Тренировка голоса речи – Упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, тон

Покоряйте мир звучанием своей речи: упражнения для голоса

Часто ли вы задаете вопрос: почему на вакансию, по требованиям которой Вы идеально подходили, выбрали другого соискателя? Или, почему один лектор добивается успеха во время лекции, а другого спикера аудитория просто не воспринимает? Информационная «подкованность» материала важна для тех, кто слушает и воспринимает информацию, но это не единственный показатель, который влияет на заинтересованность аудитории. Более того,  для успешного выступления огромное значение имеет постановка речи, умение управлять информацией при помощи своего же голоса. Радиоведущая Светлана Василенко делится секретами, как покорять аудиторию своим голосом, какие выполнять упражнения для голоса и постановки речи.

Светлана Василенко – ведущая многих проектов на радио, составила авторскую программу по обучению техники речи. Как считает эксперт в области риторики, чтобы внятно излагать свои мысли и красиво звучать, необходимо развивать умение управлять свои голосом.

Причины неправильного звучания голоса

Можно научиться увлекать звучанием голоса, чтобы добиться успешности в публичных выступлениях. Но есть трудности в этом процессе. На пути обучения правильной подачи информации и правильного звучания голоса препятствуют три причины, которые мешают добиться успехов.

Три причины неправильного звучания голоса:

  1. Лень всему виной. Не только для голоса, но и для всех умений и навыков, которые требуют тренировки, лень может положить конец любым усилиям. Открывать полностью рот боимся, набирать полную грудь воздуха ленимся. Таким образом, работа речевого аппарата осуществляется только наполовину, глубокие мышцы не работают. Если не двигать челюстями, не набирать полную грудь воздуха и не открывать полностью рот – звук будет размытым и нечетким. Полный и объемный звук создается при условии работы всех мышц, правильной постановки губ и челюсти, языка, голосовых связок.
  2. Неправильное положение речевого аппарата. Каждый второй человек должен обращать внимание на дефекты своей речи. Еще в школе учитель объясняет, как правильно напрягать или расслаблять губы, помещать язык во рту, насколько широко или узко необходимо смыкать челюсти – все это не зря, ведь от этого зависит правильность произношения звуков и качество речи в целом. Изучайте правильное произношение и тренируйте эти умения каждый день, чтобы, в конце концов, они переросли в навыки.
  3. Использование для произношения речи только голосовых связок. Если говорить продолжительное время, голосовые связки быстро начинают уставать, объемный и звонкий голос превращается в хрипоту и шепот. Чтобы этого не происходило, и голос всегда радовал своим звучанием, четкостью и полнотой, необходимо использовать не только голосовые связки в построении произношения, но и грудные резонаторы (трахею и бронхи).

 

Упражнения для голоса: 10 советов от радиоведущей Светланы Василенко

  1. Любите себя, свою внешность и свой голос

Качество и звучание голоса зависит от чувства восприятия себя и своей внешности. Насколько человек любит себя, насколько сильным и глубоким голосом обладает. Четкая речь идет изнутри, когда необходимо донести окружающим свои мысли, идеи, убеждения, будучи стопроцентно в них уверенным. Чем больше любовь к себе, тем ярче и выразительней голос. Вывод: любите все свои качества, искореняйте те, которыми недовольны, хвалите себя каждый день утром в течение 5 минут, это придаст уверенности в себе и силу Вашему голосу. Кроме того, хвалите себя за достигнутые результаты, поощряйте и уделяйте время своим внутренним потребностям каждый день.

  1. Открывайте рот шире

Если во время речи произносить слова только губами, звуки будут искажаться, речь покажется нервной, тихой, неуверенной. Во время говорения старайтесь открывать рот как можно шире, используя челюсти, чтобы звуки получились полными и глубокими.

  1. Вдоволь потягивайтесь и зевайте

Утром позвольте всем мышцам проснуться, для этого просто потянитесь и зевните, разминая речевой аппарат. Пусть вместо спешки, утром появится новые полезные привычки: утренняя зарядка, зевота, потягивания и медленное пробуждение. После сна все мышцы зажаты, и чтобы их расшевелить, необходимо зевать и потягиваться.

Читайте также: 6 причин в пользу утренней зарядки

  1. Следите за осанкой – сутулость меняет внешность и еще хуже искажает голос

Враг номер один для приятного и громкого голоса является сутулость. Важную роль для создания полноценного звука играет мышечная перегородка и диафрагма, которые зажимаются при неправильной осанке и препятствуют их движению.

У опытного оратора диафрагма «закалена», она подвижная и гибкая. Спикер может набрать воздух в легкие в таком количестве, какое необходимо для говорения. Обратите внимание на успешных ораторов: на их ровную спину, открытый рот и движение грудной клетки. Они не хватают воздух ртом, не сутулятся и строго следуют правилам образования звуков, включая глубокие грудные резонаторы.

Ровная осанка помогает творить правильные и громкие, внушающие и полные звуки, которые наилучшим образом влияют на внимание аудитории. Правильная осанка: лопатки сведены вместе и опущены вниз, шея и голова ровная, грудная клетка раскрыта. Такое положение следует удерживать постоянно, не только в процессе говорения, но и во время ходьбы, при сидении или лежа на диване.

  1. Подбородок должен быть перпендикулярно шее

Когда подбородок не мешает образованию звука, то спикеру лучше увлекать слушателей не только своей информацией, но и звучанием голоса. Тренируйтесь держать подбородок перпендикулярно шее, чтобы не перекрывать поток воздуха для создания звука. Для тренировок возьмите в руки зеркало. Следите за своим отображением и поместите подбородок так, чтобы голос звучал без препятствий, и зафиксируйте это положение. После этого начните говорить и пробуйте удерживать подбородок правильно все время монолога.

  1. Пользуйтесь резонаторами

Несколько упражнений для тренировки грудных резонаторов:

  • произносите звук «м-м-м-м-м» опуская его ниже носа и горла к груди, раскрывая грудную клетку;
  • утром вместо радио «включите» свою мелодию и промычите любимую песню протяжными звуками с закрытым ртом;
  • прочтите днем несколько страниц из книги с закрытым ртом, чтобы можно было понять, о чем же идет речь.
  1. Пейте только мелкими глотками

Медики рекомендуют утром натощак пить воду с лимоном или просто теплую воду, чтобы запустить процесс пищеварения. Кроме того, прием стакана воды утром помогает разбудить все органы речевого аппарата. Пить воду необходимо мелкими глотками для тренировки маленького язычка. Такая утренняя тренировка язычка необходима, чтобы избавиться от гнусавости.

  1. Выделяйте время вибрационному массажу

Вибрации создаются при помощи гайморовых пазух и работы с ними. Фронтальные и гайморовы пазухи массажируются, также поддаются тренировкам губы и верхняя часть грудной клетки.

  • Фронтальные пазухи: найдите точки по обе стороны переносицы между бровями и поместите пальцы – массируйте эти точки и при этом повторяйте звук «м-м-м-м», чтобы он поднимался верх. Когда немного привыкнете, то между небом и язычком начнется вибрация во время произношения звука. Конечно, физически ничего вибрировать не будет, но сам звук станет вибрационный.
  • При массаже гайморовых пазух произносите звук «м-м-м-м» в нос (гнусаво). Гайморовы пазухи находятся по обе стороны крыльев носа. Если правильно произносить звук, то крылья носа начнут вибрировать. Вибрация должна оставаться в носу, а не на языке или на зубах.
  • Верхняя губа расслабляется во время произношения звука «в», чтобы почувствовать вибрирование посередине верхней губы, начните массировать указательным пальцем. Когда поток воздуха выходит изо рта под углом 45 градусов, попадает как раз на середину верхней губы. В этот момент чувствуется небольшая вибрация. Середина губы может немного чесаться в процессе произношения звука «в» – это знак того, что Вы все выполняете правильно.
  • Нижняя губа имеет огромное значение для правильного произношения звуков «з», «ш», «щ», «ж». Поместите указательный палец на середину нижней губы и массируйте, произнося звук «з». Постоянное массирование верхней и нижней губы позволит наладить процесс ощущения вибрации и произношения большей части звуков, полнота которых зависит от силы потока воздуха и правильного резонирования.
  • Грудной резонатор тренируется в процессе вдоха и выдоха. Произношение звука «ж» сопровождается максимальным опусканием грудной клетки. Это делается с целью понизить голос. Важно то, что для создания звука не принимают участие голосовые связки, а только грудные резонаторы. Как проверить: поместите ладонь на грудь ниже шеи и почувствуйте вибрацию.

Читайте также: Как лечить фронтит в домашних условиях

  1. Выполняйте упражнение для тренировки грудного резонатора

Произносите «чух-чух-чух», а ладонь поместите на грудь. Во время каждого произношения слога «чух» ладонь на грудной клетке ощущает этот звук – так работает грудной резонатор.

  1. Открывайте дыхательное горло

Глубоко вдохните и откройте как можно шире рот, на выдохе произносите «а-а-а-а». Горло расслабьте. Почувствуйте, как все мышцы в горле отдыхают, когда «работает» только трахея.

Обратите внимание, что с первого раза не все упражнения могут получиться. Не опускайте руки и тренируйтесь каждый день и с новым заходом упражнения для голоса будут получаться все лучше.

estet-portal.com

Тренировка голоса — Энциклопедия пикапа

Существуют два фактора, определяющие разницу между хорошим оратором и плохим оратором: дыхание и осанка. Перед тем как начать говорить, человек наполняет легкие воздухом, и тогда слова звучат в полную силу. Сделайте глубокий вдох. Если расширяется только грудь, ваше дыхание слишком поверхностное. Попробуйте повторить вдох так, чтобы расширилась диафрагма — мышечная перегородка под грудной клеткой. Положите руку на живот и убедитесь, что он поднимается при каждом вдохе.

Плохая осанка может ограничивать движение диафрагмы и дыхание, существенно снижая возможности вашего голоса. Во время любого разговора следите за тем, чтобы держаться прямо и ровно. При необходимости используйте метод «воображаемой струны»: мысленно протяните ее от копчика до макушки головы и потом туго натяните. Только не напрягайтесь — нужно чувствовать себя комфортно и расслабленно в собственной телесной оболочке.

ПРОБЛЕМА:

тихий или слишком мягкий голос.

РЕШЕНИЕ. Найдите большое открытое пространство — в помещении или на улице. Придите туда с диктофоном или близким другом, или с обоими. Отойдите на три больших шага от вашего друга или диктофона. Сделайте глубокий вдох, контролируя работу диафрагмы. Задержите дыхание и медленно выдохните. Сделайте еще два глубоких вдоха и выдоха. Затем вдохните еще раз и на выдохе скажите своим обычным голосом: «Я могу сказать это без крика и тем не менее быть услышанным». Теперь подойдите к диктофону и послушайте свой голос в записи или спросите друга, как он звучал.

Вернитесь на прежнее место и повторите упражнение, но на этот раз постарайтесь направить звук на 2-3 метра выше друга или диктофона. Представьте, что ваш голос — это футбольный мяч, летящий по широкой дуге. После этого проверьте, не улучшился ли результат. Отойдите еще на три больших шага и повторите то же предложение: «Я могу сказать это без крика и тем не менее быть услышанным». Постарайтесь усилить звук голоса, не переходя на крик и не меняя тона.

Отойдите еще на три шага. Помните, что ваш голос должен быть направлен по высокой дуге, проходящей над слушателем. Потом прослушайте запись (или выслушайте друга) и оцените свои речевые возможности. Проверьте, насколько далеко вы можете стоять и говорить, не переходя на крик, чтобы вас могли услышать. Практикуйтесь в этом, пока не научитесь говорить громко, не изменяя интонации вашего голоса. В процессе упражнений вы непременно заметите, что к тому же стали говорить более четко.

Если вы всю свою жизнь говорили тихо, существует вероятность, что громкость голоса, звучащего в вашей голове, не соответствует той громкости, которую слышат люди. Поэтому, если вы всегда говорили на уровне громкости 5, поднимите ее до 7. Не стоит беспокоиться о том, что будете говорить слишком громко. Наверняка друзья с одобрением скажут, что вы начали изъясняться более четко.

ПРОБЛЕМА: быстрая речь.

РЕШЕНИЕ. Слишком торопливая речь — одна из наиболее часто встречающихся и наиболее вредных привычек. Торопливая речь не только трудна для понимания, но и вызывает у людей впечатление, что вы нервозны, не уверены в себе и что сказанное вами не имеет большого значения. Сдержанная, достаточно медленная речь внушает уважение.

Исходная позиция для упражнения: сядьте прямо перед диктофоном или компьютерным микрофоном. Сделайте глубокий вдох. Теперь произнесите, не замедляя речи, на одном дыхании следующее предложение: «Я не буду больше говорить слишком быстро и пытаться выпалить все слова на одном дыхании только из-за того, что у меня в голове много мыслей, а я хочу успеть высказать все и боюсь, что, если я остановлюсь, люди перестанут меня слушать». Прослушайте запись. Весьма вероятно, что попытка произнести на одном дыхании слившиеся воедино слова предложения плохо отразится на вашей дикции и заставит вас проглотить некоторые слова.

Теперь сделайте правильный вдох и повторите то же предложение. Но на сей раз темп вашей речи должен быть преувеличенно медленным и взвешенным. Делайте мучительно долгие паузы между фразами, тщательно произносите каждое слово и делайте вдох чаще, чем считаете это нужным. Прослушайте запись.

Повторите упражнение минимум пять раз (лучше все десять), постепенно увеличивая темп, нормализуя дыхание и сокращая паузы между словами. Но при этом следите за тем, чтобы по-прежнему говорить не спеша и произносить каждое слово полностью. Сначала речь будет казаться неестественной, но надо продолжать занятия до тех пор, пока вы не найдете удобный для себя темп, позволяющий говорить отчетливо и удерживать внимание слушателей. Повторите данное предложение еще несколько раз перед зеркалом, чтобы привыкнуть к вашему новому темпу речи.

В социальной обстановке ваша речь может по-прежнему ускоряться. Следите за собой, и если вы опять поймали себя на том, что говорите слишком быстро, сделайте вдох и замедлите темп. Так же, как в ситуации с увеличением громкости голоса, вам может понадобиться некоторое время, чтобы внутреннее ухо привыкло к изменению речи. Вам может казаться, что вы утомляете окружающих медленным разговором, но это не так. Быстроговорящие нередко обнаруживают, что даже когда они замедляются до темпа, который кажется им нестерпимо тягучим, они по-прежнему говорят быстрее, чем кто бы то ни было из окружающих.

ПРОБЛЕМА: мозговой метеоризм.

РЕШЕНИЕ. Мозговой метеоризм, вызванный словами-паразитами, — это враг уверенности в себе. Лечение начните с записи на диктофон разговора с другом (можно телефонный) или возьмите с собой диктофон, когда идете на какую-либо встречу. Прослушайте запись и тщательно перепишите (на бумагу) несколько первых предложений. Обязательно записывайте каждый звук, произнесенный вами. Не пропускайте ничего. Теперь посмотрите, что вы написали. Есть там звуки «э-э-э» или «м-м-м»? Как насчет слов «знаешь», «типа» или «вообще»? Они известны как слова-паразиты.

Мы привыкли использовать эти бессмысленные фрагменты речи по нескольким причинам: например, они играют роль «прочерка в графе», привлекающего внимание собеседника, пока мы думаем, что сказать дальше; используются нами в качестве сонара для проверки того, понял ли нас собеседник или согласен ли он с тем, что мы говорим. Но знаете ли вы, какое сообщение эти паузы посылают окружающим на самом деле? Неуверенность! Сделав на мгновение паузу в речи, вы не потеряете внимания собеседника. Всегда говорите так, будто вы полностью выразили смысл, даже когда вам самим так не кажется. Дело в том, что манера речи производит большее впечатление, чем сами слова.

Теперь прослушайте десять минут беседы, которую вы записали. Запишите каждый произнесенный «паразит», затем громко перечитайте (если, конечно, лист не остался чистым, — в этом случае вы можете сразу претендовать на место диктора новостей). И повторяйте до тех пор, пока слова-паразиты не отпечатаются в вашем мозгу настолько, что в дальнейшем вы сразу же станете замечать их, если произнесете. Начиная с этого момента, снизьте темп речи и осознанно подбирайте каждое слово.

Секрет избавления от слов-паразитов, как и от многих других вредных привычек, состоит в том, что надо научиться самокоррекции. Другими словами, нужно слушать самого себя. Если вы заметили признак мозгового метеоризма (издали паразитический звук), остановитесь, одерните себя и повторите предложение без паузера. Иногда бывает полезно носить с собой список своих паразитов в качестве напоминания о необходимости следить за речью и не допускать, чтобы в ней звучали эти признаки неуверенности.

ПРОБЛЕМА: монотонная речь.

РЕШЕНИЕ. Если ваша речь похожа на монотонное бормотание старого учителя географии, если ваши друзья закрывают глаза, когда вы рассказываете свои истории, если ваши коллеги отключаются на середине проводимой вами презентации, это, вероятно, происходит оттого, что у вас монотонный голос. В качестве упражнения включите диктофон и прочитайте короткий детский рассказ. Теперь прослушайте запись. По возможности сделайте это в присутствии друга или члена семьи, чтобы получить более объективное мнение. Обладаете ли вы живым голосом рассказчика, который способен увлечь слушателя в мир, описываемый вами? Или у вас монотонный голос, под звуки которого внимание слушателей обычно отключается?

Если второе, то ваше спасение кроется в телевизоре. Найдите передачу, которую ведет мужчина, или программу юмориста, или диктора с живым голосом. Послушайте, как он говорит. Обратите внимание на детали и нюансы, придающие его голосу способность притягивать внимание слушателя. Прислушайтесь к тому, как он подает материал, как звучит в его голосе энергия, теплота, непосредственность. Затем попробуйте повторить те же слова с теми же интонациями и манерой речи.

Когда вы почувствуете, что можете придать своему голосу некоторые качества, привлекающие внимание слушателя, вернитесь к рассказу. Снова начитайте его на диктофон, используя технику речи, которой только что научились. Читая, поэкспериментируйте с изменением громкости, высоты, скорости, тембра, ритма и плавности речи. Попытайтесь делать ударение на различных словах, делайте паузы там, где они не напрашиваются, быстро проговаривайте или растягивайте слова, говорите на разные голоса и с различными акцентами. Прочитайте отрывок несколько раз и не бойтесь выглядеть глупо — ведь это помогает вам прорваться через собственную ограниченность. Когда вы покончите с экспериментами, прочитайте отрывок в последний раз, представив, что записываете аудиокнигу для детей. Сравните эту последнюю версию с первоначальной, и вы обнаружите, что в вас скрывался великий рассказчик.

[ Из-за неуверенности в своих действиях начинающий пикапер часто совершает все указанные ошибки: монотонно бубнит слова, утверждения выдает в виде вопросов, говорит очень тихо, мягко и нерешительно. Как будто старается побыстрее покончить с этой гнетущей ситуацией и убежать подальше от незнакомки. Тренировки своей речи следует начинать на более простых ситуациях, чем знакомство. Например, общение на социально-допустимые темы с прохожими или работниками сферы обслуживания (охранниками, продавцами, официантами и т.д.). После чего анализировать записи своих разговоров. Если вы хотите быстрых результатов, то скорректировать свою речь в знакомствах с девушками вы сможете на практических пикап-тренингах Академии Знакомств, проводимых в реальных условиях с использованием спецоборудования оперативной обратной связи. ]

ПРОБЛЕМА: утверждения, звучащие как вопросы.

РЕШЕНИЕ. Сядьте, достаньте ваш верный диктофон и положите его перед собой. Для вашего последнего упражнения по искусству речи представьте, что диктофон — это ваш друг. И этот ваш друг не любит рыбу. Ваша цель состоит в том, чтобы убедить его попробовать суши.

Когда вы закончите, прослушайте получившуюся запись. Следите внимательно. Повышается ли тон вашего голоса в конце каждого повествовательного предложения? Если это происходит, то ваши утверждения звучат как вопросы, не так ли? И от этого вы выглядите неуверенным в себе. Настоящие ораторы заканчивают свои предложения — свои доводы — решительно.

Если довод в конце произнесен более высоким голосом, чем в начале, запишите ту же самую речь снова. На этот раз будьте тверды. Вместо того чтобы задавать вопросы в поисках одобрения, делайте решительные утверждения, демонстрирующие вашу убежденность. И следите за тем, чтобы сама ваша речь не состояла из пустой болтовни или повторения одних и тех же фраз и завершилась бы убедительным и мощным заключением. Должно быть очевидно, что вы знаете, о чем говорите, и верите в каждое сказанное вами слово. Даже если вы не особо-то и любите суши. Когда вы этого достигнете, задание можно считать выполненным. В скором времени у вас появятся не только женщины, которые будут ловить каждое ваше слово, но и собственная передача на радио.

/ Нил Штраус /

www.pickupenc.ru

Упражнения по сценической речи: чтобы ваш голос услышали

Довольны ли вы тем, как говорите? Может, хотели бы перестать тараторить, когда нервничаете? Не шептать, опустив глаза, а спокойно отстаивать свое мнение? Справиться наконец с тем, что каждый раз, когда вам нужно выступать, у вас перехватывает горло? Смотреть собеседнику прямо в глаза?

Голос может многое рассказать о нас. Не умеем говорить звучно – значит, по какой-то причине не выпускаем свою природную энергию, силу. Говорим монотонно – возможно, нам просто не хватает игры, и не только в голосе, а и в жизни? Сбиваемся или тараторим против воли – значит, пора разобраться с тем, что происходит в нашей жизни не по нашей воле. Не нравится собственный тембр – самое время найти «свое», природное звучание. И понять, что один голос звучит как скрипка, другой – как виолончель, третий – как контрабас, и ни один не хуже остальных.

Вот несколько упражнений для того, чтобы ваш голос услышали. Их делают студенты в театральных вузах.

Правильное дыхание – это когда вам легко

Важно прислушаться к себе: кое-где в разговоре мы замедляем дыхание, притормаживаем. Кто-то – на выдохе, некоторые – на вдохе. Не потому ли и перехватывает голос в ответственный момент?

Работа над голосом начинается с постановки правильного дыхания. «Дышать полной грудью, так, чтобы она вздымалась вверх, – забудьте об этом, – говорит Филипп Хитров, преподаватель сценической речи в театральной студии «Бенефис». – Правильное дыхание – брюшное. Не только у нас, людей, но и во всем животном мире: вы когда-нибудь видели кота, который бы дышал грудью?»

Наша речь – это звучащий выдох. Значит, набирать полные легкие воздуха, как перед прыжком в воду, не нужно. Наша цель – мощный короткий вдох и легкий, неосознаваемый выдох без напряжения. Учитесь «дышать спиной» – чувствовать, как ребра раскрываются, словно жабры у рыбы.

Но самое главное ощущение, которое должно быть у вас перед тем, как заговорить, – вам легко! Так, как бывает легко в море парить над глубиной с маской, или скользить на лыжах, или катиться с горы. У каждого есть такое воспоминание – найдите его и вспоминайте эту картинку накануне выступления.

Мы не говорим «в пространство». У наших слов всегда есть адресат, мы передаем их ему, как ценную посылку

Упражнение 1.  Убрать мышечные зажимы как можно дальше от горла

Обдумывая то, что мы собираемся сказать, мы забываем, что перед выступлением точно так же нужно подготовить и наше тело. Нужны простые энергичные движения, чтобы снять напряжение в теле.

Поднять обе руки вверх и резко сбросить их вниз с выдохом: «Ха!» Повращать головой, максимально резко бросить плечи вверх, «к ушам», затем вниз.

Встряхнуть кисти рук, несколько раз поболтать руками, как тряпичная кукла.

Произнести «рррр» (это называется – «шампанское для языка»), прокричать «ла-ла-ла», протянуть «иииии», чтобы звук упал от самой верхней ноты к самой нижней.

Вспомните, как мы любили это делать в детстве!

Упражнение 2. Бросать звук точно в цель

Как мы говорим? Торопливо или куда-то в сторону. А ведь сказать: «Алексей!» – это как добросить мячик этому Алексею прямо в руки. И то, как именно вы произносите это слово, для него очень важно.

Потренируйтесь обращаться друг к другу, бросая теннисный мяч. Упражнение полезно для тех, кто не часто смотрит на собеседника: не установив контакт глазами, можно промазать.

Многие актеры слушают свой голос в записи — чтобы привыкнуть, полюбить его и уже с этой любовью идти к зрителям

Упражнение 3. Говорить так, чтобы вас было слышно

Это упражнение для тех, кто говорит еле слышно, «в себя». Его очень любят в группах сценической речи.

Представьте, что мы стоим на берегу реки и нам нужно позвать паромщика с другого берега. Как в фильме «Волга-Волга». В том, чтобы «добросить» звук, участвует все тело: берем звук в правую руку, размахиваемся изо всей силы, снизу, и «бросаем» его на 100 метров вперед – «Эй, парооомщииик!» А теперь еще дальше – на километр.

Зачем это делать? Чтобы понять: мы не говорим «в пространство». У наших слов есть адресат, мы буквально передаем ему свои слова, как ценную посылку, заботясь, чтобы он получил их в целости.

Найти «свой» голос

Большинство женщин искусственно завышают голос, сжимая гортань. Почему-то нам кажется, что так правильнее. Голос становится плоским и неестественным.

Наша цель – найти свой настоящий, природный, грудной голос. Ведь наш голос так же уникален, как отпечатки пальцев. И если он ниже, чем у других, – в этом и есть его красота.

У голоса много характеристик. Каждая из них влияет на то, как нас слышат и воспринимают.

Тембр – это на самом деле о том, что чувствуют люди, когда слышат ваш голос. Какой он для них? Чистый, нежный, медово-тягучий, бархатный, теплый, как чашка шоколада…

Очень полезное упражнение – записать свою речь и прослушать, как она звучит со стороны. Сразу могу сказать, что, скорее всего, вам поначалу не понравится. Но так делают многие актеры, именно для того, чтобы привыкнуть, полюбить его звучание и уже с этой внутренней любовью к своему голосу идти на сцену, к людям. Это упражнение нужно повторять несколько раз, чтобы объективно оценить также, чем он может быть неприятен тем, кто его слышит. Ведь очень многие ошибки дикции можно исправить с помощью специальных упражнений.

Просодия (проще говоря, монотонность) – это, если смотреть глубже, то ощущение внутренней свободы, которые вы передаете другим в каждом своем слове. Если ее нет, голос звучит скучно, на одной ноте.

Немногие знают, что у голоса есть и такая характеристика, как регистр. Вы можете «поместить» свой голос внутрь тела, и тогда он будет звучать из груди (о таком говорят – «задушевный голос»), из живота (утробное, вкрадчивое звучание, воркование), «из головы» (полетный, летящий голос). Это связано с тем, какой внутренний резонатор нашего тела используется.

Утробный голос воспринимается окружающими как сексуальный, полетность звучания особенно ценна для тех, кто поет или выступает перед большой аудиторией. Грудной голос звучит громко без усилий.

Как понять, что вы нашли «свой» голос? С ним резонирует все тело: даже кончики пальцев вибрируют, когда вы произносите слова. И звучит этот природный голос только на определенной, «вашей» ноте: стоит взять выше или ниже – и вибрация пропадет. Мистика какая-то…

Театральный принцип тренировок таков: сделать сложное привычным, привычное – легким, легкое сделать удовольствием

Упражнение 1. Найти «свою» ноту

Одну ладонь положите на грудь, вторую на макушку, громко произнесите «ммммм» сквозь закрытые губы. Меняйте высоту звука, пока не почувствуете, как под ладонью вибрируют и грудная клетка, и голова. Это значит, вы поймали свое природное звучание, нашли природный голос.

Упражнение 2. Освободить гласные звуки

Это упражнение особенно полезно для тех, чей голос звучит глухо, в нос. Причина в том, что напряжен ваш язык. Сдерживаемые слова, подавленные эмоции, невыплаканные обиды – все это приводит к зажимам гортани.

Наша цель – «уложить» язык так, как его укладывает доктор, когда проверяет горло. Самостоятельно, волевым усилием это получается не сразу. Но есть простое упражнение – попробуйте зевнуть с закрытым ртом, сжав челюсти. Вы почувствуете, как язык сам опускается вниз, давая волю широкому потоку воздуха. Запомните это ощущение. Любой гласный звук, даже «И», нужно произносить на таком широком раскрытии гортани.

Упражнение 3. Сделать четкими согласные звуки

А вот с согласными все наоборот. Нас и не слышат по большей части из-за того, что мы их смазываем, «проглатываем», не произносим четко, как Гермиона Грейнджер из «Гарри Поттера».

Это создает ощущение небрежности, будто мы сами не ценим и не считаем важным то, что собираемся сказать. Чтобы было легче говорить, представьте такую метафору: гласные как река, согласные – как берега. Река течет плавно и свободно, когда берег не размыт.

Попробуйте такое упражнение: произнесите любую скороговорку, но без гласных (например, «От топота копыт пыль по полю летит»). Это вполне возможно – более того, вас даже поймут.

Напишите на листе целый «рассказ» из скороговорок и прочтите его… зажав между зубами пробку. Она будет мешать вам произносить согласные – делайте больше усилий! Студенты театральных вузов даже продевают сквозь пробку нить, чтобы носить ее шее и тренироваться в свободную минуту.

Да, тренировки речевого аппарата такие же упорные, как тренировки в спорте. Театральный принцип таков: сделать сложное привычным, привычное – легким, легкое – удовольствием.

Упражнение 4.  Дикция – это важнее, чем вы думаете

Очень простое задание: произнесите «Король – орел» три раза подряд. Скорее всего, вы не собьетесь. Но о четкости дикции можно говорить, когда вы не будете сбиваться, произнеся эту фразу 30 раз без остановки.

Зачем это делать? Когда вы владеете своей речью, это уже придает вес всему, что вы скажете. И это значит, что вы уважаете и себя, и своего собеседника, и то, о чем вы с ним ведете разговор.

***

Как быть, если трудно даются первые слова? Психофизика предполагает, что как ум связан с телом, так и тело – с умом. Попробуйте простое упражнение: быстро потирая руки и разминая каждый палец, говорите все что угодно – не задумываясь, без пауз. Сначала это непросто, но с каждым разом будет все легче. А потом перед тем, как заговорить, достаточно будет одного такого движения – и речь польется сама!

Знакомство с собственным голосом, его возможностями, – процесс небыстрый, но регулярно выполняя эти несложные упражнения, вы обязательно увидите результат.

И напоследок еще один старый театральный совет застенчивым и тем, кто боится говорить перед аудиторией. На вас смотрят? Надо этот шар поймать и отбросить в зал, снова принять и бросить – и так раскачать аудиторию.

Об эксперте

Филипп Хитров – актер, преподаватель театральной студии «Бенефис».

Читайте также

www.psychologies.ru