Постановка голоса и дикции – ЗВУЧАНИЕ ВАШЕГО ГОЛОСА Постановка и совершенствование голоса для пения и публичных выступлений

Упражнения для речи и развития голоса, дикции.

Упражнения для речи и развития голоса, дикции.

курсы ораторского искусства для жизни и бизнеса

Актерам, дикторам и вокалистам «ставят голос». Что скрывается за этой формулировкой? Постановка голоса включает три аспекта: правильное дыхание, голос и произношение. Если вы хотите улучшить свою речь, сделать голос красивым и приятным, нужно развиваться в этих трех направлениях. Тренировка произношения – дикции – без работы над дыханием даст четкое, но тихое и невыразительное произношение. Тренировка голоса без работы над дыханием и дикцией улучшит тембр, но слушать вас будет тяжело. Поэтому я рекомендую упражнения для каждого из трех аспектов. И начнем мы с физиологической основы речи – дыхания.

Упражнения для выработки правильного дыхания

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном распределении воздуха. Это возможно только при условии, что вы задействуете весь мышечный аппарат грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно, в перерывах между фразами или словами, когда это нужно по смыслу речи. Правильный тип дыхания – смешанный реберно-диафрагматический: когда вы говорите, движутся и ребра, и диафрагма. Плечи неподвижны, грудь приподнята, живот подтянут. Помните, что на дыхание влияет вся ваша поза.
  1. Упражнение на правильный тип дыхания. Станьте прямо, спокойно, не напрягаясь. Разверните плечи. Положите руку на верхнюю часть живота, вторую – повыше талии сбоку. Так вы будете чувствовать движение диафрагмы одной рукой, а второй – движения ребер. Сделайте небольшой естественный выдох, а на счет 1-5 – вдох. Считайте про себя, говорить вслух не надо. Контролируйте движения ребер и диафрагмы, следите, чтобы грудная клетка не растягивалась, как при глубоких вдохах, когда вы восстанавливаете дыхание. Это означает, что легкие переполнены.
  2. Тренировка экономного выдоха. Сделайте вдох носом и задержите дыхание на счет 1-3. Не расслабляйте мышцы, затем плавно выдохните через рот на счет 1-5. Выдох должен быть дольше вдоха, плавным, без толчков. Расслабьте пресс, отдохните и повторите упражнение.
  3. Еще одна тренировка экономного выдоха. Исходное положение то же: стоя, плечи развернуты, живот подобран. Глубокий вдох носом на счет 1-3, задержка, на мысленный счет «раз» – медленный плавный выдох с произнесением звуков «с», «ф», «ш». Не одновременно. Начинайте тренировку со звука «с». Следите, чтобы он звучал плавно, без толчков, не дрожал и не затухал к концу выдоха.
  4. Когда вы освоите предыдущие тренировки и сможете плавно и ровно произнести на выдохе звук «с», переходите к следующему шагу. Исходное положение то же, глубокий вдох через нос на счет 1-2, короткая задержка, а затем на выдохе – чтение пословиц или чистоговорок. Важно, чтобы фраза произносилась на одном выдохе и звучала плавно, без дрожания и толчков: «Раз дрова, два дрова, три дрова». Еще один пример чистоговорки: «От топота, от топота, от топота копыт, пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю летит».

Упражнения для развития голоса

Голос обладает силой, выразительностью и окраской. У хорошего оратора он гибкий, послушный, достаточно громкий и приятный по тембру. Постановка техники речи начинается с того, что вы ищете свое естественное звучание: громкость и тембр, при котором голосовые связки не перенапрягаются, не возникает затруднений, речь не срывается в визг или хрип. Запомните естественное звучание – развитие начинается из этой точки. Не пытайтесь сделать произношение более громким, низким или «сексуальным», чем вам удобно.
  1. Сядьте прямо, не сгибайте спину. Разверните плечи, голову слегка приподнимите. Сделайте глубокий вдох и плавно, протяжно произнесите сонорные звуки: «м-м-м-м-м-м», «н-н-н-н-н», «л-л-л-л-л».
  2. Исходное положение то же. К сонорным звукам поочередно добавляйте гласные. Произносите их плавно и протяжно, как бы пропевая. Акцент – на сонорных, а не гласных: «ммма», «ммме», «ммми», «мммо», «ммму»; «ллла», «ллле», «ллли», «ллло», «лллу» – и так далее. Постепенно усиливайте громкость во время упражнения: сначала каждый слог пусть звучит тихо, потом громче и громче. Затем в обратном порядке: громко, тише, тихо.
  3. Исходное положение прежнее. Сделайте глубокий вдох, произносите «ма», «ме», «ми», «мо», «му», «мы», «мэ», «мя» и другие слоги с сонорными согласными, делая между ними небольшую паузу. Сначала произносите ряд слогов равномерно, затем с ускорением, а затем – с замедлением от начала к концу. Дальше проговаривайте пословицы: сначала в обычном темпе, потом тихо и медленно, потом быстро и громко. Пословицы для тренировки можно взять любые: «береги нос в большой мороз», «что посеешь, то и пожнешь» и прочие.
  4. Станьте прямо. Выдохните через рот и вдохните через нос. Произносите: «Головной регистр» – рука вытянута над головой, тон высокий. «Средний регистр», – рука на диафрагме, тон понижается. «Грудной регистр я хочу развить», – рука на груди, тон повышается. «Чтобы здесь говорить», – рука снова над головой, тон высокий. «И здесь говорить», – рука на диафрагме, тон понижается. «И здесь говорить», – рука на груди, тон снова повышается.
Следующая тренировка хорошо развивает не только голосовые навыки, но и артикуляцию. Это тренировка со сложными сочетаниями согласных – эффективный способ постановки произношения и развития певческих данных. Произносите фразы со сложными сочетаниями согласных. Каждый слог должен звучать слитно. Сначала читайте строку медленно, затем шепотом, затем с препятствием для языка, затем – ускоряя темп. Каждая строка произносится на одном выдохе:
  1. ПТКИ, ПТКЭ, ПТКА, ПТКО, ПТКУ, ПТКЫ, ПТКЕ, ПТКЯ, ПТКЁ, ПТКЮ
  2. БДГИ, БДГЭ, БДГА, БДГО, БДГУ, БДГЫ, БДГЕ, БДГЯ, БДГЁ, БДГЮ
  3. МРЛИ, МРЛЭ, МРЛА, МРЛО, МРЛУ, МРЛЫ, МРЛЕ, МРЛЯ, МРЛЁ, МРЛЮ
  4. РЖЛИ, РЖЛЭ, РЖЛА, РЖЛО, РЖЛУ, РЖЛЫ, РЖЛЕ, РЖЛЯ, РЖЛЁ, РЖЛЮ
  5. ЛМНИ, ЛМНЭ, ЛМНА, ЛМНО, ЛМНУ, ЛМНЫ, ЛМНЕ, ЛМНЯ, ЛМНЁ, ЛМНЮ
  6. ФТЧИ, ФТЧЭ, ФТЧА, ФТЧО, ФТЧУ, ФТЧЫ, ФТЧЕ, ФТЧЯ, ФТЧЁ, ФТЧЮ
Усложняйте задачу, добавляя новые сочетания звуков.

Упражнения для развития дикции

Дикция – четкое произношение звуков, слов и фраз. Она требует внятной артикуляции и ясности произношения каждого звука. Это важная составляющая техники, без которой даже при хороших голосовых данных вы не добьетесь, чтобы вас было приятно и интересно слушать.
  1. Сядьте или станьте прямо, разверните плечи, сделайте глубокий вдох, короткую паузу, а на выдохе произносите скороговорки: «купи кипу пик», «мама мыла раму» или любые другие. Сначала делайте это беззвучно, затем шепотом, затем тихо, громче и громко. Вначале скороговорки произносятся беззвучно и медленно, но постепенно темп нарастает.
  2. Читайте стихи, ритмично и четко отбивая такт хлопками и двигая руками-плечами. Со стороны это должно выглядеть так, будто вы приплясываете. Стихи выбирайте на свой вкус, но я рекомендую читать детские: с ними легче соблюдать нарочито четкую артикуляцию.
Тренировка техники произношения – долгая и сложная задача, требующая упорства и са

oratoris.ru

Как развить дикцию: упражнения для дикции, постановка речи и голоса

Четкая дикция имеет большое значение не только для певцов, телевизионных ведущих и публичных ораторов – в повседневной жизни она также занимает особое место. Если у вас проблемы с дикцией, то, впоследствии не исключены некоторые трудности в общении с людьми, однако в ваших силах исправить положение, начав занятия с педагогом или приступив к самостоятельному обучению.

Дикцией называют четкое произношение слов и всех букв. Над ней непременно стоит работать, так как это благоприятным образом сказывается на том, как нас воспринимают окружающие люди.

Стоит заметить, что это крайне редкое качество – дикция, четкая от природы. Однако это не значит, что мы не можем улучшить собственное произношение – это возможно, как в детские годы, так и во взрослые. Конечно, второй вариант предполагает более кропотливый подход. Взрослый человек на протяжении многих лет привыкает говорить определенным образом, поэтому изменить это не слишком просто. Зато впоследствии результаты, непременно, себя оправдают.

Как правило, для того, чтобы развить дикцию, применяют определенные упражнения: скороговорки, тренировка дыхания и так далее.

Упражнения с пробкой, орехами или конфетами во рту

Это упражнение весьма полезно перед произношением скороговорок. Итак, разминаем язык и губы! Для того передними зубами стоит зажать конфету, орех, пробку или карандаш. Заметьте, что ваш язык не должен соприкасаться с выбранным предметом. Обнажите зубы, немного приоткрыв рот. Теперь, зажимая зубами, например, орех, начинайте произношение согласных звуков, впоследствии прибавляйте к ним гласные, таким образом, формируя слоги. После этого можно приступить к произношению слов и полных фраз.

Без скороговорок довольно сложно развить красивую речь. Попробуйте взять на вооружение сразу несколько скороговорок, впоследствии обратив внимание на то, какие из них даются вам тяжелее. Сконцентрируйте внимание на проблемных звуках, уделяя им больше времени. Не забывайте о регулярности занятий, дабы у речевого аппарата была возможность привыкнуть к верному произношению.

Представляем вашему вниманию несколько весьма полезных скороговорок: Гроза грозна, грозна гроза, Дед стал стар, Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой, У села ли села лиса, у опушки ли леса, Колотил Клим в один блин клин.

Конечно же, если вы хотите, чтобы ваша речь отличалась красотой и грамотностью, важно как можно больше читать, тем самым пополняя свой словарный запас. Лучше отдавать предпочтение классике и научной литературе.

Чтение. Читайте вслух, но при этом следите, чтобы ваш голос не звучал монотонно. Представьте, что вы читаете кому-то, и хотите, чтобы человек слушал с интересом. Конечно же, в этом случае важно менять интонацию, скорость чтения, а также громкость. Обратите внимание, что иногда могут быть необходимы паузы – например, перед началом диалога или при выделении особо важных моментов. Также важно, дабы паузы были к месту, и рекомендуется не затягивать их.

Голос. Наверно, вы и по себе замечали, что лучше воспринимается уверенная и спокойная речь. Учитесь контролировать свои эмоции, чтобы ваш голос звучал четко, уверенно и убедительно.

Пересказ. Важно зафиксировать то, что вы прочли или посмотрели. Например, ознакомившись с каким либо произведением или художественным фильмом, перескажите его. Конечно, желательно это делать с использованием диктофона. Впоследствии вы можете прослушать запись и выявите все свои недочеты. Также периодически пересказывайте усвоенный материал друзьям или родственникам, следя за тем, как воспринимается рассказ – человек явно скучает, пытается сменить тему или слушает с неподдельным интересом?

Обогащайте запас слов. Старайтесь регулярно добавлять в свою речь новые слова. Если вам попадается какое-то неизвестное слово, непременно запомните его, посмотрите значение. Многие люди предпочитают вставлять в разговор умные слова, не до конца понимая, что они значат – не допускайте подобной оплошности.

Интересуйтесь новой информацией. Иногда в разговоре вполне уместно и органично звучат факты из истории и современной культуры, и было бы замечательно, если бы вы имели представление хотя бы о некоторых из них. Для этого периодически стоит просматривать новости и интересоваться известными и просто занимательными историческими фактами.

Ударения. У некоторых людей имеется досадная проблема – они грамотно пишут, но не могут похвастаться идеальной речью, и все это из-за неверной расстановки ударений. Если вы не уверены, как произноситься какое-либо слово, то не применяйте его, пока не сможете заглянуть в словарь и выяснить нужную информацию.

Выразительность. Следите за тем, чтобы то, что вы говорите, звучало выразительно – недопустимо бормотать себе под нос или выдавать все на одном дыхании. Чтобы ваша речь звучала с нужной интонацией, периодически читайте с выражением.

Гибкость. Научитесь чувствовать своего собеседника. Например, вы видите, что человек расстроен и без интереса слушает ваши рассказы – вероятно, он сам хочет выговориться, его что-то волнует. Подберите нужные слова, которые помогут ему раскрыться.

Лаконичность. Лаконичность – это именно то, что не хватает многим людям при озвучивании какой-либо информации. Чаще всего это раздражает собеседников, особенно при телефонном разговоре или же в момент, когда человек занят каким-то делом. Если вы хотите донести до кого-то что-то действительно важное, следует научиться говорить по делу, не делая длинных вступлений и не отклоняясь от темы.

Четкая артикуляция оратора дает возможность слушателям правильно понимать его. Если артикуляция нарушена, а это может быть вызвано физиологическими особенностями, то в некоторых случаях это может мешать полноценному общению. Тем не менее, тренировка мышц губ и языка могут улучшить положение.

Органы артикуляции можно условно разделить на подвижные и неподвижные. К первым относятся увула, губы и язык, а ко вторым – зубы, а также твердое и мягкое небо. Наиболее активным из перечисленных органов считается язык – он может занимать во рту различные положения, сближаясь с органами, которые менее подвижны. В итоге образуются определенные звуки речи.

  • 1) Сначала необходимо разработать кончик языка. Представьте свой язык молоточком, которым вы бьете по зубам. При этом нужно повторять: да-да-да-да. Потом аналогичным образом переходите к буквам Д и Т.
  • 2) Освободим гортань и язык. Вам необходимо быстро вдохнуть через нос, а потом стремительно выдохнуть через рот. Звук при выдохе: Фу. Желая укрепить мышцы гортани, вместо Фу, говорите Г либо К.
  • 3) Перед каждой фразой важно уметь вовремя набирать воздух. Разработаем этот навык. Приступайте к чтению вслух какого-нибудь рассказа, перед каждым предложением набирая воздух. Если вы будет регулярно выполнять это упражнение, то нужный навык войдет в привычку. Обратите внимание, что вдох, впрочем, как и выдох должен быть бесшумным, практически незаметным для окружающих.
  • 4) Активируем губные мышцы. Надуйте щеки, после чего, сквозь сжатый рот, хлопком освободите воздух. При этом произносите П и Б (быстро, одну за другой).
  • 5) Не забывайте правильно разделять воздух, если хотите чтобы ваша артикуляция был развитой. Когда человек говорит громко, ему обычно необходимо больше дыхания. В свою очередь тихое произношение заставляет больше контролировать выдох. Поочередно произносите фразы то тихим, то громким голосом.
  • 6) Постарайтесь научиться произносить гласные буквы на одном потоке, чередуя их с четким произношением согласных. Возьмите книгу и прочтите какое-либо предложение. Теперь повторите его, игнорируя согласные. гласные при этом немного как бы тяните. После этого в плавный поток гласных вставляйте четкие согласные.
  • 7) Этот прием также работает на улучшение дикции. Произносите любые слова, выделяя их окончания – они должны звучать четко и резко. С помощью этого упражнения ваша речь обреете больше выразительности.
  • 8) Возьмите на вооружение несколько скороговорок, которые будут несхожи между собой. Это поможет вам развить артикуляцию. Начинайте произносить скороговорки неспешно, но понемногу темп должен нарастать. Важно, чтобы ваши фразы звучали не только внятно, но и выразительно.
  • 9) В ваших силах улучшить то, как звучат произносимые вами звуки. Задействуйте звуки, которые в вашем случае являются проблемными. Теперь громко произносите слова, которые включают в себя эти звуки. Для этой цели можно использовать словарь. Чем чаще вы будете прорабатывать этот звук, тем быстрее научитесь произносить его без каких-либо затруднений.

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. Образование гласных происходит в связи с колебанием голосовых связок, в момент, когда воздух проходит через гортань. Являясь периодическими, колебания создают музыкальный звук. Наверно, вы заметили, что когда образовывается гласный звук, воздух выходит изо рта беспрепятственно, в отличии от любого согласного звука.

Гласными переднего ряда считаются звуки И и Э. Когда вы их произносите, то вашему языку приходится продвигаться вперед, упираясь кончиком в передние нижние зубы.

В свою очередь А и Ы — гласные среднего ряда. Попробуйте произнести их, и вы почувствуете, как ваш язык отодвигается немного назад.

У и О являются гласными заднего ряда, при произношении которых, языку необходимо отодвинутся назад в несколько большей степени.

Обратите внимание, что от того, как вы поднимаете язык к небу зависят:

  • гласные верхнего подъема (Ы, И, У) – в этом случае язык в большей степени поднимается к небу.
  • гласные среднего подъема (О, Э) – язык необходимо поднимать к небу не так высоко.
  • гласные нижнего подъема (лишь А) – язык либо не приподнимается вообще, либо лишь минимально.

Красивая речь – это, прежде всего, грамотная речь. Множество стилистических ошибок может сложить о вас ложное представление, а в некоторых случаях и помешать общению. Определим, какие еще помехи встречаются на пути к красивой речи.

Наверно, вы знаете, о каких именно словах идет речь. Всякие ну, это, э, типа и тому подобные слова, употребленные без острой нужды, нисколько не украсят вашу речь – они пусты и не имеют никакого смысла!

2. Матерные слова

Тут и объяснять ничего не нужно. Если вы хотите создавать положительное впечатление, то напрочь исключите мат из своей речи, даже когда вам кажется, что это вполне уместно.

Многие люди, постепенно начали внедрять в свою речь сленг, полагая, что это помогает им идти в ногу со временем. Однако стоит помнить, что не каждый собеседник знаком с новыми модными словечками, которые могут быстро кануть в лету, и в целом – он и не обязан их знать. Ваше общение будет проходить гораздо тяжелее, нежели могло бы быть, если человеку периодически придется спрашивать, что вы подразумеваете под тем или иным выражением.

Следите за тем, как вы разговариваете. Некоторые люди заставляют своих собеседников непроизвольно морщиться, просто начав беседу. И дело бывает вовсе не в мате или в словах-паразитах, а в том, как звучит голос. Очень важно следить за его звучанием! Старайтесь не говорить громко, если вы не находитесь в шумном помещении – многих людей раздражают громкие звуки. Также обратите внимание, не часто ли собеседники переспрашивают о том, что вы только что озвучили – в таком случае не исключено, что вы говорите очень тихо или вообще бормочите, что также не добавляет ясности общению.

Регулярно контролируйте, то, что вы говорите и как вы говорите, и, несомненно, это обеспечит вам славу прекрасного собеседника. Помните, что красивая и четкая речь всегда будет вашим достоинством, а иногда и преимуществом!

psn-travel.ru

Как поставить речь и дикцию самостоятельно себе и ребенку

Красивая четкая речь не только приятна слуху, а потому вызывает расположение к человеку, умеющему хорошо говорить. В некоторых случаях обойтись без этого навыка совершенно невозможно. К примеру, трудно представить диктора центрального телевидения, который неспособен отчетливо выговаривать звуки.

Хорошая артикуляция будет полезна любому, кто вынужден говорить много, для широкой аудитории: лектору, учителю, политику, ютуберу. Регулярно выполняя упражнения для дикции можно достигнуть заметных успехов уже в первые недели занятий.

Что такое дикция и почему она важна

Дикция не имеет отношения непосредственно к голосу, его врожденным характеристикам. Дикция – это то, что можно и нужно «ставить» путем регулярных тренировок и специальных упражнений. Под «правильной дикцией» понимают соответствующее принятым нормам языка отчетливое и звучное произнесение всех фонем. В большой степени оно зависит от корректной постановки положения органов артикуляции (губ, языка), от умения правильно дышать. Оказывает свое влияние выразительность, богатый эмоциональный окрас речи.

Внимание! Для достижения длительного эффекта тренировка дикции должна войти в привычку, поскольку без регулярного повторения упражнений навык быстро утрачивается.

Невнятное произношение, проглоченные звуки – про такого человека говорят «у него во рту каша». Смысл сказанных слов тяжело понять, утрачивается необходимая выразительность, побудительный накал. В профессиях, которые требуют частого говорения на публику, это просто недопустимо.

Если голос не является рабочим инструментом, владение навыком красивой речи не менее полезно. Умея четко, внятно и доступно излагать свои мысли вслух, гораздо проще расположить к себе делового партнера, работодателя, добиться победы в конкурсе или получить желанное место в кастинге.

Виды упражнений для развития дикции и четкости речи

С чего следует начинать, как улучшить дикцию и четкость речи? Существует несколько разнообразных методик, позволяющих добиться потрясающего успеха при тщательном и регулярном выполнении упражнений. Среди них:

  1. Скороговорки – вероятно, самый известный, распространенный способ борьбы с дефектами речи, заключающийся в быстром повторении фраз и стишков, составленных таким образом, чтобы тренировать четкость артикуляции труднопроизносимых звуков и звуковых сочетаний.
  2. Чистоговорки – имеют схожую функцию со скороговорками, их произнесение также способствует развитию и закреплению навыка произношения сложных фонем, однако они отличаются формой, представляя собой набор рифмованных строк.
  3. Артикуляционная гимнастика – набор логопедических упражнений для разработки подвижности губ, языка, с целью «научить» их принимать правильное, для четкого произнесения слогов, положение.
  4. Дыхательная гимнастика – выносливость легких и голосовых связок, равномерность дыхания оказывают большое влияние на речь в целом, поэтому, при освоении навыков правильного говорения, нельзя пренебрегать тренировкой этих инструментов.

Важно! Выполняя упражнения для дикции и тренировки голоса, полезно записывать процесс занятий на диктофон. Эта мера нужна для того, чтобы контролировать правильность выполнения, фиксировать ошибки, проблемные места, над которыми еще предстоит работать.

Особенности упражнений и как их правильно выполнять

Следует помнить, что начало работы над произношением и тембром голоса во взрослом возрасте сопряжено с рядом затруднений. Избавиться от привычек, сложившихся годами, изменить всю систему речи до основания достаточно трудно.

Специалисты рекомендуют начинать с развития артикуляции, тренировки выносливости мышц, приучения органов речи к постановке в правильном положении, улучшения тембра и тональности голоса. Для этого прекрасно подойдут следующие упражнения, которые можно выполнять в любое время и в любом месте, чем чаще – тем лучше:

  • в качестве разминки, разогрева рекомендуется издавать длительное протяжное мычание;
  • элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики содержат упражнение, во время которого следует издавать разнообразные звуки, ударяя себя ладонями в грудь;
  • четко, с выражением, делая паузы, прочитывать стихотворные строки, изменяя тональность голоса – повышая и понижая ее попеременно;
  • прочитывать тексты стихотворений и прозы одновременно с выполнением прыжков через скакалку, во время бега, стараясь сохранять дыхание по возможности ровным;
  • проговаривать слова и целые предложения, растягивая лицевые мышцы в улыбке, выдерживать четкость произношения;
  • читать вслух, предварительно зажав между зубов небольшой продолговатый предмет, например, авторучку, во время упражнения стремиться к четкому произнесению слогов и звуков;
  • хорошо помогает развитию артикуляции, тренировке мышц использование небольших округлых предметов (к примеру, грецких орехов), вложенных за одну или обе щеки во время прочтения стихов и художественных текстов.

Большое внимание следует уделять ежедневной гимнастике органов речи, так как поставить речь и дикцию самостоятельно без этого невозможно:

  1. распахнув рот максимально широко, перемещать нижнюю челюсть вперед, назад и по сторонам;
  2. с открытым ртом выпятить на максимальную длину язык, сложив его «жалом»;
  3. слегка раздвинув челюсти, широко улыбнуться, провести языком по верхнему и нижнему ряду зубов, дотрагиваясь кончиком до каждого зуба последовательно;
  4. напряженным кончиком языка коснуться изнутри обеих щек, сначала с открытым, затем с закрытым ртом;
  5. из приоткрытого рта высунуть «лопаткой» максимально расслабленный язык;
  6. сложив на груди руки, податься вперед, в наклонном, слегка согнутом положении проговаривать гласные звуки максимально низким тоном: «о», «ы», «у». Закончив тянуть один звук, распрямиться и снова нагнуться для выполнения следующего захода.

Важно! Длительность одного упражнения составляет не менее 10 секунд. В течение одного занятия выполняется по 4-5 подходов.

Дыхательная гимнастика

Формирование правильного произношения нераздельно связано с дыханием, поскольку без него невозможна сама речь. Воздушная струя, касаясь напряженных связок, издает звук, форму которому человек придает уже другими органами речевого аппарата. Поэтому ответ на вопрос, как улучшить дикцию, в том числе, включает в себя тренировку легких, развитие диафрагмы.

Умение дышать – неотъемлемая часть жизни, однако далеко не все умеют делать это правильно. Приведенный ниже комплекс занятий поможет укрепить голос, придать ему более приятный, мелодичный тембр:

  • принять удобное положение тела – лежа, стоя или сидя, прижать левую ладонь к животу, правую – к нижней части грудины сбоку, втянуть воздух носом, контролируя расширение диафрагмы руками, медленно выдохнуть до конца;
  • медленно плавно вдохнуть носом, задержать воздух на пару секунд, выдохнуть через рот;
  • коротко вдохнуть, на выдохе, максимально растягивая, произнести любой длящийся гласный звук;
  • счет на выдохе от 1, стараясь произнести максимальное количество цифр без спешки;
  • выдыхая произносить сочетания гласных звуков, например: «оооооооууууу», «ааааыыыы».

Рекомендации по тренировкам развития речи

Так как развить дикцию за один день невозможно, приступая к тренировкам, следует запастись терпением. В самом начале полезно будет составить план занятий, очертить круг проблем, которые придется устранить ради получения желанного эффекта. По мере улучшения речи исправлять и дополнять изначальный набросок новыми деталями.

Не стоит пренебрегать любой возможностью для выполнения упражнений, поскольку именно в их регулярности кроется залог успеха.

Декламация стихов, произнесение скороговорок и чистоговорок помогут быстро «разогреться» перед выступлением, когда предстоит продолжительная и важная беседа. Их необходимо выучить и проговаривать вслух хотя бы несколько раз в день.

Неоценимую помощь в тренировке голоса и правильным произношением окажут курсы актерского мастерства или риторики.

Занятия по сценической речи, подкрепленные упражнениями на дикцию, помимо всего прочего, придадут звучности и обаяния голосу, сделают его более выразительным.

Самы свежие новости в нашем телеграмм канале: t.me/shkolaxarizm

blog.oratorskoeiskusstvo.com

ЗВУЧАНИЕ ВАШЕГО ГОЛОСА Постановка и совершенствование голоса для пения и публичных выступлений

6. Артикуляция и дикция


Ваше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким и ясным по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Артикуляционный аппарат — это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав — артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость — это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от «архитектуры» которого зависит качество звука.

 

Первое условие работы артикуляционного аппарата — естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать: «снятие зажатий», — но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе Вам помогут простейшие упражнения.

Активная естественность или активная свобода — это нормальная жизненная манера (но не манерность!) произношения звуков, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом «на последний ряд зрительного зала». Активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу. Даже Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Эта фраза говорит о том, как ценил большой мастер гармонию и естество в процессе творчества. Зеркало — большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего и говорящего.

В чем различие между певческим голосом и речью? В пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи только частью его. Независимо от голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо), говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить голосу удобнее, он не устает.

Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то есть более богатой окраской голоса. Певческая дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных.

При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче. Произнесение певческих гласных отличается от речевых. В пении при максимально спокойной свободной глотке, ротовая полость формирует гласные, что увеличивает значение четкой работы ротовой полости и её роль в вокальной дикции. В речи глотка резко меняет объем и форму при смене гласных.

Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные — «носители» вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно. В этом кроется один из секретов кантилены. Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От правильного формирования вокальных гласных зависит художественная ценность певческого голоса.

Упражнения для артикуляционного аппарата


1. Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное. Обратите внимание на естественную форму губ. Теперь попробуйте их активизировать: пошлепать губами, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.

2. Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, «винтиком», «трубочкой». Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.

3. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе «высокое небо» и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

4. «Внутренним взглядом» осмотрите полость рта, естественное положение языка, который спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. Наверху — «высокое небо». Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная, свободная. «Послушайте» и запомните эти ощущения. Если не получается сразу все почувствовать, то возьмите зеркало, посмотрите, а потом представляйте себе строение рта, как будто вы смотрите в зеркало. Педагоги-вокалисты заметили, что когда язык лежит горбом, то он подтягивает и напрягает гортань, нарушая спокойствие и гармонию в пении. Насильно укладывать язык не стоит, полезно с помощью зеркала зафиксировать этот дефект, почувствовать его и поискать комфортное положение и состояние. Здесь Вам помогут глаза и внимание.

5. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как «выброс» воздуха со звуком «ФУ» (щеки «опадают»). А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.

6. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким «хлопком» через сжатые (собранные в «пучок») губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.

7. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию переукрупненной.

8. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания. Привыкайте к наблюдению за своим лицом. Проследите, какое из этих заданий вам доставило трудности, в каком вы почувствовали дискомфорт, напряжение или увидели мученическую гримасу в зеркале. Движение (лучше сказать — усилие), доставившее вам неудобство, нужно повторить много раз; многократным, контролируемым, сознательным повторением неудобного движения вы добьетесь желаемого результата. Обратите внимание, что в работе над дыханием ставится непременное условие — не уставать, а в работе с артикуляционными органами — повтор до легкой усталости. Эти легкие упражнения развивают, совершенствуют ваш артикуляционный аппарат. Простое рассматривание процессов в зеркале дает информацию для памяти и воображения. Очень часто бывает так, что само слово «упражнение» вызывает у человека зажатие, потерю естественности, какой-то тормоз, неверный психологический настрой, особенно у начинающих. Однако у людей привыкших к регулярной работе, слово «упражнение» вызывает рабочее, активное состояние. Надо учиться быстро входить в рабочее состояние, учиться подключать воображение, чтобы имитировать любое действие, образ, учиться концентрировать внимание на самых мелких движениях, ощущениях, процессах.

9. Возьмите любое стихотворение или отрывок в прозе, которые Вы знаете наизусть. Прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом, ртом, глазами во время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Критерий оценки — эстетическое восприятие, естественность, гармония во всех проявлениях, комфортность физического и психологического состояния. Очень часто для начинающих работа перед зеркалом — это настоящее испытание, так как интуитивно у многих есть осознание своей неподготовленности, возможно даже неполноценности. Вы должны найти в этой работе комфортность, понравиться себе в зеркале. Очень важно справиться с этим комплексом. Перед разучиванием музыкального произведения обязательно нужно несколько раз прочитать словесный текст, лучше перед зеркалом. Существует правило: перед произнесением любой фразы, звука обязательно берите дыхание и направляйте его к корням верхних зубов, в твердое небо. С того момента, как вы занялись постановкой голоса, все звуки должны быть на дыхании и в позиции, причем это условие для всей жизни, даже для бытовой речи.

10. Работайте над навыком брать дыхание перед новой фразой. Читая стихотворение или отрывок, сознательно берите дыхание перед каждой фразой. Берите как умеете, но обязательно берите, привыкайте брать сознательно, не забывайте о нем, ведь дыхание необходимо и для звучания голоса, и как средство выразительности, значит его необходимо брать не только в начале фразы, но и на знаках препинания. (Это касается  литературного, делового, и музыкального текста). Следите, чтобы дыхание было не шумным, ведь любые призвуки мешают воспринимать текст. Запомните два правила:

1) В начале фразы губы должны быть слегка разомкнуты, чтобы не запаздывать с началом звука, не производить призвуки (уа, уэ, уо) и не «причмокивать».

2) Закрывать рот следует после окончания звука, иначе получается его «съедание» и звучит «М» на конце фразы.

11. Проследите, на какое произношение, громкое или тихое, вам нужно больше дыхания. Вы сразу поймете, что для громкого произношения потребуется больше воздуха (основательнее вдох), а тихая речь потребует меньшего объема дыхания, но большего контроля над его выдохом, концентрации, активности. Тихую речь Ваши слушатели тоже должны услышать.

12. Стихотворение или прозу читайте, утрированно произнося текст. Это хорошая гимнастика для аппарата. Утрированность снимается — активность остается. Утрированное произношение во время упражнений — в зале прозвучит четко, ярко, однако утрированное произношение не должно приводить к зажатию челюстей, гортани, языка, губ. Надо всегда помнить, что согласные должны произноситься активно, мгновенно, четко и легко. Они не должны разбивать поток гласных, которые в пении переходят одна в другую. Утяжеление и укрупнение согласных дает зажатие аппарата.

13. Чтобы отработать манеру произнесения гласных ровным потоком (континуальным) и четкого, мгновенного произношения согласных в этом потоке, надо стихотворение прочитать (протянуть) на одних гласных:

        белеет парус одинокий
          е-ее  —  а -у -о- и-о-ии

Послушайте этот ровный, красивый поток гласных. Затем в этот поток «вставьте» быстрые, четкие и легкие согласные, стараясь не нарушить ровность и красоту потока гласных. При этом надо следить, чтобы слово оставалось близким (на зубах), гортань — свободной, дыхание — активным. Это же упражнение надо делать и перед пением произведения сначала только с литературным текстом, а потом и с музыкой. Пение произведения на одних гласных дает хорошую кантилену.

14. Очень хороши для тренировки скороговорки. Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.

а) На дворе трава, на траве дрова.
    Не руби дрова на траве двора.

б) Шит колпак не по колпапаковски,
    Надо его переколпаковать.

в) Ты, сверчок сверчи, сверчи,
    Сверчать сверчаток научи.

г) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

д) Ехал грек через реку, видит грек в реке рак.
    Сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап.

е) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
    Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

ж) Вез корабль карамель 
    Наскочил корабль на мель 
    И матросы три недели 
    Карамель на мели ели.

з) Ди-ги, ди-ги дай 
    Ди-ги, ди-ги дай 
    Ди-ги, ди-ги 
    Ди-ги, ди-ги 
    Ди-ги, ди-ги дай. 

и) Петя шел, шел, шел 
    И горошину нашел, 
    А горошина упала 
    Покатилась и пропала, 
    Ох-ох-ох-ох, 
    Где-то вырастит горох. 

к) Думал — думал, думал — думал 
    Думал — думал, думал — думал 
    В это время ветер дунул 
    И забыл о чем я думал.

л) Иван Топорышкин пошел на охоту 
    С ним пудель пошел перепрыгнув забор, 
    Иван, как бревно, провалился в болото, 
    А пудель в реке утонул, как топор. 
   
    Иван Топорышкин пошел на охоту 
    С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор, 
    Иван провалился бревном на болото, 
    А пудель в реке перепрыгнул забор. 

    Иван Топорышкин пошел на охоту 
    С ним пудель в реке провалился в забор, 
    Иван, как бревно, перепрыгнул болото, 
    А пудель вприпрыжку попал на топор.

15. Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.

16. Вялое произношение приводит к затягиванию темпов, особенно в пении.

17. Если у вас не благополучно с какими-то звуками, то возьмите любой словарь, откройте его на той букве, которая вас затрудняет при произношении и, не торопясь, читайте подряд все слова, вслушиваясь в трудный для вас звук. Многократное контролируемое произношение звука изменяет ситуацию к лучшему. Хорошо к этой работе подключить магнитофон. Словарь помогает не тратить внимание на придумывание слов с нужной вам буквой (звуком).

18. Для развития акустических и тембральных свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма. Произнесите беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот. Повторите 10 раз.

    Выводы и итоги:

a) В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный контроль, внимание.

b) Очень важна работа с зеркалом.

c) В работе над «активной свободой» надо быть к себе очень требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий типа «кривого рта», «бровей домиком» или «вытаращенные глаза».

d) При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости мышц, но надо избегать новых зажатий.

e) Очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей, так как слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.

Дикция является средством донесения  текстового  содержания до слушателей, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа.

В  понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика  речи.

 Культура

Культура предполагает знание и соблюдение логики речи, правил орфоэпии, соблюдение правильных ударений в словах.

 Орфоэпия

Это единообразное, присущее литературному языку произношение, правильная речь.
Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны.

Логика речи

Необходимо выделять главные несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные, а также второстепенные слова в речи и пении. Донести смысл каждой фразы.

Сначала рождается мысль, а потом слово и звук голоса. Интонацию можно определить как смысловой посыл звучащего слова. Прежде чем зазвучит речь или песня, необходимо усвоить смысл, понять передаваемые чувства, а затем найти интонацию. Неправильные смысловые акценты искажают содержание речи и песни.

Гениальный режиссер К. С. Станиславский, работая в оперном театре, говорил: “ Пойте мысль!” Подчеркивая тем самым необходимость “протянуть” мысль от начала фразы к ее логической вершине.

Качество дикцииИнтенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.

Рот поющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Певческое, красивое открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной «установки» всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он — главный артикулятор гласных. Положение языка — изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр голоса. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами, активно произносящими согласные.

Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. «Губы должны лежать на зубах», — так говорил М.Гарсиа.

Мягкое небо играет исключительно важную роль в голосообразовании, его положение существенно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, форму ротоглоточного рупора. Исследователи указывают на его связь с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску звука. По этим причинам мягкое небо должно быть в пении постоянно в активном состоянии. Воздействуя в нужном направлении на подчиненные нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат.

Свобода, естественность, гармоничность — при сохранении внимательной сосредоточенности на цели, идее — вот что открывает дорогу к настоящему творчеству. Кто-то очень хорошо сказал, что лицо поющего должно быть свободным, оно не должно отражать «технического вокала». А теперь несколько высказываний различных педагогов относительно артикуляции и дикции.

«Слишком большое раздвижение челюстей в результате сжимает глотку и, следовательно, заглушает вибрацию голоса, отнимая у голосового аппарата его резонирующий свод».

«Если зубы чрезмерно сближены, голос получает горловой оттенок. Если слишком выдвигают губы в форме воронки, то получаются только тяжелые и как бы лающие звуки».

«Если открывают рот овально (как рыба) — это положение имеет то неудобство, что оно глушит голос, ассимилирует гласные, мешает артикуляции и, наконец, придает лицу грубое и некрасивое выражение. Откройте рот в форме овального «О», но отделяя нижнюю челюсть от верхней, от которой она опускается вниз вследствие своей собственной тяжести. Углы рта при этом должны быть немного приподняты, это движение прижимает губы к зубам, придает рту приятную форму». (М. Гарсиа, Ж. Дюпре)

«Внимание певца должно быть направлено на поток и сцепление гласных между собой. Тем самым будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и четко, «спрессировать» их, но не «выстреливать», чтобы не принести ущерб потоку гласных, то есть звуковому потоку, не рвать кантилену, не делать пения скандированным.

«Рваная» дикция вредна не только в вокальном, но и в художественном отношении. Существует известный афоризм: «У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая». Это указывает на тесную связь дикции с правильным голосообразованием». (Н. Малышева)

К.С.Станиславский воспринимал искусство речи, как искусство не менее сложное, чем искусство пения. Он часто говорил: «Хорошо сказанное слово — уже пение, а хорошо спетая фраза — уже речь».

www.global-svet.ru

Как выработать хорошую дикцию — Психологос

Фильм «Скороговорка»

Дикция — это ясное, отчётливое произношение; это степень точности, отчетливость произношения фонем и морфем, слов и фраз, определяющих разборчивость речи и, следовательно, ее понимание другими людьми. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.

Хорошая дикция необходима всем и всегда, при устройстве на работу и в общении с друзьями, но особенно много хорошая дикция значит для оратора, лектора, певца и актёра. Что же нужно сделать, над чем поработать, что бы наша дикция отвечала нужным требованиям?

Фильм «Театральный центр Русская Речь»

В Университете практической психологии этому посвящено несколько обязательных упражнений, которые студенты отрабатывают в течение года, а также два полных тренинговых дня.

Для начала – разминка.

Берете в зубы карандаш и произносите какую-либо фразу, слов на 10-15, крепко сжимая карандаш зубами. Потом вынимаете карандаш и произносите ту же самую фразу.

Почувствуйте разницу! Челюсть, язык, губы, дорвавшись до свободы, начинают работать не шаляй-валяй, как обычно, а очень точно и аккуратно!

Потом работаете с новой фразой. Чтобы не думать над текстом, можно взять для упражнения любое стихотворение.

Двух-трех минут такой разминки достаточно, чтобы настроить себя на четкую артикуляцию. Как размялись, переходим к основной части!

Упражнение 1. Тренируйтесь скороговорками

В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой:

– Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придёт бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл!

Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но, грех – не смех, не уложить в орех. О Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей.

Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошёл, саше на шоссе Саша нашёл.

Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту ещё и три ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдёт к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унёс трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всём о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра констатировал:

– Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.


К такому произношению скороговорок нужно стремиться. Начните с произношения скороговорок в обычном темпе, причём лучше с простых. Четко выговаривая все сочетания звуков. Далее темп нужно увеличить. Когда вы без труда сможете их произносить, переходите к более сложным конструкциям. Усложнить данное упражнение можно следующим образом: помните, как героиня фильма “Карнавал” вырабатывала дикцию? Правильно, читала скороговорки с орехами во рту. Это является классическим упражнением для выработки правильной дикции

Упражнение 2. Слушайте себя

​​​​​​​Почти каждый человек услышав свой голос, записанный и воспроизведенный на аудиозаписи, захочет его улучшить. Используйте для контроля и отработки звучания своего голоса диктофон. Выбирайте отрезки из книг и читайте вслух, делая аудиозапись. Потом прослушайте. Скорее всего, сначала вам не понравится, как вы прочли отрывок, поэтому читайте и записывайте до тех пор, пока ваше произношение не покажется вам идеальным.

Упражнение 3. Тренируйте диафрагму

Иногда, при долгом разговоре, у некоторых не хватает дыхания, чтобы закончить предложение. Это придаёт речи обрывистость и смазывает впечатление. Чтобы дыхания хватало на даже самое длинное предложение, тренируйте диафрагму. Для этого сделайте вдох и на выдохе просто тяните любую гласную букву пока не кончится дыхание. Повторяйте это упражнение несколько раз в день. Когда продержать гласную в течение секунд 25 не будет составлять для Вас труда, попробуйте менять высоту голоса. Еще один способ – надувать воздушные шарики.

Упражняйтесь каждый день и все “фефекты вечи” будут устранены.

Всем успехов!


Рекомендуем тренинги ораторского мастерства в Москве:

Подробности по телефону: (495) 507-87-93

www.psychologos.ru

Как улучшить голос и дикцию?

Отлично поставленный голос и идеальная дикция – это не только зеркала благозвучия, но это и одни из ключей успешного межличностного общения и неотъемлемые компоненты паралингвистической культуры.

Формул идеального голоса и дикции не существует, но всё же они держатся на вполне конкретных «китах»: голос – на звучности и хорошей постановке, дикция – на блестящем и отчетливом произношении.

И для того, чтобы довести их до совершенства, необходимо много тренироваться. И здесь важно знать несколько нюансов.

1. Правильный выбор материалы для «проработки»: от «ничего личного» до «накала страстей»

Важно грамотно подобрать текст для тренировки голоса и дикции.

Один из главных секретов успешности занятий на начальном этапе занятий – работа с так называемыми нейтральными текстами. Эти тексты не должны вызывать никаких личных эмоций.

Причём, в данном случае здесь не приветствуются как эмоции отрицательного, так и положительного характера. Поэтому лучше всего отдать предпочтение сухому тексту на незнакомую, но не вызывающую раздражение, либо, наоборот, огромное любопытство тему.

И, только отточив мастерство на таком материале, можно браться за тексты, которые вызывают шквал эмоций: личные переживания или восторг.

Работать с такими текстами, конечно, интереснее, увлекательнее, но сложнее. Ведь работать необходимо с огромными усилиями и отдачей: под пристальным вниманием в этом случае будут находиться уже не только сами голос и дикция, но и умение выразить эмоции легко и свободно.

2. Упорная и кропотливая работа над отдельными звуками

Начать следует, пожалуй, с «разминки».

В качестве неё можно предложить отличное упражнение, ставшее уже, наверное, классикой жанра. В чём же его суть?

Необходимо написать в рядок на а листе бумаги гласные буквы, а затем мысленно подставлять к ним любые согласные и перед зеркалом, внимательно следя за движением губ, произносить вслух полученные слоги .

А теперь перейдём к основному «блюду». В качестве него стоит предложить всем известные скороговорки.

Кто из нас не пробовал произнести в быстром темпе «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет» или «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»?!

Однако, необходимо отметить, что быстрый темп на первоначальном этапе занятий – это одна из самых распространённых, но, увы, очень серьёзных ошибок.

Безусловно, произношение скороговорок медленно, очень плавно (в буквальном смысле «по слогам») может показаться нудным. Но на самом деле – это очень мудро. И только добившись безупречного произношения скороговорки в медленном темпе, можно начинать работать над ускорением произношения.

Также для того, чтобы скороговорки звучали предельно чётко, необходимо обязательно концентрироваться на конечных согласных каждого слова. Именно их отчётливое произнесение – одно из главных правил успеха.

3. Использование при работе над голосом и дикцией магнитофона

Очень полезно записывать свои занятия по постановке голоса и дикции на магнитофон.
Анализируя записанный материал, можно лучше понять собственные недочёты. Особенно наглядно магнитофонная запись даёт проследить нюансы, связанные с силой голоса, которая представляет собой очень важный элемент интонации (ритмико-мелодического свойства речи).

Впрочем, на интонации стоит обязательно остановиться отдельно.

4. Работа над интонацией: выигрывают актёры и фантазёры

Интонация ответственна за очень многое: мелодику, темп речи ,силу произнесения, тембр голоса.

И, чтобы добиться выразительной интонации нужно вспомнить известнейшее высказывание: «Вся жизнь – театр, а люди в нём – актёры». Ведь именно став актёром, можно «отточить» интонацию. Так как самое эффективное упражнение для работы над ней – это чтение по ролям.

А ещё отличную помощь здесь окажет фантазия. Ведь, если Вы работаете над интонационным произношением наедине с собой, то следует рисовать в воображении разных собеседников и рассказывать «им» какой-нибудь текст, подстраиваясь именно под «них» и меняя интонацию.

5. Займёмся гимнастикой: дыхание и осанка

Идеальные голос и дикция немыслимы без правильного речевого дыхания. Позаботиться о нём, можно, например, при помощи регулярной практики следующего простого упражнения:

Лягте, положите одну руку к себе на живот, а другую – на нижную часть грудной клетки. Сделайте основательный глубокий вдох (через нос). Живот должен выпячиваться вперёд, а грудная клетка – расширяться. После этого сделайте свободный ( ни в коем случае не резкий) выдох, вернув живот и грудную клетку «на место».

Также обязательно следует помнить, что речевое дыхание во многом зависит
от правильной осанки.

Поэтому ежедневно практикуйте упражнение «книга на голове». Сначала просто ходите в медленном темпе с книгой на голове, а затем обязательно дополните упражнение движениями рук и приседаниями.

Пусть очаровательный голос и безупречная дикция подарят Вам один из замечательных ключей, который поможет раскрыть в Вас прекрасного оратора!

www.znaikak.ru