Основы вокала для начинающих – Основы вокала: первые шаги, первые упражнения

Как устроен голос? Статьи о вокале и теории пения. Блог O VOCALE.

Я столько раз слышала от учеников: «Я хочу петь громче!», «У меня устает голос», «Я чувствую зажим на горле». Если у вас есть подобные проблемы, освойте такой прием вокала, как тванг! Эта техника позволяет петь […]

Хотите узнать, в чем секрет громкого пения? Вы не поверите, но секретов нет! Голос рождается от колебаний голосовых связок. На выдохе звуковая волна поднимается вверх. Попадает в голосовые резонаторы. Усиливается от резонанса в сотни раз. И […]

Диапазон голоса — это количество нот, которое способен спеть вокалист. От самой низкой ноты до самой высокой. Точнее, насколько голосовые связки певца могут растягиваться, чтобы сомкнуться наверху и внизу. На пробном уроке вокала педагог в первую […]

На пробном уроке вокала начинающие вокалисты часто спрашивают: «А что значит петь выше или ниже?» Людям без музыкальной подготовки сложно понять, как управлять голосом и менять его высоту. Да и что такое «высота голоса»? Некоторым […]

Все ученики, с которыми мы разбираем, как петь высокие ноты, говорят одно: «Почему наверху мой голос такой тонкий и некрасивый?!» Лайфхак пения верхних нот в том, все очень логично! Достаточно знать, как устроен голосовой аппарат […]

А вы знаете, как устроен голос? Почему мы поем, и как получается звук? Многие педагоги по вокалу советуют почувствовать звук в животе, на диафрагме, на кончике носа, во лбу, в затылке… Где угодно, но только […]

Часто ученики задают мне вопрос, как работает диафрагма при пении и зачем она нужна. Без этого знания очень сложно управлять певческим дыханием и голосом. Дыхание при пении отличается от разговорного прежде всего более осмысленной работой тела, […]

Возможно, вы посетили кучу сайтов, чтобы выяснить, что такое «опора голоса» или «опора дыхания», но наткнулись лишь на неясные термины. Не удивлюсь, если вы совершенно запутались, так и не разобравшись, зачем же нам петь на […]

В прошлой статье мы разобрали процесс вокального дыхания, его физиологию. Сегодня я хочу поделиться, каким должен быть вдох при пении и как влияет дыхание на голос. Дыхание при пении имеет одну важную особенность и работает […]

Каким бы видом пения вы не решили заняться, академическим или эстрадным, в какую бы школу вокала не пришли, первое, с чего начнется работа с вашим голосом: правильное певческое дыхание. Ко мне приходило много учеников, которые […]

ovocale.ru

Основы вокала. Работа вокального аппарата

 

С давних времен считается, что человеческий голос – самый прекрасный музыкальный инструмент, ведь его звучание несравнимо ни с одним из существующих музыкальных инструментов. Именно в песне человек впервые соприкоснулся с миром музыки. Позднее, вокальные принципы стали неотъемлемой частью и инструментальной музыки. Многим композиторам в своих произведениях удавалось передать красоту человеческого голоса, используя всевозможные средства выразительности. При этом, самому человеку не подвластны многие исполнительские приемы музыкального инструмента. Тогда что же в нашем понимании делает его неким эталоном? Несмотря на ограниченные возможности голоса, непреодолимую симпатию к нему можно объяснить наличием особого тембра, столь неповторимого, что его нельзя сравнить ни с чем. Именно поэтому столь важно как для профессионального вокалиста, так и новичка отыскать и раскрыть свой собственный тембровый потенциал. Но в первую очередь, необходимо разобраться в механике голосообразования.

Данная статья описывает строение и физиологические основы работы именно вокального (а не голосового) аппарата человека. Материал будет полезен для вокальных педагогов, практикующих вокалистов и звукорежиссеров.

Тембр голоса

Тембр голоса – это его окрас. Благодаря тембру человек уверенно различает звуки в окружающем пространстве. К примеру, мы всегда сможем узнать наших родных по голосу из телефонной трубки.

В вокальной практике тембр, наряду с диапазоном, положением переходных нот и другими признаками, является основой классификации голосов. Тембр низкого голоса богат яркими красками, отличается бархатностью и густотой. Высокий голос, напротив, – обладает более мягким, светлым тембром, полетностью. Однако существует типология, основывающаяся исключительно на тембровых возможностях голоса – деление на лирические и драматические голоса. Лирические звучат крайне мягко, напевно, без особого металлического призвука. Драматические певцы способны передать весь спектр человеческих чувств – радость, страдания, разочарование, спокойствие, – столь богат тембр их голоса. Подчеркнем, что речь идет о тембровых возможностях человека. Драматические вокалисты, независимо от высоты голоса и пола, могут исполнять произведения напевно и лирично, а вот лирикам обратной возможности, увы, не представится.

С точки зрения акустики, тембр – количественное и качественное соотношение обертонов – т.н. гармоник, кратных частоте основного тона и располагающиеся в порядке натурального звукоряда. В идеальной системе, по мере удаления от основного тона гармоники становились бы тише, формируя ровную АЧХ с плавным спадом в сторону высоких частот. Но на практике, в голосе профессионального вокалиста присутствует т.н. низкая и высокая певческие форманты – области, охватывающая несколько гармоник, усиленных резонаторами, речь о которых пойдет ниже. Так же область частот, в пределах которых находится основной тон, усиливается грудным резонатором, к которому мы так же вернемся позже. Именно эти природные «полосовые фильтры» окрашивают звучание человеческого голоса, придавая ему разнообразные тембровые оттенки.

Стоит упомянуть еще об одном аспекте. Чем больше гармоник мы слышим, тем ярче и насыщенней кажется нам источник звука. К примеру, низкий мужской голос (бас или баритон) звучит очень бархатно – его обертоны занимают большую область в звуковом спектре. А «головные ноты» сопрано (исполняются во второй, третьей и даже четвертой октаве) имеют очень мягкое, можно даже сказать кристально чистое звучание потому, что их гармоники лежат за пределами диапазона слышимых нами частот.

Как Вы уже, наверное, догадались, особенности тембра обусловлены исключительно физиологией человека. Ниже речь пойдет о строении и принципе работы вокального аппарата.

Органы голосового аппарата человека

Голосовой аппарат – это система взаимосвязанных органов, участвующих в образовании голоса. Условно их можно разделить на следующие группы:

  1. Органы дыхания и дыхательные мышцы;
  2. Гортань и голосовые связки;
  3. Система резонаторов;
  4. Нервные центры, координирующие работу органов голосового аппарата.
 

Органы дыхания включают в себя легкие, межреберные мышцы, обеспечивающие вдох и выдох, а так же диафрагму, отделяющую легкие от органов брюшной полости. Дыхательные мышцы играют огромную роль в формировании т.н. опертого звука, легким отводится лишь функция накопления воздуха.

Гортань – верхняя часть дыхательного горла. В ней находится надгортанный хрящ, перекрывающий дыхательные пути при глотательном рефлексе, а так же главный орган вокалиста – голосовые складки, обеспечивающие фонацию. Голосовые связки – это два парных эластичных образования из соединительномышечной ткани, которые смыкаются в процессе пения. Они выполняют функцию вибратора, генерируя звуковые колебания. Их длинна и толщина определяют границы диапазона, примарный тон и степень подвижности голоса.

Ниже приведена иллюстрация положения голосовой щели в разных ситуациях: в расслабленном состоянии при вдохе и в сомкнутом положении в процессе пения.

 

Система резонаторов – воздушные полости, многократно усиливающие звук в процессе пения. Это, прежде всего, гортань (грудной резонатор), ротовая полость, лобные (фронтальные) и гайморовы пазухи (головной резонатор). Строение резонаторов определяет тембр голоса человека, о чем упоминалось в начале нашей статьи.

Нервные центры – отделы головного мозга, отвечающие за координацию мышц и органов голосового аппарата. Отдельно стоит отметить слуховой центр, благодаря которому мы контролируем, как минимум, чистоту интонации и, как максимум, – художественную образность исполнения. Вокальная педагогика уделяет особое внимание развитию музыкального и вокального слуха человека.

Работа вокального аппарата

Вокал – сложный процесс, требующий выработанных годами, отточенных и доведенных до автоматизма навыков. Каждый спетый музыкальный тон берет начало в глубинах нервной системы. Благодаря работе

слухового центра в сознании человека возникает звуковой образ исполняемой музыкальной фразы со всеми признаками – мелодией, динамикой, продолжительностью и тембровой составляющей. Иными словами, профессиональный вокалист с развитым вокальным слухом четко представляет себе то, что должно прозвучать в его исполнении. Благодаря работе соответствующих нервных центров, данный образ трансформируется в конкретные физические действия, речь о которых пойдет ниже.

В процессе пения восходящий поток воздуха, проходя сквозь голосовые складки, превращается в звуковые колебания, высота которых зависит от положения голосовой щели. При правильном свободном положении гортани звук усиливается и поступает в ротовую полость. Формируя т.н. купол («зевок»), вокалист направляет звук в верхний резонатор, который придает звуку определенный окрас. Благодаря работе

резонаторов хорошо поставленный голос по всему диапазону содержит низкую (около 500 Гц) и высокую певческие форманты – группы усиленных обертонов (2,4 – 3,2 кГц), придающих голосу особую выразительность.

 
Дыхание вокалиста

Решающую роль в правильном звукоизвлечении и формировании тембра играет особый тип дыхания, применяемый вокалистом – абдоминально-диафрагмальный или пение на опоре. От обычного (грудного) данный тип дыхания отличается как вдохом, так и выдохом. Вдох осуществляется в нижнюю часть легких, при этом диафрагма значительно опускается, вытесняя органы брюшной полости вперед (происходит выпячивание живота). Для наглядности ниже проиллюстрирована фаза вдоха грудного и абдоминально-диафрагмального дыхания.

 

В процессе пения вокалист остается как бы в состоянии вдоха – нижняя часть легких удерживается в расширенном состоянии межреберными мышцами. За счет этого приема «вдоха на выдохе» обеспечивается правильная работа голосового аппарата – воздух подается дозированно, снижается подсвязочное давление, формируется нужная звуковая подача.

Заключение

Очень часто начинающие вокалисты стремятся во всем копировать своих кумиров. Подражание – важный метод в любом искусстве, однако конечной целью вокального является раскрытие собственной творческой индивидуальности.

Природа снабдила каждого из нас превосходным музыкальным инструментом. Только благодаря упорному многолетнему труду можно раскрыть его истинный потенциал. Благодаря слаженной работе всех органов и систем голосового аппарата раскрывается тембр голоса. Таким образом, понимание физиологии голосового аппарата и происходящих в нем процессов открывает новые грани в освоении вокального искусства, позволяет расширить границы собственных возможностей.

Описанный выше физиологический процесс относится к технике резонансного пения, используемого в классическом вокале. В той или иной степени элементы данной техники применяются в других вокальных практиках, поэтому мы уверены, что в настоящей статье каждый нашел для себя все необходимые сведения.

Понравилась статья? Ставь лайк!

 

musiconnect.ru

Этапы урока вокала


Чем занимаются на уроке вокала, из каких этапов состоит урок вокала? – Этот вопрос часто задают читатели. Давайте и поговорим сегодня о том, что такое урок вокала, и из каких разделов – этапов состоит урок вокала.

Начнем с того, что слово «вокал» в переводе с итальянского « voce» означает «голос».
Мы рассматриваем вокал как технологический процесс художественного пения. Потому что искусство пения – это образы и эмоции, это процесс, в котором участвует не только звук, но и осмысленное слово.
Каждый вокалист должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Чтобы управлять голосом, необходима постановка голоса, овладение различными приемами пения, а затем уже возможно формирование сценического образа и манеры исполнения.

.
Голос – универсальный инструмент, и поэтому урок вокала проходит в индивидуальной форме, то есть, преподаватель работает на уроке с одним учеником. Кроме преподавателя еще должен быть концертмейстер — человек, аккомпанирующий ученику, то есть играющий на музыкальном инструменте, в основном, на фортепиано. Зачастую эти функции совмещает преподаватель. Причины разные – банальная экономия часов, то есть денег, которые идут на оплату работы концертмейстера. Или это нехватка специалистов концертмейстеров.
С одной стороны, когда преподаватель сам играет на уроке, время используется оптимально – нет необходимости объяснять и ставить задачи концертмейстеру. Особенно, если ученик занимается эстрадным вокалом, и репертуар исполняет под фонограмму. В идеале, на уроке должен быть и преподаватель, и концертмейстер.

 

И в идеале ученик должен овладеть на уроке:
— теорией и методикой пения
— комплексом вокально-технических упражнений для развития голоса, направленных на выработку точной интонации, расширения диапазона, подвижности и гибкости голоса
— навыками певческого дыхания
— работать над усовершенствованием артикуляции и дикции
— изучать строение голосового аппарата, иметь представление о певческой установке, типах атаки звука, о резонаторах, знать правила гигиены и охраны голоса. Вот чем должны заниматься на уроке вокала.

Главный этап работы урока вокала

Главный этап урока вокала – это развитие голоса и овладение певческим дыханием.
Первая, основная часть урока, уделяется специальным упражнениям для выработки певческого дыхания и формирования правильных голосовых качеств.
После распевок и упражнений начинается работа над разучиванием репертуара, который поможет в освоении техники пения. Освоение репертуара осуществляется с использованием фонограмм-минусовок и под живой аккомпанемент.

.
Репертуар можно разделить на три категории: 

.
1 — песни высокой сложности  

Отличаются широким диапазоном, большим количеством вокальных эффектов. Исполнение такого репертуара начинающим вокалистом – невыполнимая задача. Одного желания петь сложные песни мало, нужно реально оценивать свои возможности. Исполнение такого репертуара вызовет у слушателей, мягко говоря, недоумение, а преподаватель, допустивший исполнение сомнительного уровня получит нарекание администрации и коллег. Петь песни завышенной сложности – это не адекватно поставленная цель для начинающего вокалиста. Разучивать – возможно, петь для себя и своих близких – пожалуйста. Ваши родные и друзья лояльно к вам относятся, и, скорее всего, выступление не будет подвергнуто критике. Так поступают учащиеся музыкальной школы, которых часто привлекают к выступлениям на классных и школьных мероприятиях.

Задача преподавателя вокала – подкорректировать исполнение – «причесать», «пригладить». Это в том случае, когда преподаватель поставлен перед фактом – «я буду петь завтра в школе такую-то песню…». Зачастую в общеобразовательной школе при составлении концертных программ не уделяется внимание соответствию репертуара возрастным и вокально-техническим возможностям ребенка, который поет взрослые песни, не понимая, естественно, смысла и не имея возможности передать характер и образ произведения. В этом случае необходимо проводить воспитательную работу, объяснять, убеждать, подыскивать соответствующий интересный материал.

.
2 категория –                     

песни известных исполнителей, которые очень нравятся ученику и близки по характеру и настрою. Такие песни лучше брать как учебный материал. Песни должны быть отработаны по максимуму — насколько позволяют возможности ученика. И опять-таки, подумайте, выставлять ли эти песни на концертное выступление. Ведь песни – известные, и ваше исполнение вольно или невольно будет сравниваться с исполнением известного певца. И, скорее всего, это сравнение — не в вашу пользу. Хорошо, если версия ученика будет лучше, или, хотя бы, не хуже. А если нет?

.

3 категория

песни для начинающих исполнителей, в которых можно показать свои возможности – вокальные, технические и артистические.
Самый лучший вариант – искать песни, не известные широкому кругу слушателей. Этот путь долгий и кропотливый. Но преподаватели знают, что поиск учебного, а тем более, концертного и конкурсного репертуара – постоянный труд. Зато песня, соответствующая возрасту, характеру, вокальным данным ученика – это уже сам по себе успех. Осталось только выучить и отработать по максимуму.

.
И так, песня, выбранная для работы, а тем более, для концертного выступления должна: 
— нравиться – это обязательное условие!
— иметь соответствующий диапазон
— подходить по тональности. (Тональность можно и поменять!)
— быть без завышенной исполнительской сложности
— подходить по характеру, соответствовать возрасту

.
Песня подобрана. Начинаем работу над ней. В первую очередь, рабочий материал нужно несколько раз прослушать, проанализировать вокальные нюансы, выяснить тональность, диапазон, характер и содержание песни. Слова песни написать, а лучше отпечатать на отдельном листе как стихотворение, разделяя текст на строки по музыкальным фразам, разделить на куплеты и припевы.

Работа над характером и содержанием песни

.

Работая над характером и содержанием песни, следует
— выразительно прочесть текст с логическими ударениями по фразам и предложениям.
— поработать над четкостью произношения согласных звуков в медленном, а затем в подвижном темпе. Текст учить отдельными частями, лучше совмещая с музыкальными фразами и предложениями.
— хороших результатов можно достичь, проговаривая текст нараспев — речитативом. Это поможет выработке кантилены и пропеванию гласных звуков. Ведь мы знаем, что в пении поются только гласные звуки, а согласные – произносятся четко и коротко.
Не забудьте выявить в песне и в каждой её части – куплете, предложении, фразе – кульминацию — самую яркую по динамике и накалу страстей точку. Полезно пропевать песню, а лучше отдельные части мысленно, контролируя исполнение внутренним слухом.

.
При исполнении могут возникнуть следующие трудности:
— сложно петь крайние звуки (высокий или низкий)
— скачки в мелодии
— неточности в интонировании
— не удобна для воспроизведения мелодическая линия
— сложности при исполнении в очень быстром или очень медленном темпе. В быстром темпе страдает четкость произношения, а в медленном – проявляются дефекты певческого дыхания – не хватает воздуха на долгую фразу. Звук на долгих звуках угасает, теряется смысловая нагрузка
— не удается передать характер песни
— песня не нравится

.
Давайте разберем возникающие трудности 

.
— Если трудно петь высокие или низкие звуки – нужно выявить крайние звуки, хорошо звучащие у вокалиста и поменять тональность, чтобы звуки не выходили за границы удобных для вокалиста нот.

.
— Сложность мелодического хода. Решение проблемы – подобрать мелодию сложного мелодического хода на инструменте, проанализировать мелодию, выявить движение, найти тонику и опорные звуки трезвучия, выявить взаимосвязи звуков, — то есть, привлечь в работу знания по сольфеджио и применить на практике. Далее следует представить движение мелодии и показать поступенное движение рукой. Просольфеджировать мелодию, на память сыграть её на фортепиано. Привлечь в работу внутренний слух – перед воспроизведением представлять мысленно каждый звук и сочетание звуков.

.
— Сложность исполнения в быстром темпе
Текст, для начала, проговариваем в медленном темпе, как скороговорку, без музыки. Произносить четко и внятно. Постепенно подвигаем темп.
Затем для лучшего закрепления пропеваем отдельные фразы — без аккомпанемента и фонограммы, без подыгрывания на инструменте. Произнесение текста в быстром темпе сделать легковесным при активной и подвижной артикуляции. Определить опорные слова и слоги, а остальной текст — произносить легко, со стремлением к опорному слову.

.
— Не удается передать характер песни
Рекомендация – развивайте артистические данные, подбирайте песни, близкие по эмоциональному настрою и характеру.

.
— Не нравится песня
Да не учите вы её – и все решение проблемы. Все знают поговорку — на вкус и цвет… — обязательно примените её при выборе программы. Из предложенного преподавателем репертуара ученик выбирает произведения, которые ему нравятся. В свою очередь, ученики предлагают песни, которые им нравятся, а преподаватель должен проанализировать песни на соответствие возрасту ученика и его опыту – жизненному и вокальному, а также на соответствие вокально-техническим возможностям. И затем совместными усилиями принять правильное решение — выбрать качественный репертуар. И начать работу по изучению репертуара.

.
Вот из таких этапов состоит урок вокала в музыкальной школе.
Если сообщение оказалось полезным, не забудьте поделиться с друзьями в социальных сетях, нажав на кнопочки слева от текста.

.
С уважением,
Ирина Анищенко

.

Похожие статьи

vocalmuzshcola.ru

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСА. ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

Я назвал книгу библией, поэтому логично начать её так: Авраам родил Исаака… Но если учесть, что каждый педагог фактически родитель своего ученика, как певца, то выглядеть это должно так:

Гарсия родил Эверарди, Эверарди родил Де Вос Соболеву и Усатова, Усатов родил Шаляпина, Де Вос Соболева родила Серваль, Серваль родила Вашего покорного слугу и множество великолепных певцов, имена которых я не буду приводить — настоящим поклонникам вокала они и так известны, а прочим ничего не скажут. Скажу лишь, что за годы своей преподавательской деятельности Нина Александровна Серваль буквально наводнила все лучшие театры своими учениками. Она обладала всеми качествами, необходимыми педагогу с избытком, она просто жила своими учениками. Могу привести пример из своей жизни. Как-то я пришел на занятия не в лучшей форме — не пелось (когда не умеешь петь, очень многое зависит от того, как себя чувствуешь физически). Мой урок был в 3 часа. Что только не делала Серваль, чтобы я (по её словам) издал хоть один живой звук (имеется в виду звук на правильном дыхании) — результат никакой. Я прозанимался больше 3-х часов, причем все студенты, которые должны были заниматься после меня, сидели и ждали (не смотря на истерические вопли концертмейстера, — «Нина Александровна, у Вас же очередь, когда они будут заниматься!?». На что слышала ответ, — «Значит, будем заниматься ночью»).

В конце концов, меня отправили погулять, чтобы я вернулся, когда все отзанимаются. Это было в первом часу ночи. Во втором часу я все-таки издал «живой» звук, после чего был отпущен домой и снабжен деньгами на такси, т.к. транспорт уже не ходил.

Итак, родословная идет от основателя БЕЛЬКАНТО. Безусловно, вокально-генеалогическое дерево, растущее от Гарсии гораздо развесистее, с огромным количеством певцов и педагогов, но, если я буду описывать его полностью, придется выпустить это отдельной книгой.

Итак, я повторюсь — пение — это дыхание. Но как же нужно дышать? В литературе вы найдете несколько описанных типов правильного дыхания — нижнереберное, диафрагмальное и смешанное. А самое главное, чтобы оно было парадоксальным, то есть ребра при выдохе раздвигались. Для тех, кто умеет петь, вроде бы все понятно, но для тех, кто начинает учиться — это примерно как правила игры из известного кинофильма: «три игрока берут по четыре фишки, причем четвертый все время выкидывает, когда лиса делает два хода назад — она становиться волком». Правда, похоже? Остается только сказать, — «Понятно, но нам это не подходит».

Для новичков открою секрет — все педагоги говорят одни и те же правильные вещи: «пойте на дыхании, держите высокую позицию, кантилену и т.п.» Но, к сожалению, далеко не все правильно понимают, о чем говорят. Дело в том, что настоящих педагогов-вокалистов очень мало, а педагог просто обязан суметь правильно показать ученику голосом, что он имеет в виду. Я часто наблюдал, как педагог долго объяснял какими-то заумными фразами, как правильно нужно что-то спеть, но когда доходило до показа голосом, звуки которые он извлекал, мало отличались от пения той вороны, которая сыр во рту держала. Это очень важный критерий при выборе педагога. Хотя я предполагаю, что могут быть и исключения, но таких педагогов во всем мире, наверное, можно пересчитать по пальцам.

Ниже я привожу профессиональные картинки и любительские рисунки, которые схематично показывают, как устроено вокальное дыхание. Предупреждаю, рисунки мои, а художник из меня, как из слона пианист.

 

 

 

На картинках показаны косые мышцы. Как видите, их протяженность достаточно большая. Нас интересует только небольшая часть этой группы мышц, а именно та, которая расположена ближе к паху и над лобковой костью (в белом овале). Именно эти мышцы могут подтягивать низ живота, заставляя его подворачиваться и работать, как поршень у насоса. К сожалению, эти мышцы, как правило, недостаточно развиты именно для выполнения этой важнейшей функции в процессе пения.

У детей от рождения абсолютно правильное дыхание, именно такое, какое необходимо для пения. Я очень внимательно наблюдал за своим маленьким сыном. Дыхание безукоризненное, лучше не научить. Но со временем, особенно в районах с холодным климатом, тип дыхания меняется и далеко не в лучшую сторону. Это просто объяснить. Представьте себя на улице где «благоприятно» сочетаются холод, дождь и слякоть. Как вы будете дышать? Расправите грудь, будете глубоко вдыхать или высунете нос из одежек, и будете делать короткие поверхностные вдохи? Я думаю, Вы сами ответите на этот вопрос.

Теперь для Вас стало понятно, почему Ваше дыхание уходит все дальше и дальше от того, которое вам необходимо для пения. Если Вы вдыхаете раскаленный воздух пустыни, вдох тоже будет не самым глубоким, хотя грудь у Вас будет расправлена в отличие от первого варианта. Наиболее благоприятны области с теплым климатом. Этим объясняется, почему есть страны, «рождающие» огромное число певцов (Италия, Испания, Украина и т.д.)

Эта книга поможет Вам исправить то, что против Вашей воли сделал с Вашим дыханием неблагоприятный климат (а может быть в этом виновен и ваш характер). Итак, переходим к первому упражнению, упражнению для дыхания, которое разовьет у Вас тот самый тип дыхания, без которого не может быть настоящего певца……………………. 

Упражнение для голоса №1

Это упражнение для голоса является одним из самых важных. Встаньте прямо, опираясь на обе ноги. Расправьте плечи. Сложите руки замком и положите их на то самое место, которое очерчено овалом на картинках. Выдохните воздух. Подтяните низ живота (не вдыхая и не выдыхая), причем если не можете это сделать косыми мышцами, то для начала можете помочь себе руками. Теперь сделайте короткий вдох носом (при этом рот должен быть открыт, т.к. при коротком вдохе Вы просто не успеете вдохнуть носом необходимое количество воздуха. Поэтому через рот Вы добираете то, чего не хватает). Одновременно с вдохом Вы отбрасываете вниз подтянутую часть живота. Теперь сжав губы, Вы делаете вид, что с силой продуваете игольное ушко с напрочь застрявшей там соринкой, при этом медленно с силой через сжатые губы выдыхаете воздух, подворачивая (для начала можно с помощью рук) нижнюю часть живота. Делаете это, как можно дольше. Когда воздух закончиться, у Вас нижняя часть живота уже подтянута и готова к следующему вдоху. Что Вы и делаете. Уже при исполнении этого упражнения Вы должны понять, что такое «парадоксальное дыхание». Представьте себе, что Ваша грудная клетка и живот – это большой воздушный шарик, с перегородкой (диафрагмой) посредине. Теперь вдохните, как сказано в упражнении и, не выдыхая, просто понажимайте руками, сложенными в замок на нижнюю часть живота. При этом вся верхняя область «шарика» раздвигается — т.е. раздвигаются ребра. То же самое должно происходить при выполнении упражнения. Вы выдыхаете (как сказано в упражнении) воздух, а ребра при этом не опадают, а раздвигаются. Задвигается (как поршень) только низ живота. Для чего это нужно?

На картинке схематично показано, как выглядят ваши легкие. Между ними расположен воздушный столб, изменяя давление которого, Вы можете регулировать давление под голосовыми связками. Чем более совершенно Вы это умеете это делать, тем меньше у Вас проблем с вокалом. При том типе дыхания, который я Вам предлагаю, подсвязочное давление воздуха регулируется работой косых мышц, которые, подворачивая нижнюю часть живота, увеличивают давление под диафрагмой, заставляя ее, вдавливаясь, увеличивать давление внутри грудной клетки. При этом ребра раздвигаются, кислород продолжает, циркулируя по легким, усваиваться, позволяя вам петь на одном дыхании очень большие фразы. Когда и сколько делать это упражнение? 

Вы помните, что читаете БИБЛИЮ. Теперь представьте, что Вы грешник (грешница), которым нужно вымолить утраченное благословение господне, а упражнение – это молитва «Отче наш». Я вижу, вы уже все поняли. Да, делать его нужно при каждом представившемся случае. Проснувшись и засыпая в постели. Стоя в общественном транспорте (все равно нечем заняться, не книжкой же зрение портить). Ну, в общем, везде. Категорически нельзя его делать сидя, т.к. необходимые для его выполнения мышцы попросту зажаты. Это упражнение делается без голоса, поэтому не нанесет никакого вреда вашим голосовым связкам. Делать его нужно на протяжении всех двух лет, в течение которых я обещал Вам становление Вашего голоса. Не рекомендую Вам переходить ко второму упражнению, пока Вы не почувствуете, что у Вас легко (и, конечно, без помощи рук) получается первое. Обычно (при интенсивных занятиях) это получается через 1,5 – 3 месяца. Если Вы занимаетесь от случая к случаю, то это означает, что Вы явно не подходите для серьезных занятий вокалом, и Вам следует заняться чем-нибудь менее трудоемким. Или найти себе соответствующего Вам педагога, который открыл секретный способ, как стать Шаляпиным, ничего не делая. Таких сейчас хватает. Итак, будем считать, что «парадоксальное дыхание» Вы в первом приближении уже освоили. Теперь наша задача соединить это дыхание собственно со звуком. Начнем с мычания. Мычать будем следующее упражнение: 

Упражнение для голоса №2

При этом, каждый раз, когда звук идет наверх, живот подтягивается, а когда вниз опускается.

Упражнение для вокала необходимое, но сразу оговорюсь, что для пения это не совсем правильно. Дело в том, что при пении на протяжении всего звукоизвлечения живот должен подтягиваться. Но на практике это не всегда могут сделать и «готовые» певцы. В дальнейшем мы будем заниматься упражнением, которое будет приучать нас, спускаясь сверху вниз, не снимать с дыхания, но сейчас слишком рано. Поэтому мы начнем с того, что я предложил. Тем более, что это позволяет скоординировать высоту звука с подсвязочным давлением и наглядно позволяет увидеть, что ноты можно и нужно брать не напряжением каких-либо горловых мышц, а исключительно изменением подсвязочного давления, т.е. с помощью тех самых косых мышц, которые мы с Вами так усердно тренировали. Итак, продолжаем делать второе упражнение, постепенно по полутонам поднимаясь, все выше и выше. Горло при этом должно быть абсолютно расслаблено, язык — лежать, касаясь нижних зубов, рот закрыт, но зубы не сжаты. Верхние ноты вы буквально выдуваете воздухом. Всё? Выше не можете? Значит упражнение закончено. Повторять ежедневно во время распевки один раз на всем диапазоне. 

Упражнение для голоса №3

Сейчас мы узнаем, какой стал у Вас диапазон, благодаря Вашим усердным занятиям дыхательными упражнениями.

На стаккато Вы пропеваете следующее упражнение, постепенно поднимаясь по полутонам все выше и выше. Причем чем выше вы начинаете петь упражнение, тем более легким звуком старайтесь это делать. Вообще, для начала, постарайтесь только чуть-чуть касаться звука, как бы делая упражнение одним воздухом. На этом упражнении вы должны в полной мере ощутить, что ноты Вы берете только низом живота и ничем другим. Грудная клетка буквально подпрыгивает на каждой ноте. Что такое? Вам говорили, что у Вас меццо, а Вы взяли соль третьей октавы? Не расстраивайтесь. Если у Вас действительно меццо, то при таком диапазоне Вы просто обладательница уникального голоса. Но, скорее всего, Вы — обладательница лирического или лирико-колоратурного сопрано, а меццо Вам определили только потому, что Вы не могли взять ничего выше соль второй октавы. У меня почему-то очень часто получается, что приходит ко мне певица, считающая себя драм-сопрано, но освоив дыхание и приобретя половину третьей октавы, оказывается лирическим или лирико-колоратурным сопрано. Упражнение 3 делайте столько же, сколько второе, и тоже ежедневно. Это не значит, что заниматься нужно «без выходных». Раз в неделю Вы имеете право на отдых, по-моему, это даже записано в конституции (хотя может, я и ошибаюсь), но в БИБЛИИ точно есть. Если Вы легко и вольготно чувствуете себя в третьем упражнении, то можете постоять (с полчасика) на верхней ноте, чтобы убедиться, что Вы можете брать её не только на стаккато.

Во время исполнения третьего упражнения для голоса следите за тем, чтобы у вас работал низ живота, а не отклячивалась нижняя челюсть. В идеале, если вы безукоризненно владеете дыханием, рот может быть приоткрыт совсем чуть-чуть, но Вы все равно будете брать самые верхние для Вашего типа голоса ноты. И наоборот, если у Вас на верхних нотах рот открывается так, как будто Вы хотите проглотить всех и вся, это означает, что вы не научились правильно помогать себе дыханием, и часть нагрузки ложиться на мышцы горла и корень языка. Это очень плохо, так как в принципе уводит вас от правильного вокала. Более того, если вы берете высокую  ноту за счет того, что опуская корень языка, растягиваете связки, уменьшая щель между ними – это чревато серьезными последствиями. Т. к. связки – это мышечные волокна, и если одно из них порвется – оно сворачивается в узелок, который, оказавшись между голосовыми связками, лишит вас даже разговорного голоса. И хотя можно вырезать этот узел, вероятность стать профессионально непригодным очень высока. Хотя, насколько мне известно, некоторые из наших эстрадных певцов делали эту операцию неоднократно и продолжают успешно сипеть и хрипеть со всех экранов ТВ.

Один мой ученик (тенор) с очень красивым голосом до наших занятий через раз «петушил» на си-бемоле. Он уже учился 3 года в консерватории, и неправильные навыки были в него крепко вбиты. Пришлось заставлять петь его, глядя на себя в зеркало, чтобы справиться с рефлексом «разевания рта». Когда он перестал это делать, он не смог больше себе помогать мышцами гортани и нагрузка перешла на косые мышцы. Сегодня он может практически любую ноту доступную тенорам (и до, и ре и ре диез включительно) взять, филировать и, наоборот,  перейти на форте, причем без какого-либо видимого со стороны напряжения. И вообще, чувствует себя в верхнем регистре, как рыба в воде.

На что еще хочу обратить Ваше внимание при выполнении всех трех упражнений? Живот ни в коем случае не должен быть зажат как каменный. Он должен быть мягкий и упругий, послушный Вашим командам. Та часть, которую называют «солнечное сплетение», при выдохе должна не проваливаться, а наоборот, подаваться наружу. Об этом вы, кстати, можете прочитать у Барры, который писал, что умение на верхней ноте подать подложечную часть из себя — это умение взять верхнюю ноту (не гарантирую, что высказывание дословно, но смысл такой). Об этом же пишет и Шаляпин, когда вспоминает, как Усатов больно тыкал его пальцем в солнечное сплетение, приговаривая, — «Не снимай с дыхания!» Вообще-то профессиональные певцы всех обманывают. Они набирают воздух помимо легких еще и опуская диафрагму – т.е. в низ живота. А потом, вместо того, чтобы выдыхать его из легких, они начинают подворачивать низ живота. Диафрагма поднимается и воздух (дополнительный) закачивается в легкие (грудная клетка еще расширяется – т.е. певец, выдыхая, как бы продолжает вдыхать, ведь дополнительный воздух циркулирует по легким и усваивается. Это и есть ПАРАДОКСАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ.

 

martianov.com

Основы вокальной техники

ФГОУ ВПО

Петрозаводская государственная консерватория (институт) им. А.К. Глазунова

Реферат

Основы вокальной техники

Выполнила студентка:

Петрова Марина Анатольевна

Петрозаводск

2009

Содержание

1. Основы вокальной техники

1.1 Органы дыхания и их функции

1.2 Типы дыхания и их характеристики

1.3 Опора дыхания звука

1.4 Строение голосового аппарата

1.5 Функции голосовых связок и контроль их работы

1.6 Резонаторы, их функции и роль в звукообразовании

Список литературы

1. Основы вокальной техники

Пение – важнейшее проявление

человеческой натуры, потому, что оно представляет

собой выражение чувства, страстей, работы воображения,

мыслей, тесно связанных с физиологией человека.

Дж. Лайри-Вольти

1.1 Органы дыхания и их функции

Как известно, к органам дыхания относятся:

o нос, рот — верхние дыхательные пути;

o дыхательное горло; гортань, трахея;

o бронхи, легкие, грудная клетка;

o диафрагма, нижние ребра, межреберные и брюшные мышцы.

Диафрагма – подвижная мышечная перегородка грудной и брюшной полости: вместе с нижними ребрами, межреберными мышцами образует дыхательные «мехи», создающие давление воздушного столба под связками, глубину дыхательной опоры звука. Главное их назначение в системе дыхания – обеспечить по усмотрению поющего предельно краткий вдох и насколько возможно длинный выход.

1.2 Типы дыхания и их характеристики

В исполнительской практике певца отмечается два основных типа дыхания: верхний и нижний. Некоторые вокальные педагоги отдельно рассматривают смешанный тип дыхания.

К верхнему относятся:

— поверхностное (плечевое, ключичное)

— грудное;

— грудно- диафрагматическое.

К нижнему:

— нижне-реберное;

— нижне -реберно-диафрагматическое;

— брюшное;

— смешанное.

Верхний тип дыхания. Поверхность верхнего типа дыхания обнаруживается уже в сомом его названии. Данный тип дыхания не отвечает элементарным требованиям академического пения ни с технической, ни с эстетической стороны.

Его последствия: мелкий вдох – рыхлая опора – неустойчивый звук – плывущее звуковедение.

Нижний тип дыхания имеет ряд преимуществ: полнее и быстрее происходит заполняемость легких воздухом, более управляемый и продолжительный выдох, опора звука лучше, поскольку «центр тяжести» перемещается вниз, сердце не перегружено и освобождено от нетворческого волнения; кроме того, полнее резонаторная отдача груди. При брюшном дыхании – «игнорируются» нижние ребра, ухудшается отдача грудной резонации.

Исходя из вышеизложенного, остановимся на универсальности смешанного типа дыхания. Как показывает практика, при применении этого типа дыхания гармонично взаимодействуют все компоненты системы дыхания: в меру активны грудная клетка и диафрагма, нижние ребра и весь комплекс брюшных мышц. Все это позволяет обращать в звук позволяет обращать в звук последние крупицы выдоха, предельно его растягивая и плавно сводя звук «на нет».

1.3 Опора дыхания – звука

Будущий учитель музыки, как начинающий вокалист, должен осознавать значимость каждого из компонентов дыхательной системы с точки зрения формирования певческого звука.

Каково роль опоры в механизме вокала? Опора дыхания – звука подобна почве под ногами. Чем шире и глубже дыхательная опора (грудь, диафрагма – совокупность брюшных и межребренных мышц) – тем устойчивее звук, тем лучше управляемость процессом звуковедения.

У большинства певцов ощущение опоры довольно схоже: голос уподобляется воздушному столбу, опирающемуся на «платформу» брюшных мышц – нижних ребер и упирающемуся в твердое небо, одновременно, как бы над переносицей и у оснований верхних передних зубов.

Такое ощущение опоры не покидает поющего на всем диапазоне звучания голоса, на всех гласных звуках. Суть опоры не только и не столько в понятии о ней вообще, сколько в необходимости осознания ее глубины. При хорошей опоре меньше и расход дыхания в пении. У хорошего певца всегда хватает дыхания, он больше озабочен художественными задачами, нежели чисто техническими. [1, с.25]

вокал дыхание голосовые связки звукообразование

1.4 Строение голосового аппарата

Будущему учителю музыки полезно иметь общее представление о принципе работы и строении важнейшего органа звукообразования, понимать, при каких условиях он действует лучше, а при каких хуже.

Гортань, голосовые связки (мышцы), надгортанник, небная занавеска все это – составляющие голосового аппарата.

В силу эластичности сочленений, этот механизм – наиболее подвижный непосредственно «звукородящий» компонент, способный изменять свое рабочее состояние в пении подконтрольно и самопроизвольно. Так, достаточно слегка вобрать корень языка, как этим движением слегка осадится и гортань. И, напротив, стоит немного подать язык вперед к передним зубам, как он увлечет за собой и гортань, она приподнимается. Когда такие смещения гортани происходят сознательно – это может улучшать качество звукообразования и звуковедения.

Гортань – эластичный орган. Снизу она легко присоединена к костям грудной клетки, сверху – к языку и нижней челюсти.

Две упругие, сложного сплетения мышцы – голосовые связки – разделяют гортань на подсвязочную и надсвязочную полости.

Образующие голосовую щель связки при дыхании то сходятся, то расходятся, но не параллельно, а под углом, как раздвигаются пальцы. В вершине образуемого треугольника раздвигаются черпаловидными хрящами, к которым присоединены. Если при вдохе роль связок сводится к пропуску воздушной струи в трахею и дальше, то в пении они еще и колеблются как под напором образующегося под ними воздушного столба, так и независимо – по собственным иннервациям. При неверной фонации связки быстро утомляются, грубеют, теряют эластичность, мобильность, не плотно смыкаются, что неминуемо сказывается на качестве звука. В таком случае необходимо обратиться к врачу – фониатру. Без его рекомендаций и пробовать голос, как при легкой простуде, опасно: насилие над природой может обернуться утолщением связок, а то и узелками. Это приводит к потере голоса.

К вопросу о положении гортани стоит подходить строго индивидуально.

У кого она снижена, а поэтому и звук «посажен» — тому необходимо ее «вытаскивать» и с нею звук.

У кого же начало занятий гортань уже завышена – наоборот приопускать.

Конечно же, ухо учителя должно решать, в каком случае какое «лекарство» применять.

Для поднятия гортани — слегка подать язык вперед; для опущения ее слегка выбрать корень языка и гортань на нужную «чуточку» приподнимается или наоборот опустится.

Л. Джиральдони, профессор Московской консерватории, в «Диссертации о воспитании голоса» рекомендует петь в состоянии пониженной гортани. Это способствует удлинению верхней части, резанирующей звук. Для удержания гортани в таком положении на верхних звуках он рекомендует «пригибать голову к груди, несколько прижимая к ней подбородок».

Для того и другого в процессе работы подбираются упражнения.

1.5 Функции голосовых связок и контроль их работы

Голосовые связки — струны вокала. «Натяжение» живых вокальных струн (связок) весьма изменчиво, это позволяет им издавать звуки различной высоты. У каждого инструмента свои возможности и свои струны. У рояля они моно — звучны т.к. издают только один звук, у скрипки – многозвучны… Вокальных же – только две. Однако они не заменяемы, отсюда цены им нет. Настройка вокала в том и состоит, что системой подбора упражнений, учебного материала создаются условия для работы и взаимодействия всех компонентов звукообразования, где все совершается «комплексно». [4, с.38]

Исходя из этого, приходим к заключению о необходимости соблюдения гигиены голоса.

1.6 Резонаторы, их функции и роль в звукообразовании

Умение пользоваться, управлять работой резонаторов в известной мере определяет техническую грамотность, зрелость, уровень вокальной культуры исполнителя, меру владения голосом.

К резонаторам относятся:

· грудная клетка с легкими, трахеей и бронхами – нижний резонатор, основной в системе резонаторов;

· полости головы – верхний резонатор;

· гортань – носоглотка – зев – промежуточный резонатор;

· полость рта – передний, завершающий резонатор.

Взаимодействие и координация работы резонаторов часто являются перво – причиной тех или иных отклонений в качестве вокального звучания.

Хорошая «грудная отдача» насыщает звук сочностью, плотностью, тембральной бархатистостью, наделяя силой, густотой, устойчивостью. Избыточная «грудная отдача» отяжеляет звук, делая его излишне массивным. Хорошая головная резонация придает голосу интонационную»уверенность», звуку – полетность, гибкость, заостренность, высокопозиционность. Голос обретает способность даже при малых энергетических затратах – расходе дыхания – «игольно» пронзать любую оркестровую «толщу», проникать и наполнять все уголки большого зала. Украинский вокальный педагог Александр Мишута, сравнивая пение с «продленной речью», рекомендовал «Все слова… выразительно выговаривать одним непрерывным звуком, а голос должен опираться в одну и ту же самую точку при произношении всех гласных». Эта точка, о которой говорит Мишута, «находится в передней части неба, над которой расположены ноздри». Другие вокальные педагоги обозначают эту точку – два передних верхних резца. При таком способе звучания голос приобретает звонкость и чистоту и не утомляет певца.

Преобладание же головной резонации проявляется резкостью звучания: перезаостренная звуковая струя чересчур утончается.

Промежуточный резонатор — носоглотка. Это и есть точка слияния регистров, «смесительная» камера, которая распределяет долю участия груди и головы в общем балансе резонации.

mirznanii.com

Уроки вокала для начинающих

Каждый начинающий, в первую очередь, должен понять, что голос – это такой же инструмент, как гитара или скрипка. Его также нужно уметь использовать. вам бы хотелось петь так эмоционально, чтобы передавать весь смысл одной лишь песней? Здесь вы узнаете как это сделать и чему нужно научиться прежде чем удивлять публику своим голосом.

С чего же начать?

Начинающему вокалисту трудно определить с чего стоит начать обучение вокалу. Многие ищут уроки вокала для начинающих в интернете или на You Tube. Но отрывки занятий и объяснения без конкретных примеров не дают общего понятия о том, как правильно начать обучение. Ведь для того, чтобы научиться петь красиво и профессионально, нужна единая система постановки голоса. Без знания техник пения простая распевка для голоса может вызвать боли в горле и привести к срыву голоса.

Для того, чтобы научиться петь красиво и профессионально, нужна единая система постановки голоса.

Учимся дышать

Сначала нужно научиться работать с дыханием. Когда вы поставите дыхание, исчезнет проблема пения на связках. Голос станет мощными, в вашем диапазоне появятся высокие ноты. Главное умение вокалиста – это мастерски брать дыхание и правильно пропускать его через голосовые связки, образуя звук. Этот процесс нельзя увидеть вживую, но очень легко услышать. Подобно виртуозному гитаристу, который перебирает пальцами по струнам, вы управляете своим дыханием.

Главное умение вокалиста – это мастерски брать дыхание и правильно пропускать его через голосовые связки.

Работаем с артикуляцией

Следующий этап, это работа с артикуляцией. Другими словами, необходимо отработать четкость произношения. Создание гласных и согласных звуков происходит с помощью артикуляционного аппарата. Он есть у каждого человека, но не все умеют им пользовать. В пении хорошая артикуляция позволяет добиться драйва и ритмичности. Лучше всего, освоить артикуляционный аппарат вначале обучения вокалу.

Используем резонаторы правильно

Чтобы научится петь самостоятельно нужно четко понимать, как работают резонаторы. Резонаторы — это природные усилители голоса. Они добавляют звонкость, яркость и объем звучанию. Уроки вокала должны давать четкое представление о раскрытии и соединении резонаторов. Я не рекомендую практиковать работу с резонаторами, пока вы не освоили предыдущие навыки с дыханием и артикуляцией.

Отрабатываем вокальные техники

Когда пол-пути уже пройдено, и вам кажется, что вы изучили и хорошо отработали все “секретные” приемы профессиональных певцов – начните работу над увеличением диапазона. Запомните, уроки вокала для начинающих обязательно должны начинаться с отработки техники пения на распевках. Когда у вас получится хорошо спеть распевку, попробуйте отработать технику в песне. Если ваш голос уже звучит красиво и профессионально, добавьте вибрато. Нет такого человека, который не мечтал бы научиться петь с вибрато. Ведь шарм и сексуальность, которые создает вибрато, завораживают любого слушателя.

Вокальные приемы делают из обычного певца профессионала, а его голос узнаваемым.

Со временем попробуйте и такие вокальные приемы, как субтон, рык, хрип, мелизмы, сип, заглубление и подъезды. Все они магически действуют на слушателя, затрагивая глубинные струны его души. Вокальные приемы делают из обычного певца профессионала, а его голос узнаваемым. Постепенно, после полной постановки голоса, добавьте эти вокальные приемы в свое пение.

Многие популярные звезды используют в своём пении вокальные приемы. Например, в творчестве Григория Лепса можно часто слышать рык, хрип, мелизмы, заглубление и подъезды. Кристина Агилера в своем арсенале нередко использует рык, субтон, мелизмы, заглубления, подъезды. Уитни Хьюстон использовала мелизмы, подъезды, рык заглубление. У Никельбек и Нирваны можно услышать хрип, сип, подъезды, заглубление. 

Как научится петь профессионально

В нашей онлайн-школе мы даем возможность пройти обучение вокалу с азов до овладения всеми вокальными приемами всего за 2 месяца. Ребята, которые прошли у нас обучение, занимают призовые места на вокальных конкурсах, выступают, поют в караоке, а многие даже зарабатывают своим голосом. вы тоже можете научится петь красиво. Не нужно сразу ставить перед собой непосильные задачи. Начиная с базовых техник и заканчивая вокальными приемами вы экономите свое время и силы. За 2 месяца вы научитесь петь профессионально. Ведь последовательная система, которая лежит в основе моей методики, дает огромные результаты даже тем, кто вообще никогда не пел. В своей жизни я давным-давно уже убедилась, что человек всегда может достичь лучшего, если есть желание, цель и систематический подход к делу.

easyvoice5.ru

Уроки эстрадного вокала для начинающих

Уроки вокала для начинающих – путь, способный привести к удивительным открытиям в мире волшебной музыки. Ни у кого не возникнет сомнений в процессе выбора самого популярного музыкального направления, которым по праву называется эстрадный вокал. Такое исполнение, по утверждению специалистов, способствует выработке индивидуальной манеры и характера исполнения. Эстрадный вокал – путь к сердцам миллионов слушателей. Ведь не зря известные эстрадные вокалисты с успехом покоряли мировые сцены и толпы поклонников.

Качества, ведущие к успеху

Вокал сегодня освоить может каждый. Для этого и создаются многочисленные школы, студии, курсы. Опытные преподаватели достаточно быстро выявляют способности и предпринимают шаги по их развитию. Но всем стремящимся к вершинам вокального успеха необходимо знать не столько о наличии у них таланта, сколько о необходимости упорного и непременно ежедневного труда. Эстрадный вокал – это умение петь, общаться со зрителями, добиться популярности которых не просто.

Вокал для детей: всесторонне развивающее удовольствие

Вокал, как раздел дополнительного образования для детей, пользуется популярностью. Благодаря умению петь ребенок будет развиваться гармонично, приобретет увлечение, цель в жизнь и отличное окружение.

Среди достоинств, которым обладает пение, если рассматривать это критерий в отношении детей и родителей, можно назвать:

— дети любят петь, а, значит, никто никогда не откажется от занятий;

— расходы по оплате уроков не предполагают дополнительных расходов на спецодежду или инструменты;

— вокал – инструмент гармоничного формирования личности и развития вкуса;

— здоровый образ жизни;

— пение отличный инструмент взаимодействия, налаживания отношений.

Чтобы пение в реале превратилось в универсальное, увлекательное и продолжительное увлечение, от которого ребенок будет получать удовольствие и пользу, необходимо выбирать талантливых и опытных педагогов, использующих на уроках эффективные методологии.

О пользе вокала

Владение приемами исполнительского искусства может принести пользу: украсить вечер в семейном кругу, поможет провести время с друзьями, скрасить утомительные минуты ожидания или поездки. Вокал положительно влияет на тело и душу, и не только исполнителя.

О слухе и ритме

Профессиональные педагоги по вокалу убеждены, что слух и чувство ритма, если таковыми ребенок был обделен от природы, могут быть развиты в совокупности с умением любить музыку и вокал.

Чувство ритма, по убеждению профессионалов, представляется философской сущностью. Ритм и его чувство способствует активации работы детского сознания, его ассимиляции в обществе, пространстве, времени, природе.

О музыкальном вкусе

Успешным критерием развития личности признается эстетическое восприятие. Красота во все времена ценилась человеком и способствовала его устойчивости к отрицательным проявлениям окружающей среды и стрессам. Утонченный музыкальный вкус – залог целеустремленного движения личности к достижению намеченных целей.

Жизнелюбие – основа музыкального воспитания

Уроки вокала – отличный источник эндорфинов, помогающий детям осваивать приемы преодоления стресса. Беспокойства, психологический дискомфорт переходного возраста и иные негативные проявления вполне можно преодолевать, постигнув тонкости эффективной техники исполнительского искусства.

Вокальное мастерство – залог хорошей речи и памяти

Благодаря правильному подбору репертуара для занятий вокалом у детей удается не только расширить словарный запас ребенка, но заложить основу красивой речи. Благодаря урокам вокала ребенок развивает способности излагать мысли, убедительно, четко и уверенно сравнивать, высказывать мнение и просто говорить, избавляется от речевых дефектов. Песенный репертуар, требуемый к заучиванию, – отличный «тренажер» для детской памяти, что немаловажно для современных школьников.

Вокал – забота о здоровье

Благодаря пению у ребенка формируются и укрепляются органы дыхания, что способствует снижению риска инфекционных заболеваний. А положительные эмоции, неизбежные в процессе уроков вокального мастерства, благотворно влияют на иммунитет, активизируют жизненную энергию и противодействуют болезням

Не стоит заблуждаться

Считается, что научиться петь, при условии вокальных данных, можно только в детстве. Современные методики преподавания вокала опровергают данное мнение, утверждая, что овладеть певческим искусством можно в любом возрасте. Для этого необходим профессиональный преподаватель, способный донести до ученика все тонкости методик, раскрыть его природный голос. А при наличии всего уже отмеченного, необходимо много тренироваться, укреплять голос и наслаждаться процессом.

Любые высоту могут быть преодолены. Главное – желать и стремиться. 

 

profvocal.ru