осознанным (страх) или неосознанным (размытая тревога, общее напряжение). Психотерапия показана, если клиент, по крайней мере, смутно догадывается о своей неконгруэнтности (Некрылова, 2012).

В практической психологии, конгруэнтность — согласованность тех или иных элементов жизни человека, в первую очередь соответствие внешнего выражения внутреннему содержанию.

В этом смысле говорят о конгруэнтности (или неконгруэнтности) вербальной или невербальной информации, конгруэнтности его слов и его дел, конгруэнтности его состояния и того, что он показывает окружающим, соответствия его жизненных ценностей и того, как человек живет в реальности. У человека все спокойно внутри, он спокоен внешне — налицо конгруэнтность. У человека не расходятся его слова и дела — это конгруэнтность. Соответствие того, что говорится, и того как говорится — это конгруэнтность (http://www.psychologos.ru/articles/view/kongruentnost).

О правильном обозначении опыта человека и роли конгруэнтности пишет Джендлин Ю.Т.:

конгруэнтность, или подлинность, также означает необходимость правильной символизации человеком его собственного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании и относящиеся к определенному моменту. При этом важно быть открытым опыту, осознавать его без искажений. (Джендлин,2009)

Например, если рассматривать ситуацию болезни, то правильная символизация опыта позволяет точно отслеживать актуальное самочувствие и во время оказывать необходимую помощь в случае рецидива заболевания: обращение в поликлинику, стационар, проведение необходимых обследований, реанимационных мероприятий. Точное восприятие ситуации важно не только для больного, но и для его родственников в целях оказания медицинской помощи.

У конгруэнтной личности снижается риск развития психосоматических заболеваний, невротических и пограничных расстройств.

Многие люди отказываются от общения, «кажущееся нежелание общаться обычно является следствием недостатка самоконтроля и отсутствия самосознания. Человек неспособен выражать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодолеть. Возможны также случаи, когда человек не вполне понимает, о чем его спрашивают» (Колпащикова,2012).

Поэтому в формировании конгруэнтности важно общение, искренность и выражение своих чувств. Важна также конгруэнтость по отношению к самому себе. Конгруэнтность бывает трудно реализовать в повседневном общении с близкими, в профессиональном общении. В современном мире люди многое привыкли скрывать, но формирование конгруэнтности в близких межличностных отношениях и в психотерапии несомненно приводит к внутренней свободе, а значит позволяет ощущать комфорт и успешность в отношениях.

www.all-psy.com

Конгруэнтность и неконгруэнтность

Вы уже знаете: воспринимающая сторона в общении может получить гораздо больше информации, чем предполагает говорящий. Значительная часть нашего коммуникативного поведения недоступна нам самим, но при этом открыта миру. Такая мысль смущает, не правда ли? Даже то, как старательно мы подбираем слова, не имеет значения, поскольку остальное красноречиво сообщает о себе коммуникатору, обладающему необходимыми знаниями. С точки зрения терапии это явление позволяет подойти к вещам, обычно закрытым.

Давайте рассмотрим следующую ситуацию. Вы спрашиваете клиента: «Ну, как прошла неделя?» Он опускает голову, тяжело вздыхает, тон голоса низкий: «О, на этой неделе все было прекрасно (вздох, отрицательное покачивание головой, легкая усмешка), никаких проблем». Или женщина говорит: «Мне нравятся любовные игры с ним», — а интонация плоская и монотонная, уголки рта опущены, в начале фразы она пожимает плечами, а вообще тело неподвижно, руки безжизненно лежат на коленях:

И в том, и в другом случае была предложена неадекватная коммуникация. Слова не соответствуют тому, что демонстрируется голосом, движениями тела и пр. — они явно указывают на нечто отличное от значения невербальной коммуникации.

Для этого явления есть специальный термин: неконгруэнтность. Слово слегка неудобопроизносимое, но оно вам знакомо по школьным урокам геометрии. Здесь оно значит приблизительно «несоответствие».

Существуют теории по поводу значения неконгруэнтной коммуникации. Они отвечают на вопрос: какая часть сообщения важнее? Однако обе части, вербальная и невербальная, реальны и ценны. Точнее было бы спросить: какое значение каждая из частей имеет в структуре нынешнего и желательного состояния клиента.

Но отвлекитесь пока от многострадального клиента и вспомните кое-что о себе:

1) человек, весьма для вас небезразличный, делает вам подарок, а вы видите, что этот предмет уже у вас есть, либо совершенно бесполезен, либо вовсе вам не симпатичен. Вспомните, что вы говорили при этом и как себя чувствовали;

2) как вы принимали приглашение от человека, к которому испытывали антипатию;

3) как вы говорили кому-нибудь, что совершенно уверены в том, в чем на самом деле ничуть не уверены.

Сравните этот опыт с теми случаями, когда вы:

1) говорили о действиях, которые намеревались, несомненно, выполнить, будучи настроенным весьма позитивно;

2)поздравляли кого-либо с настоящим, существенным достижением;

3) после долгой разлуки говорили «мне недоставало вас» человеку, которого вы действительно любите.

Наверняка, наблюдатель, если он у вас был, заметил разницу. Во второй группе ситуаций соответствие между вербальным сообщением и сенсорной реакцией практически однозначно. В первой группе, весьма вероятно, вы испытывали смешанные чувства, то есть, присутствовала более чем одна реакция на ситуацию.

В частности, третий пример. Наверное, вы действительно хотели поверить в то, о чем говорили, и стремились, чтобы поверил собеседник, но, говоря, вы ощущали панику. Возможно, вы видели внутренние картины того, как неубедительно вы говорите, потому что слова просто не приходят на ум.

Это случаи неконгруэнтной коммуникации: не все в вашем поведении и словах передавало одно и то же сообщение. Конгруэнтной же является такая коммуникация, в которой все сообщения, вербальные и невербальные, соответствуют определенному передаваемому значению. Чрезвычайно важно, чтобы вы могли замечать неконгруэнтное поведение клиентов и обладали эффективными способами реагирования на него. В связи с этим следует подчеркнуть, что в таком поведении самом по себе нет ничего плохого. Вы убедились в этом, вспоминая свои переживания.

Неконгруэнтность в некоторых контекстах даже бывает полезна. Мы можем предаваться мечтам в течение длинных и скучных мероприятий (вроде заседаний и собраний) или занять память приятными воспоминаниями во время приема у зубного врача. Эти внутренние процессы дают нам возможность планировать и проектировать будущее, но они также могут ограничивать нашу способность получать желаемые переживания в настоящем.

Как люди обучаются неконгруэнтности? Подумайте о маленьком ребенке, который приходит домой и протягивает родителям какой-то фрагмент выполненного задания. Родители смотрят на него, и отец говорит (нахмурившись и отрицательно качая головой, резким голосом): «О я так рад, сынок, ты такой молодец!» Что делает ребенок? Наклоняется вперед и мета-комментирует: «Смотри, папа! Я слышу, как ты говоришь, что ты рад, но я заметил….». Нет, если это ребенок. Одна из детских реакций — это расторможенность. Одно из полушарий регистрирует зрительные и интонационные стимулы, другое — слова и их дискретный смысл, и одно не соответствует другому. В максимальной степени они не соответствуют там, где в максимальной степени пересекаются два полушария — в зоне кинестетической репрезентации. Если вы когда-либо наблюдали расторможенного ребенка, то знаете, что пусковой кнопкой расторможенности является неконгруэнтность, и начинается она у средней линии тела, а потом распространяется на все другие виды поведения.

На семинаре ведущий производит простейший опыт — просит участников поднять правую руку, но сам поднимает левую. Многие сделали то же самое. Другие подняли правую руку. Третьи вообще не заметили, какую руку поднял ведущий». Суть состоит в том, объясняет он, что, будучи детьми, вы выработали свой способ справляться с неконгруэнтностью. Обычно люди искажают свой опыт, чтобы он стал конгруэнтен словам. Кто услышал меня так: «Поднимите левую руку?» Многие из вас подняли левую руку, думая, что подняли правую. Когда человек не замечает неконгруэнтность, он уничтожает связь между кинестетическим опытом и моими словами, чтобы привести свой опыт в равновесие.

Таким образом, один из путей, по которому идут люди, пытаясь справиться со спутанными сообщениями, состоит в том, чтобы буквально отрезать от сознания один из компонентов — вербальный или интонационный сигнал, движения тела, прикосновение или зрительный сигнал. И можно предсказать, что гиперактивный ребенок, отрезающий от сознания правое полушарие (конечно, оно по-прежнему работает — оно просто вне сознания) позже окажется преследуем визуальными образами — какими-нибудь малоприятными галлюцинациями. Это реальные клинические примеры. Отрезающие аудиальную часть услышат «голоса из стен», поскольку они буквально отказываются от осознания всей этой системы и поступающей через нее информации, чтобы защитить себя перед лицом постоянной неконгруэнтности.

Чтобы обнаружить неконгруэнтность в коммуникации партнера, вы должны хорошо настроить свои перцептивные системы. Вам понадобится искусство отражения. Обратите внимание на следующие детали:

руки: как они жестикулируют, одинаково или нет, сжаты или расслаблены, направлена ли ладонь вверх;

дыхание: вздохи, задержки, углубленность;

ноги: как повернуты носки, покачивание и пр.;

соотношение головы, шеи и плеч; не выдвигается ли подбородок; не втягивается ли голова в плечи и т. д.;

выражение лица, особенно брови, рот, хмурится, ли человек бросает косой взгляд, улыбается, морщится, стискивает зубы. Глядя на все это, слушайте: тональность голоса, темп речи, ее громкость, слова и фразы, интонационные паттерны (сомнение, повышения в конце фразы и др.)

Все, что вы восприняли, соотнесите с обычным стилем поведения данного человека: нужно различать, что конгруэнтно или неконгруэнтно именно для него.

Один из способов реагировать на неконгруэнтность — не замечать ее вообще; другой — решить, что вы знаете значение сообщения, не осуществляя тонкой проверки с клиентом. Как вы понимаете, это не самый удачный выбор.

Неконгруэнтность — это одна из ключевых точек выбора, с которой вы постоянно встречаетесь, занимаясь коммуникацией. Полезно иметь широкий репертуар реакций и понимание последствий. Итак, вы можете:

сказать: «Я вам не верю». Или «но вы не выглядите счастливым оттого, что дела идут хорошо». Это так называемый метакомментарий. Он ставит человека лицом к лицу с противоречием, замеченным вами. Гриндер и Бэндлер считают, что это хороший выбор. Однако Лесли Кэмерон не рекомендует его, аргументируя тем, что обычно он вызывает дискомфорт и желание защититься — ведь вы сталкиваете собеседника с бессознательной частью его коммуникации. Для проверки она предлагает вам попросить приятеля некоторое время метакомментировать ваше поведение. Он вам быстро надоест и вызовет раздражение. Это вполне справедливо, но не для всех случаев. Вы сами разберетесь, когда стоит использовать метакомментарий:

— попросить клиента усилить невербальные компоненты, преувеличить их;

— использовать отражение, сказав с усмешкой (помните ситуацию с «прекрасно прошедшей неделей»?) «Я так рад!» — и отрицательно покачать головой. Эффективность этого приема в значительной степени зависит от уровня достигнутого раппорта. Когда клиент чувствует, что вы его понимаете, и верит в ваши добрые намерения, он не воспримет такой ответ как обиду;

— поменять местами вербальное и невербальное сообщения. В том же примере — улыбаясь и кивая, сказать: «Это ужасно!». Вы получите интересный ответ. Люди чувствуют растерянность и нередко начинают вербализировать сообщение, до этого бывшее бессознательным;

— построить терапевтическую метафору;

— наклониться к клиенту, внимательно на него посмотреть, сказать «но» и ждать, пока он закончит предложение — если вы заметили по особой интонации в конце, что оно неполное:

» — Я действительно хочу изменить свое поведение в компании…

— …но…

— …но я боюсь, что на меня будут обращать внимание». — Если вы отследили специфический ключ доступа (глазодвигательную реакцию), прямо попросите дополнительной информации у данной системы: «Что вы видели (чувствовали, говорили себе), пока говорили это?» Так вы помогаете осознать конфликтующие части опыта.

Степень вашей эффективности как коммуникатора и терапевта в значительной степени зависит от вашей конгруэнтности.

studfiles.net

Конгруэнтность

   КОНГРУЭНТНОСТЬ (с. 315) — 1) способность человека к безоценочному принятию, осознанию своих реальных ощущений, переживаний и проблем, а также к их адекватному выражению в поведении и речи; 2) совпадение оценок, даваемых человеком некоторому объекту и другому человеку, также оценивающему этот объект. Термин подобно многим другим сравнительно недавно заимствован из английского языка и в большинстве отечественных психологических словарей отсутствует. Однако в лексиконе практических психологов он в последние годы употребляется все чаще (почти исключительно в первом значении).

   Английское слово congruence происходит от латинского congruens, в родительном падеже congruentis — соразмерный, соответствующий, совпадающий, и означает соответствие, сообразность (например, соответствие закону и т.п.). Это слово используется в различных областях научного знания, в частности в математике, где оно означает равенство отрезков, углов, треугольников и других фигур в элементарной геометрии. В физике под конгруэнтностью понимают количественную равнозначность качественно равноценных состояний какого-либо процесса. В специфическом значении термин употребляется также в медицине, что совсем неудивительно, учитывая традиционную латинизированность медицинской терминологии.

   В середине XX в. для объяснения разнообразных феноменов социального поведения разными авторами было предложено несколько близких по содержанию теорий, объединяемых в социальной психологии под общим названием «теории когнитивного соответствия». Это теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория структурного баланса Ф.Хайдера, а также наиболее известная у нас (и довольно подробно описанная в нескольких публикациях «Школьного психолога») теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Этот ряд был бы неполным без упоминания теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума, разработанной независимо от других и впервые изложенной в публикации 1955 г. Как указывает Г.М.Андреева, «термин «конгруэнтность», введенный Осгудом и Танненбаумом, является синонимом термина «баланс» Хайдера или «консонанс» Фестингера. Пожалуй, наиболее точным русским переводом слова было бы «совпадение», но сложилась традиция употреблять термин без перевода» (Андреева Г.М. и др. Современная социальная психология на Западе. М., 1978. С. 134).

   Основная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, если же это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Так, в теории коммуникативных актов Ньюкома проводится мысль о том, что для человека средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации между партнерами, в ходе которой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие. Основной тезис теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре воспринимающего субъекта он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к тому объекту, который они оба оценивают.

   Чаще всего данная теория находит практическое применение в области коммуникации, соответственно и примеры приводятся обычно из этой сферы.

   Кстати, еще один аспект этого явления состоит в том, что, когда некто нам неприятный демонстрирует расположение к тому, что нравится и нам, наша неприязнь к нему идет на убыль, а может и вовсе смениться симпатией. Впрочем, на это обращал внимание еще Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп». Тут, между прочим, стоит задуматься вот о чем. Как правило, мы убеждены, что наши взгляды и пристрастия разделяют в основном люди достойные. А не потому ли они кажутся нам симпатичными, что разделяют наши югляды? Более трезвый взгляд тут был бы очень полезен. Да и наши противники отнюдь не сплошь ничтожества и дураки. Возможно, мы просто поторопились привести в соответствие свою неприязнь к их позиции и к ним самим.

   Что же касается теории Роджерса, то в ней понятие конгруэнтности имеет совсем иной смысл, чем в социальной психологии. По его собственному определению, «конгруэнтность — термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания. Он может быть расширен далее и обозначать соответствие опыта, осознания и общения» (Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 401). Тут, правда, следует иметь в виду трудности буквального перевода текста Роджерса. Дело в том, что английское слово experience (так в оригинале) означает как опыт, так и переживание. Речь, вероятно, идет все-таки о переживании, под опытом мы привыкли понимать нечто другое.

   Свою идею сам Роджерс иллюстрирует наглядными примерами. Представим себе, что некто в дискуссии со своим партнером испытывает явное раздражение и гнев, что отчетливо проявляется в его поведении и даже в физиологических реакциях. В то же время сам он не отдает себе отчет в своих чувствах и убежден (в целях самозащиты), что всего лишь логично отстаивает свою точку зрения. Налицо явное несоответствие переживания и его самоощущения.

   Или представим себе человека, который провел вечер в скучной компании, явно тяготился убитым временем, более того — вполне осознает владеющее им ощущение скуки. Тем не менее при прощании он заявляет: «Я прекрасно провел время. Это был чудесный вечер». Здесь неконгруэнтность имеет место не между переживанием и осознанием, а между переживанием и сообщением.

   По мнению Роджерса, такое рассогласование приводит к серьезному разладу человека с самим собой и требует психотерапевтического вмешательства. Зрелая здоровая личность — это прежде всего человек конгруэнтный. Он способен отдать себе отчет в том, что происходит в его душе, и вести себя в соответствии с этими переживаниями. Понятно, что конгруэнтность таким образом выступает неотъемлемым профессиональным качеством каждого, чья деятельность связана с общением с другими людьми, — прежде всего самих психологов, а также не в последнюю очередь педагогов (это Роджерс подчеркивает особо). «Если учитель конгруэнтен, это, вероятно, способствует приобретению знаний. Конгруэнтность предполагает, что учитель должен быть именно таким, какой он есть на самом деле; к тому же он должен осознавать свое отношение к другим людям. Это также значит, что он принимает свои настоящие чувства. Таким образом, он становится откровенным в отношениях с учениками. Он может восторгаться тем, что ему нравится, и скучать в разговорах на темы, которые его не интересуют. Он может быть злым и холодным [учитель?! — С.С] или, наоборот, чувствительным и симпатизирующим. Поскольку он принимает свои чувства как принадлежащие ему, у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Он — живой человек, а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний» (там же, с. 347-348).

   Очень соблазнительная получается картина. Я — живой человек, а значит, имею право быть злым и холодным, игнорировать то, что меня не волнует, открыто проявлять неприязнь к тем, кто мне не нравится, и т.п.

   Тут, правда, возникает парадокс. Испокон веку воспитанным, социализированным, цивилизованным человеком принято считать того, кто, умея адекватно выражать свои чувства, в то же время умеет их при необходимости скрывать, более того — иной раз произвольно демонстрировать иные, даже противоположные, в соответствии с принятыми общественным соглашением нормами. С точки зрения здравого смысла ценным является умение говорить, что думаешь, но при этом хорошо бы еще и думать, что говоришь.

Источник: Большая психологическая энциклопедия


предыдущие статьи

последующие статьи

mirznanii.com

Конгруэнтность — WomanWiki — женская энциклопедия

Конгруэнтность— это производная от латинского слова «congruentis», что означает «соразмерный», «соответствующий». В психологии конгруэнтностью называют согласованность информации, одновременно передаваемой человеком. В первую очередь это означает, что то, что вы говорите, должно соответствовать вашим жестам, мимике, манере поведения. Скажем, дрожащим голосом сообщать на собеседовании о том, что вы уверенный в себе человек – неконгруэнтно. А вот рассказ о своих успехах усиливать жестом «класс» очень даже конгруэнтно.

Преимущества конгруэнтности

Конгруэнтность важна не только во время собеседования при поиске работы. Это качество, которое просто необходимо любому оратору. При презентации продукции или услуги перед потенциальными покупателями, во время проведения лекции в вузе или бизнес-тренинга, на переговорах любого уровня: конгруэнтные люди будут заведомо в выигрыше перед неконгруэнтными. Развитие в себе такого качества как конгруэнтность позволит быть более убедительным, достигать от собеседника нужного вам результата, включать в контрагенте незаметные автоматические механизмы, позволяющие остаться в выигрыше вам.

Как научиться конгруэнтности

  • Во-первых, с помощью специализированной литературы. В этом смысле очень хорошо подойдет книга Алана Писа «Язык телодвижений».
  • Во-вторых, очень полезно смотреть телевизор с выключенным звуком и пытаться понять только при помощи жестов и эмоций суть происходящего на экране.
жест, демонстрирующий открытость
  • В-третьих, хорошие учителя конгруэнтности – это политики. Наблюдать за ними во время предвыборной гонки – одно удовольствие. Их жесты, выражения лиц, телодвижения четко скоординированы и входят в некий резонанс с речью. При этом подача политического лидера себя затмевает его речь. Мы незаметно для себя переключаемся с того, «о чем он говорит», на то, «как он говорят». И это не потому, что мы так легко поддаемся чьему-либо влиянию, не потому, что нас легко одурачить. Просто такова психология большинства людей. При общении с человеком наибольшее впечатление на нас (55%) производит его визуальная составляющая: т.е. то, как он одет, как держится, каково выражение его лица, жесты и т.д. 38% впечатления от собеседника мы получаем благодаря его вокалу, т.е. тому, как звучит его голос, насколько комфортен нам его тембр, темп и т.п. И только 7% впечатления от речи оратора зависит от того, что он говорит, насколько его речь логична и понятна. Таким образом, наши жесты гораздо важнее смысла слов, которые мы произносим.

Как стать более конгруэнтным

демонстрация открытых ладоней во время переговоров

Чтобы развить в себе качество конгруэнтности, следует активно использовать усиливающие вашу речь жесты:

  • Демонстрируйте собеседнику в разговоре открытые ладони. Делайте это ненавязчиво, незаметно и время от времени. Таким образом, вы даете сигнал о своих добрых намерениях и в свою очередь располагаете человека к себе. Кстати, если вы в качестве слушателя так же будете держать ладони открытыми, то впитаете больше информации.
жесты, усиливающие речь
  • Усиливайте свою речь жестами «класс», «окей». Если хотите подчеркнуть большой объем чего-либо (например, ожидаемой выгоды, прибыли), широко разводите руки. Если хотите проакцентировать внимание на маленьком размере (например, затрат, времени), покажите это жестом, прищурьтесь. Перечисляя что-либо, загибайте пальцы, показывайте в воздухе воображаемые полочки.
жесты уверенного человека

В то же время избегайте запрещенных жестов, которые ухудшат впечатление о вас:

  • Не чешите во время беседы нос, глаз, ухо. Это выдаст в вас обманщика.
  • Не держите руки за спиной. Ваш собеседник может подумать, что вы что-то скрываете.
  • Не складывайте руки перед собой. Ваш собеседник подумает, что вы закрыты к восприятию его информации.
  • Не подпирайте голову ладонью. Это выдаст ваше скучающее настроение, отсутствие интереса к беседе.

Большинство людей не умеет читать язык жестов, но подсознательно они будут реагировать на них с доверием или наоборот. Вместе с тем сами учитесь читать телодвижения оппонента. Так, если ваш собеседник приложил палец ко рту, то он сдерживает себя в чем-то. В этот момент задайте ему вопрос, дайте возможность высказаться. Это может помочь в достижении успеха в переговорах. Хорошим сигналом для вас будет, если ваш собеседник трет подбородок во время разговора с вами. Это означает, что он на пути к принятию решения. Помогите ему в этом. Добавьте пару аргументов, чтобы решение было в вашу пользу. Хорошей практикой на пути к тому, чтобы стать более конгруэнтным является использование правила «12 дюймов» .Это правило учит нас производить хорошее первое впечатление на аудиторию. Смысл заключается в том, что люди, с которыми мы общаемся впервые подсознательно словно сканируют нас и составляют мнение о нас в первые минуты общения. Поэтому крайне важно позаботиться о:

  • 12 дюймах сверху — это верхняя часть нашего тела примерно до зоны декольте. На нее в первую очередь смотрит собеседник. Это ухоженность наших волос, аккуратность и уместность макияжа, свежесть цвета лица и т.д.
  • 12 дюймах снизу – это соответственно нижняя часть тела. Тут, прежде всего, следует позаботиться об опрятности обуви.
  • 12 первых шагов – от того насколько уверенными они будут, будет зависеть дальнейшее отношение к вам.
  • 12 первых действий – насколько ловкими они будут.
  • 12 первых жестов – насколько они будут уместны и открыты.
  • 12 первых слов – они должны быть уверенными, позитивными, без отрицаний и частицы «но».

Это не значит, что все остальное не будет иметь смысла и ничего нельзя будет исправить. Но если вы сконцентрируетесь на успешном первом впечатлении и ваша конгруэнтность будет на высоте, то и дальнейший успех у собеседника, слушателя вам будет гарантирован.

Ссылки

womanwiki.ru