Теория практика – Теория и практика общественного развития | Международный научный журнал, входящий в перечень ВАК

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА это что такое ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА: определение — Философия.НЭС

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Согласно распространенному мнению, теория, т. е. «чистая» наука, не имеющая практического приложения, бесцельна и должна быть отвергнута или даже запрещена (О. Конт). Это — варварское суеверие, содержащее в себе угрозу также и для практики. Ведь человеческие потребности чрезвычайно разнообразны, помимо всего прочего, они включают в себя потребность в знаниях, доставляемых «чистой» наукой. Кто желает полностью подчинить науку так называемой практике, тот, в сущности, полагает, что потребности людей ничем не отличаются от потребностей животных и ограничиваются пищей, жилищем, одеждой и т. п., а это очевидная ошибка и предрассудок. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, сколько людей, притом самых простых, испытывают живой интерес к совершенно непрактичной астрономии, к истории и т. п.

Отказ от чистой теории чрезвычайно опасен, ибо, как свидетельствует история человеческой мысли, именно исследования, некогда полностью оторванные от практики, со временем сыграли решающую роль в ее прогрессивном развитии. Так, чисто теоретические изыскания математиков прошлых веков стали главным орудием современного естествознания и основанной на нем чрезвычайно практичной техники. Можно упомянуть и логику, которая на протяжении двадцати пяти веков была развлечением интеллектуалов, а в XX веке положила начало кибернетике. Последняя включает в себя информатику, а следовательно, и технику, настолько практичную, что она может привести к преобразованию всей нашей жизни. Сюда же относятся и исследования строения материи, некогда чисто теоретические, а затем открывшие доступ к атомной энергии. Желание подчинить науку практике — предрассудок, который не только унижает человека, но и является чрезвычайно опасным для самой практики.

Причина его возникновения становится понятной, если мы вспомним о тех периодах, когда человеку недоставало существенно важных вещей, пищи, оружия и т. п., т. е. о жизни первобытных людей, а также об обстоятельствах военного времени. В такие периоды теория, конечно, должна уступать практике. К счастью, эти времена проходят, и тогда идея о подчинении теории практике превращается в опасное и недостойное человека заблуждение.

Оцените определение:

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

философские категории, обозначающие духовную и материальную стороны общественно-исторической предметной деятельности людей: познания и преобразования природы и об-ва. Т.— результат общественного духовного производства, формирующего цели деятельности и определяющего средства их достижения, существующий в форме развивающихся понятий о предметах человеческой деятельности. В отличие от старой, эмпирической и позитивистской (в частности, прагматической) т. зр., марксистская философия рассматривает П. не как чувственный субъективный опыт личности, эксперимент ученого и т. п. П.— это деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие об-ва, и прежде всего объективный процесс материального производства, составляющий основу жизни людей, а также революционно-преобразующая деятельность классов и все др. формы практической общественной деятельности, ведущие к изменению мира. В познании именно П. является его основой и критерием истины. Деятельность людей всегда целесообразна. На заре человеческой истории труд наших предков, знавших лишь половозрастное его разделение, также был целесообразным: цель определялась родовым ритуалом общения как наглядным образцом поведения и связанных с ним представлений и эмоций. Производство идей, представлений, сознания было вплетено здесь в “язык реальной жизни” (Маркс), в ритуальное “означивание” средств и способов деятельности. Но ни особой теоретической деятельности, ни Т. еще не было. Общественное разделение труда на земледелие и скотоводство привело к возникновению труда производительного, впервые обособившего производство средств производства (напр., обработка земли для посева и посев) от производства средств потребления (сбор, хранение, переработка урожая), что привело в свою очередь к распаду кровнородственных общностей, а вместе с ними — и ритуальной формы целеполагания. Однако данное разделение труда имело более отдаленные фундаментальные последствия: такие, как отделение умственного труда от физического и классовое расслоение об-ва. Вместе с ними формируются и предпосылки возникновения и обособления Т. и п. Производство средств производства не удовлетворяет непосредственные жизненные потребности. Оно служит основой для реализации конечных общественных целей, а его собственные цели требуют организации труда и управления им. Так впервые появляется особая форма труда, предметом к-рого стал не сам по себе природный объект, а производственная деятельность с ним, ее средства и способы, лишь во всеобщей форме отражающие свойства самих объектов. Напр., планировать будущую работу на невспаханном поле — это значит видеть его пока еще не существующие реально границы, идеальной линией отгораживать поле от необрабатываемых территорий. Обособившаяся в общественном разделении труда деятельность, предметом к-рой служат общезначимые способы и средства целесообразного изменения объектов, в условиях классового расслоения об-ва, когда “голова заставляет работать чужие руки”, отрывается от собственно материально-практической деятельности, от П., превращаясь в особое духовное производство, где господствует уже умственный труд. С разделением труда на умственный и физический происходит действительное отделение друг от друга Т. и п., их превращение в относительно самостоятельные формы общественной деятельности. Развитие “чистой” Т. в качестве относительно самостоятельной и специальной области деятельности было одним из величайших скачков в истории человечества, позволило людям глубоко проникнуть в сущность природных явлений, создать постоянно развивающуюся научную картину мира. С др. стороны, единство Т. и п. стало не таким явным. На этой основе и в сочетании с характерным для частнособственнического об-ва индивидуалистическим мировоззрением возникали различные иллюзии: от взгляда на Т. как на результат индивидуального пассивного созерцания “теоретиком” окружающей его среды до идеалистических философских систем, рассматривающих теоретическое сознание (идеи) в качестве творца действительности. “С этого момента сознание может действительно вообразить себе, что оно есть нечто иное, чем осознание существующей практики…” (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 2. С. 28). Капиталистический способ производства, обобществивший труд и развивший невиданные до него производительные силы, создает объективные предпосылки для преодоления отрыва Т. от П. С освобождением труда и ликвидацией классовых антагонизмов, устранением противоположности между умственным и физическим трудом исчезают объективные условия для разрыва и противопоставления Т. и п. Становление и развитие нового об-ва невозможны без органической связи Т. и п., без постоянного теоретического обобщения практического опыта народных масс, без внедрения в П. передовой научной Т. Новые возможности перед Т. и п. открываются в связи с реализацией социалистической идеи, по мере движения к коммунистической перспективе.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

terme.ru

Теория и практика : evo_lutio

Между теорией и практикой существует разрыв.

У некоторых людей этот разрыв небольшой и преодолеть его, то есть интегрировать теорию в практику, вполне реально. У других людей разрыв такой большой, что теория никак не влияет на практику, то есть знать они может и знают, но умозрительно, а применять на практике не могут.

А иногда разрыв бывает настолько большим, что попытка применить теорию на практике дает обратный эффект, разрушительный, и теория начинает казаться вредной.

Вообще, зачем нужна теория?

Теория – это обобщение опыта предшественников. Если бы каждый человек все постигал эмпирическим путем, то есть на собственном, личном опыте, он вечно изобретал бы колесо. Кое-какие простые навыки он мог бы скопировать у старших товарищей, но, не зная никакой теории, то есть не услышав от них описание алгоритма, он бы не смог овладеть сложными навыками, не понял бы, как это делать.

То есть теория помогает многократно увеличить эффективность обучения. Человек не проходит заново путь предшественников, а получает их опыт в виде программы, которую может установить себе. Однако в отличие от компьютера установка программы происходит не механическим нажиманием кнопок, а в процессе так называемой интеграции теории в практику. Через осмысление: анализ (разложение на части) и новый синтез (собственное конструирование).

Правильная интеграция помогает преодолеть тот самый разрыв между теорией и практикой, который делает теорию бесполезной.

От чего это зависит?

Успешная интеграция теории в практику зависит, в основном, от двух вещей.

1. От собственной мотивации.

2. От правильной настройки локуса.

1. Собственная мотивация

Главная слабость школьного обучения – низкая мотивация для изучения теории.

Школьник не имеет потребности тратить свою энергию на запоминание дат, формул, схем, потому что он не видит их практического применения, не стремится делать что-то на основе этих формул, сам не рвется решать никакие задачи. Вот когда ему надо решать какую-то задачу и к этому есть собственный мотив, он готов много отдать за то, чтобы найти нужную формулу. Он готов перерыть все учебники, если горит мотивом. И найдя эту формулу, он буквально впитывает ее своей памятью, запоминает быстро и основательно. Тут же применяет и запоминает еще лучше. Но все это происходит только в процессе решения задачи, а не отдельно от этого процесса.

То же самое происходит с любой теорией. Вы не сможете дочитать и тем более не сумеете запомнить статью на тему, которая в данный момент вас не касается или касается не очень или противоречит вашему ходу мыслей. Но вы буквально проглотите десяток или десятки статей, если находитесь в поиске решения проблемы, которая в этих статьях описана и описана с убедительной для вас стороны. Вы будете жадно впитывать каждое слово и уровень запоминания и понимания поднимется во много раз (хотя чрезмерная потребность заставляет видеть в тексте то, чего там нет, проецировать желаемое).

Когда мотивации нет, мозг находится в спящем режиме или занимается решением какой-то другой задачи, направить своей внимание сюда невозможно. Когда есть собственный поиск в этом направлении, концентрация внимания возрастает, поглощаемость информации увеличивается. Это похоже на щупальце, которым насекомое обхватывает пищу. Цепко и быстро, но только если хочет есть и нашла это съедобным.

Поэтому главное условие для хорошего усвоения теории: вы должны быть в собственном активном поиске решения описанной проблемы. Усвоить теорию на всякий случай и впрок невозможно. Вы должны решать какую-то свою(!) задачу, лучше практическую, хотя некоторых людей и решение теоретических задач очень мотивирует, но это люди научного, аналитического склада, для них ментальное конструирование является практикой. Но большинство людей ориентируются на то, что приносит им непосредственное удовольствие и выгоду, связано с их работой (и учебой) или личной жизнью (семьей, любовью, дружбой).

«Мне это не интересно» – «А мне интересно» – это разница в мотивации. Первый не понял, куда это можно было бы применить и зачем, а второй увидел, как именно это может лично ему пригодиться.

«Я ничего не понял» – «А я понял все» – разница тоже в мотивации чаще всего. Первый не стал вникать, потому что голова его занята другим, а второй увидел ответы на свои вопросы и внимание его включилось на полную, а с ним – и понимание.

Поэтому если вы хотите чему-то научиться – применяйте теорию на практике, решайте интересную и полезную вам задачу.

2. Правильная настройка локуса

Второе условие для усвоения теории – нормальный локус контроля.

Если вы пытаетесь использовать теорию как инструкцию, отключив свой собственный критический разум и свою проактивность, то есть хотите быть слепым механизмом, который в точности повторяет описанную в теории схему, не осмысляя и не адаптируя к своей собственной ситуации, теория становится для вас бесполезна или даже вредна.

Все примеры, которые приводятся в теории (в том числе и в моем блоге) это приблизительные конструкции для иллюстрации работы алгоритма. Я стараюсь охватить максимум вариантов, но всегда останется простор для индивидуальных случаев. Ваша личная ситуация всегда будет отличаться. Нельзя воспринимать теорию как инструкцию и пытаться послушно приложить к себе. Надо понять суть, а дальше осмысленно(!) использовать эту суть для своего случая. Надо взять из теории ее гибкую конструкцию и создать свой собственный алгоритм проактивным путем, то есть изнутри, осознанно, самостоятельно. И не оптом, а каждый раз для каждого своего случая!

Даже формулы школьной физики применяются для решения задач не простым наложением кальки. Надо сложить массы разных предметов, для этого надо перевести массы в одни единицы, надо увидеть, что иногда масса названа другими словами, но это тоже масса, а может быть массу какого-то предмета нужно сначала вычислить, применив другую формулу. То есть необходимо понимание, что такое масса, представление об этом, внутренний образ этого, а не только внешняя формула. Иначе окажется, что массу вы не нашли или приняли за массу что-то другое и решили задачу неверно. Виновата ли в этом формула? Нет, только ваше неумение ее применить, ваше ожидание, чтобы в задаче все точно так же, как в примере учебника, ваше нежелание думать, а желание сэкономить энергию и спать половиной мозга во время решения задач.

Хороший локус контроля дает вам правильный ориентир для применения теории. Вы точно знаете, что ваша задача всегда — особенная и что ответственность за ее решение — на вас. Задача может быть очень похожа на примеры учебника, но все-таки есть обстоятельства, которые вносят в задачу другие элементы, вы должны их учесть, вы должны увидеть, как будет выглядеть общая формула в вашем случае, она изменится, сохранив при этом суть, она усложнится или наоборот упростится. Настройтесь думать, решать, выбирать и взять на себя ответственность за использование теории, не ожидая, что ваша двойка станет виной того, кто подсунул вам шпаргалку с не той формулой. Нет, двойка появится напротив вашей фамилии, а не его.

Баг ученица, которым грешат люди, пишущие мне хвалебные письма (не надо меня хвалить, лучшая похвала, если вы будете применять теорию осознанно, а не послушно) — это ожидание, что кто-то не просто расскажет, как, но и поможет тебе воплотить и даже большую часть возьмет на себя, а ты останешься маленьким и беспомощным, будешь стоять, развесив ушки, и петь дифирамбы авторитету. Каким бы ни был авторитет, ваша интерпретация — это не совсем то, что он имел в виду, а ваша ситуация отличается от той, которую он описывал в примерах. Попытайтесь сначала осмыслить то, что он описывает, поймите суть и логику системы, а потом пересмотрите свою ситуацию, учитывая новое понимание.

То есть чтобы интегрировать теорию в практику, надо поставить в центр себя(!) и свое активное, мыслящее, волевое начало, а теорией пользоваться как инструментом, а не самому становиться пассивным инструментом для воплощения теории. Вы — начало начал, теория — одна из ваших опор.

А с выключенной головой и спящей волей теорию в свою практику вы никак не интегрируете, теория так и останется сама по себе, отдельно.

Какие трудности с воплощением теории, друзья? Только не жалуйтесь, пожалуйста, а пишите, что не получается, почему, и как справляетесь с этим.

evo-lutio.livejournal.com

Теория и практика

Эта рубрика Ромового дневника — кладезь барменской мудрости. Это подсказки, это теория, это практика, без которой нельзя стать настоящим барменом. Здесь вы узнаете основные способы приготовления коктелей, основы миксологии, виды коктейлей, познаете основные аспекты барменского ремесла. Кроме того, эта рубрика будет полезна и обычным обывателям, которые хотят научиться готовить вкуснейшие авторские и классические коктейли в домашних условиях. Не нужно быть велики миксологом, чтобы удивить свою девушку вкуснейшим Мохито.

therumdiary.ru

Что важнее: практика или теория? | Мир вокруг нас

Итак, начнём с того, что не будем отрицать тесную связь теории с практикой. Несомненно, в основе теории лежит практика, ведь теоретические выводы делаются, исходя из каких-либо практических действий (например, наблюдений, опытов).

Но несмотря на это, теория и «помогает» практике. Прежде чем провести какой-нибудь эксперимент, сначала нужно тщательно изучить его теоретическую базу, в том числе основополагающие принципы данной сферы и стратегически важные нюансы. Кстати, с таким изучением проблем не возникнет, ведь в большинстве случаев теория кодифицирована, систематизирована и содержится на материальных носителях. Это могут быть, например, и учебники, и энциклопедии, и словари, и книги. Также незаменимым источником теории является Интернет, в «паутине» которого можно найти и электронно-цифровые аналоги материальных носителей, и много того, что ещё не попало на «бумагу», а может, и никогда не попадёт.

А вот информацию о практике бывает трудно добыть. Ведь чаще всего она исходит из неофициальных источников, поэтому её характерным признаком нельзя назвать достоверность. Для её изыскания придётся приложить значительные усилия, которые смогут отнять не только время, но и денежные средства.

Исходя из вышеотмеченных положений, можно с точностью заверить читателей, что теория не только является подготовительным этапом для внедрения в практику, но и помогает постоянно её развивать.

Если кто-то в будущем и не собирается заниматься практикой, то это ему не мешает углубиться в теорию, которая позволит повысить интеллект и расширить свой кругозор. Вот именно таких людей и называют начитанными, которые всё обо всём знают. Здесь уже не столь важно показать свою «рукодельность», как просто удивить окружающих своими умственными способностями по объёму памяти головного мозга.

Изучать же практику без теории представляется непростой задачей, ведущей к весьма поверхностным практическим познаниям. Про таких людей обычно говорят: «сам не понимает, что делает». «Рукодельность» свою покажет, но объяснить ничего не сможет, действовать, исходя из меняющийся ситуации, тоже не сможет, ведь в этом он не разбирается, а просто выполняет запомненные «шаблонные» действия.

Теперь с полной уверенностью можно отметить ещё одну черту теории: она имеет смысл и без применения на практике, а вот практике без теории «будет нелегко».

В значимости практики, конечно, никто и не сомневается, но и теорию слишком далеко на второй план всё же отодвигать не стоит, ведь она является постоянной «спутницей» и «помощницей» практики — и друг без друга они бы не смогли существовать.

Изучайте теорию, занимайтесь практикой и не пренебрегайте ни одной из «сестёр»!

shkolazhizni.ru

Теория и практика общественного развития | Международный научный журнал, входящий в перечень ВАК

Научный журнал «Теория и практика общественного развития» включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (опубликован на официальном сайте ВАК 01.12.2015), в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 25 июля 2014 г. № 793 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 3 июня 2015 г. № 560 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2014 г., регистрационный № 33863) по социологическим (22.00.00), экономическим (08.00.00), юридическим (12.00.00) наукам.

Международный научный журнал «Теория и практика общественного развития» выходит как периодическое печатное издание с 2005 г. и как сетевое на сайте www.teoria-practica.ru – с 2007 г.

Среди публикуемых материалов представлены работы академиков, докторов и кандидатов наук, научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава, молодых ученых – аспирантов, магистрантов, студентов.

С 2007 г. в международном научном журнале «Теория и практика общественного развития» введены наименования и содержания рубрик в соответствии с отраслями науки по Номенклатуре специальностей научных работников.

С 2015 г. публикуются научные материалы по трем отраслям (социологические, экономические, юридические науки).

Журнал является площадкой для распространения новых знаний об обществе и социальных процессах, обмена научной информацией об актуальных социальных исследованиях.

Миссия журнала – публикация результатов оригинальных исследований по социальным, экономическим и правовым аспектам развития современного общества.

Редакционная политика журнала – содействие распространению новых знаний и последних достижений по социальным, экономическим и правовым наукам.

Цель журнала состоит в развитии междисциплинарного подхода к проблемам прошлого, настоящего и будущего в контексте социально-экономического и правового развития.

Редакционная этика журнала опирается на требования законодательства РФ в отношении авторского права и положения «Кодекса поведения и передового опыта для редакторов журналов» (Комитет по публикационной этике, 2011).

Все статьи принимаются без внешних рецензий, обязательно проходят проверку на недобросовестные заимствования, рецензирование специалистами в соответствующей отрасли науки по принципу инкогнито (double-blind peer review), двухуровневую корректорско-редакторскую правку, осуществляются перевод информации об авторе, заголовков, аннотации и ключевых слов, примечаний, приведение библиографических ссылок в соответствие с ГОСТом (русских) и Гарвардской системой (переведенных на английский язык).

teoria-practica.ru

Теория и Практика

Считается, что теория и практика – как две составляющие разностороннего подхода, формируют основу для устойчивого развития. Есть даже такое крылатое выражение – теория без практики глупа, практика без теории слепа. По-другому еще говорят, что есть учение и есть методика его применения. И то и другое с разных сторон разъясняют суть передаваемого знания и одно без другого – не дает полного представления.
Предлагаю вам посмотреть на процесс поиска, сравнения, выбора направления обучения, применения методик и практик, которые содержатся в разных духовных течениях подойти не с двух, а с трех сторон.

Первый аспект: выбор, знакомство, изучение, чтение литературы, просмотр видео, посещение лекций и семинаров. Подбирая ту область, в которой вы собираетесь развиваться, важно найти не просто вектор, тематику и автора, мастера, но и убедиться в том, что данное направление не противоречит, а дополняет основные вектора духовного развития других мировых школ (Для примера возьмем канонических Мастеров духовного роста как Будда, Иисус, Моисей, Лао-Цзы и т.д.). Многие мудрецы говорят об Истине разными словами, рассчитанными на разную аудиторию, разные эпохи-временные периоды эволюции планеты. Есть неустаревающие истины, а есть как говорил Морфиус «всего лишь то, что ты должен был услышать». И с разного уровня осознания одни и те же слова воспринимаются по-разному. Подбирайте тот формат знания, который на шаг впереди вашей системы мировозрений, тогда он будет в состоянии вывести вас вперед.

На начальных этапах важным фактором является наличие живого, «физического» мастера-наставника, учителя, последователя мудрецов — учителей прошлого, хранителя традиций передающего знания и т.п. Для данного процесса даже есть специальное название «прямая передача», вам даже не обязательно разговаривать, т.к. через слова идет лишь часть обучения, основа «прямой передачи» — это передача состояния, образа мыслей, действий, определенный энергетический рисунок, который при взаимодействии с учителем постепенно начинает проявляться и в вас, если вы хотите быть похожим на мастера и осознать, принять его учение.

В его поле, даже если вы смотрите видео, процесс трансформации и осаждения энергии, информации, произойдет быстрее, т.к. Живой учитель – является частью данного мироздания, а значит взаимодействует в т.ч. по каналам 3-го измерения, т.е. плотных материальных форм. Духовный учитель из тонкого плана работает, начиная с 5го и выше измерений и до материи ему как правило сложно опуститься, поэтому часть передаваемых знаний осядет у вас в кладовке верхних чакр-энергетических тел, а нижние уровни останутся непроработанными. Для роста сознания, и эволюции души – очищение и правильное «выстраивание» нижних чакр является обязательным, т.к. непроработанные нижние каналы и блокировки, относящиеся к нижним чакрам-органам, которые расположены ниже грудной клетки тормозят процесс эволюции и вызывают искажения.

Второй аспект: размышления о полученных знаниях. Для этого вы используете все доступные вам методы и способы – от анализа, синтеза и сравнительного изучения деталей, до диалогов с единомышленниками.

В идеальном варианте – вы разговариваете с самим мастером о том, что поняли, что не поняли, к каким выводам пришли, какие вопросы остались, в чем несогласие или сопротивление. На этом этапе ваша задача на уровне логики и системного мышления сформировать устойчивый каркас новых представлений, встроить его в свою жизнь, это достигается путем осознания и в процессе разговора закрепления отдельных частей полученного знания, это тоже своего рода практика, путь проживания, интеграции знания через разговор.
Особенно хочу отметить женский и мужской подход – это две составляющие полной картины Инь и Ян. Реализованный мастер умеет видеть эти две части, как целое. На каждом из этапов вашего развития вы будете встречаться с теми гранями вашей личности, которые без двух точек зрения – мужской и женской энергии понять и правильно в себе исцелить — исправить ошибки, сформировать необходимые качества – будет очень сложно. Важным аспектом духовных практик является гармоничное сочетание мужских и женских подходов, обратите на это внимание.

Третий аспект: медитация на тему полученных знаний. Здесь вы уже используете весь свой метафизический опыт общения с вашей душой, духом – высшим Я, Богом и применяете, фильтруете, распознаете знания через призму ваших высших учителей и духовных наставников. Один из простых вариантов, – вы мысленно задаете вопрос-тему, вектор из области знания, которое изучаете и приглашаете, просите ваше высшее Я и духовных наставников помочь вам увидеть суть, понять детали до необходимого и достаточного уровня, соответствующего вашим урокам.
Соединение данных трех аспектов, дает устойчивый поступательный результат вашего развития, если вы уделяете каждому из подходов, хотя бы 20 мин в день. Из видео урока вы подробнее узнаете об особенностях применения теорий и практик для своего развития. Перейти к просмотру

Мир вам, с Любовью!  
Авторы: © Ратибор и Мира

mir-real.ru

Теория – практика – теория. Урбанистика. часть 1

Теория – практика – теория

Мы не можем здесь пересказать сложную историю реформизма в городском планировании в полном ее объеме, поэтому ограничимся лишь несколькими, наиболее яркими фактами, очевидным образом соотносимыми с российскими реалиями наших дней, спустя целое столетие.

Строго говоря, невозможно твердо установить, что следовало за чем. Когда именно идеи урбанистов опережали практику, а когда реальная практика явно вырывалась вперед. Независимо от статей, книг, и проектов, утопических в большей или меньшей степени, происходили ключевые перемены. Города продолжали расти, захватывая пригороды по мере строительства новых предприятий, трамвай и метрополитен сжали расстояния, заработная плата росла, что позволяло широко пользоваться общественным транспортом и увеличивало спрос на жилье. При этом в строительстве зарплата росла медленнее, что снижало его стоимость и увеличивало его доступность. Была открыта мощь ипотеки с невысокими процентными ставками и длительным сроком выплат. Все это было естественным ходом запущенного маховика капиталистической экономики, и тем не менее, идеи урбанистов отражались на всей этой практике – изредка прямо, непосредственно, но чаще через общий мировоззренческий сдвиг. В том, что относится к миру идей, первенство опять принадлежало Лондону.

Формирование первых «городов-садов» стало возможным благодаря соединению двух обстоятельств: предельный дискомфорт исторического города, перегруженного движением конных экипажей, с одной стороны, и интенсивное развитие пригородного железнодорожного сообщения. Вторжение автомобиля в уцелевшие поселки в большинстве случаев привело к их существенной социальной деградации и, соответственно, смене населения.

Все тот же Чарльз Бут в первый год ХХ в. опубликовал программу интенсивного строительства наземных и подземных железных дорог, дублированную более частой сетью трамвайных путей, в качестве основы, побуждающей к развитию строительства в пригородах. Бут делал ставку на частную инициативу, но за реализацию той же по существу программы взялся ЛГС – Лондонский Городской Совет. Между 1900 и 1914 годами были построены 17 тыс. комнат на расчищенных от трущоб городских землях и еще 11 тыс. за городской чертой. Из четырех проектов, каждый из которых был связан либо с продолжением линии метро, либо с железнодорожной веткой, наиболее показательным стал поселок Олд Оук. Несмотря на скромные размеры, он послужил образцом и для берлинского района с милым названием Хижина дяди Тома, спроектированного архитектором Бруно Таутом в 20-е годы, и для уже послевоенных городов-спутников Стокгольма. Однако планировщики ЛГС, уступая необходимости строить как можно дешевле и в привязке к трамвайным линиям (здесь цена проезда регулировалась ЛГС) в основном должны были манипулировать четырехэтажными зданиями в стандартной планировочной сетке улиц. Лишь при строительстве поселка Нербюри сразу после войны они смогли перейти к свободному использованию возможностей ландшафта, создав из группы «террас» таунхаусов на холме своего рода подобие средневекового европейского городка.

В 1908 г. после долгой борьбы в Парламенте был принят Билль о городском планировании и застройке, предписавший местным властям осуществлять разработку генеральных планов под будущую крупномасштабную застройку на значительных территориях. Отнюдь нет случайного совпадения в том, что Раймонд Унвин создал и возглавил в это время первую в мире кафедру городского планирования, так как уже через несколько лет генеральные схемы развития на площадях от 500 до 1500 гектаров становятся нормой для множества городов Великобритании.

Здесь резонно ввести небольшую интермедию, связанную с именем Патрика Геддеса. Этот профессор биологии в провинциальном шотландском университете был одним из тех универсальных интеллектуалов, кто сыграл ключевую роль в перевороте сознания планировщиков от частных задач к их общему контексту. Геддес сделал попытку увидеть регион как целостную систему, функционирование которой искажается влиянием города-метрополии. По Геддесу, всякое планирование должно начинаться с изучения ресурсов природного, географического региона, с исследования того, как люди умеют использовать эти ресурсы, формируя культурный ландшафт. Собственно с Геддеса утверждается мысль о необходимости опережающих комплексных исследований, вместо одних лишь топографических, что вполне удовлетворяло архитектора до того. Как позже подчеркивал Аберкромби, великое множество ошибок при реконструкции системы расселения было следствием игнорирования комплексной аналитической работы по сюжетам, на первый взгляд казавшимся простыми и иллюзорно очевидными.

За элементарной парой схем Патрика Геддеса в свое время скрывался принципиальный выбор пути развития городов: продолжение механического расползания вдоль дорог, или развитие территории между старыми дорогами с прокладкой новых линий связи с центральным городом, сохраняющим свой масштаб. Реальное развитие пошло по обоим путям в одно и то же время.

Геддес предложил свою систему «разреза» по региону, начиная с горных склонов и завершая морским берегом, выкладывая на карту в последовательности виды трудовой деятельности, использующей те или иные ресурсы природного ландшафта, и от этих видов деятельности выстраивая предпосылки той или иной системы поселений. Геддес многим был обязан Петру Кропоткину и Элизе Реклю, с которыми он многократно встречался в Брайтоне, где проживали в изгнании эти два замечательных человека, объединявших в себе компетенции географа и убеждения анархиста. Кропоткин, мечтавший о воссоздании свободной ассоциации свободных людей, какую он видел в европейском городе до его подавления централизованным государством, был целиком обращен в будущее. Он увидел в техническом прогрессе основу для децентрализации производства и, вместе с ней, для того чтобы вновь сблизить поля и фабрики, которым электрическая энергия, передаваемая на любые расстояния, позволяет уйти от сосредоточения в сверхкрупных городских образованиях. Отталкиваясь от идей Кропоткина, Геддес уже в 1900 г., в своей лекции на открытии Всемирной выставки в Париже, провозгласил наступление «эры неотехники», наступающей вслед за «эрой палеотехники», породившей Манчестеры ушедшего в прошлое столетия. Геддес мечтал, что образованная после окончания Первой мировой войны Лига Наций станет ассоциацией европейских городов, способной противостоять столицам империалистических по духу государств: «Объедините дома в сотрудничество здоровых „соседств“. Объедините эти „соседства“ в обновленные кварталы, или, приходы, если угодно, и через некоторое время мы обретем и лучшую нацию, и лучший мир… Всякий регион и каждый город может обучиться тому, чтобы справляться с собственными проблемами – строить свои дома, готовить своих ученых, художников и учителей. Эти развивающиеся регионы уже видны в совместном бизнесе…». Убежденность Геддеса велика.

В 1915 г. Геддес опубликовал «Эволюцию города», где идеалистические устремления приобрели форму «города-региона», или «конурбации». Он указал на реальный процесс складывания таких конурбаций в высоко урбанизированных зонах США, Британии, Германии, Франции, отметив при этом, что эта новая реальность все еще осуществляется в корсете «палеотехнических» представлений о городе и ландшафте. Многоречивые тексты Геддеса вряд ли оказали бы заметное влияние на мысль урбанистов, однако благодаря более прагматичным последователям и, прежде всего, Льюису Мамфорду, эти труды обозначили собой начало новой эпохи.

Риверсайд, созданный в прелместье Чикаго по проекту ландшафтного архитектора Олмстеда, опередил европейские опыты «городов-садов» и оказал огромное влияние на Эбенизера Говарда, с именем которого навсегда оказалось связано это понятие. Бросается в глаза крупный масштаб участков под индивидуальную застройку, создание крупного парка и железная дорога, давшая жизнь Риверсайду, когда до массового автомобиля оставалось еще полвека.

Как ни странно на первый взгляд, но первые, полнокровные примеры создания новых городов на периферии городов крупных появились не в Европе, а в США. Отталкиваясь от лондонских парков Джона Нэша и английских курортных городков Бата, Брайтона и Борнмута, блистательный ландшафтный архитектор Фредерик Олмстед, создатель Центрального парка на Манхэттене, а затем парков в нью-йоркском Бруклине и в Монреале, с 1869 г. создавал в предместье Чикаго городок Риверсайд. Линия железной дороги стала здесь единственной прямой, тогда как общий рисунок планировки создан сознательно искривленными улицами, так что более всего напоминает рисунок прожилок на дубовом листе. Через несколько лет тот же Олмстед пытался продать Тихоокеанской Железной дороге новый «органический» проект города Такома (штат Вашингтон), но его элегантная планировка, идеально обыгрывающая рельеф, решительно не соответствовала программе быстрого коммерческого освоения. США пошли иным путем.

Новые пригороды, вроде Риверсайда, были доступны лишь немногим, а резкое разрастание сети общественного транспорта способно не только вывести людей из переуплотненного центра, но и впустить в него множество новых жителей, способных сделать там жизнь невыносимой. Отдавая себе в этом отчет, Комиссия по наемному жилью выдвинула совершенно новую идею. В полном соответствии с американской традицией передоверять регулирование жизни закону, а не исполнительной власти, было предложено ввести нормирование высоты и объема построек. Исполнительный секретарь комиссии Бенджамин Марш предложил воспользоваться опытом германского Франкфурта, так что зонинг – законы о зонировании, определившие жизнь американских городов на столетие вперед, был заимствован из Германии. В 1916 г. Нью-Йорк вводит правило зонирования по использованию и по высотам, одновременно с законом об обязательных отступах ярусов от красной линии при возведении небоскребов, и есть основания утверждать, что эти два закона в совокупности сыграли роль долгоживущего главного архитектора, которого здесь не было никогда.

Крупный бизнес быстро уяснил выгоды жесткого регулирования, позволявшего избавляться от нежелательного соседства промышленных производств или кварталов, переполненных беднотой, и достаточно скоро, в 1923 г. был принят Закон о государственном стандарте зонирования. Дополнение 1927 г. закрепило за генеральным планом статус закона, обязательного к исполнению. Однако сама разработка генерального плана была определена как рекомендуемая, но не обязательная, вследствие чего большинство городских комиссий по городскому планированию так и не получило средств на разработку генплана. Фактически планировочная деятельность и зонинг оказались разобщены и законодательно, и фактически, что во многом предопределило дальнейшую судьбу американского городского планирования.

Архитектор-художник Хью Феррис известен прежде всего своими выразительными рисунками, и мало кто помнит, что эти графические листы являлись всего лишь своего рода плакатами, взывавшими к тому, чтобы был принят закон 1916 г., определивший правила отступа массива зданий от красной линии по высоте.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru