Развитие голоса – 4 упражнения для развития голоса, после которых вас захотят слушать часами

4 упражнения для развития голоса, после которых вас захотят слушать часами

Голос — один из инструментов взаимодействия между людьми. Если он от природы слабый и неуверенный, велика вероятность того, что сказанные вами слова не произведут нужного эффекта. Но профессор Феликс Алексеевич Кузьмин считает, что силу голоса можно и нужно тренировать. 

 

Вы сможете развить его силу при помощи специальных упражнений также, как развиваете мышцы на занятиях физкультурой. Голос станет более низким и благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более четким. 

 

Упражнение 1 

 

Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте: 

 

— Иииииииииии. 

— Ээээээээээээ. 

— Ааааааааааа. 

— Ооооооооооо. 

— Уууууууууууу. 

 

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. 

 

Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук «у». 

 

Упражнение 2 

 

Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз громче и в третий раз как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию. 

 

Упражнение 3 

 

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «- Ррррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова: 

 

роль 

забор 

руль 

сыр 

ринг 

товар 

рубль 

рыло 

ритм 

сирень 

риск 

мороз 

повар 

рысь 

 

Упражнение 4 

 

В заключение проделайте «упражнение Тарзана», которое представляет собой лучшую профилактику против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки.

Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Затем продолжайте, произнося звук «э» и так далее. По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. 

 

Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием. 
 

После нескольких недель тренировки сравните свой нынешний голос с прежним, лучше всего это сделать, заранее перед началом тренировок записав свой голос на диктофон. Вы убедитесь, что ваш голос заметно изменился.Теперь он обрел большую силу, а это значит, что вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающих. В результате подобной тренировки спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем больше он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова. 

www.aum.news

Развитие детского голоса: этапы и упражнения

Содержание статьи

Одним из главных естественных богатств человека является его голос, который помогает не просто передать информацию, но и выразить эмоции, настроение. Именно поэтому ответственные родители должны знать этапы развития детского голоса и помогать своему малышу. Важно понимать анатомические и физиологические изменения, происходящие в гортани, органах дыхания и артикуляционном аппарате, от которых зависят тембр, высота, диапазон голоса.

Этапы формирования

Человек появляется на свет с голосовым аппаратом, уже полностью готовым к работе, однако необходимо научить ребенка управлять им, то есть добиться того, чтобы работа органов координировалась мозгом.

Голосовой аппарат включает в себя несколько частей:

  • легкие;
  • гортань и голосовые складки – именно здесь происходит зарождение звука;
  • совокупность резонаторов – артикуляционный аппарат.

Все эти части находятся в постоянном взаимодействии.

Этапы и стадии развития детского голоса напрямую связаны с ростом малыша, что важно учитывать и родителям, и педагогам.

Принято выделять следующие стадии развития голоса у детей.

  1. Пренатальная – начинается до появления на свет.
  2. Младенчество – от рождения до достижения 2 лет.
  3. Ранний детский возраст – 2-5 лет.
  4. Средний детский возраст – 5-9 лет.
  5. Позднее детство – с 9 лет до вступления в пубертатный период.
  6. Ранний взрослый период – 12-15 лет.
  7. Средний взрослый период – 15-18 лет.
  8. Окончательное взросление – 19-21 год.

На каждом этапе происходят свои изменения в голосовом аппарате, что необходимо обязательно учитывать при подборе упражнений на развитие голоса.

Стадии развития голосового аппарата принято подразделять на три типа:

  • обычную;
  • интенсивную;
  • замедленную.

Протекают они по-разному, смена может быть как равномерной, так и скачкообразной. Кроме того, стадии могут чередоваться и сменять друг друга.

Дошкольники и младшие школьники имеют детский голос – легкий и нежный. Называют его фальцетным, или высоким резонированием. При этом сам голосовой аппарат очень хрупок, звуки, формирующиеся в гортани, образуются колебанием связок, между которыми имеется щель, в 7–8-летнем возрасте связки полностью не смыкаются. Голос ребенка пока слабый, высокий, сильно напрягать его нельзя, поскольку может образоваться хрипота.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Особенности голоса в первые месяцы жизни

Ребенок слышит звуки и пытается их воспроизвести, однако в первые месяцы жизни это получается не всегда успешно. Первые «сигналы» малыша – это крики, которые он издает в качестве реакции на внутренние или внешние раздражители. Постепенно они становятся различными по тембру, протяженности, высоте.

В три первые недели своей жизни кроха издает всего три вида крика:

  • от голода;
  • от боли;
  • при лишении (например, если у него забирают пустышку).

Потом появляется новый вид – крик одиночества, который издает малыш, оставленный без присмотра в кроватке. Это первый социальный сигнал. Ранние звуки, которые воспроизводят младенцы, довольно просты – это гласные [а], [э], а также дифтонг [əа].

Интересно, что по сигналам детей этого возраста можно выявить наличие у них проблем.

  • Крик здорового малыша громкий, отличается небольшим вдохом и более продолжительным выдохом.
  • При проблемах ЦНС он становится очень громким, визжащим или же, напротив, тихим, всхлипывающим, часто на вдохе.

Поэтому очень важно внимательно прислушиваться к первым звуковым сигналам ребенка. Отметим, что малыши слышат звуки, издаваемые родителями, и пытаются их повторить, то есть толчком к развитию речи является развитие слуха. Вот почему глухие малыши также остаются и немыми.

Стадии гуления и лепета

Важнейшей стадией доречевого периода является гуление, посредством которого малыш общается с родителями. Достигший 2 месяцев кроха начинает реагировать на голоса мамы и папы, поэтому до 6 месяцев специалисты рекомендуют активно общаться с ним – это будет способствовать развитию фонематического восприятия. Кроме того, звуки гуления являются основой для формирования речевого дыхания. На этой стадии начинается развитие интонации.

Именно сейчас малыши испытывают повышенный интерес к собственному голосу, словно проверяя его возможности. В этот период становятся наиболее заметными индивидуальные различия детских голосов.

К третьему месяцу начинается стадия лепета – количество издаваемых звуков постепенно увеличивается, а со временем появляются так называемые «лепетные псевдослова». Это очень важное время для развития дошкольников, поскольку включает в себя не только тренировку голоса, но и развитие необходимых для нормальной речи двигательных и слуховых реакций, а также способность органов артикуляции складывать звуки в слоги. В отличие от гуления, лепет включает не только гласные звуки, но и отдельные согласные. Возрастает роль слуха – дети начинают подражать и родителям, и самим себе. Вот почему в звуковой среде малыша должна обязательно присутствовать речь родителей, четкая и правильная, обращенная к детям, в противном случае неизбежны дефекты и зажимы, отсутствие интонации, даже боязнь собственного голоса.

Развитие от 1 до 5 лет

Ребенок начинает издавать осмысленные звуки к концу 12-го месяца жизни. Прислушиваясь к своим родителям, он постепенно осознает взаимосвязь предмета и его звуковой оболочки, поэтому именно в это время произносит свои первые простейшие слова. Ко второму году жизни кроха осваивает вопросительную интонацию, уже более четко выражает голосом свои эмоции, подражая речи взрослых.

До 5 лет вполне возможны проблемы с выговариванием отдельных звуков – чаще всего согласных, особенно вибрантов и шипящих. У большинства детей дефекты полностью пропадают лишь в 6-7 лет.

Развитие голоса

Родителям надо сделать все от них зависящее, чтобы развивать слух и голос малыша, но следует быть очень осторожными, поскольку чрезмерная нагрузка столь же вредна, как и полное игнорирование. Особую значимость играет постановка дыхания, которую самостоятельно, без музыкально-педагогического образования выполнить сложно. Но в домашних условиях можно внести посильный вклад, предложив малышу выполнить дыхательную гимнастику Стрельниковой, которая благоприятно скажется на звучании голоса. Полезной будет и артикуляционная гимнастика – она подготовит речевой аппарат крохи к правильному произнесению отдельных звуков, а также позволит проработать мышцы лица, челюсти, губ, языка и щек.

Родителям следует помнить, что помочь ребенку в развитии голоса они смогут только при соблюдении следующих условий.

  1. Детям нужен положительный пример, поэтому крайне важно, чтобы взрослые сами говорили правильно, эмоционально, соблюдая необходимую интонацию.
  2. Положительный эмоциональный фон. Если мама будет кричать на малыша, нервничать из-за того, что у него не получается выполнить задание, то польза от подобных занятий будет минимальна, ребенок быстро утратит к ним интерес. Поэтому нужно хвалить кроху хотя бы за приложенные старания.
  3. Многие педагоги сходятся во мнении, что самое полезное упражнение для развития голоса – это пение, поэтому можно смело петь с ребенком его любимые песенки. Музыка благотворно скажется на способности правильно строить фразы и произносить звуки.

Выполнение этих несложных рекомендаций поможет приблизиться к цели.

Основные методики работы

Многие исследователи и педагоги подходили к вопросу развития голоса у детей дошкольного возраста. Например, Д. Е. Огороднов предлагает стимулировать не просто развитие голосовых связок малышей, но и его эмоциональные и речевые способности, умение воспринимать форму. Методика полностью отрицает фальцетное звучание, признавая его неполноценным. Она позволяет развить гибкость, тембр и большое количество интонаций, однако затрудняет переход в высокий регистр. При подобных занятиях голоса малышей менялись, кроме того, наблюдалась пестрота в произнесении гласных. Голос развивался вниз, поскольку Огороднов считал высокие звуки некрасивыми.

Программа Емельянова имеет противоположную направленность. Она называется «Фонопедический метод развития голоса» и направлена на формирования певческого голосообразования и на развитие голосового аппарата.

Подобные упражнения подразделены на несколько уровней.

  1. Подготовительный. Работа с различными видами голосовой активности (писк, сип, крик, хрип, стон).
  2. Развитие академического певческого голосообразования. Происходит работа над улучшением владения интонацией, эмоционального и фонематического слуха.
  3. Формирование академического певческого тона. На этом этапе устраняется неравномерность развития голосового аппарата, происходит подготовка к изменениям пубертатного периода.

Еще одна методика – написание музыки специально для детей, позволяющей развить их вокальные способности.

Упражнения на развитие голоса для детей

Рассмотрим некоторые эффективные упражнения, которые родители смогут взять на вооружение. Прежде всего, это речевые игры, их существует достаточно много.

  • Прослушивание с малышом сказок, в которых используются доречевые коммуникативные элементы (шумы, визг, скрипы, писки).
  • Чтение стихов в различных регистрах – ребенку будет проще, если попросить его рассказать стих так, как это сделал бы медведь (грудной регистр) и ежик (фальцет).
  • Когда предыдущее упражнение станет получаться без проблем, можно немного его усложнить, переходя из фальцетного регистра в грудной в одном четверостишии.
  • Научиться менять высоту голоса можно при помощи такого упражнения. Изображать голосом картину, одновременно «рисуя» рукой по воздуху. Чем выше движется рука, тем более высоким становится голос. Таким образом можно, например, изобразить высокую ель.
  • Катание на лифте. Ребенок произносит звук, одновременно перемещает руку вверх и вниз (имитируя движение кабины лифта), соответственно, меняет и тембр голоса.
  • Подвижность голоса хорошо улучшает пение с закрытым ртом.
  • Для развития умения говорить громче поможет такая игра. Родитель предлагает малышу позвать мишку пить чай. Но мишка не слышит, он далеко, надо позвать громче. Важно следить за тем, чтобы дети не кричали, а именно говорили более громко.
  • Еще одна игра противоположна, задача малыша – говорить тихо, чтобы не разбудить мишку. Но необходимо не переходить на шепот, а делать голос более тихим.
  • Далее задание усложняется. Родитель подбирает парные игрушки, например, машинки, большую и маленькую. Затем просит ребенка изобразить, какой звук издает большая машинка (он должен быть громким). А маленькая, напротив, сигналит тихо. Затем ситуация повторяется со второй парой игрушек. Малыш должен научиться быстро и правильно менять громкость голоса.
  • Развить умение говорить «тонким» и низким голосом поможет такая игра: мама просит ребенка изобразить, какие звуки издает кошка, а какие – котенок. Во втором случае «мяу» ребенок должен произносить более низко, чем в первом. Аналогичным образом обыгрывается ситуация с птицами.
  • Можно прочитать ребенку сказку «Три медведя», а после – попросить его передать особенности речи каждого из героев: Михаил Иваныч отличается грубым, низким голосом, голос Настасьи Потаповны – немного ниже, а Мишутка говорит звонким, высоким голоском.
  • Мальчикам будет интересно имитировать езду на автомобиле, который едет по дороге, потом – объезжает лужу, мчится по кочкам. Затем задание изменяется – езда на большой машине сменяется поездкой на маленькой.

Такие игры доставят малышу подлинное удовольствие, если проводить их в легкой ненавязчивой форме. Кроме того, они очень полезны для улучшения работы голосового аппарата, особенно гортани. Постепенно положительный результат будет заметен – дети научатся выражать в речи эмоции, использовать звуки различной силы и высоты, а дефекты речи, напротив, станут менее очевидными.

razvivashka.online

Упражнения на развитие силы голоса.

ТОП 10:

Ауканье. Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем ещё громче.

Вьюга. Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» вы тихо произносите: «У-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» говорите громко: «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносите тише и смолкаете по сигналу «Вьюга кончилась».

Гудок паровоза. Изобразим гудок паровоза: «У-у-у-у». Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.

Маленькое привидение из Вазастана. Вспомним повесть А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». В одной из глав рассказывается, как Карлсон переоделся в привидение, чтобы напугать воров, залезших к Малышу в дом. Он летал в белом балахоне и завывал ужасным голосом: «У-у-у».

Пожарная машина. Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издаёт пронзительные звуки сирены: «у-у-у-у-у».

 

Высота голоса

Высота голоса – слуховое ощущение частоты звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками. Между частотой звука и его высотой существует сложное соотношение. Умение точно воспринять мелодику речи, то есть уловить на слух все высотные изменения голоса, – одно из необходимых условий эффективного общения. Не менее важно научиться управлять своим голосом так, чтобы его высотные параметры позволяли реализовать любой мелодический рисунок, чтобы высотный диапазон голоса был достаточен для выражения широкой гаммы чувств и эмоций.

Важно отметить, что все характеристики голоса: и высота, и громкость, и тембр – тесно взаимодействуют. Так, громкость растёт с высотой голоса. В связи с этим часто возникает терминологическая путаница. Например, говорят: «Он повысил голос» или «Собеседники говорили на повышенных тонах», при этом вовсе не имея в виду высоту голоса, а лишь степень его слышимости, т.е. громкость.

В самом деле, высота голоса – весьма существенный фактор, влияющий на восприятие нашей речи. Считается, что человек с низким голосом производит впечатление самодостаточного и более уверенного, чем обладатель высокого голоса.А те, у кого голос от природы низкий, напротив, хотели бы научиться говорить более «нежно и прозрачно», чем это им удаётся, а также получить возможность «повысить голос» или «говорить на повышенных тонах», когда это необходимо.

Повысить или понизить тон речи можно, развивая свой диапазон, раскачивая голос при помощи упражнений вверх и вниз от своего основного, естественного, так называемого «примарного», тона. Но примарный тон по-прежнему останется основой вашего голоса. Его легко найти при помощи «доречевых» звуков. Необходимо привыкнуть к звучанию своего собственного голоса (

на том тоне, где вы смеётесь, стонете и зеваете), полюбить свой голос, только тогда он будет вас слушаться. Иногда по разным причинам нам перестаёт нравиться собственный голос, и мы начинаем говорить «не своим голосом», искусственно завышая или занижая его. И голос не прощает подобного отношения: звучит неестественно, зажимается, устаёт.

Оценка высоты звука производится в герцах (Гц) по имени немецкого физика Генриха Герца.

 

 

Тон голоса

Тон голоса – это интонационная характеристика, включающая несколько видов информации о говорящем. К этим видам относится информация следующего характера: физическое и эмоциональное состояние, отношение к собеседнику, самооценка, внутреннее действие (чего хочет, чего добивается).

Примеры тонов, отображающих разные виды информации:

1. Физическое состояние: усталый, бодрый, вялый, слабый, сильный, немощный, умирающий, гиперактивный.

2. Эмоциональное состояние: раздражённый, тревожный, радостный, гневный, сомневающийся, неуверенный, уверенный, меланхоличный, испуганный, печальный, возбуждённый.

3. Отношение к собеседнику: возвышающий, хвалебный, пренебрежительный, ласковый, язвительный, дружелюбный, негодующий, сокрушающийся, холодный, влюблённый.

4. Самооценка: гордый, надменный, спотыкающийся, неуверенный, уверенный, спокойный.

5. Действие: провоцирующий, укоряющий, принуждающий, просящий, требующий, ободряющий, успокаивающий, соблазняющий, отталкивающий, манящий.

Обычно в тоне содержится одновременно несколько видов информации.

Ваша цель – легко изменять тон голоса по собственному желанию, в зависимости от ситуации. Для этого надо научиться не только слышать его внутри, извлекая из слуховой памяти, уметь воспроизводить, но также в какой-то мере возбуждать различные эмоции и выражать их в голосе.

Упражнение «Игра тонами».

1. Произнесите одну и ту же фразу (например: «Посмотрите сюда») несколькими видами тонов:

– раздражённо-укоряющим;

– радостно-ободряющим;

– печально-сокрушающимся;

– ласково-просящим;

– уверенно-доброжелательным.

Представьте, что вы говорите каждую фразу в какой-то конкретной ситуации и добиваетесь какой-то конкретной цели. В качестве тренировочных можно использовать любые фразы, в том числе и скороговорки.

2. Произнесите небольшой монолог, удерживая уверенно-доброжелательный тон.

Тоновый диапазон человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64 до 1300 герц.

 

Полётность голоса

Полётностьспособность голоса быть слышимым на большом расстоянии при минимальных затратах сил говорящего или поющего. При этом и у того, кто говорит, и у того, кто слушает, возникает ощущение облегчённого звукоизвлечения: голос как бы «летит». Независимо от типа голоса, высоты и тесситуры, а также громкости звучания, в полётном голосе всегда присутствует некоторая металличность, слышится своеобразный «звоночек» – призвук в области четвёртой октавы, если воспользоваться нотным обозначением. Высокочастотные обертоны в этой области, названные «высокой формантой», с наибольшей лёгкостью воспринимаются нашим слухом, поэтому голос, в тембре которого содержатся такие обертоны, отличается хорошей слышимостью. Полётный голос, испытывающий воздействие всевозможных шумов, рельефно выделяется и тем самым проявляет помехоустойчивость.

Полётность – одна из важнейших характеристик тембра профессионального голоса. Если в голосе нет полётности, то это не только обедняет выразительные возможности говорящего, но и указывает на нерациональную организацию фонации, недостаточное владение голосом. Дело в том, что появление высокой форманты обусловлено определённой конфигурацией резонаторов речевого тракта, а также специфическим взаимодействием мышц дыхательной системы и гортани. Правильная постановка голоса позволяет придать ему помимо других качеств и полетность.

Интересно, что полётностью звука обладают музыкальные инструменты, и зависит она не только от мастерства исполнителя, но также и от «природных» свойств самого инструмента. Известно, что великие скрипичные мастера Гварнери, Страдивари, Амати и некоторые другие умели создавать скрипки-шедевры, которые ценились не только своим великолепным, благородным звучанием, но также и поразительной полётностью звука. Секрет этого чудесного свойства скрипок Страдивари, давно ставших музыкальной редкостью, несмотря на усилия многих исследователей, всё ещё не разгадан до конца.

Музыканты, певцы и актёры высоко ценят это важное свойство звука – его полётность. Измерения показали, что у хороших (звонких) голосов коэффициент полётности равняется 25–30 децибелам, а у плохих («сырых») голосов – всего лишь 15–20 децибелам.

 

Диапазон

Диапазон(от греч. dia pason (chordon) – через все (струны)) – совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом. Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.

Чаще всего говорят о высотном (мелодическом), или тоновом диапазоне, который определяется как интервал между самым низким и самым высоким звуком (тоном) в пределах возможностей данного голоса. Высотный диапазон зависит от многих факторов: возраста, анатомо-физиологических особенностей голосового аппарата, эмоционального и физического состояния человека, его обученности (в процессе целенаправленной работы над голосом диапазон его расширяется). Большой высотный диапазон необходим для расширения выразительных и изобразительных возможностей голоса, мелодичности речи.

Различают также диапазон динамическийи диапазон тембральный. Что касается динамического диапазона, то он представляет собой ряд градаций силы или громкости голоса. Динамический диапазон прямо не связан с абсолютной силой или громкостью. Например, голос, который может увеличивать звучность от едва слышного до умеренно громкого, будет по динамическому диапазону шире, чем тот, который воспринимается в пределах от громкого до не очень громкого. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы голос охватывал максимум градаций звучности – это позволяет сделать речь хорошо слышимой и выразительной. При этом надо избегать форсирования звука, когда голос искажается и находится на грани срыва. В музыке, пении и в сценической речи принято обозначать градации громкости итальянскими терминами – в порядке возрастания: пианиссимо (pp), пиано (p) меццо-пиано (mp), меццо-форте (mf), форте (f), фортиссимо (ff).

Тембральный диапазон – это разнообразие тембров, звуковая «палитра» голоса, определённый набор специфически звучащих вариантов. Известно, что каждый человек обладает индивидуальным, присущим только ему тембром, который обусловлен особенностями функционирования речевого аппарата. Но речевой аппарат достаточно пластичен и может гибко перестраивать свою работу. Так, не представляет большого труда осуществить назализацию, лабиализацию, палатализацию звука, что приводит к существенному изменению тембра. При известной тренировке удаётся произвольно расширять и сужать глотку, опускать и поднимать гортань (с размахом до нескольких сантиметров), менять режим смыкания голосовых складок.

Чем больше вариантов артикуляции усваивает человек, тем разнообразнее в тембровом отношении звучит его голос, тем шире его тембральный диапазон, а это обеспечивает более точное решение коммуникативных и сценических задач.

Тоновый диапазон человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64 до 1300 герц. В двух формах проявления человеческого голоса – пении и разговоре – качества голоса представлены несколько различно. Разговорный голос составляет лишь 1/10 от общего диапазона голоса. Тоновый охват певческого голоса значительно шире разговорного и зависит от вокального образования.

Голосовой диапазон расширяется в основном в результате повышения верхней тоновой границы. Кроме того, приобретается необходимая сила голоса и тренированность Наибольший тоновый диапазон для мужских голосов – 35 полутонов, для женских – 38. Если учитывать также и крайне низкие тоны басовых голосов (43,2 герца) и высокие свистящие тоны детских голосов (4000 герц), то получится, что человеческий голос охватывает 6 октав.

Интенсивность голоса

 

Интенсивность голоса (от лат. intensio – напряжение) – энергетическая характеристика голоса, которая может быть измерена специальными приборами и определяется звуковой энергией, проходящей за единицу времени через единицу площади. Интенсивность голоса почти никогда не измеряется непосредственно. При помощи микрофона измеряется звуковое давление, а интенсивность, пропорциональная квадрату звукового давления, если это нужно, определяется либо аналитически (по формуле), либо с помощью соответствующей электронной схемы.

Данные о значениях звукового давления или интенсивности обычно представляются в логарифмической шкале, то есть в децибелах (дБ) по отношению к начальному логарифмическому уровню, принимаемому за 0 (нуль).

Интенсивность голоса зависит от режима работы голосовых складок и величины воздушного давления под ними. Чем выше подскладочное воздушное давление и чем плотнее смыкаются голосовые складки, тем больше интенсивность голоса.

 

Тембр

 

Тембр – психоакустическая характеристика голоса, обусловленная совокупностью факторов: степенью выраженности шумовых компонентов, обертонов, модуляционными процессами, атакой и затуханием голосового сигнала. Характерные звуковые особенности различных источников определяются не только свойствами основного тона, но и в не меньшей степени наличием обертонов. Именно присутствие тех или иных обертонов, представленных в определённом числе и соотношении, характеризует тембр источника звука.

Слово «тембр» происходит из французского языка и означает «печать», «клеймо». Служит тембр для характеристики источника тона. По тембру мы различаем звуки окружающей нас живой и неживой природы, судим об их происхождении. Тембр голоса воспринимается как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность звучания этих голосов одинакова. Тембр голоса имеет важное коммуникативное значение. Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса. Тембр голоса или, как ещё говорят, его «окраска» – обертональный ряд, который делает неповторимым голос каждого человека.

Тембр зависит от физических данных человека: объёма лёгких, строения голосовых связок и костей черепа. Но он может существенно меняться, если мы научились направлять звук через различные резонирующие части тела: грудную клетку, живот, зубы, лоб, затылок. Именно с помощью игры резонаторов пародисты подражают чужим голосам.

При владении резонаторами, «внутренними микрофонами» нашего тела, мы можем добавить голосу высокие обертоны, делая его более звонким, «полётным», пробивающим пространство даже большого зала. Можем подстроить наш тембр в соответствие с характеристиками помещения, где мы говорим, находя общий резонанс со стенами, полом, потолком. Таким образом, наш голос становится достаточно звучным (да ещё и красиво «окрашенным») при минимальной нагрузке на голосовые связки.

Тембр голоса может быть спонтанным (непроизвольным) и креативным (специально сформированным). Спонтанный тембр характерен для непоставленных голосов, особенно когда говорящий взволнован или когда слуховой контроль затруднён. На основании спонтанного тембра можно довольно точно определить физическое и эмоционально-психологическое состояние говорящего. Креативный тембр свойствен голосам поставленным, профессиональным.Он вырабатывается с целью выразить в голосе только те эмоции и краски, которые имеют прямое отношение к данной речевой задаче.

Человек способен в широких пределах менять тембр своего голоса как непроизвольно, так и целенаправленно. Однако при этом в той или иной степени тембр сохраняет черты индивидуальной неповторимости. Индивидуальность тембра обусловлена тем, что размеры речевых органов и функционирование нервной системы, управляющей ими, у каждого человека неповторимы. В то же время широкое варьирование тембра возможно благодаря способности речевого аппарата работать в разнообразных режимах.

Голос, как любой звук, характеризуется с точки зрения его восприятия во времени атакой, модуляциями или отсутствием модуляции, затуханием. Эти акустические процессы оказывают непосредственное влияние на тембр. Короткая, «взрывная» атака делает голос жёстким, напористым. Плавное, как бы с «раздуванием» начало звука придаёт ему противоположный характер: голос становится мягким, задушевным, может быть даже завораживающим. Если вслед за фазой атаки наступает короткая фаза затухания, то голос воспринимается как выкрик, лающий звук. Если фаза затухания длительная, то возникает эффект стона или плача.

Как правило, между атакой и затуханием существует достаточно продолжительная фаза, которая характеризуется либо отсутствием изменений громкости и высоты, либо модулированием этих параметров. Модуляция громкости и высоты со строгой периодичностью (по синусоидальному закону) и частотой от 4 до 8 Гц называют эффектом вибрато. Легче всего проследить вибрато в оперном пении, где оно крупное, «размашистое». В бытовой речи вибрато возникает довольно редко, лишь в минуты особого эмоционального подъёма и у хорошо обученных актёров. И у поющего, и у говорящего вибрато является украшением голоса. Пульсации вибрато делают голос живым и одухотворённым. Если вибрато нет, голос кажется безжизненным и невыразительным, по образному выражению вокалистов – «прямым, как палка». Вибрато придаёт голосу определённую эмоциональную окраску, от него зависят эстетические свойства голоса. Некоторые известные драматические артисты для выражения сильных эмоциональных переживаний также иногда прибегают к вибрато.

Упражнение «вибрато».Вдохните через нос и рот, затем на выдохе спойте упражнение на гласную «а» с интервалом в секунду. Поём эту секунду 10 раз на одном дыхании: сначала медленно, затем увеличивая темп. Положите руку на горло в области кадыка и если вы делаете упражнение правильно, то почувствуете, что вместе с дыханием задействованы мышцы гортани (они колеблются, то есть вибрируют).

Тембр голоса трудно поддаётся описанию. Обычно для обозначения тембров используют слова, значение которых связано с представлением о разных свойствах предметов, почти не имеющих отношения к звуку: бархатный, богатый, горячий, раскалённый, жёсткий, задавленный, мягкий, острый, полный, пустой, светлый, сжатый, слабый, твёрдый, тёмный, тёплый, тусклый, тяжёлый, широкий, холодный, ясный. Долгое время в сценическом искусстве была известна система четырёх знаменитых тембров: золотого, серебряного, медного и бархатного. Интересны высказывания о тембровых красках голоса известного итальянского баритона Титто Руффо: «Я стремился создать при помощи специальной вокальной техники подлинную палитру колоритов. При помощи определённых изменений я создавал звук голоса белый, затем, заменяя его звуком насыщенным, я доводил его до колорита, который называл синим; усиливая тот же звук и округляя его, я стремился к колориту, который называл красным, затем к чёрному, то есть тёмному».

Очень мало используются собственно звуковые представления: глухой, дрожащий, звонкий, крикливый, назальный. Известен и такой приём характеристики тембров, когда пытаются назвать те чувства, которые они выражают: эмоционально-волевой тембр, шутливо-иронический тембр, грустный, нежный, спокойный, угрюмый. В некоторых случаях целесообразно использовать названия тембров, построенные на основе ассоциаций с той или иной фонемой: у-образный тембр, и-образный тембр и т.п.

Работа над тембром является центральной задачей при постановке голоса. Умение сформировать адекватный речевой задаче тембр голоса – одно из важнейших профессиональных умений.

Тайна тембра человеческого голоса издавна привлекала исследователей-акустиков и музыкантов, инженеров связи и лингвистов, врачей-фониатров и вокальных педагогов, логопедов и актёров, певцов, физиологов и даже математиков. Первым попытался изучить «анатомию» тембра знаменитый немецкий физик Герман Гельмгольц. Для этого он использовал очень простые устройства – стеклянные или металлические шары с двумя отверстиями. Узкое отверстие прислонялось к уху, и если шар резонировал, это означало, что в голосе содержатся обертоны, близкие по звучанию к резонансному тону шара. Для выделения обертонов разной высоты существовали шары разных размеров.

Сейчас для исследования тембра голоса применяется несравненно более сложная, точная и объективная аппаратура, например, звуковые спектрометры. Подобно тому, как солнечный луч, проходя через призму, разлагается на составляющие его цвета радуги, звук голоса, пройдя через спектрометр, расчленяется на отдельные составляющие его обертоны. В результате ряда электроакустических преобразований на экране прибора появляется серия светящихся столбиков, каждый из которых соответствует определённой частоте обертона, а высота столбика – его интенсивности.

Картина, получающаяся при разложении звука на экране спектрометра, носит название спектра звука, а отдельные сильно выдающиеся пики, состоящие из группы обертонов и влияющие на распознавание речевых звуков, были названы формантами. Форманта во многом определяет секрет индивидуального звучания тембра. Исследования показали, что в каждой гласной содержатся три, четыре и даже пять формант. Каждая из них влияет на опознаваемость звуков, но наиважнейшими оказываются первые две-три. У разных людей форманты даже в одних и тех же гласных звуках несколько разнятся по своему частотному положению, ширине и интенсивности. Индивидуальные особенности формант и придают голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему одному тембр.




infopedia.su

Методика развития голоса

Непосредственная работа над голосом является работой над все­ми его качествами — силой, высотой, длительностью и тембром и их изменчивостью в речевом процессе.

Для лучшего восприятия речи голос должен быть средним по силе. Дело в том, что физическая сила звука не совпадает с оценкой громкости его восприятия слушателями; хорошее восприятие речи или пения достигается средней силой голоса, ясностью произноше­ния, неторопливым темпом и умением доносить голос до слушате­ля, т.е. правильно направлять звуковую струю в переднюю часть ротового резонатора. Резкая, пронзительная громкость голоса ухуд­шает произношение. С точки зрения гигиены голоса, излишняя громкость, вызывающая перенапряжение голосовых связок, также противопоказана. Свободная, своевременная смена срлы голоса в связи со смысловым и эмоциональным содержанием речи или пе­ния достигается, конечно, тренировкой, специальными упражнени­ями.

Работа над высотой голоса должна заключаться: а) в нахождении основного тона голоса; б) в упражнениях над устойчивостью звука на данной высоте; в) в упражнениях над постепенным расширением диапазона как вверх, так и вниз; г) упражнениях над легкостью смены высоты.

Голоса бывают высокие, средние и низкие, но для каждого голо­са характерны свои верхи, середины и низы, т. е. свой диапазон. Каждый человек должен пользоваться естественным, именно ему свойственным голосом. В силу подражания многие говорят и поют не своими, голосами — или слишком высокими, или слишком низ­кими. В частности, мальчики часто подражают голосам взрослых. Особенно нужно остерегаться визгливых, пискливых, сдавленных, неустойчивых высоких звуков: они очень вредны и неприятны на слух.

Найти естественное звучание голоса и научить пользоваться им — основная задача педагога-вокалиста и логопеда. Только на этой основе следует развивать голос во всех его направлениях. Нахождение основного тона способствует легкое, свободное вос­клицание, окрашенное приятной эмоцией («а-а, как приятно!») или с оттенком удивления («а-ах!»). Тон этот должен возникать без всякого напряжения, в частности без участия мышц корня языка подбородка.

Устойчивость звука как по силе, так и по высоте вырабатывается сначала на средней высоте данного голоса. Затем отдельно вырабаты­вается смена силы звучания, а далее смена высоты как вверх, так и вниз. Материал для каждого из указанных упражнений усложняется постепенно, сначала на слогах, затем на стихотворении с короткими строчками. Важно подобрать материал так, чтобы по содержанию он соответствовал поставленной задаче.

Как при работе над силой голоса, так и над высотой требует­ся сугубая осторожность и постепенность. Поспешность, перегруз­

ка упражнениями обычно приносят вред, тогда как постоянная тре­нировка поддерживает все выработанные свойства голоса и предох­раняет его от срыва.

Голос каждого человека имеет свои индивидуальные оттенки: тембр, который поддается некоторой обработке. Улучшить тембр — значит изжить неправильные навыки и сформировать новые, нуж­ные. К последним относятся звонкость, собранность звука: перво­му противопоставляется сдавленный звук, а второму — белый звук, образующийся при постоянной улыбке, некоторой расслабленности губ.

Навести, настроить голос на звонкость помогают упражнения со звуком, резонирующим в передней части рта, при этом ощущается вибрация в зубах, челюстях и щекотание в губах. Упражнения ве­дутся на протяжных слогах: мммиии, мммэээ, мммааа, мммооо, мммууу, мммыыы с интонацией легкого удивления.

Собранность звука достигается тем, что перед началом речи, как исходное положение, губы принимают овальную установку (на глас­ной о).

Постоянная тренировка голоса поддерживает выработанные ка­чества голоса и сохраняет его выносливость.

Кратко изложенная методика постановки и развития речевого голоса является системой упражнений, которые применяются и при лечении нарушений голоса, но «говорит и поет неголосовой аппарат, а человек»1, поэтому применение упражнений стандарт­но, без необходимой индивидуализации в зависимости от данно­го случая не должно иметь места ни в норме, ни тем более в патологии.

Все разработанные разными авторами методы воздействия яв­ляются комплексными. Применяемые различные приемы можно охарактеризовать следующим образом: а) соблюдение голосового режима, начинающего обычно с полного молчания или хотя бы с перехода на шепотную речь; это ведет к уменьшению раздра­жения (снятию напряжения) в области гортани и голосовых связок и психическому успокоению; б) внешний массаж в об­ласти гортани и вибрационный массаж при помощи камертона, вибратора, который усиливает вибрацию слабых или парети-ческих голосовых связок и играет роль их массирования; в) механическая помощь в виде сдавливания хрящей гортани, в частности нажима на выступающий щитовидный хрящ, а также наклоны и повороты головы. Они механически сближают па­рализованные связки, а вибрация усиливает их собственное не­достаточное колебание. Еще в 1924 г. известным немецким вра-

Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. — М., 1952.

чом и логопедом Г Гуцманом было отмечено, что вынужденная вибрация парализованной голосовой связки через механическое сбли­жение ее со здоровой вибрирующей связкой или через возбуждение ее путем применения вибратора приводит к тому, что она начи­нает вибрировать и самостоятельно, хотя и остается вначале бо­лее твердой и менее упругой и дает не вполне чистый звук; г) использование привычных автоматизмов — получение звука го­лоса от кашля, зевка, стона — и последующая активная гимнас­тика, способствующая его закреплению через повторение, через образование кинестетических ощущений и воспитание слухово­го внимания; д) активная гимнастика (общеизвестна в логопе­дической работе), она имеет место, конечно, при работе над ар­тикуляцией и в данном Случае; е) заглушение звука голоса трещотками Барани, заглушителем Деражне заставляет больного усилить голос и, кроме того, имеет психотерапевтическое значе­ние, так как снимает страх перед своим неполноценным голо­сом; ж) собственно психотерапия — создание веры в успех лече­ния и бодрого, активного настроения, что достигается беседами, демонстрациями людей, оздоровивших свой голос, объяснения­ми целесообразности всех мероприятий и их механизмов; з) ис­пользование эмоций, непосредственно влияющих на дыхание и голосообразование.

Медицинское вмешательство обычно ускоряет процесс восстанов­ления, а иногда оказывается совершенно необходимым. Оно может быть терапевтического характера (лекарственное лечение, полоска­ние, ингаляция, прижигания) или хирургического (удаление аденои­дов, папиллом, сшивание нёбных расщелин и т. п.).

В зависимости от характера нарушения голоса и от этапа работы приобретает ведущее значение то одна, то другая составная часть этого комплекса.

* * *

Механизм голосообразования и звукопроизношения имеет одну общую основу — речевое дыхание. Голос и произношение зву­ков теснейшим образом взаимодействуют друг с другом в нор­ме, поэтому вполне естественно, что при анализе их нарушений возможно некоторое сопоставление между ними. Как наруше­ния голоса, так и нарушения звукопроизношения могут иметь: а) органическую основу периферического порядка; б) могут но­сить функциональный характер; в) могут иметь органическую основу центрального характера; г) как нарушения голоса, так и нарушения звукопроизношения очень часто наблюдаются на по­чве тугоухости.

При тяжелых нарушениях речи (анартрия, дизартрия, нару­шения на почве тугоухости) мы обнаруживаем взаимодействие и переплетение расстройств голоса и звукопроизношения.

Разница между нарушениями голоса и звукопроизношения, а также и основные принципы логопедического воздействия в том и другом случае определяются своеобразием значения голоса и звукопроизношения в речи и анатомо-физиологических механиз­мов того и другого.

Звукопроизношение обеспечивает в основном смысловое значение речи, а голосовой компонент — ее эмоциональное содержание.

В соответствии с указанными особенностями звукопроизно­шения и голоса при воздействии на неправильное звукопроиз­ношение применяются такие приемы, как фиксация внимания на смыслоразличительном значении фонем, опора на зритель­ный анализатор, прямое воздействие на артикуляцию через фор­мирование правильного уклада речевых органов, характерного для каждого звука. Ведущими приемами логопедического воз­действия при расстройствах голоса будут: а) опора на тактильное ощущение, а не на зрительный контроль; б) косвенное воздей­ствие на голосовой аппарат через предварительную организацию дыхательных упражнений и движений органов артикуляции, име­ющих общую иннервацию и мышечную связь с гортанью; в) ис­пользование речевого материала, преимущественно эмоциональ­ного содержания, непосредственно отражающегося на голосооб-разовании (радость, удивление, огорчение, испуг и т.п.), что осо­бенно применимо к детям, благодаря их повышенной эмоциональной возбудимости.

Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ля­пидевского. — М., 1963. — Вып. II. — С. 70—77.

А. Т. Рябченко

Состояние внешнего дыхания при функциональных нарушениях голоса и основные мероприятия по реэдукции голоса

Нарушения голоса и речи функционального характера в своей основе имеют невроз, выраженный в той или иной степени, и потому, уяснив нервно-психологические особенности больного, с самого начала все лечебные мероприятия следует подчи­нять тем требованиям, которые необходимы при лечении боль­

ного неврозом, особенно больного, изведавшего и пережив­шего неудачи предшествовавшего лечения. Такой больной склонен давать совершенно непредвиденные и неадекватные реакции на воздействие самых разнообразных раздражителей. Начинать лечение необходимо с умелого подхода к больно­му, стараться больше уделять ему внимания, проводить бесе­ды с разъяснением сущности заболевания. Необходимо ис­пользовать внушение и психотерапию. Основываясь на уче­нии И. П. Павлова, психотерапию следует понимать как те­рапию патогенетическую, базирующуюся на физиологическом анализе функциональных нарушений высшей нервной деятель­ности человека.

Терапевтическое значение беседы следует расценивать двояко: у тех больных, у которых преобладают в картине их функционально­го расстройства голоса элементы повышенной возбудимости, беседа должна сопровождаться некоторым успокоением, снижением про­цесса возбуждения центральной нервной системы; у больных со слабым тормозным типом высшей нервной деятельности беседа также действует ободряюще и сопровождается некоторым уменьшением процесса торможения и, следовательно, усилением возбудительного процесса.

После беседы и ларингостробоскопии проводится лечебная ды­хательная гимнастика.

Отрегулировав дыхание (короткий вдох и замедленный вы­дох), необходимо добиться гибкости речевого аппарата и его от­дельных мышц, что достигается при помощи артикуляционной гимнастики, производимой одновременно с ортофоническими упражнениями — ну, ох — ты, ам — ба и пр.). При этом открывание рта производится в вертикальном направлении (опус­кание нижней челюсти при речи должно достигаться примерно на 2—3 см). Движения при открывании рта должны быть свобод­ными. Язык должен лежать плотно и лишь кончиком касаться нижних зубов. Движением нижней челюсти, раскрыванием рта, регулированием движений языка достигается правильное направ­ление звуков в позиции резонатора.

Ортофонические упражнения начинаются с произношения звука м в тональности, свойственной обычной разговорной речи, с закры­тым ртом (многократно). Вначале необходимо добиваться не обыч­ного речевого звука, а звука, скорее похожего на мычание — произ­носится тихо, без напряжения, отрывисто (только вначале), с обязательным направлением звука в позицию резонатора, а далее постепенно усиливается, но произносится спокойно, медленно и обязательно на выдохе. Губы при этом должны быть сомкнуты и несколько вытянуты.

Переходя к озвучанию согласных с гласными, вначале объясня­ется больному правильное произношение каждой фонемы, слова и нужное число повторений.

Фонемы подбираются индивидуально, в зависимости от вида нарушения голоса или от отсутствия звучности, позиции воспроиз­ведения голоса, состояния фонационного дыхания и общего состоя­ния больного.

Лучшим примером для начала являются следующие сочетания фонем:

му-

мы

ны-

-ни

ро-ры

му-

МО

ны-

но

ро-ро

му-

мэ

ны-

нэ

ро-рэ

му-му

ны-

ну

ро-ру

му-ма

ны-

на

ро-ра

то-та

бо-би

по-пы

ку-ки

то-тэ

бо-бы

по-пи

ку-ко

то-ты

бо-бэ

по-по

ку-кэ

то-ти

бо-бо

по-пэ

ку-ка

то-ту

бо-ба

по-па

ку-ку

то-то

бо-бу

по-пу

Постепенно упражнения усложняются, например:

му-мы-ман-мэн

мы-му-маи-тэи

ты-тэ-тын-так

ры-рэ-рым-раи

ро-рэ-рум-рэн

Безударное произношение сменяется ударным, и наоборот. После произношения короткого слова — Боря, мама, труд, пруд — строится короткая фраза — миру мир, заре навстречу. Фразу можно удлинять. От отраженной речи постепенно следует переходить к спонтанной речи, усвоив и закрепив звучание согласных с гласными; дальней­шее развитие звука целесообразно начинать с упражнений напевно­го характера, звучание согласных с гласными чередуя с речевым произношением.

Особой тщательности требует правильное, своевременное прове­дение ортофонических упражнений. В конечном счете они приво­дят к восстановлению единой координированной деятельности ды­хательного, артикуляционного аппарата, голосовых связок и речевой функции, в целом обеспечиваемой взаимодействием первой и вто­рой сигнальной системы.

Кроме описанного выше лечения, больным с функциональ­ным нарушением голоса и речи целесообразно назначать обще­

укрепляющее лечение (бромиды, электрофорез воротниковой зоны с хлористым кальцием от 6 до 15 минут на протяжении 12 дней). Лечение витаминами, водолечение. Необходимо больно­му обеспечить нормальный сон.

У больных с преобладанием явлений мышечной слабости — паретического состояния гортани, выражающегося в недостаточ­ной фонаторной подвижности истинных голосовых связок, — врач ортофонические упражнения проводят одновременно с воздей­ствием синусоидальных, низкочастотных модулированных тонов.

Анализ результата лечения данной группы больных комплек­сным методом (лечебная дыхательная гимнастика, ортофоничес­кие упражнения, воздействие синусоидальных модулированных тонов) показал, что клиническое выздоровление наступало в 80,16%, улучшение — 16,5%, без улучшения — 3,34%. Отдален­ные результаты хорошие, рецедивы единичны.

Профилактика функциональных нарушений голоса и речи сла­гается из мероприятий по предупреждению невроза и фиксации нервной системой неправильных навыков голосообразования.

Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ля­пидевского. — М.у 1967. — Вып. 3. — С. 223—231.

Е. С. Алмазова

Методика восстановления и развития голоса у детей

Курс логопедических занятий по восстановлению голоса состо­ит из двух этапов — подготовительного и восстановительного — и включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную, гимна­стику и голосовые упражнения.

В данном учебном пособии характеризуются артикуляцион­ные дыхательные и голосовые упражнения изолированно. Тем не менее упражнения должны проводиться одновременно, так как артикуляция, дыхание и голосообразование — это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические про­цессы. Координированная работа этих трех систем и обеспечи­вает нормальную функцию голосообразования.

studfiles.net

Несколько упражнений для развития голоса

Всем привет!

Сегодняшний пост посвящен тем, кто хочет записывать подкасты, но считает свой голос некрасивым и неприятным, а самое главное — готов над этим работать.

Надеюсь, вы не против немного подурачиться и гримасничать, потому что именно этим мы и займемся. Будет несколько простых упражнений для развития голоса. Хотите добиться результата — выполняйте их каждый день.

Также в конце статьи вас ждет новость (надеюсь, для кого-то долгожданная ). Ну а прямо сейчас небольшое лирическое отступление.

«Как сделать голос более дикторским…»

Такой вопрос задал мне Александр в комментариях к статье Первая запись голоса в программе Audacity. Я начала было вспоминать упражнения для развития голоса. Но потом подумала «стоп-стоп-стоп». Зачем врать? Не все так просто!

Давайте сразу расставим все точки над i. Чтобы ваш голос звучал, как у профессионального диктора, нужно:

1. Заниматься с преподавателем по сценической речи
2. Купить профессиональное оборудование: микрофон, предусилитель, звуковую карту
3. Обустроить помещение для записи
4. Продолжать работать над своим голосом, дыханием, интонациями каждый день.

Да, ребята, диктор — это профессия. И пусть кто-то скажет, что «языком трепать — не мешки ворочить», не верьте, на самом деле это серьезный труд, который требует много времени, терпения и внушительных финансовых вложений!

Другой вопрос, должен ли подкастер стремиться стать диктором. Я считаю, что НЕ должен.

Подкастеру не обязательно быть диктором

Запомните раз и навсегда, вам не нужно стесняться своего голоса даже если он далек от идеала. Подкаст — не рекламный ролик, не телепередача. Прежде всего — это общение со слушателем. А значит, самое главное в подкасте что? Правильно — его автор и та мысль, которую автор пытается донести до аудитории.

Не пытайтесь изображать из себя диктора. Это будет просто неуместно, а в некоторых случаях еще и смешно. Сконцентрируйтесь на том, чтобы стать для слушателя собеседником, вот что действительно важно!

Когда я слушаю подкасты или скринкасты, где автор что-то бубнит себе под нос, я понимаю, что дело тут не в отсутствии хорошей дикции. Человек не уверен в своем голосе, он ему не нравится, отсюда зажатость, небрежность, спешка. Это главная проблема, над которой мы и будем работать.

И те упражнения, о которых я расскажу вам сегодня, не сделают из вас профессионального диктора, но помогут раскрепоститься перед микрофоном, почувствовать собственный голос, научиться говорить так, чтобы вас слушали.

Самые простые упражнения для развития голоса

Расслабьтесь и дышите

В театральных институтах актеров учат не только говорить, но и правильно дышать. Правильное дыхание — это основа. Поэтому каждый раз начинаем занятия с упражнений на дыхание.

Зажигаем свечу, делаем глубокий вдох и медленно дуем на пламя так, чтобы оно не погасло. Те, кто боится устроить пожар в доме, могут проделать то же самое с полоской бумаги. То есть, дуть на нее так, чтобы бумага сначала немного наклонилась, но больше угол наклона не меняла.

Подбросьте в воздух небольшой целлофановый пакет, постарайтесь дунуть на него так, чтобы он поднялся максимально высоко.

Медленно выдыхайте, разводя руки в стороны и расправляя грудь. А на вдохе наоборот — прижимайте руки к груди и сводите плечи. По началу будете путаться, у нашего тела тоже есть свои стереотипы

Разминка речевого аппарата

После такой нехитрой дыхательной гимнастики переходим к водным процедурам разминке речевого аппарата. Проще говоря, будем разминать челюсть, небо, язык и мышцы лица, которые, между прочим, тоже влияют на нашу речь.

Откидываем голову назад, фиксируем кулаком нижнюю челюсть и вот в такой дурацкой позе громко и четко несколько раз произносим «МАЙ», «БАЙ», «ПАЙ». Когда проговаривается буква «Й», голова должна возвращаться в нормальное. Нижняя челюсть при этом всегда должна оставаться на месте.

Несколько раз «зеваем» с закрытым ртом. Не размыкая губ, опускаем нижнюю челюсть, водим ею в разные стороны. Можно еще представить себе, что вы с закрытым ртом жуете большую вкусную конфету.

Зажимаем зубами карандаш или ручку и двигаем его вверх-вниз. Чур, губами не помогать! Работать должна только челюсть.

На вдохе резко выталкиваем языком нижнюю челюсть вперед, возвращаем челюсть на место со звуком «С»

Складываем губы в трубочку, сначала максимально вытягиваем их, а потом, не размыкая губ, плавно растягиваем их в широкой улыбке «до ушей».

Очень важно выполнять все эти упражнения по нескольку раз и в том порядке, в каком я вам их написала.

Как только появится ощущение, что ваша челюсть сходила в спорт.зал, переходим к скороговоркам.

Читаем скороговорки

Но не все подряд, а только те, которые помогают отработать проблемные звуки. Если кроме Карла с кораллами и Саши с сушками на ум ничего не приходит, рекомендую вам зайти на skorogovor.ru

Этот сайт хорош тем, что все скороговорки на нем отсортированы не только по типу (детские/взрослые, сложные/простые), но и по звукам. То есть, если у вас проблема, например, с буквой «С», вы можете подобрать несколько чистоговорок, которые помогут отработать именно эту букву.

Не пытайтесь сразу произносить скороговорку быстро. Читайте медленно и четко, уделяйте внимание прежде всего согласным звукам, постепенно увеличивайте темп. До тех пор, пока не сможете повторить подвиг диктора на видео

Делаем контрольную запись голоса

Ну и теперь самое главное, ради чего стоит терпеть все эти унижения. После того, как вы несколько раз повторили все упражнения, сядьте в любимое кресло, возьмите любимую книгу, наденьте наушники и прочитайте пару страниц в микрофон.

  • Не суетитесь, читайте размеренно, старайтесь четко проговаривать каждое слово.
  • Обращайте внимание на знаки препинания, разделяйте предложения паузами.
  • Один абзац читайте тихо, как будто рядом спит малыш, а следующий — громко, как будто хотите, чтобы вас услышали соседи.
  • Добавьте эмоций. Не важно, о чем текст, постарайтесь прочитать его с разными эмоциями: грустно, радостно, в гневе, с восторгом, жалобно, сексуально и т.д. Потом прослушайте запись и честно оцените, какие эмоции звучат естественно, а над какими нужно работать.

И на последок

Если вы хотите добиться результатов, все это нужно проделывать ежедневно. Да-да, каждый день начинаем с упражнений на дыхание, потом делаем речевую разминку, читаем скороговорки и записываем несколько страниц из своей любимой книги.

Обязательно сохраняйте все свои записи, чтобы через неделю занятий их можно было послушать и убедиться в том, что успехи есть. А они обязательно будут!

Поймите, что наш речевой аппарат (сама терпеть не могу это словосочетание, но деваться некуда, иначе не назовешь) тоже нуждается в регулярных упражнениях. Кто-то качает пресс, кто-то тренирует писательские навыки. Развитие своего голоса — это тоже работа. За один день ничего не изменится, но если подойти к делу серьезно и не забрасывать его на пол-пути, у вас все получится.

Ну а теперь обещанная новость.

В сентябре на моем блоге стартует «Школа подкастера». Это будет закрытый и бесплатный мини-тренинг для тех, кто хочет научиться записывать качественные и интересные подкасты.

Над программой я все еще работаю, поэтому точных сроков начала и окончания тренинга назвать сейчас не могу.

Заявки на участие можно будет отправить уже в конце недели. Нужно будет просто заполнить небольшую анкету (ответить на пару вопросов) и, если есть такая возможность, записать небольшое аудио-приветствие. Подробности будут позже.  Следите за новостями блога.

На сегодня все, если остались вопросы, не стесняйтесь задавать их в комментариях, может именно ваш комментарий станет темой для новой статьи

webhow.ru