Осознание это в психологии – Определение осознания[10], 2. Первый принцип: осознание нелокально, I. ОСОЗНАНИЕ ПУТИ в психологии, даосизме, и физике. Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме. Минделл А. Страница 4. Читать онлайн

ОСОЗНАНИЕ это что такое ОСОЗНАНИЕ: определение — Психология.НЭС

Достижение пациентом в процессе психотерапии отчетливого, явного понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов. О. в более широком смысле означает также формирование адекватного понимания других людей и окружающего мира. Однако в рамках психотерапии термин «О.» характеризует прежде всего достижение пациентом понимания самого себя, собственной психической жизни, взаимосвязей и взаимоотношений в самом себе и с самим собой, с другими людьми и окружающим миром, т. е. О. способствует становлению адекватного самопонимания, «образа «Я»», представления о самом себе за счет интеграции сознанием неосознаваемого ранее материала. О. играет определенную роль практически во всех существующих психотерапевтических направлениях и школах, однако его значение и удельный вес в психотерапевтическом процессе, фокусировка (историческая или интерперсональная, «здесь и теперь» или «там и тогда» и пр.) представления о собственно материале О., методы и приемы, используемые психотерапевтами для достижения О., полностью определяются базовой теоретической ориентацией.

Основная цель психоанализа выражена Фрейдом (Freud S.): «Где было Ид, там будет Эго». Психоанализ использует знание специфических приемов и особое (психоаналитическое) понимание психического функционирования для выбора и проведения психотерапевтического вмешательства. Для развития «Я» как одного из компонентов структуры личности в психоанализе психотерапевт с помощью специальных технических приемов (терапевтический союз, свободное ассоциирование, анализ сновидений, интерпретация защит и переноса, высокая частота психотерапевтических сеансов и др.) стремится привести пациента к О. защитных психологических механизмов его реакций переноса, в частности, в том виде, в каком они проявляются в ходе взаимодействия пациента с психотерапевтом. Задача психоанализа и психоаналитической психотерапии состоит также в выявлении у пациента характера психотравмирующих переживаний личностных конфликтов и в освобождении от них путем достижения инсайта и катарсиса, О. вытесненных влечений, понимания психологических причин невротических симптомов. Наиболее важным умением, которым должен обладать психоаналитик, является его способность соотносить сознательные мысли, чувства, фантазии, импульсы и поведение пациента с их бессознательными предшественниками (Greenson R. R., 1994). Понимание (наряду с выслушиванием и ответом с последующим возвращением к выслушиванию пациента) является одной из 4 фаз при реализации методики выражения мыслей и чувств пациента в ходе психоаналитической психотерапии (Luborsky L., 1984). О. сопряжено с неизбежным сопротивлением больного, главным образом в силу действия специальных механизмов, препятствующих этому О. Успешное преодоление сопротивления в процессе психотерапии завершается О. механизмов дезадаптивной психологической защиты.

О. иррациональных установок «неадаптивных когниций» («автоматических мыслей») или основных механизмов, вызывающих рассогласование между тем, что человек воспринимает и как он оценивает воспринятое, — главная задача когнитивной психотерапии. Основной смысл когнитивной психотерапии сводится к утверждению: нас делают несчастными не вещи и явления, а то, как мы воспринимаем их. Сталкиваясь в различных условиях с провоцирующим проблемы событием, пациент обучается осознавать, как иррациональные установки изменяют восприятие события. Описание события, вызвавшего последствия, заставившие обратиться к врачу, не требовало бы особых условий, если бы при описании пациент не смешивал вместе то, что произошло, и то, как он воспринимает и как оценивает событие. В результате повторных столкновений с последним пациент по ходу психотерапии учится изменять восприятие (видение) его. И наконец, он обучается стратегии рационального поведения (многовариантного) в отношении события, расширяет свой диапазон стратегий решения проблемы. Необходимо напомнить, что проблемы, приводящие к психотерапевту, как правило, создаются не одной иррациональной установкой, а несколькими, находящимися между собой в определенных связях (иерархических, параллельных, артикуляционных). О. характера этих связей — основная задача психотерапевта и пациента. Вопрос о том, с чего начинать, обычно определяется вместе с пациентом. К числу основных приемов когнитивной психотерапии, позволяющих осознать иррациональные установки, относят изменение ракурса рассмотрения явления. Пациент вместо фиксации на том, что вызывает у него длительную болезненную эмоцию, концентрируется на вопросе, как у него возникает эта эмоция, и далее осознает излишнюю широту применения иррациональных установок, излишнюю их персонализацию и, как следствие, обретает способность заменить их более точными и гибкими, менее эгоцентричными, более адаптивными и реалистическими. Задача психотерапевта — последовательно структурировать эти процессы, помочь пациенту выработать несколько новых альтернативных правил (рациональных установок), которыми бы он руководствовался в поведении. Успешное решение этой задачи определяется процессом О. и умелым использованием его механизмов психотерапевтом.

В гуманистической психотерапии значение процесса О. и его основных механизмов наиболее полно раскрывается концепциями личности, принятыми в рамках данного направления. В концепции личности, описанной, например, Роджерсом (Rogers С. R.), некоторые аспекты опыта индивида в процессе его развития приобретают характер, символизированный в О. бытия, О. своего функционирования. Это то, что Роджерс называет Я-опыт. По мере взаимодействия со средой, в частности со значимым окружением, Я-опыт в О. постепенно развивается в Я-концепцию (реальное «Я», т.е. представление о самом себе). Другим важным звеном является идеальное «Я» — представление о том, каким человек хотел бы быть. Идеальное «Я» в значительной степени формируется под влиянием извне, под воздействием норм и ценностей, навязываемых человеку окружением и не всегда согласующихся с его собственными потребностями и стремлениями, с его реальным «Я». По мере О. «Я» у индивида развивается потребность в положительной оценке. Эта потребность, по мнению автора, носит центральный характер для всех людей, является всеобъемлющей и постоянной. Ради сохранения положительной оценки со стороны окружающих индивид начинает фальсифицировать некоторые из переживаемых им оценок и воспринимать их только по критерию ценности для окружающих. Возникает существенное препятствие на пути развития психологической зрелости индивида, его развития как самоактуализирующейся личности, и формируется невротическое поведение.

Фрустрация потребности в положительной оценке (самооценке) вызывает тревожность. Уровень тревожности зависит от степени угрозы Я-структуре. В случае, если процесс защиты неэффективен, переживание полностью символизируется в О., а целостность Я-структуры разрушается этим переживанием неконгруэнтности, правильно символизированным в О. В результате наступает состояние дезорганизации. Указанному выше пониманию личности и нарушений ее функционирования соответствуют и разработанные Роджерсом основные принципы клиент-центрированной психотерапии.

Следует выделить личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как вариант отечественной психотерапии, разработанный в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. О. в рамках этого метода принято рассматривать в 3 сферах: интеллектуальной (когнитивный аспект), эмоциональной и поведенческой. В целом задачи интеллектуального О. сводятся к следующим направлениям: О. взаимосвязей «личность- ситуация-болезнь»; О. интерперсонального плана собственной личности; О. генетического (исторического) плана. О. взаимосвязей «личность-ситуация-болезнь» не имеет определяющего значения для собственно психотерапевтической эффективности, оно скорее создает устойчивую мотивацию для активного и осознанного участия пациента в психотерапевтическом процессе. В эмоциональной сфере в процессе О. пациент начинает понимать и вербализовать свои чувства, может приобрести искренность в отношении чувств к самому себе, раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, произвести эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний эмоционального реагирования, восприятия отношений с окружающими. Способности пациента корригировать неадаптивные реакции и формы поведения с учетом их значения и функций в структуре психопатологических расстройств — основное следствие процесса О. в поведенческой сфере. При личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, особенно в групповой ее форме, имеет значение не только О., но главным образом формирование более адекватного самосознания и расширение его границ.

Процессу О. практически во всех психотерапевтических системах придается важное значение. С внедрением видеотехники в психотерапию появилась возможность более направленного влияния на формирование процесса О. в различных сферах, что приводит к его ускорению и тем самым к повышению эффективности психотерапии.

vocabulary.ru

Что такое осознанность? / Психология / То, что меняет людей.

Осознанность – это одно из самых популярных и мало понятных явлений философской, психологической и религиозной мысли и практики. Благодаря чему каждый её трактует, как может.

Об осознанности больше любят рассуждать теоретики, не сильно замечая, что раздражаются по любому поводу или играют в слономух.

Наблюдения практиков в письменном виде большая редкость потому, что они практики. Делают, а не говорят. Но у каждого сколь-нибудь известного гуру есть своими апостолы, владеющие словом, благодаря чему мы имеем счастье познакомится с работами по осознанности Ошо, Гурджиева, а также различными вольными изложениями осознанности в буддизме.

Кроме буддизма на открытие этого явления претендует западная психология и философия.

Осознанность – одно из базовых понятий гештальт-терапии наряду с ЗиС – «здесь и сейчас».

На самом деле осознанность — это результат довольного удачного скрещения западной и восточной культуры. Ошо и не скрывал, что прочитал тысячи работ европейских философов, психологов, психиатров, мистиков, теософов разных времён. Он отлично был знаком с работами Фрейда и всех его учеников. И в свою очередь многие из западных психологов и философов изучали восточную культуру, буддизм, восточные практики и техники, проживая в ашрамах и обучаясь медитации у восточных учителей, которые позже стали известны в Европе как пробуждённые.

Похожие практики есть у разных народов. Постепенно набирающая известность древнеславянская практика осознанности, изменение отношения к себе и миру называется «Аз есмь».

Классификация осознанности
Итак, осознанность — это включённость, пробуждение от эмоциональной, интеллектуальной, духовной спячки, от автоматизмов и автопилота.

Кроме включенности синонимами осознанности в разных источниках названы внимательность, бдительность, бодрость сознания, наблюдение, глубинное самоосознание, самоуправление, принятие ответственности за любую свою эмоцию, чувство, мысль, действие и бездействие.

Классы осознанности это скорее этапы её освоения, потому как осознанности не бывает много. Полная осознанность превращает обывателя в Будду.
1. Осознание своего физического тела в каждый момент времени, включая все физиологические процессы, в нём происходящие: дыхание, сердцебиение, работа пищеварительной и выделительной системы.
2. Осознание эфирного тела – тела эмоций. Наблюдение за работой эндокринной системы.
3. Осознание астрального тела — чувств и переживаний.
4. Осознание ментального тела – тела ума. Наблюдение за мыслетоком. Контроль и умение его останавливать или не привязываться.
5. Синтез всех предыдущих видов осознания, то есть одномоментное осознание себя (четвёртый путь по Гурджиеву).
6. Осознание каузального тела, то есть тела событий, или осознание других людей.
7. Осознание реальности целиком – окончательное Пробуждение.

Трудности освоения осознанности
К возрасту увлечения такой литературой человеку хорошо известен только один инструмент познания мира. Это тот самый ум, который теперь очень модно ругать за его несовершенство, суету, несамостоятельность. Тот ум, который делает человека умным, повышая его ЧСВ. Не путать с разумом. Разум делает человека мудрым и равнодушным к языческим пляскам Эго, а также чьему-либо ЧСВ. Осознанность тесно связана с пробуждением разума и распространением его влияния, куда возможно.

Из бесед Успенского с Гурджиевым «В поисках чудесного»:

«Думали вы когда-нибудь о том, что все люди сами суть машины?
— Да, — ответил я, — со строго научной точки зрения все люди — это машины, управляемые внешними влияниями. Но весь вопрос в том, можно ли принять этот научный взгляд.
— Научный или ненаучный — для меня все равно, возразил Гурджиев. — Я хочу, чтобы вы поняли, что именно я говорю. Посмотрите, все эти люди, которых вы видите, — и он указал на улицу. — Все это просто машины и ничего более»

И вот этой машине предлагается осознать все процессы всех уровней происходящих в ней, причём осознать путём постоянного наблюдения. И тут начинается веселье. Ладно средний обыватель поглощает еду и выделяет 3 раза в день, а дышит? А сокращения сердца? Если осознавать каждый физиологический акт, то впасть в нирвану вполне реально. Довольно быстро как минимум от голода. Работать и зарабатывать уже не получиться. Также и с другими социальными ролями.
Кроме более или менее изученного инструмента ума обывателю (и то не каждому) знаком процесс контроля. Так что освоение осознанности обыватель именно и начинает, контролируя умом процессы, которые природой не предназначены для волевой регуляции.

Да, да, наряду с хождением по углям и глотанием шпаг факиры-йогины умеют контролировать дыхание и останавливать, а потом запускать сердце. Но даже сам Гурджиев, а следом за ним и Ошо, хорошо знакомый с его практиками, не решились назвать этих людей буддами. Честно и прямо сказали, что это нищие уличные клоуны для развлечения пресыщенной публики. И ничего кроме этого они не умеют. Чуть другие машины без осознанности.

В результате последствием произвольного изменения ритма дыхания является его серьёзный сбой, например, апноэ. Человек начинает задыхаться во сне, потому что дневной и ночной ритм больше не совпадает. Это приводит к бессоннице из-за страха задохнуться. Очень часто обостряются хронические заболевания из-за нарушения кровообращения.

Вся сложность и заключается в том, чтобы не контролировать эти процессы, но при этом наблюдать.

По мнению мистиков внутри каждого человека находится некий Наблюдатель, который только наблюдает, никак не вмешиваясь в жизнь, то есть не оценивая объект наблюдения, не сравнивая, соответственно не осуждая. Это пассивный, а не активный процесс, он ничего не ломает. В некоторых источниках Наблюдатель назван точкой беспристрастного внимания. Осознанность – это постоянная связь с этой точкой.

Наблюдение за любыми процессами в организме из этой точки даёт объективную информацию о происходящем, то самое познание и понимание себя, а значит, и других людей, а значит и суть взаимодействий, называемая событием.

Установление постоянного канала связи со своим истинным я делает человека намного более эффективным внутри его истинных желаний и целей жизни. То есть в теории человек становится цельным, обретает внутренний стержень, не подвержен влияниям и манипуляциям, не страдает рефлексией, потому что управляет эмоциями и умом, становится разумным, спокойным, уравновешенным. В процессе или после этого он находит соответствующих его состоянию людей, дело жизни, семью. Хэппи энд.

На практике таких людей единицы. Это штучный путь развития, уникальный для каждого. Например, предполагается, что самим Гурджиеву, Ошо удалось пробудиться, но вот те, кто были с ними рядом, так и остались обычными людьми, а некоторым даже и это не удалось.

Практика Ошо по пробуждению осознанности в большой группе людей (до 15 тыс) закончилась созданием тоталитарной секты с закрытой территорией, надзирателями, пытками, сексуальным насилием, повальной наркоманией, рабским трудом, его иконами на каждом углу и шее, вознесением хвалебных од. В конце концов его самого и ашрам выдворили из США, и другие страны не захотели их принять. А тот, кого назвали живым Буддой, умер от СПИДа в 56 лет.

levelberi.ru

Осознанность и пробуждение сознания — Психология PRO

Осознанность (пробуждение сознания) – главная ключевая практика для каждого человека, которая, проходя красной линией, через всю нашу жизнь, добавляет ко всему, что мы делаем гармонию, эффективность, ясность, аккуратность и точность. Если возникает ощущение, что ситуация дисгармонична, а поступки неправильные, необходимо просто пробудить осознанность. И это – лучший выход из любого положения.


Что такое осознанность?

Осознанность – это пробуждение сознания, непрерывная внимательность в каждое мгновение жизни, когда во время выполнения каких-либо действий не происходит блуждания в мыслях, а внимание направлено на то, что совершается конкретно в данный момент.

Обыденное восприятие подобно полудремотному состоянию, в котором где-то на бессознательном уровне происходит «покадровое» сканирование происходящего в текущий момент. Затем, «принятая» в форме образов информация переходит к более детальной обработке уже при помощи мыслительного аппарата. Таким образом, человек теряет контакт с чистой реальностью, которую ему подменяют его (кармически) обусловленные мысли. Осознанность пробуждает дремлющее сознание.

Цель практики осознанности – отвлечь внимание от мыслей о происходящем на само происходящее в моменте «сейчас». Как сказал один дзенский мастер о своей практике: «Когда я ем – я ем, когда несу воду – я несу воду». Это чрезвычайно важный, можно сказать, ключевой, момент (и суть) практики пробуждающей и эволюционирующей наше сознание.

По сути, осознанность и медитация – синонимы. Отличие медитации в том, что во время ее выполнения, вы практикуете осознанность в максимально комфортных «тепличных» условиях. Однако человек не может проводить годы, сидя с закрытыми глазами. Более того, осознанность в движении – это более продвинутая практика, требующая большей зрелости сознания. Да и какой смысл в том, чтобы бездельничать всю жизнь? Даже если движения бессмысленны, их отсутствие также, не имеет никакого смысла! Иначе жизнь не выходила бы из состояния непроявленной нирваны. Мудрость – в деятельной, созидающей ясности. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «мотивация».

Практика осознанности

Соль в том, чтобы сделать внимание непрерывным, не отвлекающимся на мысли ни на мгновение. Благодаря такой постоянной бодрости сознания, появляется невероятное тонкое переживание, словно Вы пробудились. Поначалу кажется чудом, что эта удивительная свобода и полнота непрерывного «сейчас», ощущения бытия всегда была с вами, и как странно, что никто этого не замечает и не говорит об этом.

Окружающее пространство и предметы лишаются размеров, ведь все эти переживания имеют лишь мысленную окраску. При взгляде на привычные формы становится очевидным факт условности их величины. Сложно сказать – большие они или маленькие, далеко или близко, и это нисколько не затрудняет передвижения, и даже наоборот – делает его более проникновенным и точным.

При дальнейшем углублении осознанности может появиться ощущение вечности, словно происходящее здесь и сейчас было всегда, а расстояния до предметов могут казаться бесконечно далекими. Тело начинает восприниматься как бы со стороны. Скорость всех явлений также теряет привычные критерии, и даже в простых движениях и чувствах переживается невероятно быстрый поток ощущений. Эти переживания невозможно передать словами. Ничто не сравнимо с прямым опытом.

Как освоить практику осознанности?

Поначалу практика осознанности для большинства людей оказывается чем-то почти невозможным для выполнения. Но со временем, особенно в связке с регулярной сидячей медитацией, осознанность становится все более естественной и спонтанной. Как правило, для полной ее реализации нужны годы работы над собой. Это действительно непросто, однако именно развитие осознанности – настоящий ключ личной эволюции – это нить, которая подтягивает за собой все параметры успешной личности.

Самая сложная битва – это битва с самим собою. И чем больше мы прилагаем усилий, тем сложней она становится. Вся штука в том, чтобы перестать прилагать усилия и подавлять ум. Необходимо оставить все старания, сдаться и расслабить голову. Тогда осознанность льется спонтанно, как естественная пробужденность. Обыватель пребывает в непрерывном напряжении ума, что препятствует ясному восприятию действительности. Начинающий практик, зачастую своими стараниями склонен еще больше усиливать эту напряженность, что приводит к стрессу и нервозности. Правильная практика происходит без усилий, когда ум расслаблен. Сознание льется само собою, вам просто не нужно ему мешать.

В сравнении со «случайными» природными циклами, личное развитие заметно ускоряется, благодаря намеренной практике. По мере углубления осознанности все те (кармические) ощущения, что вам было суждено пережить на событиях, начинают проживаться без видимых причин, без зависимости от внешних обстоятельств, и проходят при наименьшем сопротивлении – не так долго и мучительно, как на событийном уровне. Хотя сопротивление и уровень смирения спонтанной расслабленности – также индивидуален.

Некоторое время, пока личные кармы высвобождаются без зависимости от событий, со стороны вы можете выглядеть странным, или даже неадекватным для других. Чтобы этого избежать, существует практика «сталкинга» (учение толтеков), «иллюзорного тела» (в буддизме), когда вы, не обременяя других своими удивительными переживаниями, ведете себя нормально, в соответствии с событийным уровнем, а не с вашим внутренним миром, который другие люди не увидят и не смогут понять.

Первое время, открывая новые миры, почти у каждого появляется ярое желание показать свои открытия окружающим. В большинстве случаев этого делать не стоит, потому что каждый упрямо цепляется за свою картину мира, остерегаясь любых перемен. Можно пробовать делиться знаниями аккуратно без всякого навязывания и обид, если вас не желают услышать. Каждый мир живет по своим законам. И если человеку необходимо пережить драгоценный опыт мирских иллюзий, вряд ли вы сможете изменить его судьбу.

В повседневной практике для поддержания осознанности допустимо использовать установки, при помощи которых можно научиться вводить себя в соответствующее состояние. Эти установки как бы пробуждают понимание и меняют состояние, если вы отдаетесь им без всяких сомнений. Это могут быть установки, данные в конце статьи «Техника концентрации и медитации (часть II)», и полезная в общении установка (данная в статье «исполнение желаний — чудо самопрограммирования ») – «Никто не может иначе». А также такие повседневные установки как: «Я уже и так пребываю в непрерывном сейчас», «Мое внимание и так спонтанно и непрерывно» или любые другие, которые подойдут вам лично.

Напоследок, хотел бы напомнить, о том, как читать тексты о саморазвитии. Их нужно читать так, словно они могут спасти вам жизнь. Каждую технику и любой анализ стоит соотносить с собственной жизнью. Важно понять, что все то полезное, о чем вы прочли, можно и нужно применять прямо сейчас. Если вы откладываете «на лето» – это иллюзия.

© Игорь Саторин

В продолжение темы:

progressman.ru

Осознание — это… Что такое Осознание?

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я, или как то, что Томас Нагель называл существованием «чего-то что есть подобие» бытия этого что-то. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Другие попытки определить сознание

  • Сознание — это сам человек, то, что скрыто телесной оболочкой: характер, чувства, мышление. Не будет тела — останется сознание.
  • Сознание — понимание. Осознать — понять. Без сознания — без понимания. Самосознание — понимание себя.
  • Сознание — способность идеального воспроизведения действительности (БСЭ)
  • Сознание — с т.з. материального мира — мера проявления Я в мире
  • Сознание — высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения
  • Сознание — состояние человека в здравом уме
  • Сознание — способность адекватно отражать явления действительности
  • Сознание — свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.
  • Сознание — способность к рефлексии
  • Сознание — центр обработки информации и принятия решений (психософия)
  • Сознание — субъективное соответствие активной, находящейся в фокусе внимания доминирующей зоны возбуждения мозга, выделенной системами внимания.
  • Сознание — мысли и идеи человека, в их восприятии и ощущении, которые он способен изложить на языке.
  • Сознание — высшая функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности.
  • Сознание — элемент памяти, имеющий «ссылку» на себя.[1]
  • Сознание — состояние, при котором знаешь.
  • Сознание — способность «видеть» себя со стороны, способность не быть собой.
  • Сознание — поиск конечной истины любыми доступными для индивида способами, либо понимание отсутствия смысла в этом поиске.
  • Сознание — устойчивое, объемное, целостное, внутренне-непротиворечивое построение модели пронизывающего тебя целостного мира.
  • Сознание — противостояние рефлексу
  • Сознание — результат работы человеческого мозга, величина не материальная, а духовная.
  • Состояние человека, позволяюшее иметь собственное «Я» и относить себя к окружающему миру.
  • Сознание = форма. Осознание = чистое внимание к форме.
  • Сознание — это особая материя человеческого мозга для воспроизведения реальных образов.
  • Сознание — развертывание непроявленного бытия
  • Сознание — способность человека целенаправленно и обобщенно отражать и воспроизводить действительность в идеальной форме
  • Сознание — рядовой механизм психики. Задача механизмов сознания довести воспринимаемую новизну значимость до автоматизмов.[2]
  • Сознанием является совокупность человеческих знаний и ощущений, получаемых из всех возможных информационных источников (зрительных, слуховых, тактильных, интуитивных, энергетических), пропущенных через призму состояния мозга (грусть, радость, размышление, осмысление), учитываемых при рефлексии, поведении, устремлениях и намерениях, и зависящих от внешних и внутренних обстоятельств.

Философские теории сознания

В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, осознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда, не может ни начаться, ни прекратиться, не может исчезнуть, точно также как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно. Сознание и мир — два полюса одного и того же, единой соотнесенности сознания. Именно поэтому в строго философском смысле некорректно сознание рассматривать самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса — мира (психологизм), как и мир — в отрыве от его соотносительного полюса — сознания (наивность).

Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение. Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы. По сути мы тотально охвачены сознанием. Если нет сознания, то для нас нет ничего. В этом смысле, сознание само есть некоторая со-отнесенность, раздвоенность, разделенность внутри себя. Об этом говорят, что сознание интенционально (Гуссерль). Сознание всегда проявляет себя как структура сознания о [чём-то]. Более того, философия пытается обосновать тот вывод, что такая природа сознания конституирует саму разделенность между субъектом и объектом, внутренним и внешним, я и миром. Как отношение, сознание есть некоторое переживание, определенный опыт, в котором мы соотносимся с миром. Этот опыт понимается одновременно и как сама деятельность соотнесения в целом и как переживание субъектом этой деятельности самого себя и своего отношения к миру. Именно поэтому, иногда в философии, из сознания «выделяют» собственно субъект и под «сознанием» в узком смысле понимают отношение субъекта и его объекта. Об этом говорят, что субъект (со)знает объект. В то же время, термин «сознание» в философии не употребляют, когда речь идет о движении «внутри» мышления, а не собственно о соотнесенности с миром. Это связано с тем, что вне опыта соотнесения с миром, сознание теряет свое самостоятельное значение и становится только способностью рефлексии относительно мыслимого содержания. Внутри мышления, субъектом движения становится не сознание, а само мышление, понимаемое одновременно и как некоторое всеобщее, безличное пространство деятельности и как сам субъект этой деятельности. Однако, при этом сознание всегда присутствует как возможная позиция, в которую субъект может перейти в любой момент — как опыт возможной соотнесенности с миром.

Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость. Разум как самосознающий рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.

В новейшей философии, понятие «сознания» утрачивает свое значение, прежде всего, благодаря работам Хайдеггера. Согласно ему, сознание есть неверный способ отношения к миру, который самой постановкой вопроса, этому сознанию противопоставлен. Вместо сознания, вводится бытие-в-мире, Dasein, которое есть некое сущее — единый неделимый феномен, не разлагающийся на свои способности. С точки зрения Dasein, нет никакого противопоставления сознания и мира. Dasein как бытие-в-мире укоренено в нем, все сущие обретают значение не данности (дефективный модус бытия), а прежде всего подручности, в различных модусах не «что», а «как».

Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом. Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом, после сознание получило широкое освещение в новоевропейской философии, а также в различных философских традициях, таких как феноменология и аналитическая философия. Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие:

Дуализм

Дуализм души и тела — точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

Платон считал, что тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и бессмертна. Он считал, что душа лишь временно привязана к телу до момента его смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм. Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что дает ей доступ к абсолютной истине мира идей.

Логический бихевиоризм

Логический бихевиоризм — теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, то есть либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению. Логический бихевиоризм связан с бихевиоризмом в психологии, но их следует различать: в последнем случае бихевиоризм понимается как метод для изучения человеческих существ, но не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. Среди представителей логического бихевиоризма можно назвать таких философов как Гемпель и Райл. Данная теория стремится опровергнуть дуализм Декарта, так как он противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Некоторые основные предпосылки данной теории разделялись также Людвигом Витгенштейном.

Идеализм

Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым».

Материализм

Материализм есть теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание, поэтому, описывается материалистами как свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Владимира Ленина, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других.

Функционализм

Функционализм — это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, то есть выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу также, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом: сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологической базой теории искусственного интеллекта и когнитивной науки. К функционалистам можно отнести Дэвида Льюса, Хилари Патнема и Дэниела Деннета.

Двухаспектная теория

Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменологическая теория

Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать, таким образом, все остальные науки, как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность. Среди сторонников этой теории назовём Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти.

Эмерджентная теория

Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атомов водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Джон Серл.

Индуизм

В индуизме сознанию сопоставляется Пуруша («безмолвный свидетель»), который наблюдает за действиями Пракрити («автоматизмы мозга») и склонен себя ошибочно отождествлять с нею, будучи увлечён и связан гунами («потребностями»).[3]

К определению термина

Термин сознание является одним из самых трудных для точного формального определения. Весьма спорны параметры и критерии, по которым можно судить, обладает ли то или иное существо тем, что подразумевается в том или ином определении. Например, обладает ли сознанием (в смысле осознавания своего тела, предугадывания последствий своих телодвижений) новорождённый или играющий со своим собственным хвостом щенок? С развитием животного происходит изучение закономерностей, характерных для своего тела. Взрослые собаки уже не гоняются за своим хвостом.

Остаётся открытым вопрос, должно ли входить в признаки сознания возможность прогнозирования только собственных, или обязательна возможность прогнозирования и собственных, и несобственных действий.

Примечания

См. также

Ссылки

Литература

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Осознанность — Психологос

Фильм «Ликвидация»

Осознает ли эта заботливая женщина, что сейчас не до нее, что ее разговор только тяготит? Скорее всего, нет. Эта женщина живет, не приходя в сознание.
скачать видео

​​​​​​​Человек в темноте мало что может разглядеть, он путается, ошибается и не понимает. Когда человек не умеет или не привык жить осознанно, он живет как будто в темноте, путается в своих планах и намерениях, импульсивно начинает отношения и так же неожиданно для себя самого их бросает, отвлекается в делах, действует безотчетно, не замечает что и как он делает и говорит, не чувствует своего собственного состояния.

Осознанность как способ жизни — способность, умение и привычка сопровождать сознанием свои актуальные состояния, свои действия, свою деятельность, течение своей жизни. Осознанность — результат включения сознания на происходящее. Осознанное — освещенное светом сознания, то, на что обратили достаточное внимание: внимание, достаточное для нужных различений и, возможно, решений и выводов. Осознанное — то, что мы видим и позже можем вспомнить, описать как увиденное.

Осознанное — альтернатива тому, в чем мы не отдаем себе отчета: неосознанному.

Неосознанное — происходящее без участия сознания. Неосознанные психические процессы — то, что в человеке или с человеком происходит само собой, естественно, без сознательного контроля и не требующее дополнительных сознательных усилий.

Когда человек «не видит, не понимает, не соображает, отвлекся, увлекся, действует безотчетно» — это все описание неосознанного поведения. Возразил — но не заметил этого. Повысил голос — и удивился, когда ему на это указали. Занялся одним, через какое-то время понял, что занимается уже совсем другим… Большинство людей большую часть времени своей жизни проводят в неосознанном состоянии. Живут, не приходя в сознание.

Из дневника Л.Н.Толстого, запись 1 марта 1897 года:

«Я обтирал пыль в комнате, и, обойдя кругом, подошел к дивану, и не мог вспомнить, обтирал ли я его или нет. Так как движения эти привычны и бессознательны, я чувствовал, что это уже невозможно вспомнить. Так что, если я обтирал и забыл это, то есть действовал бессознательно, то это все равно, как не было. Если бы кто осознательный видел, то можно было бы восстановить. Если же никто не видел или видел, но бессознательно; если целая жизнь многих пройдет бессознательно, то эта жизнь как бы не была».

Самая простая и четкая метафора осознанности: это ясный свет сознания и наличие умного наблюдателя. Если есть умный наблюдатель, но состояние сознание сумеречное (усталое), то осознанность невысока. Если мозг бодр, у ребенка ясная голова, но он постоянно крутится (шило в попе), то внимательный наблюдатель отсутствует. Если голова ясная, наблюдатель внимателен, но культуры и знаний у человека мало, то и осознанность будет невысокого уровня.

В синтон-подходе, осознанность – это сумма восприятия, внимания, мышления и памяти, результат их слаженной совместной работы. Если внимание человека гуляло в стороне от того, что он говорил или делал, осознанности в его словах или поступках не было. Если человек, говоря или делая что-либо, не думал, не сопоставлял это со своими намерениями и целями, с представлением о должном, не квалифицировал это никак, не анализировал и и не осмыслял – осознанность отсутствовала. Если человек дейстовал в беспамятстве, не помнит ничего о том, что он говорил или делал – также об осознанности говорить не приходится.

Строго говоря, осознанность может не сопровождаться произвольностью, возможностью как-то влиять на происходящее, однако чаще, говоря об осознанности, люди имеют в виду как раз возможность вмешиваться в то, что мы осознаем, будь то осознанные поступки, осознанное дыхание, осознанные мысли, осознанные эмоции или осознанные сновидения. Таким образом, для целей практики осознанность можно понимать как совместную, командную работу всех психических функций. Качество и уровень осознанности определяется как развитостью каждой из этих функций, так и слаженностью их работы.

Как развивается осознанность у детей

По крайней мере некоторые дети уже с года осознанно управляют родителями и другими взрослыми.

Из ранних воспоминаний людей о своём детстве, рассказ: «Помню, мне было около года, лежу я в кроватке, заходит дедушка, и улыбается мне, хочет, чтобы я ему тоже улыбнулась. Я дедушку любила и относилась к нему хорошо. Я с ним играла и ему улыбалась. А бабушку я мало любила, ей не улыбалась, и часто ей плакала в лицо».

Обычно дети быстрее развивают свою осознанность в той деятельности, которая у них оказывается ведущей. Если мальчик занимается в футбольной секции, с помощью тренера он будет очень осознанно вести мяч и разыгрывать комбинации у ворот. Если девочка учится танцам или занимается в модельной школе, она будет очень осознанно двигаться в танцевальном зале или по подиуму.

Развитие осознанности

Осознанность можно развивать, осознанность нельзя развить. В этом парадоксе говорится о том, что развитие осознанности — это не один определенный процесс с определеным завершением, а ветвящийся бесконечный путь, следующие этапы которого открываются только тем, кто прошел уже его часть. Фраза Сократа: «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, как мало я знаю» в полной мере применима и к осознанности: чем более человек начинает жить осознанно, тем в большей мере он начинает понимать, сколько еще неосознанного в его жизни.

Тем не менее, человека с как либо развитой осознанностью несложно отличить от человека, живущего безотчетно, и развивать осознанность — можно и нужно. См.→

www.psychologos.ru

Что такое осознание, осознанность и пробуждение в психологии – осознание себя

Многие спрашивают, что такое осознание, осознанность и пробуждение в психологии и как осознать себя, с чего оно состоит. Люди, большинство из них, не думают вообще и не осознают, зачем они живут в этом мире, какая их цель и смысл существования. Больше чем 90% всех людей на планете живут чужой жизнью, стандартами, следуя моде, традициям, религии, новостям и пропаганде.

 

В статье вы узнаете, что такое осознание, осознанность и пробуждение, так как осознание себя, пожалуй, самый важный этап в жизни каждого человека. Осознав себя, кто вы есть на самом деле, вам станет проще найти свое место в жизни, свое любимое дело, работу и вторую половинку. Не познакомившись с собой и не поняв, кто вы есть на самом деле, вы не сможете найти себе друзей и любимого человека, которые вас будут понимать, так как вы и сами себя не понимаете и не знаете кто вы.

 

Что такое осознание в психологии – осознание себя

Осознание в психологии – означает не только имя человека и данные природой качества и черты характера. Осознание человека должно состоять в том, что он осознает все, что он делает, свои поступки и любые действия. Часто люди неосознанно совершают преступления, резкие поступки из-за чего страдают. Научитесь жить осознано и тогда вы увидите насколько этот мир, прекрасен. 

Также осознание себя, можно развить работой над собой. Вам нужно читать полезные и интересные книги, наполняться нужной информацией и перестать верить разнообразной пропаганде и моде, которая создана для того, чтобы увеличить количество продаж и разбогатеть. Вам внушают покупать те вещи, которые вам не нужны и не сделают вас счастливее и лучше, но вы все равно их покупаете, так как это модно и ваши знакомые так делают. Узнайте: что такое концентрация.

 

Что такое осознанность

Осознанность заключается в том, чтобы осознавать для чего и почему вы делаете то или иное действие. Нельзя быть счастливой марионеткой, которой постоянно каждый управляет. Вы сами должны стать хозяином своей жизни и самим принимать решения, что для вас важно, а что второстепенно. Не существует плохих и хороших людей, просто человеческие стандарты созданы таким образом. Осознанность – это жизнь здесь и сейчас и управление своей жизнью на все 100%.

 

Что такое пробуждение в психологии

Вот пробуждение в психологии очень важно, так как можно прожить всю жизнь, но так и не проснуться, не раскрыть себя, творца и свой смысл жизни. Не может наша жизнь быть настолько бессмысленной, что мы живем ради того чтобы умереть. Должны быть другие ответы на вопросы и сегодня нельзя отвечать на одни вопрос, только одним ответом. Система образования учит нас жить в мире, которого нет. Узнайте: что такое утверждение требующее доказательства.

 

Поэтому пробуждение позволит вам очнуться и проснуться ото сна и увидеть жизнь такой, какая она есть на самом деле.

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

psyh-olog.ru

Осознание человека. Процесс осознания проблемы

Осознание человека. Как происходит процесс осознания в каких то делах и проблемах.

Приветствую вас уважаемые читатели!

Что такое осознание? Осознание это озарение(инсайт).

Где понимание истока(начала) проблемы, в совокупности с личным опытом человека, рождает знание способное разрешить его проблему. И то, что до этого было для него запутанным и сложным вдруг в один момент проясняется и складывается в целостный образ. Это тот миг, в который хочется крикнуть- «Эврика».

Очень важным здесь является собственный опыт человека- это то на чем строится понимание ситуации. Не может прийти озарения просто вот так из неоткуда и в один миг, оно все равно сnроится на опыте, обучении, практике или каком то исследовании.

К примеру, представьте себе фигурное катание. Что бы научиться делать все эти виртуозные трюки на коньках, нужно понять специфику этих движений ИЗНУТРИ, а не просто наблюдая со стороны.

Для этого необходимо раз за разом проделывать нужные движения и каждый раз что то внутренне понимать для себя.

Таким образом накладывая опыт и понимание, плюс ещё понимание и плюс ещё понимание, в какой то момент происходит прозрение(осознание) того, как именно нужно делать это движение. То есть чтобы прийти к осознанию- нужен достаточный опыт и само представление о том, чем занимаешься.

Вот тогда, простое понимание человека переходит в стадию умственно- физического(телесного) знания,- это значит понимание мозгом и всем своим существом, как говорится- до кончиков пальцев.

Каждый из нас не раз переживал ОСОЗНАНИЕ. Это могло быть связано с каким либо обыденным делом или проблемой. В такой момент, что то вдруг становилось яснее ясного, и если это было важным для вас, то могло возникнуть желание закричать.

Если у человека существовала какая то психологическая, внутренняя проблема, то в момент озарения(осознания), этот внутренний конфликт связанный с этой проблемой, резко теряет силу и человек уверен что вот теперь то все будет отлично. Он осознав всю истину проблемы теперь ясно видит решение и очень воодушевляется, наполняется силой и энергией, но этого не достаточно чтобы что то изменить в своей жизни.

Если теперь не начать действовать исходя из этого осознания,  не сделать необходимые конкретные действия,- пройдет время и это чувство воодушевления и наполненности- уйдет, и так ничего и не изменится. То есть теперь, ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ, а не просто остановиться удовлетворившись одним осознанием. Ведь все равно только действия внесут реальные перемены в жизнь.

Пример осознания чтобы понять различия понимания от осознания.

Вы постоянно делаете что то на работе или в жизни, вы уже поняли и знаете то, чем вы занимаетесь, поняли саму механику процесса и у вас это дело не плохо получается, а потом, с приобретением все большего опыта, получается уже очень хорошо.

Но в какой то момент к вам может прийти осознание всех тонкостей этого дела которые были невидимы ранее, и теперь вы ясно понимаете как это самое дело можно сделать гораздо легче, быстрее и лучше.

Или другой пример, более детальный и связанный с какой то проблемой.

Я вам расскажу на примере своего сайта(не страшно что вы в этом может совсем не разбираетесь) принцип будет понятен.

И так, сломался сайт, он перестал работать совсем или перестали работать некоторые функции.

Я начинаю поиск проблемы, и по своему опыту вижу и нахожу какие то признаки того, что и где могло произойти. По этим признакам я могу определить что проблема находится не в самом сайте, а в модулях(плагинах) которые отдельно подключаются к нему чтобы расширить его возможности. То есть проблема не в самой механике сайта, а в этих отдельно подключаемых модулях.

Теперь я знаю что сам сайт не причем, у него все в порядке, а работу нарушает какой то модуль,- это и есть понимание проблемы.

Но ведь этих модулей много и я не знаю и не могу сразу определить какой именно из них стал причиной поломки сайта. Путем исключения, анализа и изучения, я в какой то момент понимаю в чем именно причина сбоя сайта, какой именно модуль испорчен. То есть понимаю конкретную суть проблемы- это осознание,  я теперь точно знаю в чем дело.

И как уже писал выше, мало одного осознания для решения проблемы.

Теперь я очень воодушевлен потому что определил в чем дело и теперь могу исправить ошибку. И здесь я уже перехожу к нужным действиям- удаляю либо перегружаю сломанный модуль.

Я надеюсь что написал и не запутал вас этими всеми модулями, ну а если что, то для этого есть комментарии.

Если же взять для примера какие то психические проблемы человека, то представляется это так,- человек знает что ему плохо, понимает почему ему плохо, то есть, вполне представляет в чем заключается причина, но он может не видеть всей сути и начала возникновения этой проблемы. Или просто может ошибаться и думать что причина в другом. А не поняв глубину проблемы, не знаешь что нужно сделать чтобы её решить или выбираешь не совсем верные действия. А тонкостей и невидимых нитей в этом деле достаточно.

Напоследок: Осознание не часто приходит сразу, во многих случаях для этого нужно время и время не мало. И оно не основано только на одном логическом мышлении, мышление может даже этому очень помешать.

А что важно, так это спокойствие и, как мысленный, так и безмысленный холодный и трезвый анализ путем наблюдения и изучения себя (своих ощущений, чувств, мыслей) и того, что происходит вокруг.

И я рекомендую вам отличный инструмент для познания себя и решения своих внутренних проблем, который регулярно использую сам — практика на осознанность.

А для себя важно осознать, что важно не только уметь хорошо логически мыслить, но и уметь просто наблюдать и доверять своему внутреннему голосу. Ведь не анализировать — это не значит ничего не делать, бездействием это можно назвать лишь тогда, когда человек утратил всякую веру, опустил руки и сдался, тогда это действительно будет бездействие.

Вообщем, подробней об этом в статьях:

С уважением Андрей Русских


 
Ещё статьи:

nachnivsesnachalo.ru