Упражнения для голоса вокал – Упражнения для голоса, развития вокала, голосовых связок для пения. Как поставить голос самостоятельно

Содержание

Развитие вокала (4 действенных и эффективных упражнений)

 

Многие хотят научиться петь. Но как правильно развивать собственный вокал? Находясь в компании, или же попросту, исполняя мелодии для себя – вы можете сбросить большинство негативных ощущений, тем самым сделав собственную жизнь намного приятней, или же подняв настроение своим знакомым. Однако, если вы не умеете петь, как же этого добиться? В данной статье мы постараемся осветить данный вопрос. Основные упражнения:

 

1) Дыхание

 

Любое развитие вокала начинается с того, что вам необходимо научиться правильно дышать, без верного

дыхания вряд ли что-то выйдет. Дыхание должно быть полным, при этом, наполнять легкие воздухом необходимо не за счет расширения груди, а при помощи диафрагмы, ощущать вы это будете, как будто дышите животом, точнее прессом. Такое дыхание позволяет максимально эффективно набрать необходимый объем воздуха для исполнения любой мелодии, будь то сложно или же наоборот простой.

 

Для развития правильного дыхания вы можете встать, затем расправить плечи и начать пытаться дышать не грудью, а животом, при этом, старайтесь набирать воздух не только носом, но и ртом. Со временем вы этому научитесь.

 

2) Упражнение «корова»

 

Основная проблема многих начинающих вокалистов в том, что их речевой аппарат не подготовлен к тому, чтобы исполнять какую-то мелодию, однако это можно легко исправить. Упражнение «корова» поможет добиться поставленной перед вами цели, а именно

развивать вокал и научиться петь.

 

Встаньте ровно, расправьте плечи, затем вдохните побольше воздуха, закройте рот, а язык поднимете к небу. Затем, на выдохе вам необходимо начать мычать как корова. Элементарное упражнение, позволяющее вам почувствовать собственную мощь в голосе, мало того, что ваш речевой аппарат начнет издавать приятные звуки, так вы еще обретете «глубину», которая очень цениться в среде профессиональных певцов.

 

 

 

3) Упражнение «кукушка»

 

Особенно для мужчин, основная проблема, связанная с развитием вокала заключается в том, что они не могут взять большинство высоких нот, упражнение «кукушка» позволит снять все зажимы с горла, тем самым, увеличив диапазон исполнения.

Опять вдохните, при этом максимально наполните воздухом легкие, затем сверните трубочкой губы и начните издавать звуки похожие на звуки кукушки. Через полчаса вы ощутите, что ваш голос стал намного более приятным, а также звонким.

 

4) Упражнение «волк»

 

Это упражнение даст вам возможность ощутить уверенность в собственных силах, другими словами, вы перестанете стесняться собственного голоса.

 

Все делаем, как и в прошлых упражнениях, а затем, после набора воздуха, начинаем подражать волку, издавая протяжные высокие звуки, при этом, чем громче вы сможете это сделать, тем будет больше толка от упражнения.

 

В завершении хочется сказать, что данные упражнения позволят вам ощутимо развить свой вокал, однако, для того, чтобы научиться свободно использовать свой голос, придется попеть еще гаммы, для этой цели вам подойдет любой музыкальный инструмент. Начните с «до» и затем, передвигаясь к более высоким гаммам, так, вы разовьёте чувство мелодии, позволяя вашему голосу исполнять самые сложные мелодики.

 


  • < Назад
  • Вперёд >

sub-cult.ru

Упражнения для развития вокала, голоса

Подробности
Категория: Обучение

В начале обучения главная ваша задача — научиться правильно дышать. Уделите данному разделу особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц.

Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания — ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы — мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.

Упр.1

Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.


Упр.2

Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).


Упр.3

Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название «собачка». Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.


Упр.4

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц… медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.

Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите «животом» в метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха — свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх — это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.

Упр.5

Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.

Упр.6

Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз , затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.

Упр.7

Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.


Упр.8

Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.

Если у вас не получается выполнить все упражнения,- не отчаивайтесь. Вполне достаточно, если вы ограничитесь регулярным выполнением самых простых. Нащупайте на гортани кадык — самое широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу звука. Отсутствие лишнего напряжения на гортани — залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем более держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка. Откроем рот перед зеркалом и постараемся «показать горло врачу» — опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и сказать «А», открывая заднюю стенку глотки.


  1. Неправильно : язык стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.
  2. Правильно : горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При этом сохраняются ощущения зафиксированного зевка.

Малоподвижная небная занавеска /мягкое небо/ и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским, гнусавым. Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.

Упр.9

3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.

Упр.10

Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам.Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.

Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.

В процессе поиска правильного звука мы будем пользоваться различными приспособлениями, позволяющими пустить в ход различные естественные психические и физиологические механизмы. Обычно это условные представления, которые мы вызываем в своем воображении. Они помогают проникнуть в природу ощущений, возникающих при правильном пении.

В предыдущих разделах мы уже пользовались подобными приспособлениями: вспомните упражнения «собачка», «лягушка ловит комара». Естественно, их не следует понимать буквально. Необходимо только вызывать данные картины в своем воображении. Это значительно облегчит вам поиск правильных ощущений.

Упр.11

Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком «удивления». Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный, похожий на стон звук «А». Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать. Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за правильным дыханием. Вдох не фиксируйте /выдох — непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность.

Общие правила их выполнения

Теперь, когда вы познакомились с основами правильного пения — диафрагменным дыханием и свободным резонаторным звуком, можно перейти непосредственно к упражнениям.

Сперва послушайте, как выполняет их педагог. Затем попробуйте повторить.

Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.

Вначале следует делать их в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следите за дыханием. Для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.

источник: rockvocalist.ru

Упражнения на концентрацию звука

Эти упражнения необходимы тем из вас, у кого наблюдаются следующие проблемы во время пения: глухой, заглубленный звук, трудности с исполнением верхних и средних нот, сиплый звук на всех или некоторых гласных \часто на «И»\, склонность к занижению нот.

Упр.1

Закрытый слог «М». Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную «М». Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация \легкое подрагивание\ ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы «подъезжаете» к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.

Упр.2

М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук «И» во время пения не должен отличаться от обычного разговорного \как в слове «улитка»\.

Упр.3

М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы почувствует контроль над буквой «И», переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком — звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.

Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра

Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения: гнусавый призвук, дрожание голоса, неумение пропевать изящные вокальные украшения \мелочи\. Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас. Выполняя их, используйте также все полезные навыки, приобретенные при работе над упражнениями предыдущего цикла.

Упр.1

РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной . Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.

Упр.2

РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

Упр.3

РО-О’O-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/. Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.

Упр.4

PO-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.

Упражнения на развитие субтона

Упр.1

А-ВЕ МА-РИ-И-Я. Согрейте руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавьте к дыханию немного звука. Такой прием называют расщеплением или субтоном. Вот вы и получили ощущения, необходимые для выполнения упражнения 3. Следите, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы. Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонитесь вперед, положите руки на поясницу и ощутите, как туда проникает воздух. Теперь у вас образовался «спасательный круг» вокруг талии. Не спешите, расходуйте воздух экономно,— не выдыхайте много на первую ноту. Вдохи делайте носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом «спасательный круг». Если гласная И зажимается или звучит в нос, замените ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/. Когда вы научитесь правильно пропевать ее, можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Cледите за вибрацией грудного резонатора — она не должна пропадать на высоких нотах.

источник: rockvocalist.ru

Работа над песней

После того, как вы освоите эти упражения, можно переходить к работе над вещами.

Начните с низких по тесситуре песен. Сначала выучите текст и мелодию. Пойте вместе с исполнителем, но не пытайтесь копировать его манеру.

Работа над вещью начинается с пропевания мелодии на любую удобную гласную /обычно А,О или Э/ или слог /НЭЙ или МЯУ/. Звук должен быть точно таким же, как при исполнении упражнения. Затем попробуйте петь с текстом. Мелодия должна литься плавным потоком, четкость произношения и дыхания не должны нарушать ее течения.

Поскольку английский язык более удобен для пения, чем русский, начните с англоязычного репертуара. Постоянно следите за дыханием, широко открывайте рот, тяните гласные, особенно в окончании фраз. Над сложными местами рекомендуется поработать отдельно. Когда произведение будет исполняться легко и непринужденно, переходите к пению под фонограмму -1 /без голоса/. Постарайтесь записать себя на магнитофон. Это поможет проконтролировать технические и интонационные /точность попадания в ноты/ ошибки. Постепенно можно переходить к более сложным произведениям. Не пугайтесь звука собственного голоса на магнитофонной кассете. При пении в хороший микрофон и использовании ревербератора /обработка звука, придающая ему объем/ и других звуковых эффектов голос существенно меняется в лучшую сторону.

Учитесь пользоваться микрофоном и ревербератором. Полезна будет любая сценическая практика и работа в музыкальном коллективе. Старайтесь расширять свой репертуар, заботьтесь о вокальном здоровье, посвящая распеваниям 20-40 минут ежедневно, больше слушайте хорошую музыку,— и успех непременно придет к вам.

Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначенные. Примером может служить зажатая, гнусавая, неприятная на слух и опасная для самого исполнителя певческая манера многих отечественных молодых артистов.

Задача и сложность тренинга состоит в разрушении неверных навыков и формировании и закреплении новых, правильных. Это осуществляется воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения и артикуляции, что способствует также общему укреплению вокального аппарата. Как было сказано в предыдущей главе, опора звука связана с ощущением воздушного столба от диафрагмы и поясничного пояса к голове. Ощущение основания столба дает мышечный поясок — естественное напряжение мышц при правильном дыхании. Поступая в голову, звуковая волна проходит не горизонтально по направлению ко рту, а вертикально, как бы омывая его по кривой. При такой вокальной позиции мы ощущаем вибрацию в грудной клетке и даже можем заставить резонировать весь костяк до ступней ног и кистей рук — это работает нижний, или грудной, резонатор.

Вибрация в лицевом костяке, особенно ощутимая от переносицы до передних зубов, сигнализирует, что и верхний, или головной, резонатор включен в работу. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой.

Мышечные ощущения занимают одно из ведущих мест в процессе тренировки. Обычно наше сознание их не фиксирует. Но чтобы проследить нарушения и заставить голосовые органы действовать координированно, то есть сделать вокальный аппарат управляемым, необходимо почувствовать движение отдельных мышечных групп. Дальнейшая тренировка позволит перевести приобретенный правильный навык в область подсознания,— автоматизировать его. Однако эта автоматизация будет осуществляться на более высоком уровне, так как по мере надобности сознание может включаться в процесс пения и управлять им.

  • < Назад
  • Вперёд >

21one.ru

Упражнение для пения. Уроки по вокалу. Учимся правильно петь: упражнения на дыхание.

Статьи и новости музыкального мира.

Уроки вокала

Самое главное в постановке вокала — это правильное дыхание. Именно с него начинается обучение профессиональному пению, которое служит проводником в огромный мир сцены. Если вы плохо владеете вокальной техникой, то волей-неволей в работу включаются те мышцы, которые от природы не должны много работать. Естественно в последствии мы ожидаем неприятные моменты, такие как: зажатость, гнусавость, неприятная на слух манера «вытягивать» нетянущее и, наконец, «срыв голоса». Если даже вокалист усиленно продолжает «надрывать» связки, всё равно с таким подходом к вокалу ни о какой сцене не может быть и речи. От такого незнания чаще всего происходит неудовлетворённость собой, неудовлетворённость жизнью. Ведь тот, кому был дан дар от Бога в той или иной области, в течение всей жизни чувствует себя «принадлежащим» и находится в постоянном поиске своего предназначения. Продолжится это до тех пор, пока человек не состоится и не задействует свой талант, который был дан ему при рождении, в практике на полную катушку.

Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника, и поэтому мы рекомендуем возвращаться перед каждым распевом в раздел «уроки дыхания» для разогрева.

Для того чтоб сгруппировать в правильное положение группу мышц, мы будем прибегать к различным видам техник:· воплощение ваших фантазий в реальность, проигрывание различных·сценок. Мы будем воздействовать на психические, физические механизмы вашего тела и сознания для достижения нужного результата. На самых первых·уроках по вокалу используйте не более·семи звуков, постепенно расширяя·диапазон. Как уже было сказано ранее, обязательным является контроль дыхания. Для помощи в упражнениях держите руку на животе или наденьте фиксирующий резиновый пояс.

Во время развивающих упражнений по вокалу усвойте обязательные правила:

Следите за положением тела. Шея не должна быть напряжена и вытянута вперед. Вы должны находиться в состоянии комфорта, слегка расслабьтесь. Во время упражнений работает только живот. Когда вы возьмёте высокую ноту,·мышцы живота сожмутся сильнее, а низкую наоборот, всё это и должна почувствовать фиксировавшая пресс рука.

Учимся правильно дышать

Аккуратно обхватите ладонями свой живот. Почувствуйте его. Прислушайтесь. Попытайтесь согреть руками каждую клеточку. Вы спокойно дышите: вдох-выдох вдох-выдох мышцы живота поднимаются и опускаются Успокойтесь. Оставьте всю суету позади и прислушайтесь к своему дыханию. Ощутите каждую находящуюся у себя мышцу в брюшной полости, как она при вдохе надувается, а при выдохе сдувается. Засмейтесь, именно в смехе дыхание более естественно поддаётся управлению.

Для того чтоб контролировать своё дыхание, не убирая руку с живота, медленно вдыхайте воздух, при этом сосчитайте до четырёх. Не задерживая пик,  медленно выдохните, считая при этом также до четырёх. Если вы всё ещё плохо ощущаете движение вживоте, то попробуйте наклониться вперед, обхватив руками поясницу. Эта область должна надуваться и сдуваться. Постепенно увеличивайте счет: вдох — раз, два, три, четыре, пять, выдох — раз, два, три, четыре, пять, и так до 20.

Упражнения на выравнивание вокала

Чаще всего начинающие вокалисты сталкиваются с «неравномерным» воспроизведением вокала, это — дрожь, толчки, подергивание, и поэтому следующие упражнения будут направлены именно на выравнивание и постановку голоса.

  • Начнём с упражнения «собачка». Удобно садимся на стул, облокачиваемся на спинку, расслабляем мышцы плеч и шеи, высовываем язык и стараемся более точно изобразить собачку. Следите за тем, чтоб плечи не шевелились, а работали исключительно лёгкие и грудная клетка в целом.
  • Во время упражнений желательно на живот надеть корректирующий пояс. Это нужно для того, чтоб пресс живота работал правильно. Он выполняет нагрузку на мышцы и служит неким тренажером. Вы почувствуете те мышцы, которые в обычной жизни функционируют не часто, и в этом поможет как раз пояс. Кстати, некоторые думают, что если подкачать пресс, то всезвукоизвлечения будут даваться легко. На самом деле мнение ошибочное, специально ходить в тренажерный зал и усиленно заниматься спортом не нужно. Дело в том, что на тренажерах организация мышц будет направлена не на координацию выхода чистого вокала, а на нечто другое. Но если вы всё-таки поддерживаете мнение о пользе физических нагрузкок, то лучше всего заняться йогой, плаванием или лечебной гимнастикой. Стараться войти в гармонию со своим телом, почувствовать каждую клеточку своего организма.
  • Позаботьтесь о своей осанке. Она должна быть правильная: спина прямая, плечи выпрямлены, голова в ровном положении. Сровнять положение можно встав в дверной проём, распрямившись в дверном косяке. Именно в ровном положении, ненапрягаясь, голосовые связки работают правильно.
  • Расслабляем мышцы шеи и не спеша поворачиваем голову: влево-право влево-право.. и так 10-15 раз.
  • Опускаем осторожно нижнюю часть челюсти вниз, затем также аккуратно возвращаем её на место, находя правильное положение. И так: 10-15 раз.
  • Вытягиваем губы трубочкой и начинаем их двигать влево-право влево-право круговое движение по часовой стрелке, против часовой стрелки и так 10-15 раз.
  • Ослабеваем трубочку из губ и набираем в лёгкие воздух. Воздухом из лёгких губами, а не горловыми связками, поём «Бррррр»
  • Следующее упражнение называется «обезьянка». Берем маленькое зеркальце и начинаем «обезьянничать». Сворачиваемгубы трубочкой, вытягиваем и улыбаемся, растягиваем ванночкой и оскаливаемся, показывая два ряда своих зубов.Открываем рот как можно шире и рассматриваем все прелести языка. Язык вытягиваем и придаём форму паруса, затем втягиваем, сворачивая вовнутрь. Притягиваем язык к левой стенки щеки, после — к правой, сворачиваем в трубочку и загибаем за верхние зубы, после за нижние. Если хорошо «поиграть» языком у вас не получается, не расстраивайтесь, выполняйте то, что можете не надрываясь.
  • Откройте как можно шире рот, теперь резко выбросите язык, доставая им подбородок, и также резко втяните назад. Представьте лягушку, ловящую мух. Упражнение делайте до ощущения усталости. Следите чтобы работали нужные мышцы, при правильных позициях вы сами почувствуете какие мышцы нужны для вокала, а какие нет.
  • Следующим упражнением мы определяем вокальный зевок. Обследуйте свою шею и найдите на ней кадык. Аккуратно обхватите его и проследите за его движением. Во время разговора или когда вы сглатываете слюну, он двигается. Мысленно зафиксируйте нижнее положение, запомните и после спроецируйте его в вокале. Ни в коем случае не держите его руками! Вы должны им управлять, а не заставлять с помощью физической силы повиноваться. Найти правильное ощущение зевкалучше всего в упражнении «осмотр у врача», т.е. открываете рот, как при осмотре и говорите «Ааа», показывая и открывая маленький язычок.
  • Слегка приоткройте удивлённо рот, при этом делая вдох. Вы должны почувствовать свежий воздух в полости рта. Зафиксируйте нижнее положение кадыка. Это упражнение выполняется 10-15 раз. Желательно контролируйте весь процессперед зеркалом.

Упражнение на яркость звучания

  • Возьмём упражнение из йоги, только в нашем случае концентрируемся не в лобной части, а в носовой. Разжимаем челюсти, при этом губы сомкнуты и выдаём ровный, долгий звук «Ммм». Нижняя челюсть опущена до удобного предела.

Далее вам в помощь вокальные распевы. Рекомендуем их посещать не менее 2-х раз в неделю.

Чёткость вокала

Бывает, слушаешь песню не очень известного вокалиста и с трудом понимаешь, что же он поёт, вроде на что-то похоже, но в тоже время, что-то не членоразборчивое… И поэтому мы рекомендуем в дополнение уже пройденного материала параллельно проговаривать СКОРОГОВОРКИ. Без чётковыговоренных слов сложно слушать исполнителя любой песни и поэтому эти упражнения для выполнения являются обязательными. Все скороговорки проговариваются ясно, чётко, не «сжевывая» ни одной буквы.

Ещё, лучше записать себя через микрофон, после прослушать и сделать определенные выводы.

***

Ну вот, дорогие вокалисты, вы теперь полностью разобрались со своим телом и нашли все нужные точки соприкосновения для красивого исполнения вокала, но для закрепления прошедшего материала и дальнейшего развития вы можете воспользоваться практическими уроками по вокалу Василия Кашеварова, не забывая о тех знаниях, которые успели приобрести на  данных уроках.

Теперь перейдём к записи вокала. Записывать свой вокал рекомендуется не только когда вы уже научитесь хорошо петь, но и в процессе работы над собой. Создавайте промежуточные аудиозаписи для анализа после каждой ступени развития. Слушать, сравнивать, анализировать, поправлять и т.д. можно как с педагогом по вокалу, так и самостоятельно. Ведь лучшим критиком для себя можете только вы.

Записываем свой вокал

Для начала выбираем в магазине микрофон, устанавливаем подходящую для себяпрограмму и подготавливаем помещение. Специально написанную статью с более подробным описанием вы можете прочитать здесь.

Для полного развития своих вокальных данных и закрепления материала можете переходить к выбору минусовки. Начните с более низких по звучанию песен, выбирая для упражнений минусовки с бэк вокалом.

Выберите подходящую для себя песню, хорошо выучите слова, прочувствуйте мелодию.

Прослушивая мелодию постукивайте в такт, если даже вы не знаете нот.

Представьте себе музыкальный инструмент: барабаны или пианино.  Представьте себе как вы стучите по клавишам пальцами рук в ритм музыки, или возьмите два карандаша и представьте себе барабаны, а лучше представить себя танцором, как вы лихо отбиваете ногами в такт.

Если всё же это сложно, то воспользуйтесь специальной программой Метроном.

И в заключении хотелось бы сказать: не стесняйтесь себя, друзья. Не зажимайтесь и не идите на поводу у соседей. Пойте в квартире во всю голосовую мощь. Не думайте, что при занятии вокалом можно петь тихо, а вот если вы выйдите на сцену, то запоёте на полную катушку. Не будет такого никогда! В каком диапазоне вы приучите голосовые связки работать, в таком они и будут производить последующее звучание. Ведь голосовые связки это живой музыкальный инструмент, и настройка его занимает не один год человеческой жизни. Если у вас «нежные» соседи, то попробуйте договориться. Ведь если кто-то из них громко слушаетмузыку или делает ремонт, вы же в это время терпите. Так почему же вам нельзя в дневное время громко петь?

На этом всё.

Творческих успехов, дорогие вокалисты! Помните, что только тщательная отработка каждого урока по вокалу принесет большой эффект!

  • < Назад
  • Вперёд >

21one.ru

Упражнения для голоса, развития вокала, голосовых связок для пения

Для безопасного и красивого исполнения произведений важно грамотное использование голосового аппарата. Отсутствие навыков звукоизвлечения, неправильно пение способно привести к травмам, которые потом долго будут давать о себе знать. Особые упражнения по вокалу для развития голоса и слуха, применяемые как начинающими певцами в домашних условиях или музыкальной школе, так и звёздами сцены, уберегут вас от неприятных последствий и поспособствуют улучшению вокальных данных.

На нашем сайте музыкальной школы Марии Деевой Artvocal.ru для исполнителей-новичков собраны лучшие упражнения для пения и вокала — видео ролики и текстовые описания. Уроки сгруппированы по темам. Без труда найдется подходящая техника вокала и голосовых связок, которая поможет для развития собственного потенциала. Точное следование рекомендациям и упорная работа с голосом способствует тому, чтобы начать хорошо петь в короткий срок.

Кому: взрослые и дети

Длительность: 60 минут

Кому: взрослые и дети

Длительность: 30 минут

Кому: взрослые и дети

Длительность: 60 минут

На концентрацию звука. Такие приёмы для улучшения вокала подходят для детей и начинающих взрослых, столкнувшихся с проблемой глухого, загубленного пения.

  • Сомкнутые губы на слог «М». Необходимо выполнить резкий вдох носом, при этом следите за тем, чтобы гортань была опущена. Звук «М» поется на выдохе с закрытым ртом. Гортань по-прежнему должна оставаться внизу. Опустите и расслабьте нижнюю челюсть: зубы должны быть разомкнуты и не касаться друг друга. Губы сомкнуты, но не сжаты, язык также не напрягать. Необходимо получить длительный и ровный звук. Упражнение можно начинать с любой удобной вам ноты, постепенно переходя на полтона выше;
  • Слог «Ми-и-и». Первая часть слога пропевается точно так же, как и в первом задании. Пропевая же гласную «И», старайтесь не напрягать челюсть и губы, иначе получится зажато и неестественно. Если вы почувствовали, что эта буква полностью подчинена вам, удается справляться с требованиями урока, можно двигаться дальше;
  • «М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И». Здесь важно добиться однородного звучания, чтобы каждая гласная звучала в одной певческой позиции и с похожей артикуляцией. Старайтесь получить острое звучание, держите дыхание. Обязательно должна быть опора, иначе появится хрип и продых, что портит звук. Его важно концентрировать на кончике передних зубов для хорошего резонанса.

Упражнения для голоса на придание силы, глубины, улучшения тембра пения. Уроки рекомендованы всем начинающим вокалистам, стремящимся повысить качество певческого мастерства. Представленные методы для управления голосом позволяют устранить дрожание, гнусавость, добавить песне мощи, драматичности, усилить вокал.

  • «РО-О-О-О-О-О». Не стесняйтесь широко открыть рот и опустить нижнюю челюсть. Именно это даст необходимый объем вокалу. Расслабьте губы чтобы получить звук посередине между артикуляцией «О» и «А». Используйте зеркало для контроля – при произнесении «Р» гортань необходимо слегка приподнять, а при пропевании «О» чуть опустить. Изобразите зевок, почувствуйте его. Звук должен подниматься из груди;
  • «РО!О!О!О!О!» Резкое стаккато на выдохе и следом за этим такой же быстрый вдох. При выдохе следите за прессом – мышцы должны резко и сильно сокращаться. Называется этот способ пропевания «прием активного выдоха». Чем выше подъем, тем глубже становится звучание. Рот не закрываем, шея и челюсти оставляет в расслабленном состоянии. Вокал становится похож на стон, будто бы певец продолжает пропевание этого упражнения через силу.

Работа над голосом, упражнения и тренировки для пения в домашних условиях и видео ролики для просмотра удобны тем, что не надо никуда добираться и тратить деньги. Но даже если вы искренне готовы на ежедневные усовершенствования вашего певческого уровня с нуля, то далеко не всегда сможете адекватно сопоставить и оценить результаты труда, сверить интонации, чётко понять поставленные задачи.

Гораздо более эффективные занятия начнутся с появлением тренера-профессионала. Упражнения для раскрытия, разогрева и укрепления голоса получится не только правильно осознать и исполнить. Преподаватель предложит оптимальный комплекс вокальных упражнений для начинающих под ваши нуждающиеся в проработке и развитии слабые места, даст ценные советы, проконтролирует грамотность исполнения и просто подбодрит в нужный момент.

Материалы: http://artvocal.ru/practice.php

razvitielife.ru

Упражнения для голоса или как научиться петь

У каждого свои таланты. Кто-то сочиняет стихи, кто-то может приготовить прекрасный ужин из самых простых продуктов, а кто-то умеет красиво петь. Насчет последнего можно сказать, что некоторые способны прекрасно петь от рождения, а кому-то пришлось приложить немало усилий для того, чтобы голос стал звучным и приятным. Упражнения для постановки голоса многочисленны. Вообще же стоит отметить, что к ним должны относиться серьезно и те, что хорошо поёт сам по себе, и те, что желают сделать свой голос хорошим. В пении пределов совершенству нет. Люди годами выполняют одни и те же упражнения для голоса. Конечно же, у одних результат всегда более заметен, чем у других.

Чтобы научиться петь, придется проделать немалый путь. Да, помощь профессиональных учителей вокала бесценна, но можно заниматься и дома. Упражнения для голоса, как это уже было упомянуто выше, многочисленны. В данной статье будут приведены самые основные. Те, которые помогут вам научиться правильно брать дыхание, артикулировать, попадать в ноты, слышать себя, а также петь выразительно.

Упражнения для голоса: как дышать

Усвойте то, что вдыхать нужно не грудью, а именно животом. Что это означает? Да то, что во время вдоха надувается живот, а грудь остается неподвижной. Также стоит вдыхать воздух и во время разговора, особенно тогда, когда необходимо произнести какую-нибудь длинную и важную речь.

Потренируйтесь правильно дышать. Если не научитесь, то во время пения будете просто-напросто задыхаться. Встаньте у стенки, вдохните так, как это было описано выше. Желательно положить руку на живот. Это даст возможность контролировать себя. Быстрый вдох и медленный выдох. Затем наоборот. Делайте так до тех пор, пока не научитесь полностью контролировать дыхание.

Упражнения для голоса: артикуляция

Прежде чем рассматривать конкретные упражнения для голоса, хочется несколько слов сказать об артикуляции. Она очень важна. Не бойтесь открывать рот во время пения. Никакая муха туда не залетит – уж будьте в этом уверены. Пение с прикрытым ртом говорит о том, что человек либо стесняется, либо ничего не смыслит в пении.

Научитесь слушать себя. Понятно, что мы слышим свой голос не таким, какой он есть на самом деле. Это не проблема. Закройте уши и пропойте что-нибудь. Вот так на самом деле и звучит ваш голос. Пение с закрытыми ушами позволяет не только услышать свой голос, но и выявить недочеты.

Пение гамм – отличное упражнение для голоса. Конечно же, желательно, чтобы человек знал хоть какие-то ноты, музыкальную грамоту, но в принципе отсутствие таких знаний большой бедой не является. Гаммы не обязательно пропевать по нотам. Можно петь на слог (лю, ле, да, ри и так далее). Пойте выразительно. Делайте крещендо (пойте громче) в тех местах, которые хотите выделить. Петь акапельно – это значит петь без музыки. Возьмите любую мелодию и пропойте ее со словами. Затем пропойте ее акапельно. Определите самые эмоциональные моменты и постарайтесь выделить их интонационно.

Помимо пения гамм, можно порекомендовать пение аккордов. Нет смысла сейчас расписывать то, как они строятся. Всю необходимую информацию вы обязательно найдете в книжках по вокалу. Также вы отыщите и многочисленные распевки, которые помогут «раскачать» голос перед пением. Распевки – это отличные упражнения для развития голоса.

Развить его поможет и пение с использованием резонаторов. Их у нас два: грудной и головной. Наберите воздуха и попробуйте взять какую-нибудь низкую ноту. Постарайтесь сделать все для того, чтобы в груди появилась вибрация. Это включился грудной резонатор. Теперь возьмите высокую ноту. Если появилась вибрация чуть выше бровей? Если да – включился головной резонатор. Резонаторы помогают сделать звук сильнее и насыщенней. Голос с ними крепнет.

fb.ru

Простые упражнения для развития голоса, его диапазона и вокального дыхания

Статьи и новости музыкального мира.

Упражнение для работы диафрагмы и мышц, которые задействованы при вокальном дыхании.
Человек не может ощутить диафрагму, так как её расположение не позволяет этого сделать. Однако мы прекрасно чувствуем брюшные мышцы и можем помочь себе в том, что бы научиться регулировать вдох и выдох так, как нам удобно, и так как правильно. Мы можем научиться делать вдох бесшумным и коротким, но при этом полным и достаточным, а так же освоить задержки выдоха и растяжки его во времени.

Упражнение для вокального дыхания 1.

Встаньте максимально свободно, но ровно. Проследите, что бы ваши плечи были опущены, шея свободна, не держитесь за инструмент (фортепиано), почувствуйте хорошую опору в ногах. Дышите ровно и спокойно, как дышит здоровый человек. Теперь, когда вы готовы, просто улыбнитесь и сквозь щёлку между зубами вытолкните чуть-чуть воздуха. У вас должен был получиться звук «С». Теперь сделайте то же, только вместе с движением живота. Втяните живот в себя вместе со звуком «С». Живот маленьким толчком втягивается, а воздух сквозь зубы выталкивается. Это делается с частотой примерно раз в секунду.
Попробуйте сделать тридцать таких толчков на одном дыхании. Запомните, что между толчками, на первом этапе нельзя делать дополнительный вдох. Вы должны полностью понять все возникающие ощущения во время выполнения упражнения.

Какие мышцы вы чувствуете? Правильно, если вы особенно сильно почувствовали косые мышцы живота, или низ живота (по бокам). Если вам не хватило воздуха, отдохните и попробуйте сделать упражнение снова, только помните, что чем больше вы сделаете вдох, тем быстрее вы выдохнитесь. Вдохнуть перед упражнением надо как обычно, не поднимая плечи и совсем спокойно.
Как только вам удалось беспрепятственно выполнить это упражнение, попробуйте его расширить, за счёт полного выдоха после тридцатого толчка. Выдохните весь оставшийся воздух вместе с глубоким наклоном. Затем, выдохнув всё, не набирая воздух, медленно поднимайтесь и продолжайте упражнение.

Так можно расширить это упражнение до трёх наклонов и более. То есть 30 толчков со звуком «С», наклон и полный выдох, медленный подъём и продолжение толчков, 30 толчков и снова наклон с выдохом, и всё повторить снова.
В этом упражнении есть маленький секрет, который откроется только после того, как ученик попытался проделать упражнение хотя бы три раза.
Раскрыть секрет прямо сейчас, значит лишить ученика собственного опыта правильного дыхания и возможно толкнуть его на ложно лёгкий путь.
Одна маленькая подсказка: у вас, когда ни будь, был велосипед или надувной матрас?

Упражнение для вокального дыхания 2.

Представьте, что вы – это большой разноцветный надувной мяч. После игры , вас положили на травку отдохнуть и вытащили заглушку, что бы воздух потихонечку выходил. Вы отдыхаете и выпускаете воздух медленно- медленно. Зачем спешить?
Это упражнение можно делать в компании таких же весёлых мячиков. Интересно, кто дольше продержится.
Только, перед тем как представить себя мячиком, снова обратите внимание на плечи. Не делайте большой вдох, что бы округлиться. Если вам не понятно, вдохните много и попробуйте попрыгать. Уверяю вас, вам будет очень тяжело. Что бы почувствовать лёгкость, достаточно просто расслабиться. Итак, сделайте обычный вдох, поддержите слегка низ живота, и тоненькой струйкой, на звуке «С», начните выпускать воздух. Попробуйте улыбаться, так как вам это поможет думать о чём-то приятном.

После того, как вы почувствовали ваше тело и мышцы живота в особенности, можно приступить к пению.

Несколько упражнений, которые помогут найти правильную позицию и понять пределы диапазона певца:

1) Вам знакомо ощущение зевка? Была ли у вас в жизни ситуация, когда вам очень хотелось зевнуть, но вам нельзя было показать этого, и вы зевали, не раскрывая рта, незаметно.
Попробуйте воспроизвести это ощущение. Вы должны были почувствовать, как приоткрылось нёбо. Словно внутри вырос купол. Это хорошо. Если это ощущение было приятным, запомните его и попробуйте что-то тихонечко напеть, не раскрывая рта. Хотя бы три нотки: до ре мии-и-и, ре ми ре до-о-о-о. Только ни в коем случае не пойте громко. Пойте так, словно укачиваете младенца – тихо и нежно.
При правильном звучании, вы должны ощутить некоторую вибрацию в области лба, и лёгкое щекотание сомкнутых губ. Это значит, что вы всё сделали верно, и звук просто резонирует в тех «пустотах», которые есть в вашей голове. Вокалисты оказываются в выигрышном положении, по отношению к тем обывателям, которые иной раз даже не догадываются о пустотах в своей перегруженной голове.
Это упражнение можно проделывать в разных вариациях, примерно в пределах квинты или сексты, до тех пор, пока вы не станете, уверены в звуках, которые воспроизводите. Звук должен быть приятен и нежен. Вам должно быть максимально удобно.

2) Затем, не изменяя ощущений и позиции, попытаемся приоткрывать рот.
На тех же нотках ( до ре ми-и-и ре до), доходим до верхней ноты с закрытым ртом, а потом размыкаем губы, и идём вниз. Звук получившийся наверху похож на «МИ». Очень важно, что бы на «И» было такое же ощущение, как при закрытом звуке. Главное сохранить ту же верную позицию, что бы резонатор был бы заполнен звуком.
Это упражнение так же можно варьировать, увеличивать количество нот, но так же в пределах квинты или сексты.

3) Следующим шагом будет знакомство с диапазоном певца. Если говорить точнее, то с диапазоном будет знакомиться сам певец, так как порой начинающий певец не вполне знает свои возможности, и тем более боится своих надуманных недостатков. Бывают случаи, когда начинающий исполнитель пытается скрыть свои переходные ноты за форсированным звуком. Потом голос теряет свою естественную окраску и срывается на фальцет. Это очень расстраивает ученика, он закрепощается и теряет веру в свой талант.
На самом деле всё просто. Певцу не нужно опасаться переходных нот, а напротив, следует познакомиться с ними получше, что бы знать наверняка, все особенности своего голоса. Переходные ноты есть у всех без исключения. От грудного регистра к фальцету, и от фальцета к свистковому регистру. Кроме того, в природе вокала имеется микст. У кого-то он уже есть, а кому-то нужно только научиться им пользоваться.
Существуют упражнения для определения переходных нот, и для поиска микстового звучания.
Для начала, можно привести пример упражнения, которое мало отличается от предыдущих, с той лишь разницей, что в конце к звуку «И» прибавляем звук «А».
Допустим: ( до ре ми-и-и ре до), начали с закрытого звука, на верхней нотке приоткрыли губы на звук «И», затем раскрыли до звука «А» и на «А» вернулись назад.
Это довольно сложно, так как так же необходимо следить за правильной позицией, и звук «А» должен так же резонировать как при «И», и как при закрытых губах. Иначе говоря, находиться в той же позиции, в одном месте. Но рот при этом должен быть открыт и челюсть совершенно свободна. В зоне переходных нот голос может стать особенно резким. Педагог должен следить, за тем, что бы певец не форсировал звук в этот момент. Если «А» имеет носовой призвук, скорее всего позицию нужно сделать более объёмной, округлить нёбо и опустить корень языка, то есть вспомнить о зевке. Если напротив, звук слишком заглублен, пускай ученик попробует улыбнуться. Чистота звука «А» так же зависит от подвижности лицевых мышц. Кому-то помогает ощущение внутренней улыбки, другому этого мало и нужно действительно улыбнуться, а человеку с широким строением лица иногда правильнее напротив прикрыть позицию и приблизить «А» к «О», что бы звук не был плоским.
Это упражнение в начале может послужить для знакомства с переходными нотами, и для осознания необходимости работы над преодолением препятствия.

4) Как только познакомились со звуком « А», можно приступать к работе с переходными нотками.
Вернёмся к звуку «И».
Возьмём квинту в удобной тональности и попробуем пропеть на слоге «МИ». Например: ля- ми ре до си ля. От ля к ми, нужно сделать глиссандо, что бы почувствовать переходную нотку. Если её не оказалось на этом участке, поднимаемся по полутонам вверх. Естественно, что упражнение должно быть пропето на легато, и точно так же как и предыдущие упражнения находиться в правильной позиции.
Во время глиссандо нужно чувствовать максимальное удобство и свободу. Малейший зажим испортит результат. Очень важно, что бы певец чувствовал опору, то есть низ живота. Нижняя грудная нота должна быть насыщенной и красивой, и тогда верхняя, в головном регистре, получится так же хорошо. Во время глиссандо не меняйте позицию, иначе верхняя нотка прозвучит более плоско. Не бойтесь вероятного «петуха» на переходной ноте. Когда вы его поймаете, вам будет проще с ним справиться.
В дальнейшем вы научитесь преодолевать все свои переходные ноты так, что вам позавидуют маститые оперные певцы. Вам удастся укрепить головной регистр и научиться управлять микстом, так как микст и есть тот самый переход от груди к головному регистру, или фальцету. Раздвигая границы перехода, мы обнаруживаем новый звук, светлый и сильный, который и является микстом.
Дело в том, что многие вокалисты действительно предпочитают избегать переходных нот, или сдвигают их за счёт развития вверх грудного регистра. Это отнимает у певца массу обертонов и вокальной виртуозности. Голос становится малоподвижным и тяжеловесным, но при этом от природы он может обладать красивым тембром.

5) Следующий шаг в упражнениях с переходными нотами, это снова обращение к звуку «А». Попробуйте спеть то же упражнение, о котором говорилось выше, только наверху, перейдите с «И» на «А». Получится – ми –а-а-а-а-а. Следите, что бы «А» была аккуратной и красивой, в позиции «И». В идеале, «А» должна прозвучать именно микстом.
Ещё одно замечание: микстом легко управлять. Вам должно быть легко, усилить звучание нотки, или напротив ослабить. Если нотка звучит слабо, бесцветно, и вам не удаётся её развить, значит, у вас недостаточно опоры.
Конечно в первый же раз добиться правильного звука удаётся не всем, но со временем вам удастся поймать верный звук. Вы сразу почувствуете, как вам легко и приятно петь микстом. Голос приобретёт новые обертона, вы сможете варьировать окраску тембра по вашему желанию.
Здесь остаются все те пожелания, что и в упражнении № 3. Это сложное упражнение, и конечно необходимо проделывать его под чутким руководством преподавателя, с тем, что бы педагог мог во время остановить вас и оградить от неверного звука.

6) Когда ученик осознал правильную позицию и почувствовал себя комфортно, можно расширить это упражнение до октавы.
Например: до ————до — си — до — ре до си ля соль фа ми ре до.
Ми————и —-и —и—-А————————————
Следите, что бы была хорошая опора, и на открытии на «А», певец не менял позицию. Если вместо «А» получится «Я», то звук станет плоским. Перейдите на «А» через «Й». Это поможет остаться в правильной позиции. Можно вести вверх это упражнение только до тех пор, пока ученику удобно брать верхнюю нотку. Как только появляется малейший дискомфорт, нужно остановиться и вернуться туда, где ученику удобно, что бы закрепляя положительный результат и правильные ощущения.

7) Вариаций на звуках «И» и «А» может быть великое множество, до тех пор, пока ученик не освоит все тонкости правильной позиции.
Попробуйте распевать септ аккорды на этих звуках. Например:

до – ми – соль – си бемоль – соль – ми — до.
Ми—и——и———ЙА—————а—-а—-а.

Можно попробовать чередовать звуки «и» и «а»:
до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до.
Ни-а—ни-а—-ни—-а—ни-а—ни.

Все пожелания остаются прежними.

8) Затем можно приступать к новым гласным звукам.
Начинаем с грудного регистра. На плотной, хорошей опоре попробуем спеть три гласных: «А», «Э», «Ы» на одной нотке.
Следите за округлой позицией. Важно, что бы позиция не изменялась. Положение меняет только язык. Челюсть свободна и широко открыта. Нёбо округляется от каждой гласной, к следующей.
Самое сложное перейти от «Э», к «Ы». Проследите, что бы «Ы» не была плоской. Максимально выравнивайте звук.

9) Попробуйте добавлять к последнему упражнению другие гласные звуки. Их, возможно, чередовать и менять местами:
А-Э-О-У-Ы, или О-У-Э-А-Ы. Но, желательно, что бы «Ы» была последней в ряду, так как на ней происходит самое сильное открытие.
Совершенно естественно, что звук плавно перетекает от одной гласной к другой. Не забывайте про резонаторы. Вы должны быть наполнены звуком снизу до верху.

10) Для укрепления грудного регистра и выравнивания позиции попробуйте такое упражнение:
ля-ля-си-си-ля-ля-си-си-ля.
Ай-А-Ай-А-Ай-А-Ай-А-А

Рот максимально открыт, челюсть абсолютно свободна, но не поднимается на звуке «Й», что бы не менять позицию. Двигается только язык. На этом упражнении особенно верно ощущение зевка.

11) После того, как мы поработали в удобном грудном регистре, можно вернуться к миксту, и с новыми силами, на хорошей опоре и в правильной позиции спеть так:

Сверху вниз
До—-соль—ми—-до
Прей-прей-прей-прей

Не забудьте про опору. Здесь очень важно спеть верхнюю нотку звонко и легко. Буква «Р» должна быть раскатистой и чёткой. Вам поможет улыбка и хорошая артикуляция.
Затем можете менять слога, например:

Рай-Рай-Рай-Рай.
Те же требования к букве «Р».

Бри-Брэ-Бра-Бру.
Многие путаются в чередовании гласных, но такие упражнения, помимо вокальных навыков, помогают улучшить координацию и сообразительность.

12) После довольно большой нагрузки, желательно успокоится, и, словно укачивая себя, и преподавателя спеть так:

до-о-о-ре-ми-ре-до-о-о-ре-ми-ре-до-о-о.
а—а-а—а—а—а—а—а-а-а—а—-а—а-а-ааа.

Звук должен быть нежным и ровным, спокойным и красивым. Здесь должны быть соблюдены все те рекомендации и правила, которые мы применяли в предыдущих упражнениях.

Все перечисленные выше нехитрые упражнения только малая толика в вокальной школе, однако, с них можно начинать своё знакомство с вокалом.

Давайте немного отдохнём от распевок и повторим мысленно то, что усвоили за это время, и немного пофантазируем.

Для чего мы учимся преодолевать переходные ноты? Представьте себе живописную зелёную равнину, по которой вы идёте в прекрасном расположении духа. И вдруг на вашем пути, откуда ни возьмись, вырастает большой красивый холм, но довольно крутой и высокий. Вам всё-таки хочется узнать, что скрывается за этим холмом. Может быть, за ним откроется прекрасный вид на океан?
Что вы предпримете? Вернётесь назад, не удовлетворив своё искреннее любопытство? Скорее всего, вы заберётесь настолько высоко, насколько хватит ваших сил, и попробуете найти пути обхода, удобные лично вам.
Так вот, равнина, это ваш грудной регистр, где вам привычно и удобно, высокий холм, это переходные нотки, а то, что скрывается за холмом, вам предстоит ещё освоить. Скорее всего, вам откроется нежный головной регистр, или фальцет. Но если вы хорошо освоите переходные ноты, то ваши возможности покажутся вам безграничными на просторе микстового звучания.


Переходные ноты можно научиться передвигать, в более удобную для вас тесситуру. В момент освоения перехода, вы почувствуете новые голосовые возможности, более полное открытие позиции, мощную опору диафрагмы и эмоциональный прилив. В награду за ваш труд, вы получите удовольствие от нового, сильного звука, который летит с вершины холма далеко, за линию горизонта. Микстом петь легко и приятно. Кажется, что у этого звука нет границ, так как он легко переходит в свистковый регистр.


Итак, освоив регистры, а именно, грудной, головной или фальцет, микст (между грудным и фальцетом) и свистковый, вы будете учиться выравнивать ваш тембр, и искать присущую только вам тембровую окраску. Важно, что бы вы легко преодолевали смену регистров. Дальше можно пробовать работать над репертуаром. Подобрать именно тот материал, который будет, не слишком сложен для начинающего исполнителя, но в то же время будет придавать чувство ответственности при его исполнении.

  • < Назад
  • Вперёд >

21one.ru

Уроки вокала для начинающих | Упражнения для вокала | Диафрагмальное дыхание

В

торая, уже более практическая, часть нашей рубрики в которой Арк Саныч объясняет про правильный вдох (животом), каким образом это делается и как правильно должен осуществляться выдох. Теперь все уже на практике. В этом видео будут формироваться первые «домашние» занятия на неделю. Потом, объясняется почему надо вдыхать носом, выдыхаем уже звук (а не воздух). В общем, я косячу тут, будь здоров (да и вид у меня достаточно придурковатый вышел). Здесь еще уникальна тема про соответствие подачи и усилия.

Также Арк Саныч рассказывает про звукоизвлечение, куда направлять звук из тушки, проверяет меня на пороги, и мы в итоге выясняем, что у меня в распоряжении имеется октава и та не полная, и еще у меня — провал гортани и дохлые фальцеты 🙂 Далее, тут рассказано немножко о резонаторах, опоре звука (а не дыхания), фокусе звука, куда девать губы если чо и про спекуляцию низами. В общем, тут на видео все очень четко объяснено. Главное не забывать давить животом вперед. Короче, бразэ, мотайте на ус и в течение недельки отрабатывайте. У кого будут какие затруднения — пишите в каменты, бум чото думать. Короче, вуаля…

ЗЫ.
Убил Майкл Джексон…

Упражнения для вокала (текст урока)

Основа всей школы — дыхание. Значит, первое, что нужно сделать — это научиться дышать. Это и есть опора дыхания. Далее рассмотрим упражнения на диафрагмальное дыхание.

Вдох и выдох

Упражнение 1 — вдох

Становись к стенке спиной. Запомни фразу: «Не кулаком в живот, а животом — в кулак». Кулак подносится к животу, во время вдоха нужно животом ударить в кулак. На вдохе — живот вперед. Не надо сильно напрягаться. Я предпочитаю «взрывное» дыхание, чтобы при вдохе диафрагма ударила по энергоемким органам — печени и почкам. Но переусилие здесь ни к чему, надо спокойно делать.

Вдыхаем носом. Почему нужно дышать носом? Потому что дышать ртом — это экстремальное дыхание, которое иногда подходит на лыжне, например. Здесь этого не нужно. Хотя, есть отдельные моменты, когда требуется и ртом воздух хапнуть. Но, когда вдыхаешь ртом, слизистая оболочка моментально сохнет, воздух с пылью, не фильтрованный. Все это идет через связки. А нос — это уникальный фильтр, он же согревает. Из носа воздух приходит уже нормальной температуры.

Вдохни и задержи (живот надут). Вот это техника вдоха. Вокал — это сплошной позитив, не надо напрягаться.

Упражнение 2 — выдох

На выдохе поставь перед ртом палец и дуй, струйка будет рыхлая. Что происходит с животом? Живот оставляешь на месте (надутым, выставленным вперед) и выдыхаешь медленно воздух.

Когда делаешь первоначально упражнения не надо доводить до того, что глаза идут кругом. Может и потемнеть в глазах, если переусердствовать. Поэтому, длительность упражнения на дыхание — 1-1,5 минуты, не больше.

Цикл вдох-выдох закончился, диафрагма у тебя держится, ты животом ее держишь. И образно представляешь себе, что здесь (внутри тебя) столб воздуха. Как представить? Только за счет воображения. У вокалист должно быть очень развитое воображение. Поэтому развивайте воображение.

Упражнение 3 — звук Н

Теперь на выдохе издаем звук «н» (живот держим вперед). Губы разомкнуты, язык чуть касается зубов. Не делайте переусилие (излишнее напряжение). Звук должен исходить спокойно. Делаем по чуть-чуть и незаметно вы увидите, что выдох может длиться до 45 секунд. Первоначально выдыхаем где-то 8 секунд. Потом не замечаешь, как увеличивается до 15 сек. и т.д.

Упражнение 4 — мычание

Зубы разомкнуты, губы чуть-чуть касаются друг друга. Показатель правильности — это щекотка на губах. Напоминает мычание коровы. Живот всегда на выдохе вперед, всё делаем животом. Это упражнение надо делать лежа на полу, на ковре. На живот кладем груз — несколько толстых книжек или утюг, например. Во время вдоха у тебя поднимается груз, во время выдоха груз остается на месте. Цикл вдох-выдох закончился — опускаем грудь и живот. Потом опять: вдох (живот надуть, груз поднялся), выдох (живот остается надутым, груз на месте). Это так называемое диафрагмальное дыхание.

Задача на выдохе — держать живот. Все остальное на автомате происходит.

Упражнения на дыхание достаточно просты. Дыхание ставится быстро. Все усложнения, которые я встречал, для профессионалов, вплоть до спортивных достижений, думаю, вокалисту на данном этапе не нужны.

Когда тебе сложно, ты начинаешь переусердствовать с упражнениями. В вокале усилие должно соответствовать подаче звука. Ты можешь сильнее подавать звук, но усилий мало. Это не есть хорошо. Или наоборот, усилие на живот большое, а звук слабый.

Упражнение 5 — звук М

Тянем звук «мммммм». Зубы разомкнуты, губы чуть касаются друг друга, щекотка на губах.
Воображение включаешь, тело звука идет буквой Г. Если в академическом вокале, при провале гортани звук пойдет в голову, по прямой, то у нас звук идет вперед.
На два передних зуба. Почувствую в груди звук. Долго не надо. В воображении рисуем в груди котел, он гудит и сверкает. Есть такое выражение, что вокал — это гудение внутри, резонатор.

Главное, не стараться слышимость звука создавать. Если кажется, что звук слабый, не надо его искусственно (специально) усиливать. Нужно чувствовать щекотку на губах. Звук достигает резонанса и становится объемным.

Если есть пианино — задаем ноту и на этой тональности тянем «мммм». Дальше — следующую ноту и так далее. Такие вещи нужно оттренировать первоначально в небольшом диапазоне. В данном случае на звуке «м» нарабатывается купол нёба.

Если кончиком языка коснешься верхушки нёба, язык уберешь, у тебя память прикосновения осталась. Так вот, звук направляется в верхнюю точку нёба, которая называется опорой звука, или фокус. Что вызывает? Вызывает резонанс, на музыкальном языке — маска. В воображении у тебя могут быть различные ассоциации, я например, физиологически ощущаю давление на верхушке нёба. Звук упирается в нёбо, дальше выходит через губы (их не надо смыкать, они чуть-чуть касаются).

Упражнение 6 — звук О

Для того, чтобы произвести звук О надо просто выкрикнуть и почувствовать его на верхушке нёба.
Наше направление вокала — это вокал в разговорной позиции (как говоришь, так и поешь). Опираемся на фокус звука. Ощущение может прийти не сразу. Задействуется резонанс в груди и на нёбе. Если появляется головная боль — отдышаться надо. Постепенно привыкается.

Обрати внимание на артикуляцию звуков О и У. У произносят как О, или же в У сидит О. Как я детям объясняю: вот колечко — это О, на него шарик натягивают и сужают (на звуке получается, что начинаешь петь О, оно постепенно превращается в У). Не нужно нижней губой закрывать нижние зубы, т.к. это тоже резонатор. И не нужно собаку изображать. Нужно делать упражнение перед зеркалом, чтобы были видны краешки нижних зубов. Особенно на первых порах нужно артикуляцию помнить. Рожи не корчим, делаем естественную артикуляцию.

Голосовой порог и диапазон. Пробуем разные диапазоны, фальцет, низы, чтобы понять свой голосовой порог (возможности голоса). На верхах получается свисток, полезно иногда «попискивать». В гортани высоки звуки располагаются дальше (глубже), а низкие — близко. Иногда используют спекуляцию низами (искусственно занижают голос), хотя нужно петь своими естественными низами. Не надо усложнять, надо стремиться к простоте.

Нужно кучу позиций (гортани) в уме держать, это всегда сложно. Если с педагогом занимаешься, идет много замечаний, это нормально. Постепенно проблемы уходят. Если сейчас что-то не получается, ничего страшного, оно получится в любом случае. А постепенно резонаторы развиваются. Главное, никогда не стремись быть похожим на кото-то. У тебя свой голос, в нем много прелестей.

Первоначально не гонитесь за попаданием в так называемые ноты. Главное, стремитесь к тому, чтобы звук ровный был: одна ниточка. Одна вокальная школа не годится, с точки зрения педагога. Я их массу прочитал. Я беру по моим понятиям хорошие техники: у Тима Боджекта взял слайды и другие интересные моменты. И с каждым учеником начинаешь проверять, смотреть, что ему подходит. Поэтому ни из чего не нужно делать догму, даже из того, что я говорю. Ты все равно пропускаешь через свой критический ум. Самое плохое, это когда мои указания воспринимаются как нечто истинное и только так. Нет, каждый сам варьирует и смотрит, что ему лучше. Каждый сам изобретает свою школу вокала.

Дата публикации: 06.07.2011
Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами. Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

musicworker.ru