Осознанность определение – Определение осознания[10], 2. Первый принцип: осознание нелокально, I. ОСОЗНАНИЕ ПУТИ в психологии, даосизме, и физике. Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме. Минделл А. Страница 4. Читать онлайн
Осознанность — это… Что такое Осознанность?
Осознанность — это состояние или способность воспринимать, чувствовать или осознавать события, объекты и чувственные установки. На этом уровне определения осознанности чувственные данные могут подтверждаться наблюдателем, не требуя понимания. В более широком смысле, это состояние или качество осознавания чего-либо. В биологической психологии осознанность определяется как способность человека или животного воспринимать и познавать состояния или события.
Концепция
Осознанность — относительное понятие. Животные могут частично осознавать, подсознательно осознавать или совсем не осознавать события. Осознанность может быть направлена на внутренние состояния, такие как внутренне чутье (интуиция) или чувственное восприятие внешних событий. Осознанность — это исходный материал, из которого животные продуцируют квалиа или субъективные представления о собственном опыте.
Также для различения степени чувственного восприятия используется слово «осознание». Когда однажды кто-то почувствовал осознанность, его озаряет осознание.
Самосознание
Популярная концепция сознания предполагает феномен сознавания своей осознанности или самосознание. Попытки описать сознание в неврологических терминах сосредотачиваются на описании нервных клеток головного мозга, которые создают осознавание квалиа, продуцированных другими нервными клетками.
Неврология
Нервная система, которая регулирует уровень внимания, служит для его ослабления у высокоразвитых животных, так как центральная и периферическая нервные системы обеспечивают больше информации, чем участок мозга, отвечающий за познавательные способности, может обработать. Без системы подавления осознанности мозг может воспринимать гораздо больше информации в так называемом состоянии расширенного сознания.
Базовая осознанность
Базовое осознание внутреннего и внешнего мира человеком происходит в стволе головного мозга. Бьорн Меркер[1], независимый невролог в Стокгольме (Швеция) утверждает, что ствол головного мозга поддерживает элементарные формы сознания у детей с гидроэнцефалитом. Более высокие формы осознанности, включая самосознание, требуют работы коры головного мозга. Но за «первичное сознание» или «базовую осознанность», как возможность интерпретировать ощущения, исходящие из окружающей среды в соответствии с ближайшими целями и чувствами для того, чтобы управлять поведением, отвечает ствол головного мозга, который есть не только у человека, но и у большинства позвоночных животных. Психолог Кэрролл Изард подчеркивает, что подобные формы первичного сознания состоят из способности продуцировать эмоции и осознавать присутствие кого-либо ещё в окружении. Они не включают возможность говорить о собственном опыте. Таким же образом люди осознают чувства, которые они не могут назвать или описать. Этот феномен особенно характерен для детей, которые ещё не научились говорить. В соответствии с этим открытием, описание инсульта, как дефицит активности коры головного мозга, сталкивается с серьёзными противоречиями.
Базовые интересы
Ниже ствола головного мозга располагается участок пересечений, который регулирует движение глазных яблок и процесс принятия решения о том, что делать в следующий момент, например, потянуться за куском еды или соблазнить потенциального партнера.
Актуальные точки зрения
Вне неврологической биологии, Умберто Матурана и Франциско Варела развили «теорию Сантьяго», которая гласит:
«Живые системы — это познающие система, а процесс жизни является процессом познания. Это утверждение действительно для организмов, как с нервной системой, так и без неё»[2].
Данная теория говорит о том, что познание — это процесс присущий органическому уровню жизни вообще, что мы обычно не принимаем во внимание. Говоря о взаимоотношении таких понятий как осознанность, познание и сознание, эта теория поднимает интересную перспективу с точки зрения диалога философии и науки об осознанности и теории живых систем.
Скрытая осознанность или Ложная слепота
Скрытая осознанность — это знание о чём-либо без понимания этого. Например, некоторые пациенты со специфическими повреждениями коры головного мозга не могут сказать, карандаш находится в вертикальном или горизонтальном положении. И все же они способны схватить карандаш, используя правильное положение руки и запястья. Этот опыт показывает, что некоторые знания, которыми обладает мозг, проходят через каналы альтернативные сознательному намерению.
Другие применения
Осознанность — базовое понятие в теории и практике Гештальт терапии.
«Осознанность» также относится к общим знаниям и пониманию по социальным, научным или политическим вопросам. Отсюда происходит частое употребление слова «осознанность» в аспекте повышения осведомленности. Например, в вопросах борьбы со СПИДом или межкультурного общения.
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Что значит осознанность — Значения слов
Примеры употребления слова осознанность в литературе.
Делая это, говорите себе, что сохраняете осознанность восприятия и наблюдаете за влиянием, которое звуки оказывают на ваши мысли.
И все же, если вы вдруг почувствуете, что теряете осознанность восприятия во время выполнения упражнения, не беспокойтесь.
Напоминаем еще раз, под высшей ясностью сознания мы подразумеваем особую ясность сознания в состоянии сновидения, возникающую, когда вы переносите осознанность восприятия непосредственно в сновидение.
По мере все большего расслабления сосредоточивайтесь на мысленных образах, старайтесь, по-возможности, сохранить осознанность восприятия.
С другой стороны, особенно если заниматься заказыванием творческих снов регулярно, вы обрадуетесь, обнаружив, что достигли полной осознанности бодрствующего состояния е вполне сформировавшимися и связными мысленными образами, идеей или представлением, непосредственно применимыми к насущным творческим потребностям.
Однако, сосредоточивая внимание на этих впечатляющих образах сновидений и учась относиться к ним с любопытством, а не со страхом, вы можете достичь более высокого уровня осознанности сновидения, не возвращаясь в состояние полностью бодрствующего сознания.
Этот процесс позволяет войти в осознанное сновидение непосредственно из состояния бодрствования, не утрачивая осознанности восприятия по мере засыпания.
Вторая, качество осознанности, максимальное значение цифры, было до 7.
В принципе, что тот принцип, что другой чреваты потерей осознанности в реальном мире.
К моему сожалению, сны не увеличивают своей осознанности, а либо остаются на прежнем уровне, либо периодически исчезают.
Ну вот дожился, вместо того, чтоб идти семимильными шагами вперед откатываюсь назад и начинаю проработку осознанности заново.
Если вы сможете преодолеть, в своем Сознании ощутить объем головы гораздо большим, чем Пределы Видимости вашего Предметного Острова в момент эффекта Раздвижения Головы, или же вы окажетесь с закрытыми глазами, или с открытыми, но в полной темноте — так проще получить доступ к большим границам Раздвижения Головы, тогда пространство доступа вашей воли может оказаться в зависимости от вашей подготовки Сознания, Осознанности, действительно большим, нежели тот Предметный Остров или Подразумеваемый Предметный Остров, в случае темноты или закрытых глаз, на котором вы будете находиться.
Каждый Виток Веры соткан из определенных Этапов, в точности инструмента повторяемых, и в своей очередности, на каждом Витке, но в иных, новых объемах Осознанности для каждого Витка.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Что такое осознанность? — ПУТЬ К СЕБЕ
В этой статье мы поговорим о том, что такое осознанность, важно не только понимать, что такое осознанность, но и жить осознанно.
Осознанность – это ключ от всех дверей. Это не раз уже говорилось.
Начиная с великих учителей прошлого, таких как Иисус, Кабир, Нанак, Будда, Мухаммад и заканчивая современными учителями, такими как Карл, Ренц, Этхарт Толле, Далай Лама, Ошо, учили только одному — осознанности.
Каждый осознанность называл по своему, Иисус называл это пробуждением, поэтому он не раз говорил, бодрствуйте, будьте бдительными, но люди не понимали его, они думали бодрствовать – это значит, не спать в постели, но они не понимали и то, что если даже они не находятся в постели – это не значит, что они бодрствуют. Можно спать и на ходу.
Этхарт Толле называл осознанность – присутствием или силой момента сейчас.
Ошо называл осознанность – свидетельствованием. Как ни называй суть не меняется.
ОСОЗНАННОСТЬ – это способность человека быть здесь и сейчас, больше чувствовать мир, а не думать его, умение не вестись на иллюзии ума. Понимать, что мысли – это всего лишь мысли и ничего общего с настоящей реальностью мысли в голове не имеют.
Осознанность – это понимание того, что мысли иллюзорны, и они несут лишь тень прошлого или будущего, а настоящая реальность находиться там, где находиться тело человека, то есть настоящая реальность окружает тело здесь и сейчас.
Осознанность помогает увидеть свой внутренний мир
Благодаря осознанности человек начинает знакомиться со своим внутренним миром, до этого для него существовал только внешний мир, сейчас же открывается внутренне измерение.
Человек, который становиться осознанным, всё меньше и меньше становиться реактивным. Им тяжелее управлять, он уже не реагирует на одни и те же раздражители одинаково, у него появляется возможность свободно выбирать, как реагировать на тот или иной раздражитель. Такой человек становиться всё больше и больше спонтанным и непредсказуемым.
Допустим, если на неосознанного человека кричат, то в зависимости от привычки он может, либо кричать в ответ, либо, боясь криков, избегать конфликтов. Неосознанный человек всегда реагирует, допустим, на крики одинаково, а осознанный может выбрать кричать ему, то есть идти на конфликт, или же избежать конфликта, и это зависит от ситуации. У осознанного человека повышается эффективность общения с людьми и устойчивость к стрессам.
Важно понимать, что существует три основных аспекта внутреннего мира для осознания:
- тело;
- ум;
- душа.
Осознания тела
Самый начальный этап осознания начинается с тела. На этом этапе человек учиться чувствовать своё тело, уметь направлять своё сознание в тело, чувствовать, как энергия течёт в теле. Появляется навык слушания внутренних органов, стука сердца и т. д.
Человек лучше начинает заботиться и любить себя, то есть своё тело. Первое время человеку трудно медитировать на тело, мысли часто уносят, человек постоянно прыгает от осознанности к неосознанности, часто во время медитации засыпает.
Со временем появляется новый уровень, когда человек осознаёт, что он не засыпает, мысли всё также приходят в голову, но не уносят его, а сознание остаётся в теле всё чаще и дольше. Потом человек начинает направлять сознание в тело уже на улице, где бы он не находился. При общении с людьми.
Самое тяжелое, пожалуй – это осознавать своё тело, двигаться и разговаривать одновременно.
Осознание мыслей
Осознание мыслей или наблюдение за ними, это, пожалуй, второй уровень осознания – это когда человек уже видит свои мысли и понимает, что мысли это мысли и ничего общего с реальностью они не имеют.
Человек даже можете посмеяться над теми мыслями, которые приходят ему голову, так как у него есть понимание, что он не есть мысли и что мысли часто приходят извне, а не всегда рождаются в его голове.
Жизнь не так серьёзна, как её рисует ум!!! Человек, который осознаёт свои мысли, живёт этим принципом. Такой человек не теряется в своих мыслях, не следует за ними, этот человек уже является хозяином своего ума, и не позволяет мыслям увести его в иллюзии, а осознанно направляет своё внимание в момент сейчас, который окружает его тело.
Осознание души
Осознание души – это третий уровень и с ним справиться можно только после того, как будут пройдены первые два этапа осознания.
Нас самом деле все три этапа осознания трёх частей человека тела, ума, и души очень взаимосвязаны и дополняют друг друга, а разделены они были для лучшего понимания и усвоения материала.
Осознание души происходит за счёт осознания эмоций и чувств, настроений, на этом этапе человек может чётко отличить эмоции от чувств и осознавать своё настроение и управлять им.
Эмоции приходят вслед за мыслями, неважно какие это мысли позитивные или негативные.
А чувства приходят от души, а не от мыслей. Мысли могут приходить в голову после чувств, то есть эмоции следствие мыслей, а чувства всегда их источник.
Чувства – это более глубокий уровень чаще всего исходят из груди. А эмоции ощущаются в области живота, но не стоит это принимать за истину, каждый человек разный и всё это индивидуально.
Важно понимать, что это статья об осознанности не есть осознанность – это всего лишь направление к ней, но если вы её читаете, то вы близки к осознанности или к пробуждению как никогда раньше.
Осознание направляется на осознание или на восприятие:
Это четвертый этап, который уже случается с человеком сам по себе, после того, когда он уже прошёл три предыдущих этапа. На этом этапе осознание направляется на восприятие, человек уже задаёт вопрос себе, кто это всё воспринимает, кто я такой, на этом этапе человек вспоминает Кто Он Есть в Действительности.
Выводы по теме, что такое осознанность:
- осознанность помогает человеку наконец-то открыть для себя внутреннее измерение помимо внешнего мира;
- осознанность даёт человеку свободу выбора, возможность реагировать так, как человек выберет на тот или иной раздражитель;
- осознание происходит в три этапа: осознание тела, ума и души, все эти этапы взаимосвязаны и дополняют друг друга;
- осознанность в разные времена, разными людьми называлась по разному: пробуждение, свидетельствование, присутствие, быть здесь и сейчас, бодрствование, бдительность и так далее, все эти слова имеют одну и ту же суть, человек подымается на новый этап эволюционного духовного роста.
Давайте рассмотрим уровни осознанности:
1) Жертва.
Реакция на проблему: найти виноватого, обвинить его.
Подвержены болезням, неудачам, их активно сосут эгрегориальные стркуктуры негативных эмоций.
2) Борец.
Реакция на проблему: найти виноватого, обвинить его и активно бороться с ним, доказывая свою правоту.
Подвержены болезням, конфликтам, несчастным случаям и особо лакомый кусочек для структур, питающихся негативной эмоциональной реакцией.
3) Искатель.
Реакция на проблему: поиск ответов, желание разобраться, почему так случилось.
Меньше подвержены болезням, стараются искать способы исправить ситуацию. Часто провоцируются эгрегориальными паразитрующими структурами, если ведутся, то снова скатываются в Жертв или Борцов.
4) Игрок.
Реакция на проблему: быстрое принятие решения на исправление ситуации, не тратят энергию на поиск причин.
Почти не болеют, успешны, радостны, с эгрегорами сотрудничают или имеют свои способы защиты от них. Могут так же, но редко вестись на провокации, тогда попадают в категории Жертв, Борцов и Искателей, но как правило…не на долгий период.
5) Творцы.
Реакция на проблему: о, прикольно. Понаблюдаю и разрулю, а может пока наблюдаю, то и само разрулится.
Здоровы и счастливы. Иногда спускаются в Игроки и ниже ради приключений или если их изысканно спровоцировали.
6) Авэли (источники).
У них проблем нет. Полная гармония. На Земле третьего измерения не встречаются.
ПРИГЛАШАЮ ПРОЙТИ ОПРОС НА УРОВЕНЬ ОСОЗНАННОСТИ, ЭТО ИНТЕРЕСНО! https://vk.com/clubprosperity888?w=wall-119158508_1246%2Fall
Если вам понравилась данная статья на тему, что такое осознанность, прошу вас поделиться статьёй в соц. сетях.
Если читатель у вас есть какой-то вопрос, вы всегда можете задать его в комментариях под данной статьёй.
ИСТОЧНИК
kuatova.ru
Осознанность Википедия
Осознанность — понятие в современной психологии; определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем. Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Такое определение осознанности подразумевает, что субъективные переживания могут восприниматься самим субъектом непосредственно, без концептуализации, и принимаются как таковые. Осознанность включается в более общее понятие внимательности (англ. mindfulness)[1].
Концепция осознанности
Осознанность — относительное понятие. Животные могут частично осознавать[2], подсознательно осознавать или совсем не осознавать события[источник не указан 1750 дней]. Осознанность может быть направлена на внутренние состояния, такие как внутреннее чутье (интуиция) или чувственное восприятие внешних событий.
Также для различения степени чувственного восприятия используется слово «осознание»
Осознанность в психологии
Нервная система, которая регулирует уровень внимания, служит для его ослабления у высокоразвитых животных, так как центральная и периферическая нервные системы обеспечивают больше информации, чем участок мозга отвечающий за познавательные способности может обработать. Без системы подавления осознанности мозг может воспринимать гораздо больше информации в так называемом состоянии расширенного сознания.
Психотерапия
Осознанность — базовое понятие в теории и практике гештальттерапии. Понятие осознанности, в том смысле, в котором оно используется гештальт-терапевтами, тесно связанно с понятием интенциональности, развитым феноменологией. Основоположник гештальттерапии, Ф. Перлз, утверждал, что ответственность можно понять, как способность к ответу (англ. respons-ability), то есть «возможность ответить, мыслить, реагировать, проявлять эмоции в определенной ситуации»[3]. Его ученик, К. Нарнахо, считал что триадой основополагающих принципов гештальттерапии является «актуальность — осознанность — ответственность»[4]. Также, считается, что способность находиться в настоящем является необходимым условием подлинной осознанности[5].
Нейрофизиология осознанности
Базовое осознание внутреннего и внешнего мира человеком происходит в стволе головного мозга. Бьорн Меркер[6], независимый невролог в Стокгольме (Швеция), утверждает, что ствол головного мозга поддерживает элементарные формы сознания у детей с гидроэнцефалитом. Более высокие формы осознанности, включая самосознание, требуют работы коры головного мозга[7]. Но за «первичное сознание» или «базовую осознанность» – как возможность интерпретировать ощущения, исходящие из окружающей среды в соответствии с ближайшими целями и чувствами для того, чтобы управлять поведением, – отвечает ствол головного мозга, который есть не только у человека, но и у большинства позвоночных животных. Психолог Кэрролл Изард подчеркивает, что подобные формы первичного сознания состоят из способности продуцировать эмоции и осознавать присутствие кого-либо ещё в окружении. Они не включают возможность говорить о собственном опыте. Таким же образом люди осознают чувства, которые они не могут назвать или описать. Этот феномен особенно характерен для детей, которые ещё не научились говорить. В соответствии с этим открытием описание инсульта как дефицита активности коры головного мозга сталкивается с серьёзными противоречиями.
Популярная концепция сознания предполагает феномен осознавания себя или самосознание. Попытки описать сознание в неврологических терминах сосредотачиваются на описании нервных клеток головного мозга, которые создают осознавание квалиа, продуцированных другими нервными клетками.
Осознанность у животных
Самосознание когда-то было отличительной чертой человеческого рода. Считалось, что только люди способны размышлять о самих себе. Мы предполагали, что у других существ были настолько простые мозги, что самосозерцание не могло быть их функцией. У них не имелось внутренней жизни, только внешняя.
Теперь мы знаем, что некоторые обезьяны, слоны, сороки (двоюродные сестры умных ворон и воронов) и, возможно, дельфины могут задумываться о себе. Об этом нам говорит то, что они узнают себя в зеркале. Это не обязательно означает, что эти животные могут идентифицировать свои эмоции. Они могут просто испытывать их, как делают младенцы, когда переживают перемены настроения, которые можно сравнить со сменой погоды.
Знаменитые учёные подписали декларацию о том, что животные обладают сознанием
О сознании животных
Осознанность в философии
Осознанность по Декарту
Одним из первых тему научного изучения сознания начал развивать Р. Декарт. Он сформулировал тезис «мыслю, следовательно, существую» (лат. Cogito ergo sum). Под мышлением (cogito — дословно, «сознаю») Декарт понимал все то, что совершается осознанно[8]. Для него осознанность — это критерий отличия психических процессов от непсихических, физиологических, телесных[8]. Вместе с тем Декарт наметил путь эмпирического изучения психических процессов — путь непосредственного самонаблюдения (интроспекции), позднее реализованный основателем экспериментальной психологии Вильгельмом Вундтом.
Актуальные точки зрения
Вне неврологической биологии Умберто Матурана и Франсиско Варела развили «теорию Сантьяго», которая гласит:
«Живые системы — это познающие системы, а процесс жизни является процессом познания. Это утверждение действительно для организмов, как с нервной системой, так и без неё»[9].
Данная теория говорит о том, что познание — это процесс присущий органическому уровню жизни вообще, что мы обычно не принимаем во внимание. Говоря о взаимоотношении таких понятий как осознанность, познание и сознание, эта теория поднимает интересную перспективу с точки зрения диалога философии и науки об осознанности и теории живых систем.
Другие применения
Осознанность — базовое понятие в теории и практике Гештальт терапии.
«Осознанность» также относится к общим знаниям и пониманию по социальным, научным или политическим вопросам. Отсюда происходит частое употребление слова «осознанность» в аспекте повышения осведомленности. Например, в вопросах борьбы со СПИДом или межкультурного общения.
Скрытая осознанность
Скрытая осознанность — это знание о чём-либо без понимания этого. Например, некоторые пациенты со специфическими повреждениями коры головного мозга не могут сказать, карандаш находится в вертикальном или горизонтальном положении. И все же они способны схватить карандаш, используя правильное положение руки и запястья. Этот опыт показывает, что некоторые знания, которыми обладает мозг, проходят через каналы альтернативные сознательному намерению.
- ↑ Cardaciotto L., Herbert J. D., Forman E. M., Moitra E., Farrow V. The Assessment of Present-Moment Awareness and Acceptance: The Philadelphia Mindfulness Scale (англ.) // Assessment. — Sage Publications, 2008. — Vol. 15, no. 2. — P. 204-223. — DOI:10.1177/1073191107311467.
- ↑ Козловский, Станислав Отражённое сознание (рус.) (журнал). Издательство «ВОКРУГ СВЕТА» (15.11.2006). Проверено 6 февраля 2014.
- ↑ Перлз Ф. Гештальт—семинары. Гештальт-терапия дословно. — М.: Институт Общегуманитарных исследований,1998. — 326 с. — С. 71.
- ↑ Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / Перев. с англ.— Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 304 с. — ISBN 5-87224-083-X.
- ↑ Гронский А. Экзистенциальные аспекты гештальт—терапии // Человек: траектории понимания. Сборник статей на основе межрегиональной научной конференции. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2002. — С. 272—279.
- ↑ Consciousness in the Raw, Science News Online, September 2007
- ↑ Amir Hussain, Igor Aleksander, Leslie S. Smith, Allan Kardec Barros, Ron Chrisley, Vassilis Cutsuridis Brain Inspired Cognitive Systems. — 2008. — pp. 298—299. — ISBN 978-0-387-79100-5.
- ↑ 1 2 Макарова И. В. Психология: конспект лекций / И. В. Макарова. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. — 237 с. — С. 24—25.
- ↑ Capra, Fritjof. The Web of Life: A New Scientific Understanding of Living Systems. — Garden City, N.Y : Anchor Books, 1996. — ISBN 0-385-47676-0.
wikiredia.ru
Осознанность — WiKi
Осознанность — понятие в современной психологии; определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем. Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Такое определение осознанности подразумевает, что субъективные переживания могут восприниматься самим субъектом непосредственно, без концептуализации, и принимаются как таковые. Осознанность включается в более общее понятие внимательности (англ. mindfulness)[1].
Концепция осознанности
Осознанность — относительное понятие. Животные могут частично осознавать[2], подсознательно осознавать или совсем не осознавать события[источник не указан 1750 дней]. Осознанность может быть направлена на внутренние состояния, такие как внутреннее чутье (интуиция) или чувственное восприятие внешних событий.
Также для различения степени чувственного восприятия используется слово «осознание»
Осознанность в психологии
Нервная система, которая регулирует уровень внимания, служит для его ослабления у высокоразвитых животных, так как центральная и периферическая нервные системы обеспечивают больше информации, чем участок мозга отвечающий за познавательные способности может обработать. Без системы подавления осознанности мозг может воспринимать гораздо больше информации в так называемом состоянии расширенного сознания.
Психотерапия
Осознанность — базовое понятие в теории и практике гештальттерапии. Понятие осознанности, в том смысле, в котором оно используется гештальт-терапевтами, тесно связанно с понятием интенциональности, развитым феноменологией. Основоположник гештальттерапии, Ф. Перлз, утверждал, что ответственность можно понять, как способность к ответу (англ. respons-ability), то есть «возможность ответить, мыслить, реагировать, проявлять эмоции в определенной ситуации»[3]. Его ученик, К. Нарнахо, считал что триадой основополагающих принципов гештальттерапии является «актуальность — осознанность — ответственность»[4]. Также, считается, что способность находиться в настоящем является необходимым условием подлинной осознанности[5].
Нейрофизиология осознанности
Базовое осознание внутреннего и внешнего мира человеком происходит в стволе головного мозга. Бьорн Меркер[6], независимый невролог в Стокгольме (Швеция), утверждает, что ствол головного мозга поддерживает элементарные формы сознания у детей с гидроэнцефалитом. Более высокие формы осознанности, включая самосознание, требуют работы коры головного мозга[7]. Но за «первичное сознание» или «базовую осознанность» – как возможность интерпретировать ощущения, исходящие из окружающей среды в соответствии с ближайшими целями и чувствами для того, чтобы управлять поведением, – отвечает ствол головного мозга, который есть не только у человека, но и у большинства позвоночных животных. Психолог Кэрролл Изард подчеркивает, что подобные формы первичного сознания состоят из способности продуцировать эмоции и осознавать присутствие кого-либо ещё в окружении. Они не включают возможность говорить о собственном опыте. Таким же образом люди осознают чувства, которые они не могут назвать или описать. Этот феномен особенно характерен для детей, которые ещё не научились говорить. В соответствии с этим открытием описание инсульта как дефицита активности коры головного мозга сталкивается с серьёзными противоречиями.
Популярная концепция сознания предполагает феномен осознавания себя или самосознание. Попытки описать сознание в неврологических терминах сосредотачиваются на описании нервных клеток головного мозга, которые создают осознавание квалиа, продуцированных другими нервными клетками.
Осознанность у животных
Самосознание когда-то было отличительной чертой человеческого рода. Считалось, что только люди способны размышлять о самих себе. Мы предполагали, что у других существ были настолько простые мозги, что самосозерцание не могло быть их функцией. У них не имелось внутренней жизни, только внешняя.
Теперь мы знаем, что некоторые обезьяны, слоны, сороки (двоюродные сестры умных ворон и воронов) и, возможно, дельфины могут задумываться о себе. Об этом нам говорит то, что они узнают себя в зеркале. Это не обязательно означает, что эти животные могут идентифицировать свои эмоции. Они могут просто испытывать их, как делают младенцы, когда переживают перемены настроения, которые можно сравнить со сменой погоды.
Знаменитые учёные подписали декларацию о том, что животные обладают сознанием
О сознании животных
Осознанность в философии
Осознанность по Декарту
Одним из первых тему научного изучения сознания начал развивать Р. Декарт. Он сформулировал тезис «мыслю, следовательно, существую» (лат. Cogito ergo sum). Под мышлением (cogito — дословно, «сознаю») Декарт понимал все то, что совершается осознанно[8]. Для него осознанность — это критерий отличия психических процессов от непсихических, физиологических, телесных[8]. Вместе с тем Декарт наметил путь эмпирического изучения психических процессов — путь непосредственного самонаблюдения (интроспекции), позднее реализованный основателем экспериментальной психологии Вильгельмом Вундтом.
Актуальные точки зрения
Вне неврологической биологии Умберто Матурана и Франсиско Варела развили «теорию Сантьяго», которая гласит:
«Живые системы — это познающие системы, а процесс жизни является процессом познания. Это утверждение действительно для организмов, как с нервной системой, так и без неё»[9].
Данная теория говорит о том, что познание — это процесс присущий органическому уровню жизни вообще, что мы обычно не принимаем во внимание. Говоря о взаимоотношении таких понятий как осознанность, познание и сознание, эта теория поднимает интересную перспективу с точки зрения диалога философии и науки об осознанности и теории живых систем.
Другие применения
Осознанность — базовое понятие в теории и практике Гештальт терапии.
«Осознанность» также относится к общим знаниям и пониманию по социальным, научным или политическим вопросам. Отсюда происходит частое употребление слова «осознанность» в аспекте повышения осведомленности. Например, в вопросах борьбы со СПИДом или межкультурного общения.
Скрытая осознанность
Скрытая осознанность — это знание о чём-либо без понимания этого. Например, некоторые пациенты со специфическими повреждениями коры головного мозга не могут сказать, карандаш находится в вертикальном или горизонтальном положении. И все же они способны схватить карандаш, используя правильное положение руки и запястья. Этот опыт показывает, что некоторые знания, которыми обладает мозг, проходят через каналы альтернативные сознательному намерению.
- ↑ Cardaciotto L., Herbert J. D., Forman E. M., Moitra E., Farrow V. The Assessment of Present-Moment Awareness and Acceptance: The Philadelphia Mindfulness Scale (англ.) // Assessment. — Sage Publications, 2008. — Vol. 15, no. 2. — P. 204-223. — DOI:10.1177/1073191107311467.
- ↑ Козловский, Станислав Отражённое сознание (рус.) (журнал). Издательство «ВОКРУГ СВЕТА» (15.11.2006). Проверено 6 февраля 2014.
- ↑ Перлз Ф. Гештальт—семинары. Гештальт-терапия дословно. — М.: Институт Общегуманитарных исследований,1998. — 326 с. — С. 71.
- ↑ Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / Перев. с англ.— Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 304 с. — ISBN 5-87224-083-X.
- ↑ Гронский А. Экзистенциальные аспекты гештальт—терапии // Человек: траектории понимания. Сборник статей на основе межрегиональной научной конференции. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2002. — С. 272—279.
- ↑ Consciousness in the Raw, Science News Online, September 2007
- ↑ Amir Hussain, Igor Aleksander, Leslie S. Smith, Allan Kardec Barros, Ron Chrisley, Vassilis Cutsuridis Brain Inspired Cognitive Systems. — 2008. — pp. 298—299. — ISBN 978-0-387-79100-5.
- ↑ 1 2 Макарова И. В. Психология: конспект лекций / И. В. Макарова. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. — 237 с. — С. 24—25.
- ↑ Capra, Fritjof. The Web of Life: A New Scientific Understanding of Living Systems. — Garden City, N.Y : Anchor Books, 1996. — ISBN 0-385-47676-0.
ru-wiki.org
Осознанность — Википедия РУ
Осознанность — понятие в современной психологии; определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем. Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Такое определение осознанности подразумевает, что субъективные переживания могут восприниматься самим субъектом непосредственно, без концептуализации, и принимаются как таковые. Осознанность включается в более общее понятие внимательности (англ. mindfulness)[1].
Концепция осознанности
Осознанность — относительное понятие. Животные могут частично осознавать[2], подсознательно осознавать или совсем не осознавать события[источник не указан 1750 дней]. Осознанность может быть направлена на внутренние состояния, такие как внутреннее чутье (интуиция) или чувственное восприятие внешних событий.
Также для различения степени чувственного восприятия используется слово «осознание»
Осознанность в психологии
Нервная система, которая регулирует уровень внимания, служит для его ослабления у высокоразвитых животных, так как центральная и периферическая нервные системы обеспечивают больше информации, чем участок мозга отвечающий за познавательные способности может обработать. Без системы подавления осознанности мозг может воспринимать гораздо больше информации в так называемом состоянии расширенного сознания.
Психотерапия
Осознанность — базовое понятие в теории и практике гештальттерапии. Понятие осознанности, в том смысле, в котором оно используется гештальт-терапевтами, тесно связанно с понятием интенциональности, развитым феноменологией. Основоположник гештальттерапии, Ф. Перлз, утверждал, что ответственность можно понять, как способность к ответу (англ. respons-ability), то есть «возможность ответить, мыслить, реагировать, проявлять эмоции в определенной ситуации»[3]. Его ученик, К. Нарнахо, считал что триадой основополагающих принципов гештальттерапии является «актуальность — осознанность — ответственность»[4]. Также, считается, что способность находиться в настоящем является необходимым условием подлинной осознанности[5].
Нейрофизиология осознанности
Базовое осознание внутреннего и внешнего мира человеком происходит в стволе головного мозга. Бьорн Меркер[6], независимый невролог в Стокгольме (Швеция), утверждает, что ствол головного мозга поддерживает элементарные формы сознания у детей с гидроэнцефалитом. Более высокие формы осознанности, включая самосознание, требуют работы коры головного мозга[7]. Но за «первичное сознание» или «базовую осознанность» – как возможность интерпретировать ощущения, исходящие из окружающей среды в соответствии с ближайшими целями и чувствами для того, чтобы управлять поведением, – отвечает ствол головного мозга, который есть не только у человека, но и у большинства позвоночных животных. Психолог Кэрролл Изард подчеркивает, что подобные формы первичного сознания состоят из способности продуцировать эмоции и осознавать присутствие кого-либо ещё в окружении. Они не включают возможность говорить о собственном опыте. Таким же образом люди осознают чувства, которые они не могут назвать или описать. Этот феномен особенно характерен для детей, которые ещё не научились говорить. В соответствии с этим открытием описание инсульта как дефицита активности коры головного мозга сталкивается с серьёзными противоречиями.
Популярная концепция сознания предполагает феномен осознавания себя или самосознание. Попытки описать сознание в неврологических терминах сосредотачиваются на описании нервных клеток головного мозга, которые создают осознавание квалиа, продуцированных другими нервными клетками.
Осознанность у животных
Самосознание когда-то было отличительной чертой человеческого рода. Считалось, что только люди способны размышлять о самих себе. Мы предполагали, что у других существ были настолько простые мозги, что самосозерцание не могло быть их функцией. У них не имелось внутренней жизни, только внешняя.
Теперь мы знаем, что некоторые обезьяны, слоны, сороки (двоюродные сестры умных ворон и воронов) и, возможно, дельфины могут задумываться о себе. Об этом нам говорит то, что они узнают себя в зеркале. Это не обязательно означает, что эти животные могут идентифицировать свои эмоции. Они могут просто испытывать их, как делают младенцы, когда переживают перемены настроения, которые можно сравнить со сменой погоды.
Знаменитые учёные подписали декларацию о том, что животные обладают сознанием
О сознании животных
Осознанность в философии
Осознанность по Декарту
Одним из первых тему научного изучения сознания начал развивать Р. Декарт. Он сформулировал тезис «мыслю, следовательно, существую» (лат. Cogito ergo sum). Под мышлением (cogito — дословно, «сознаю») Декарт понимал все то, что совершается осознанно[8]. Для него осознанность — это критерий отличия психических процессов от непсихических, физиологических, телесных[8]. Вместе с тем Декарт наметил путь эмпирического изучения психических процессов — путь непосредственного самонаблюдения (интроспекции), позднее реализованный основателем экспериментальной психологии Вильгельмом Вундтом.
Актуальные точки зрения
Вне неврологической биологии Умберто Матурана и Франсиско Варела развили «теорию Сантьяго», которая гласит:
«Живые системы — это познающие системы, а процесс жизни является процессом познания. Это утверждение действительно для организмов, как с нервной системой, так и без неё»[9].
Данная теория говорит о том, что познание — это процесс присущий органическому уровню жизни вообще, что мы обычно не принимаем во внимание. Говоря о взаимоотношении таких понятий как осознанность, познание и сознание, эта теория поднимает интересную перспективу с точки зрения диалога философии и науки об осознанности и теории живых систем.
Другие применения
Осознанность — базовое понятие в теории и практике Гештальт терапии.
«Осознанность» также относится к общим знаниям и пониманию по социальным, научным или политическим вопросам. Отсюда происходит частое употребление слова «осознанность» в аспекте повышения осведомленности. Например, в вопросах борьбы со СПИДом или межкультурного общения.
Скрытая осознанность
Скрытая осознанность — это знание о чём-либо без понимания этого. Например, некоторые пациенты со специфическими повреждениями коры головного мозга не могут сказать, карандаш находится в вертикальном или горизонтальном положении. И все же они способны схватить карандаш, используя правильное положение руки и запястья. Этот опыт показывает, что некоторые знания, которыми обладает мозг, проходят через каналы альтернативные сознательному намерению.
- ↑ Cardaciotto L., Herbert J. D., Forman E. M., Moitra E., Farrow V. The Assessment of Present-Moment Awareness and Acceptance: The Philadelphia Mindfulness Scale (англ.) // Assessment. — Sage Publications, 2008. — Vol. 15, no. 2. — P. 204-223. — DOI:10.1177/1073191107311467.
- ↑ Козловский, Станислав Отражённое сознание (рус.) (журнал). Издательство «ВОКРУГ СВЕТА» (15.11.2006). Проверено 6 февраля 2014.
- ↑ Перлз Ф. Гештальт—семинары. Гештальт-терапия дословно. — М.: Институт Общегуманитарных исследований,1998. — 326 с. — С. 71.
- ↑ Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / Перев. с англ.— Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 304 с. — ISBN 5-87224-083-X.
- ↑ Гронский А. Экзистенциальные аспекты гештальт—терапии // Человек: траектории понимания. Сборник статей на основе межрегиональной научной конференции. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2002. — С. 272—279.
- ↑ Consciousness in the Raw, Science News Online, September 2007
- ↑ Amir Hussain, Igor Aleksander, Leslie S. Smith, Allan Kardec Barros, Ron Chrisley, Vassilis Cutsuridis Brain Inspired Cognitive Systems. — 2008. — pp. 298—299. — ISBN 978-0-387-79100-5.
- ↑ 1 2 Макарова И. В. Психология: конспект лекций / И. В. Макарова. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. — 237 с. — С. 24—25.
- ↑ Capra, Fritjof. The Web of Life: A New Scientific Understanding of Living Systems. — Garden City, N.Y : Anchor Books, 1996. — ISBN 0-385-47676-0.
http-wikipediya.ru
Развитие осознанности — Психологос
Фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Явное кокетство Нади здесь — скорее всего, неосознанное, она сама может его не замечать.
скачать видео
В последнее время слово осознанность стало очень расхожим и упоминается часто не по делу. Большое число психологических и психотерапевтических подходов говорят о том, что их особенностью является развитие в людях осознанности. При этом не говорится, что же именно имеется в виду под этим качеством, о каких наблюдаемых признаках идет речь.
Есть осознанность речи, есть осознанность движений, есть осознанность мышления, есть осознанность своей жизни в целом — о чем идет речь?
Претензии тех или иных духовных гуру или психологических школ: «Мы развиваем осознанность!» — не более чем рекламный трюк. Осознанность развивают все: и родители, когда учат ребенка попадать ложкой в рот, и учителя, приучающие первоклашку писать по строчке, и инструктор, обучающий как пользоваться новыми технологиями. «Мы развиваем осознанность» — звучит так же, как «Мы даем знания!». Все дают знания. Все нормальные педагоги развивают осознанность — только в разных областях и направлениях, и это путь длиной в бесконечность.
Осознанность развивается постоянно в течение всей жизни, это постоянный процесс, который не имеет какой-то конечной точки. Развитие осознанности — это всегда развитие осознанности в какой-то части человеческой жизни, в той деятельности, где эта осознанность востребована. Одного тренинга, помогающего развитию осознанности, нет и быть не может. Могут быть тренинги, больше других обращающие внимание участников на разные моменты осознанности, но всех моментов осознанности на одном тренинге охватить просто нереально.
Как в развитии любого навыка, развитие осознанности имеет свои уровни и свои направления.
Развитию осознанности базового уровня способствуют все практики, помогающие владеть своими эмоциями, в первую очередь спокойное присутствие, привычка быть расслабленным и практики медитации, которые это удачно объединяют.
Если человек живет сегодняшним днем, осознает только свои сиюминутные или ближайшие потребности и желания, то это осознанность низкого уровня. Если же человек смотрит на жизнь шире, чем через призму своих желаний, учитывает не только себя любимого, но и других людей, планирует свое будущее, умеет загружать голову нужными мыслями, а душу нужными чувствами, то его уровень осознанности уже значительно выше.
Осознанность можно развивать, осознанность нельзя развить. В этом парадоксе говорится о том, что развитие осознанности — это не один определенный процесс с определенным завершением, а ветвящийся бесконечный путь, следующие этапы которого открываются только тем, кто прошел уже его часть. Фраза Сократа: «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, как мало я знаю» в полной мере применима и к осозанности: чем более человек начинает жить осознанно, тем в большей мере он начинает понимать, сколько еще неосознанного в его жизни.
Тем не менее, человека с как-либо развитой осознанностью несложно отличить от человека, живущего безотчетно. Внешние признаки осознанности — внимательный взгляд, отсутствие чрезмерно резких, импульсивных движений, собранность в расслабленном теле. В общении осозанность проявляется в способности четко сформулировать свой тезис, контроле своих эмоций и возможности повторить то, что говорит собеседник. В делах — наличие списка дел дня, продуманность целей на год и т.д.
Человек, осознающий свою жизнь, может всегда ответить на вопросы: «Кто я? Откуда я? Что я делаю? Куда я иду?» (и в мелочах, и в большой жизненной перспективе). Осознающие люди видят, что они делают, слышат, что они говорят и как они разговаривают друг с другом.
Чем более у человека осознанность своих действий и своего поведения, тем яснее у человека видение используемых им шаблонов и инструментов, понимание своих мотивов и целей, своих проблем и своих возможностей.
Развивать осознанность — можно и нужно, но и развивать свою осознанность следует осознанно, обдумав направления будущей работы.
Основные направления развития осознанности
Тем, кто хотел бы развивать свою осознанность, важно в первую очередь определиться с направлением этой работы. Все осознавать невозможно и не нужно, а вот осознанность в важных делах – важна. При этом развитие осознанности во многом напоминает физическое развитие, где есть общефизическая подготовка и развитие специальных навыков. Мы можем здесь дать некоторые подсказки, помогающие развитию общей осознанности.
Для развития общей осознанности отработайте спокойное присутствие, освободитесь (если это было) от резкой импульсивности и кривляния. Никогда не дергайте резко головой — в моменты резких поворотов сознание затрудняется или отключается, осознанность исчезает.
Осознанность речи: отработайте Тотальное Да. Начнете слышать других, а главное — себя.
Осознанность поведения: научитесь одновременно направлять один вектор своего внимания вовне, на окружающую жизнь, а второй вектор — на себя, и при этом отмечать, что вы чувствуете в каждый момент времени.
Осознанность движений. То, что делали импульсивно, резко, быстро — начните делать медленно и плавно, видя и ощущая движение, повороты, напряжение и расслабление. Только после этого нарабатывайте скорость.
Осознанность деятельности. Научитесь раскладывать сложные действия на простые, элементарные операции, и тренируйтесь каждую составляющую делать наилучшим образом: красиво и вовремя.
Осознанность поступков. Прежде чем что-либо делать, приучитесь рассматривать это с разных позиций восприятия: правда ли это то, что вы хотите, насколько это соответствует интересам окружающих — и так далее.
Осознанность своих ценностей. Определитесь с тем, что вам по-настоящему дорого, каковы ваши цели и ценности.
Осознанность своей работы и жизни в целом. Каждый день начинайте с составления списка дел на день. Продумывая дела дня, ориентируйтесь на задачи недели и месяца. Задачи недели и месяца должны соответствовать вашим целям на год. Соответственно, продумайте свои цели на год, три и пять, впишите эти цели в видение всей своей жизни.
Осознанность мышления. Постоянно формулируйте словами факты о том, что происходит внутри вас и вокруг тебя, ищите новые факты, формулировки, точки зрения. Признавая наличие эмоций как факт, думайте о фактах и выводах из них, а не об эмоциях.
Развитие осознанности в практической психологии
Одного тренинга, помогающего развитию осознанности, нет и быть не может. Могут быть тренинги, больше других обращающие внимание участников на разные моменты осознанности, но всех моментов осознанности на одном тренинге охватить просто нереально. Разные моменты осознанности развиваются в разных практиках и на разных тренингах, и развитие осознанности, происходящее на хорошем тренинге, далеко не всегда обозначается в целях на тренинг. Что, тем не менее, можно рекомендовать? Синтон-программа (Н.И. Козлов), Сталкинг (Сергей Шишков) См.→
www.psychologos.ru