Вопросы задаем – 10 лучших способов задавать правильные вопросы для решения проблем.
Какие вопросы следует себе задавать
Стив Джобс и Томас Эдисон задавали себе правильные вопросы, Родион Раскольников — неправильные, Гамлет — спорные. Они находили на них ответы и принимали решения, совершали определенные действия. К чему мы это? Вопросы, которые мы себе задаем и ответы, которые на них даем, очень многое определяют в нашей жизни.
Поэтому важно задавать себе правильные вопросы. Ответы будут своеобразным путеводителем по жизни.
Вопросы для саморазвития
Раз вы читаете наш блог, значит саморазвитие для вас — не пустой звук. А оно невозможно без саморефлексии, то есть процесса познания себя. Один из способов для этого — задавать себе правильные вопросы.
Что для меня по-настоящему важно?
Этот вопрос помогает раскрыть ваши цели и ценности. Особенно важно спрашивать себя об этом, когда вы оказались на распутье, не знаете куда двигаться и на что выделять свое время. Пригодится он и когда нужно переосмыслить свое поведение и кардинально изменить жизнь.
Что еще это может означать?
Развитый человек — это тот, кто проявляет недюжинное любопытство во всем, что его окружает. Каждая ситуация, событие и информация представляет для него интерес.
Этот вопрос развивает творческое, критическое и логическое мышление. Хватит смотреть на свою жизнь при помощи розовых или черно-белых очков. Надевайте разные линзы.
Что или кто мне может помочь?
Нет ничего страшного, что вы хотите найти людей, которые помогут. В каком-то смысле все люди либо помогают, либо мешают друг другу. Клиенты, коллеги, руководители, друзья — все как-то взаимодействуют между собой.
Также важно находиться в постоянном поиске ресурсов. Это могут быть книги, сайты, советы для саморазвития, методы и стратегии. Наш сайт предоставляет множество возможностей для этого, здесь каждый найдет то, что ему по душе.
Кому я могу помочь?
Это вопрос, который большинство из нас игнорирует. Мы так зациклены на себе и своих проблемах, что совершенно забываем не то что о знакомых, а даже о близких. А если и пытаемся помочь, то воспринимаем себя как благодетелей.
В этом мире мало быть умным и развитым человеком, необходимо быть еще и полезным. Весь бизнес построен на помощи, а алчные компании выдавливаются из большой игры под общественным давлением. Руководители Википедии могут с полным правом просить пожертвования (которые и получают), потому что организовали свой бизнес с искренним желанием служить.
Даже если у вас сейчас нет прямого ответа, все же не забывайте задавать этот вопрос хотя бы иногда.
Как часто меня подводит интуиция и почему?
Интуиция — это очень неоднозначная штука. Кто-то говорит, что ее не существует, потому что она отдает эзотерикой, ученые же хотят ее доказать при помощи опытов, но пока что не достигли больших успехов. Это рождает множество споров.
И все же интуиция наверняка существует. Можно ли ее развить? Безусловно. Многие великие люди говорили и писали о том, что принимали решения, исходя из шестого чувства. Но они настаивают, что для этого нужно развиваться, много читать и познавать себя и мир вокруг.
Вспомните несколько случаев, когда вы слушались интуиции. Она была права или нет? Почему?
Если бы мне хватало денег, чем бы я занимался?
Мы склонны во многом винить нехватку денег. Дескать, вот если бы я выиграл миллион долларов, вот тогда бы…. Тогда бы что? Вы правда думали об этом или обходились стандартными «Купил бы дом и машину, а остальное положил бы в банк»? Вы должны понимать, что это ответ совершенно не на этот вопрос.
Чем бы вы занимались? Не на что тратили бы деньги, а какой род деятельности выбрали бы. И это не такой бессмысленный вопрос, как может показаться. Он покажет, что для вас действительно важно.
За что я благодарен?
Попытайтесь подавить зевоту, читая этот абзац. Мы знаем, что набили оскомину данным вопросом, но от этого он не станет менее важным.
Это один из самых могущественных вопросов, который к тому же желательно задавать себе каждый день по несколько раз. Причем знаете что? Попытайтесь каждый раз отвечать что-то другое. Можете даже иметь в виду что-то одно, но выражайте благодарность разными словами.
Если вы не знаете, за что благодарны, то можете быть уверены: вы не сможете себя почувствовать по-настоящему счастливыми, а также двигаться дальше в своем саморазвитии.
Что бы сделал Аристотель/Коперник/Эйнштейн?
Или кто-то совершенно другой. Важно просто включить фантазию и научиться смотреть на ситуацию под разными углами.
Какой урок я могу из этого извлечь?
Привычка задавать этот вопрос отличает очень успешных людей от простых смертных. Первые спрашивают себя об этом по несколько десятков раз в день, вторые же боятся его как огня.
Успешные развитые люди считают любую неудачу обратной связью. Они знают, что смогут узнать больше, если из совершенных ошибок извлекать выводы.
Задайте себе этот вопрос прямо сейчас, вспомнив последнюю неудачу: «Чему я могу научиться из этого события?».
Что нужно сделать, чтобы сломать эту привычку?
Мозг любит привычки. Неудачники склонны накапливать множество вредных моделей поведения и не бороться с ними, поскольку это сложно. Но успешные и развитые люди всегда обращают внимание на то, что пожирает время, портит настроение, фигуру и отношения с окружающими.
Даже сам этот вопрос выводит вас из состояния автопилота. И когда вы становитесь сознательным, то шансы победить врага многократно повышаются.
Что я могу сделать из того, что меня пугает?
Конечно, речь идет о чем-то позитивном, таком, что переводит вас на новый уровень. Например, публичное выступление или марафон. Все это вызывает дискомфорт. Но если вы будете задавать себе этот вопрос и хотя бы иногда выходить из зоны комфорта, то станете намного более развитой личностью, чем сейчас.
Как должен выглядеть мой идеальный день?
Без этого вопроса вы можете испытывать стресс, потому что всегда будет ощущение, что чего-то не хватает.
Если вы никогда не думали о том, как выглядит идеальный день, то подумайте. Чего в нем больше — работы, хобби или отдыха? Может это чтение книги или путешествие? Это скажет о вас очень многое.
Утренние вопросы
Их следует использовать для мотивации, составления плана на день, поднятия боевого духа, пробуждения мозга и многого другого.
Выделите 5-10 минут на то, чтобы ответить на вопросы, которые мы представим чуть ниже. Постарайтесь давать яркие, живые ответы.
- Что я буду делать сегодня?
- Кем я хочу быть или стать сегодня?
- Чего я хочу?
- Какие мысли будут преобладать в моей голове?
- Как я намерен себя чувствовать?
- Как я могу быть полезен другим людям?
Вечерние вопросы
Вечерние вопросы следует использовать для саморефлексии, благодарности и переосмысления прожитого опыта.
Цель таких вопросов — провести психологическую трансформацию, которая поможет подготовиться к следующему дню и стать лучше, чем сегодня:
- Вырос ли я как личность сегодня?
- Был ли я полезен людям?
- Что я сделал, что приблизило меня к достижению моих целей и задач?
- Каким неправильным шаблонам поведения я следовал сегодня? Как это можно исправить?
- На какие вопросы о себе мне следует искать ответы?
- Как я могу заново изобрести себя?
Вопросы для критического мышления
Ниже описан один из методов критического мышления, который поможет вам наиболее эффективно решать проблемы — как повседневные, так и рабочие или комплексные. Мы рассортируем вопросы на разные группы.
Знания
Речь идет о ваших знаниях. Важно вспомнить, как они помогали в прошлом решать сложные проблемы. Начните со следующих вопросов:
- Что из прошлого опыта будет полезно сейчас?
- Насколько правильно применять знания о прошлом опыте в новой ситуации?
- Почему эта тактика работала в прошлом?
- Кто или что мне помогали в прошлом? Могу ли я использовать это сейчас?
Понимание
Ваша цель — продемонстрировать свое понимание текущей проблемы или затруднительного положения.
Вы должны собрать подробные объективные сведения о событиях и обстоятельствах, которые существуют в реальности. Это лучше всего достигается путем организации, сравнения, перевода и интерпретации вашего затруднительного положения с разных точек зрения.
С этих вопросов можно начать:
- Что происходит на самом деле?
- Как я могу рассмотреть эту проблему с разных точек зрения?
- Как эта проблема сочетается с моим прошлым опытом?
Применение
Здесь ваша цель — взглянуть на гипотетические решения проблемы. Это достигается благодаря применению приобретенных знаний и использованию полученной информации по предыдущим двум шагам.
Речь идет не о поиске единственно верного решения, а о том, чтобы рассмотреть потенциальные и наиболее вероятные из них:
- Что, если…?
- Как мне лучше всего использовать…?
- Какие примеры, техники и объекты я могу использовать?
- Какой подход можно попробовать?
- Что будет, если я сделаю…?
Анализ
Это тот момент, когда критический мыслитель (то есть вы) анализирует всю собранную информацию с помощью сравнения, упорядочения и интенсивного опроса:
- Как это связано с…?
- Какая связь между…?
- Какие различия есть между…?
- Каковы возможные причины, которые вызвали эту проблему в первую очередь?
- Какие выводы можно сделать из этого?
- Какие доказательства я могу найти в подтверждение своих выводов?
- Какие новые возможности есть?
Синтез
Именно здесь критический мыслитель начинает поиск шаблонов и связей между частями информации, которая помогает ему получить новые идеи и ответы, которые раньше, возможно, не были очевидны:
- Какие изменения я могу сделать для эффективного решения этой проблемы?
- Как я могу улучшить…?
- Что произойдет, если…?
- Что можно сделать для того, чтобы снизить ущерб от этой проблемы?
- Какое наилучшее возможное решение этой проблемы?
Вопросы для решения проблем
Несомненно, что стратегическое и целенаправленное использование вопросов может привести к большим успехам. На самом деле вопросы — это, по сути, интеллектуальные плоды наших мыслей, которые помогают преодолевать проблемы и трудности жизни.
Вопрос часто не является творческим по своей природе, он скорее используется как катализатор, который помогает стимулировать творческую мысль: он усиливает наши способности преодолевать проблемы и неудачи, которые противостоят нашим повседневным реалиям.
Мы рассмотрим несколько тактик, при помощи которых можно научиться задавать правильные и полезные вопросы.
Круглосуточные вопросы
Когда вы занимаетесь своими повседневными делами, важно, чтобы ваш ум был заточенным, настороженным и сосредоточенным на решениях, которые потенциально помогут преодолеть проблемы и ловушки, которые расставляет жизнь.
Есть буквально десятки вопросов, которые можно использовать. Тем не менее, вот два очень эффективных, которые особенно полезны:
- Что в этом есть хорошего?
Независимо от того, насколько серьезны или ужасны обстоятельства на первый взгляд, этот вопрос фокусирует внимание на позитивных результатах.
- Как я могу использовать это для своей пользы?
Этот вопрос фокусирует внимание на возможных решениях, расширяя ваше понимание потенциальных возможностей, которые могут скрываться. Вы эффективно проводите мозговой штурм, чтобы превратить лимоны в лимонад.
Вопросы для преодоления препятствий
Если вам нужно немного дополнительной помощи, чтобы преодолеть препятствия, то используйте следующие четыре типа вопросов.
Вопросы о возможности: «Что, если я смогу заставить это работать?». Этот вопрос повышает уверенность и расширяет мировоззрение, внимание и понимание потенциальных решений, которые могли бы помочь преодолеть эту проблему.
Вопросы о необходимости: «Что мне нужно сделать, чтобы это произошло?». Этот вопрос стимулирует воображение и способность решать проблемы, помогая придумать возможные решения, чтобы выбраться из затруднительного положения.
Вопросы для снижения сопротивления: «Что я решил сделать?». Мы неохотно предпринимаем шаги, если думаем, что обязаны что-либо делать. Но если считаем, что это наш выбор, то мотивации становится намного больше.
Вопросы о несовпадении: «Что, если это не сработает?». Цель этого вопроса двойная. Во-первых, он помогает подготовиться к возможным вызовам и неудачам. Во-вторых, помогает сделать мышление гибче.
Вопросы о вопросах
Не все вопросы одинаково полезны, многие даже вредны (отдельно мы поговорим об этом дальше). Поэтому важно отличать первые от вторых. Как? Задавая вопросы, конечно же:
- Я задаю правильные вопросы?
- Какой самый полезный вопрос я могу задать себе, чтобы решить эту проблему?
- Какой самый полезный вопрос я могу задать, чтобы разблокировать свою интуицию, творческое мышление, что позволит получить новые идеи, решения и возможности?
Какие вопросы не следует себе задавать
Если, прочитав эту статью, вы решите придумать свои личные вопросы, то нужно, прежде всего, избегать неправильных. Что мы под ними имеем в виду?
Это вопросы «Почему?» (как вариант «Зачем?»). Не каждый, но многие из тех, при помощи которых человек пытается найти виновного, пожалеть себя. Они приводят к бесконечной скорби и нищете, которые погружают разум в состояние хаоса. Они парализуют дух и приводят к мышлению жертвы.
Вот некоторые примеры вопросов, которые вы должны избегать любой ценой:
- Почему все против меня?
- Почему у меня нет удачи?
- Зачем пытаться?
- Почему это всегда происходит со мной?
- Почему я всегда делаю глупые вещи?
Это вопросы, на которые нельзя искать ответы. Например, спросив себя «Почему я всегда делаю глупые вещи?», вы выясните, в чем дело? Вряд ли. Вы, скорее всего, решите, что так уж устроены, что вам не привили правильного мышления в детстве, или что такова ваша судьба. Любой из этих ответов никуда вас не приведет и ничего не изменит. Они нацелены единственно на то, чтобы обвинить кого-то или что-то: жизненные обстоятельства, других людей, себя, природные силы и многое другое.
Какие вопросы следует себе задавать в первую очередь
Давайте теперь посмотрим, какие вопросы нужно задавать в противовес тем, что мы привели только что. Их называют усиленными, потому что после них человек начинает искать ответы и развивает свои лучшие, а не худшие, качества.
Вопросы «Как»
Вот некоторые примеры вопросов, которые вы можете использовать, чтобы преодолеть препятствия, стоящие на пути:
- Как я могу сделать это умнее?
- Как я могу сделать это лучше?
- Как я могу успешно преодолеть это?
- Как я могу воспользоваться нестандартным мышлением в этой ситуации?
Вопросы «Что»
- Что я могу сделать?
- Что за скрытая возможность передо мной, которую я не вижу?
- Что хорошего в этой ситуации?
- Что из этого может сделать меня сильнее?
Как мы видим, не все вопросы являются полезными. Некоторые заводят в тупик, приходят к мышлению жертвы и заставляют жалеть себя. Поэтому основная часть нашей статьи была посвящена правильным вопросам. То есть таковым, которые провоцируют мозг работать и испытывать приятные эмоции, задумываться и порой даже оказываться в тупиках. Но в последнем случае печалиться не стоит: рано или поздно ответ будет найден.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
4brain.ru
Зачем задавать вопросы? | Блог 4brain
Мало кто умеет задавать вопросы правильно. Еще меньше людей умеют задавать правильные вопросы. Это требует известной доли любопытства, начитанности и мудрости. Поэтому чаще всего мы интересуемся поверхностно, безосновательно судим и критикуем.
Многие изобретения появились как ответ на вопрос «А что если…?». Ученые, психологи, философы, бизнесмены, да и те же изобретатели задают себе тонны вопросов, интересуются окружающим миром и своим собственным. Многие из них достигли успеха благодаря этой привычке.
Тренер по плаванию Дэн Ланж каждый день спрашивает своих учеников, как они себя чувствуют. Ответ «хорошо» не принимается. Нужно быть предельно точными. Необходимо рассказать о том, как они чувствуют себя ментально, физически и эмоционально. В зависимости от ответов, Ланж проводит персональную тренировку.
Другие люди устраивают себе 30-дневное испытание. Они придумывают друг для друга 900 вопросов и должны отвечать на 30 из них каждый день. Вы можете себе представить, что спустя месяц мозг будет работать совершенно иначе, чем до этого, и что это очень полезное упражнение. Словом, задавайте себе побольше вопросов и отвечайте на них. В этой статье мы рассмотрим основные преимущества задавания вопросов.
1
Мы узнаем о жизни
Научно доказано, что мы узнаем о жизни, задавая вопросы. Дети начинают изучать мир, наблюдая, тестируя и спрашивая «Почему?». При помощи вопросов дети учатся видеть причинно-следственные связи и познают значения слов.
Вы перестали задавать много вопросов или и вовсе прекратили? Что случилось? Неужели вы познали жизнь во всем ее многообразии? Величайшие умы человечества признают, что ничего не понимают и продолжают учиться каждый день. Будьте точно таким же: учитесь и задавайте вопросы.
2
Чем больше вопросов, тем лучше ответы
Как мы уже говорили, с возрастом поток вопросов иссякает и мы просто варимся в том, что уже знаем. А когда модель мира дает сбой, мы ругаем правительство, собеседника или кого бы то ни было еще. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с препятствием, мозг старается найти самый простой и легкий ответ в рамках, нами для него созданных. Вот почему зачастую мы ведем себя нелогично: первое решение принимаем за лучшее и рациональное. Но чем больше информации и опыта у нас есть, тем больше вариантов мы получаем для решения проблем.
3
Качество нашей жизни зависит от качества вопросов
Качество нашей жизни напрямую зависит от качества нашего мышления. А вопросы — это двигатель, движущая сила мышления.
Помните: чем больше правильных вопросов вы будете задавать, тем лучше познаете мир и тем эффективнее сможете решать проблемы.
Если вы постоянно спрашиваете себя «Как сделать мою жизнь проще?», «Как выполнить эту работу лучше?», «Как правильно вложить деньги?» и находите ответы, то меняете свою жизнь к лучшему. Глупые люди знают все ответы в мире, поэтому не задают вопросов. А когда их жизнь портится, они не склонны винить себя. Виноваты все остальные. Так и проходит их жизнь.
Поэтому не будьте глупцами и всегда оставайтесь любопытными.
4
Задавание вопросов делает вас более гибкими
Вопросы формируют новые шаблоны в нашем мозге. Чем больше их больше, тем более гибким он становится (поэтому плохи не сами шаблоны, а то, что их мало). Благодаря гибкости мозг может получить доступ к большему количеству информации, в нем хранящейся.
Представьте, что за каждый вопрос вы получаете три горошины, символизирующие знания. Имея три, вы можете превратить их в девять. Затем их станет двадцать семь и так до бесконечности. У человек, который не задает вопросов, нет горошин. Он сформировал свою базу знаний до 27 и больше не развивается. В сложной ситуации он будет себя вести слишком предсказуемо.
5
Задавание вопросов делает вас умнее
Когда мозг становится более гибким, вы становитесь восприимчивым к разным точкам зрения и менее предвзятым в своих решениях. Многие называют это мудростью, рациональностью и истинным интеллектом.
Никто не знает, какой способ делает человека умнее быстрее всего. Но одно мы знаем точно: умение задавать вопросы входит в пятерку лучших способов. Мы все так хотим ответов, но при этом не умеем задавать вопросы. Зачастую вопрос даже важнее ответа.
У каждого из нас есть пробелы в знаниях, в образовании. Все это мешает получить общую картину какой-либо сферы. Вопросы — это уточнения, это способ ликвидировать пробелы в знаниях и получать полную картину. Такого человека можно назвать действительно умным.
6
Задавание правильных вопросов создает счастье
Мы все переживали ощущения мира, покоя и гармонии, но мало кто уделял время тому, чтобы разобраться, откуда берутся эти чувства. Когда мы задаем себе этот важный вопрос и начинаем копать глубоко, то начинаем понимать, как можно переживать этот опыт чаще. Мы понимаем, что мы сами — творцы наших чувств. Они не просто случаются с нами.
Задайте себе эти простые, но глубокие вопросы:
- Что для меня значит счастье?
- Возможно ли иметь большую проблему и чувствовать себя хорошо одновременно?
- Делаю ли я каждый день что-то, чтобы достичь своей мечты?
Затем начинайте задавать более сложные вопросы:
- Что для меня самое главное в жизни?
- Как я могу добиться этого?
Чем чаще вы будете задавать себе важные вопросы, тем быстрее вы примете полную ответственность за свою жизнь и начнете делать ее лучше.
Желаем вам удачи!
4brain.ru
Как правильно задавать вопросы
Искусство задавать вопросы — одно из базовых умений как для учебы, так и для профессиональной деятельности. Продвижение в освоении материала можно оценить с точки зрения того, какие вопросы задает человек. Многие профессии строятся на умении задавать правильные вопросы, т. е. вопросы эффективные для сбора информации. Врачей, менеджеров, педагогов, юристов, психологов специально учат задавать вопросы. Вопросы, которые человек задает, когда ему не хватает информации, показывают уровень понимания проблемы и способность задающего строить предположения. Умение задавать вопросы помогает при решении интеллектуальных задач, способствует улучшению взаимопонимания между людьми.
Современный человек задает вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам в Интернете. Умение выделить ключевые слова, на которые «поисковик» даст содержательные ссылки основывается на том же искусстве задавать вопросы — просто вместо вопроса вы задаете ключевые слова из предполагаемого ответа.
Попробуйте выполнить следующие задания (можно выбрать один из трех вариантов, но лучше выполнить все).
Задание 1
Представьте, что вы преподаете иностранную литературу и хотите выяснить, насколько ваши ученики освоили трагедию В. Шекспира «Гамлет». Какие 10 вопросов вы задали бы для выяснения глубины познаний ваших учеников? Вопросы запишите.
Задание 2
Представьте, что вы руководитель, и один из ваших подчиненных опоздал со сроками выполнения важного задания. Придумайте 5–6 вопросов, которые вы задали бы, чтобы понять причину происшедшего и определить справедливую меру взыскания. Подумайте, кому вы могли бы их задать.
Задание 3
Представьте, что вы критик-искусствовед. Вы отбираете фильмы для фестиваля. Перед вами стоит задача выбрать 3 фильма из 5 представленных на конкурс. Придумайте 3–4 вопроса тем, кто уже видел эти фильмы, которые помогли бы сделать вам выбор до просмотра.
Какими вопросами вы «пользовались» — открытыми, т.е. требующими развернутого ответа (например, «Когда ты пользовался этой вещью в последний раз?») или закрытыми, на которые можно ответить «да» или «нет» («Ты давно ищешь эту вещь?»). Заметьте, что открытый вопрос дает собеседнику больше шансов высказаться, а вам — получить больше информации. Еще одна проблема закрытых вопросов — представление задающего вопрос о том, что такое давно, далеко, хорошо, могут существенно отличаться от представлений отвечающего (именно так рождается непонимание). Для вас «давно» — это неделю назад, а для другого – вчера. Попробуйте переформулировать вопросы, которые оказались в вашем списке закрытыми так, чтобы они стали открытыми.
Исследователи выделяют 5 типов вопросов.
1. Фактические вопросы (или вопросы на знание)
Такие вопросы направлены на выяснение фактов и особенностей, которые легко наблюдать. Ответы на фактические вопросы часто можно оценить как правильные или неправильные. Хотя фактические вопросы обычно простые, их тоже нужно уметь задавать.
Фактические вопросы направлены на определение следующих характеристик:
- кто (кто автор, кто мог помешать, кто выполнял эту работу и т.д.)
- когда (как часто, какова периодичность, как давно это было, сколько времени назад, когда это может случиться…)
- где (как далеко это находится от…, как туда добраться…)
- как (как это произошло, как это могло случиться, какими качествами нужно обладать…)
Для Задания 1 примером фактического вопроса может служить такой вопрос: «Как называется пьеса Шекспира о принце Датском?». Менее примитивно выглядят вопросы, которые затрагивают сюжетные линии: «Когда и при каких обстоятельствах был убит Полоний? Какие последствия имело это убийство?». Для Задания 2 такими вопросами становятся: «К кому вы обращались за помощью, когда поняли, что не успеваете?», «На сколько времени вы опоздали с выполнением задания?», «Какими средствами для решения поставленной задачи вы обладали?», «Каковы последствия опоздания с выполнением задания?». Для Задания 3 фактическими вопросами будут: «Кто режиссер фильма?», «Какой опыт участия в конкурсах и фестивалях есть у создателей фильма?», «Сколько денег собрал фильм в прокате?».
Посчитайте, сколько фактических вопросов в вашем списке, в каком задании доля этих вопросов больше. Фактические вопросы очень важны для ситуации, предложенной в Задании 2 – чтобы понять ситуацию, предварительно следует выяснить историю вопроса, а затем последствия случившегося. Для ситуации Задания 1 фактические вопросы имеют наименьшее значение — фактическая сторона произведения известна и мало интересна. Ситуация Задания 3 предполагает, что фактические вопросы создают основу для принятия решения и должны быть дополнены другими вопросами.
2. Конвергентные вопросы
Эти вопросы не имеют однозначного ответа и требуют напряжения мысли. Ни ситуация, ни текст не дают прямой подсказки. Чаще всего эти вопросы формулируются как «Зачем…», «Каковы причины…», «Почему…» (С какими целями действовал человек? Каковы причины происшедшего? Из-за чего не случилось?).
Конвергентный вопрос соединяет понимание человека и фактический материал, это первая ступень интерпретации той ситуации или текста, относительно которых задаются вопросы.
Например, для «Гамлета» такими вопросами будут: «Каковы основные причины безумия Офелии, что толкнуло ее на самоубийство?», «Чем объясняется мстительность Гамлета, что заставляет его преследовать мать и дядю?». Для Задания 2 такими вопросами могут быть: «Почему вы обращались (или не обращались) за помощью?», «Чего вам не хватало для выполнения задания?». Для Задания 3 такими вопросами будут: «В чем преимущества этого фильма перед другими?», «Как лучше выстроить последовательность фильмов в программе фестиваля?».
Просмотрите свой список вопросов — сколько из них направлены на выяснение причин и объяснение?
3. Дивергентные вопросы
Суть такого вопроса состоит в обуславливании ситуации: «Что будет (не будет), если…». Дивергентный вопрос позволяет отвечающему понять наличие альтернативы. Умение задавать такие вопросы важно для многих специалистов: принятие решения о лечении, мере наказания или поощрения обязательно должно основываться на оценке последствий принятого решения. Если конвергентный вопрос обращен на объяснение уже случившегося, то дивергентный — на предсказание будущего.
Анализ «Гамлета» мог бы включить, например, следующие вопросы: «Как бы развивались отношения Гамлета и Офелии, если бы отец Гамлета не умер?», «Что произошло бы с Гамлетом, если бы он остался в живых и покарал обидчиков?». Для второй ситуации можно было бы задать вопросы: «Что могло бы вам помочь выполнить задание в срок?», «Если бы вы использовали такое-то средство, как бы это повлияло на ситуацию?». Для третьей ситуации возможны вопросы: «Как включение этого фильма в программу фестиваля отразится на популярности фестиваля?», «Кто должен представлять фильм, чтобы он был замечен зрителями?», «Каков будет общественный резонанс, если этот фильм не будет включен в программу?».
Внимательно изучите список ваших вопросов — можно ли выделить «сильные» вопросы, значимые для решения проблемы, и «слабые», те, которые можно было бы исключить из списка. «Сильный» вопрос дает понимание ситуации, часто это вопрос на альтернативу: «Кто мог бы сделать это, при условии…», «Когда это может произойти, если…», «Где это могло бы происходить… » и т.д. И ситуация 2, и ситуация 3 требуют вопросов на возможность. Такие вопросы не совсем корректны для ситуации 1, поскольку в рамках художественного произведения трудно рассуждать в условном наклонении.
4. Вопрос–оценка (вопрос на суждение и сравнение)
Эти вопросы соединяют понимание ситуации и отношение человека к событию, книге, фильму и т.д. Ответ на такой вопрос показывает взвешенность суждений, умение избегать категоричности. Вопрос на суждение предполагает, что отвечающий обладает информацией, выходящей за пределы ситуации, неравнодушен к предмету разговора и понимает неоднозначность того, о чем идет речь.
Вопросы на оценку и сравнение незаменимы, когда нужно оценить понимание исторического факта или произведения искусства. В ситуации 1 возможны вопросы: «Сравните гибель Офелии и Джульеты, в чем сходство и различие этих героинь Шекспира», «На каких других литературных героев похож Гамлет», «Чем пьеса «Гамлет» отличается от других пьес Шекспира». Для ситуации 2 такими вопросами могут быть: «В чем ответственны вы, а в чем другие?», «Оцените свои действия: где вы принимали верное решение, а где ошибочное?». Для третьей ситуации вопрос на оценку может быть направлен, например, на сравнение разных фильмов по разным основаниям.
Вопросы на оценку и сравнение желательны во всех трех предлагаемых заданиях — важно, чтобы эти вопросы располагали к обоснованию точки зрения.
5. Комбинированный вопрос (комплексный вопрос, ответ на который может быть очень длинным)
На самом деле вопросы одного типа плавно переходят в вопросы другого типа. Так, фактический вопрос создает основу для вопросов трех других типов. Часто в одном вопросе можно соединить вопрос на объяснение и вопрос на предположение.
Например в ситуации 1 вы можете задать такие вопросы: «Не все герои пьесы Шекспира одинаково активно взаимодействуют друг с другом. Подтвердите это положение и найдите ему объяснение. Как могла бы выглядеть сцена диалога между Полонием и отцом Гамлета?». В ситуации 2 можно задать такие комбинированные вопросы: «Когда стало ясно, что вы не успеваете, почему вы не сообщили об этом сразу?», «Кто мог бы сделать это задание за вас, кому бы вы поручили его на моем месте и почему?». В ситуации 3 комбинированный вопрос может быть направлен на выяснение художественной ценности фильма: «Какие новые художественные приемы есть в фильме, как они соотносятся с приоритетами фестиваля?»
Посмотрите, много ли среди придуманных вами вопросов комбинированных. Подумайте, как можно соединить уже имеющиеся вопросы в общий комплексный вопрос. Степень взаимосвязи заданных вами вопросов определяется тем, есть ли у вас направленность в сборе информации, выделяете ли вы предварительные гипотезы, и насколько выдвинутые вами гипотезы вариативны. Комбинированные вопросы позволяют связать разные вопросы и из полученных ответов сложить целостную «картинку» изучаемой ситуации.
Умение задавать вопросы помогает человеку научиться отвечать на вопросы других вдумчиво и без спешки; отвечать, рассуждая и развивая свою точку зрения. Составление плана ответа на вопрос есть не что иное, как разбиение одного большого вопроса на более «узкие» вопросы. Не случайно многие психологи предпочитают говорить об искусстве, а не умении задавать вопросы: ведь вопрос показывает не только уровень осведомленности, но и способность человека подходить к предмету изучения нестандартно. Если в вашем списке много комбинированных вопросов, вопросов на объяснение, предсказание или оценку — вы, скорее всего, без труда включаете ваши творческие способности в изучение ситуации. Если вам было трудно задавать «сильные» вопросы, это не значит, что у вас таких способностей немного. Попробуйте переделать ваши вопросы в более сложные, а для этого «включите» интерес к заданию.
edunews.ru
Как правильно задавать вопросы | Мастер Класс

Спросите у себя: если бы вы умели задавать вопросы, как лучшие профессиональные журналисты, то смогли бы получать больше от деловых встреч? Смогли бы больше узнать от своих учителей? Смогли бы тогда ваши случайные встречи с начальством в лифтах или на конференциях дать реальные результаты и укрепить ваши связи?
Ответ: «да».
«Единственное, что помогало и продолжает помогать мне как человеку, имеющему мало опыта в бизнесе, не сойти с ума – это мои навыки журналиста,» — говорит Эван Ратлифф, который писал статьи для таких журналов, как The New Yorker, прежде чем начать свой собственный проект The Atavist. Один из этих навыков, как он говорит, это «способность формулировать вопросы, которые приносят полезные ответы от консультантов, клиентов или других людей».
Хорошие вопросы могут двигать вперед ваш бизнес, организацию или карьеру. Они позволяют извлечь максимальную пользу из общения, и полученные знания помогают нам проникнуть в суть дел. Но проблема в том, что мы задаем ужасные вопросы. Мы говорим слишком много и принимаем плохие ответы (или, что еще хуже, отсутствие ответов). Мы стесняемся быть прямыми или боимся показать свою глупость, поэтому постоянно ищем компромисс, уклоняемся от прямого разговора и упускаем возможности для роста.
Но мы не должны так поступать.
Следующие советы могут научить вас гораздо лучше задавать вопросы, не говоря уже о том, что вы сможете стать более интересным собеседником.
Не задавайте альтернативные вопросы
Когда люди нервничают, их речь часто становится путанной, и их вопросы превращаются в серию возможных ответов. («Какой самый эффективный способ найти хорошего программиста? Поискать на Monster, или обратиться на LinkedIn, или поговорить со знакомыми, или … хм … хм …да, или .. есть еще какой-то хороший сайт с вакансиями?»)
Вы тот, кто задает вопрос, так чего же вы без остановки говорите? Заканчивайте предложение знаком вопроса. Быть лаконичным – хорошая черта.
Кратко о хороших вопросах:
- Говорите связно и заканчивайте предложение знаком вопроса.
- Не тяготитесь молчанием.
- Начинайте с вопросительных слов «кто», «что», «когда», «как», «почему», чтобы получать более содержательные ответы.
- Перестаньте кивать, если вы не понимаете чего-то, задавайте дополнительные вопросы.
- Если вы не получаете ответа, подойдите к вопросу снова под другим углом.
- Перефразируйте ответ своими словами.
- Не бойтесь задавать вопросы.
В связи с этим, важно, чтобы вы научились не тяготиться молчанием. Позвольте собеседнику подумать, не перепрыгивайте на возможные ответы, как только пройдет пара секунд. Вы не получите никаких ответов, если будете все время говорить, и вы мало что узнаете, если будете сами предлагать все ответы.
Вопросы, начинающиеся со слов «кто», «что», «где», «когда», «как» или «почему» значительно повышают шанс получить содержательный ответ, в то время как начало типа «будет ли», «может быть», «вы не думаете» могут ограничить ответы. (Конечно, если вы пытаетесь свести вопрос к ответу «да» или «нет», то можете делать это, но если вам нужен совет или рассказ о чем-либо, выбирайте более открытые вопросы.)
Хорошо: «Что бы вы сделали?»
Плохо: «Вы бы сделали А?»
Очень плохо: «Вы бы сделали А, или Б, или В, или Г, или … ?»
Всего лишь добавьте простое слово «что» к плохому вопросу «вы думаете, … ?», и вы получите открытые ответы. Научитесь задавать вопросы, которые начинаются с этих 6 простых слов.
Не задавайте наводящих вопросов
«По-настоящему плохие вопросы – это наводящие вопросы, когда вы задаете вопрос с целью получить какой-то определенный ответ, — говорит опытный журналист Клайв Томпсон, который пишет для Wired и The New York Times, – избегайте их любой ценой.»
Прежде всего, если вы сами знаете ответ, то зачем вообще что-то спрашивать?
Если вам необходимо подтверждение чего-то, о чем вы догадываетесь, спрашивайте конкретно, спрашивайте прямо. Вы покажете себя уверенным человеком (а не бестолковым), и получите более честные ответы.
Хорошо: «Вам нравится этот новый поисковой инструмент?»
Плохо: «Что вы думаете об этом новом ужасном поисковом инструменте?»
Вставляйте вопрос, когда это необходимо
«Прервать разговор и задать правильный вопрос – это гораздо лучше, чем кивать, не понимая, о чем речь,» — говорит Ральф.
Хороший журналист прервет разговор и задаст вопрос в любой момент, когда ему это нужно. Этот помогает разобраться в нестройном рассказе и прояснить обстоятельства прежде, чем разговор уйдет слишком далеко от непонятного момента. Обратите внимание, как знаменитые интервьюеры, такие, как Ларри Кинг, поддерживают контроль над разговором – почти всегда они это делают, вежливо прерывая собеседника, не какими-то своими утверждениями, а правильными вопросами.
Разумные люди редко могут обидеться, когда их прерывают, если им дают продолжать высказываться. Наоборот, дополнительные вопросы показывают людям, что их слушают.
Если вы не получили ответа, перефразируйте вопрос чуть позже
Журналисты привыкли говорить с публицистами и хорошо подготовленными бизнесменами, из которых часто бывает сложно вытянуть прямой ответ. Иногда люди намеренно уходят от ответа, часто это происходит просто из-за путаной речи. (Как часто случалось, что вы сами забывали вопрос, который вам задали, на половине ответа?)
В таких случаях вы можете либо задать прямой вопрос («Так сколько в месяц это будет стоить?»), либо повторить видоизмененный вопрос позже. Журналистам часто приходится пробовать много раз задавать вопрос под разным углом, прежде чем они получают нужные сведения. Если вы не уверенны, нет ничего плохого в том, чтобы задавать уточняющие вопросы по теме. В любом случае, вы не уйдете с пустыми руками.
Повторите ответ собеседника для подтверждения или уточнения
Если вам дают расплывчатые ответы или слишком сложные для данного случая, перефразируйте ответ своими словами. («Так выходит, ваша программа будет присылать мне электронное письмо каждый раз, когда будут появляться важные новости по моей области работы?»)
Как правило, за этим следует либо четкое «да, верно», либо объяснение с дополнительными деталями. В любом случае это полезно для получения точного ответа.
Некоторые люди нарочно неправильно перефразируют ответы собеседника, чтобы получить быстрый и часто менее внимательный ответ и подловить человека на обмане.
Не стесняйтесь
Самый худший из вопросов – тот, который остается незаданным.
«Как правило, нет никакого смысла притворяться, что вы что-то знаете, если вы этого не знаете, — говорит Ральф, — цель репортера – собирать информацию, а не произвести впечатление на того, у кого он берет интервью. Вам может показаться, что в бизнесе по-другому, но это не так.»
Люди гораздо добрее, чем мы о них думаем.
«Я не позволяю вопросам от предпринимателей выводить меня из себя, — говорит Фред Вилсон, партнер в Union Square Ventures, человек, которого предприниматели часто заваливают вопросами на различных мероприятиях, — ведь все они прилагают так много усилий, чтобы добиться того, к чему они стремятся. Я просто стараюсь дать им самый лучшие ответы, какие могу.»
Если вы время от времени задаете плохие вопросы, ничего страшного. Это случается со всеми. Известный бизнес-специалист Сет Годин пишет в ответ на мой вопрос о том, как правильно задавать вопросы: «Я не уверен, что у меня есть для вас полезные ответы!»
master-klass.biz
10 лучших способов задавать правильные вопросы для решения проблем.

Порой успех дела лежит не в том какие ответы мы находим на поставленные вопросы, а в том какие вопросы мы задаем. Практически все креативные сессия в которых я участвовал по большей своей части состояли из правильно подобранных и выстроенных вопросов. Не даром, мы такой список вопросов называли «Ключ». Вся прелесть была в том, что каждый отвечал на них по-своему и выдавал уникальный результат. Когда собиралась большая группа людей, то их ответы с большой долей вероятности не только решали поставленную задачу, но и предлагали множество решений на выбор даже в тех случаях, когда казалось, что решения нет вообще.
Польза вопросительных предложений заключается в том, что наш мозг устроен так, что не может не думать. Он всегда занят своей работой, и всегда находится в состоянии поиска ответов. Любой вопрос заставляет его найти ответ. В этой статье я предлагаю список из 10 способов, которые наверняка помогут вам задавать правильные вопросы в любой ситуации.
1. Вопросы о самой проблеме.
Самый верный способ при решение проблемы — это задавать вопросы о самой проблеме. Прелесть в том, что мозг сам будет генерировать ответы, вам нужно лишь постараться задать наиболее разносторонние вопросы. К тому же после серии вопросов, даже если вы не найдет сразу ответ, то не расстраивайтесь. Ваш мозг продолжает работать над поиском решения уже в фоновом режиме!
Чтобы научиться задавать вопросы о самой проблеме воспользуйтесь техникой SCAMPER или же «5 Почему», которые я подробно описал в книге «Коробка креативности».
2. Вопросы в другой формулировке.
От упаковки многое зависит. Какой вопрос вы решаете, такой ответ и получаете. Поиграйте с формулировкой вашей проблемы, как её можно сформулировать иначе? Наверняка проблему можно решить несколькими способами, как будет звучать вопрос для каждого удовлетворительного решения проблемы? Проверьте правильна ли сама формулировка вопроса?
3. Вопросы во времени.
Сфокусируйтесь на временных рамках. Если вопрос звучит конкретно, расширьте его, если слишком широко — сузьте. Для примера: «Как я могу улучшить свою жизнь?» или «Как в этом месяце я могу улучшить свою жизнь» или «Что сегодня я могу сделать для улучшения своей жизни?»
4. Вопросы в другие направления.
Поиски решения не могут проходить в одном направлении. Это может быть и смена направления. От географического: «А где еще мы можем найти необходимую нам вещь?» до ментального :»Теперь давайте забудем о недостатках, какие вы видите преимущества?». В последнем случае прекрасно подойдет техника «Шесть шляп мышления». Именно Шесть шляп мышления — это та техника, которая используется для всестороннего поиска идей.
5. Вопросы для улучшения образования.
Каждый учитель знает, что самый эффективный ученик этот тот, который сам хочет обучиться. В этом случае вопросы являются прекрасным способом для стимуляции творческого мышления и работают куда лучше, чем просто дача правильного ответа.
Вместо просто объяснения, лучше просто задать вопрос :»Как вы думаете, что было бы в этом случае если бы мы изменили наши действия…», «Какой результат мы получим если не будет учитывать затраты на начальном этапе..»
Этот же тип вопросов работает прекрасно не только в институте или школе, но и в бизнес- среде. Привычка на вопрос подчиненного «А как быть в этом случае?» отвечать вопросом «А как вы считаете, нужно поступить?» — экономит не только время, но и приучает работника к самостоятельному мышлению.
6. Вопросы для поддержания беседы.
Вопросы прекрасно налаживают общение между людьми. Если вы задаете вопросы, значит вы почти наверняка слушаете то, что вам говорят. Хороший вопрос может не только оживить беседу, но и вовлечь в неё новых участников.
В последнее время, диалоги всю чаще превращаются в монологи по очереди. Вместо того чтобы слушать друг друга, каждая сторона то и дело ждет своей очереди поговорить. Простые вопросы «Чем я могу помочь?», и «Вы сталкивались с чем-то подобным раньше?» — прекрасный способ показать, что вы слушаете собеседника и участвуете сами в ЕГО разговоре.
7. Вопросы для критического мышления.
Зачастую мы говорим совершенно о разных вещах. Обидно потратить кучу времени и выяснить, что другой человек имел ввиду совсем не то, что мы подумали, да и нас он до конца не верно понял. Чтобы этого не произошло нужно не бояться задавать простые вопросы, которые к тому же могу показаться и наивными.
В качестве эффективных начальных вопросов, можно использовать «Технику Киплинга»: «Кто конкретно это сделал?», «Зачем они это сделали», «Правильно ли я вас понял, вы говорите что…»
8. Вопросы для перемещения внимания.
Сменить точку зрения — сказать проще, чем сделать. Если мы в чем-то уверены как в абсолюте, то очень сложно поставить этот абсолют под сомнение. Старайтесь переводить свое внимание с очевидных вещей. Если кто-то говорит «Это невозможно», лучше спросите «Как мы можем сделать это возможным?» или «При каких условиях это сработает?» и т.д.
9. Вопросы для самоанализа.
Это может быть мощным инструментом для поиска ответов о смысле собственной жизни. Отличным началом может послужить техника «100 вопросов», состоящей только из вопросов, которые важны для вас в данный момент. Затем можете этот список сузить до 20 самых главных и периодически возвращаться к ним.
10. Допрос как способ жизни.
Развитие привычки задавать себе вопросы, может стать очень и очень полезной. Я считаю, что вопросы — это самый основной способ для развития и стимуляции нашей мозговой активности. Но как ввести в привычку, навык — задавать себе разносторонние вопросы? Как и все в этой жизни — с практикой. Носите с собой блокнот и ручку или же записывайте приходящие вопросы на телефон.
Научитесь себя комфортно чувствовать с нерешенными вопросами и научитесь их решать. Поиграйте с ними и качество вашей жизни наверняка улучшится.
Чернов Дмитрий© chernov.pro
www.4ernov.ru
Ответ вопросом на вопрос — это хитрость или случайность?
В современном обществе мы постоянно общаемся, спорим, задаем вопросы, получаем ответы. Именно общение – инструмент для решения всех проблем и задач. Существует ряд приемов и способов, используя которые, можно влиять на собеседника, изменять его отношение к теме и подталкивать к другому решению. Ответ вопросом на вопрос — это один из способов психологического влияния. Его используют в повседневной жизни, в бизнесе, на переговорах, чтобы открыть настоящее лицо человека и узнать его намерения.
Интуитивный уход от ответа
Некоторые люди не догадываются о том, что используют прием встречного вопроса. Возможно, они не знают, как правильно ответить, или пытаются пошутить. Бывают моменты, когда вопрос задан некорректно или непонятно, тогда используется вопрос-уточнение. Кто-то не ориентируется в теме заданного вопроса и хочет уточнить информацию. Но ответ вопросом на вопрос — это всегда раздражающий фактор.
Намеренный уход от ответа
Для психологов, политиков и образованных людей ответ вопросом на вопрос – это своеобразный продуманный ход и полемическая уловка. Бестактные, невежливые попытки разузнать информацию вопросами в лоб умело пресекаются такими людьми в самом начале беседы.
Почему люди отвечают вопросом на вопрос? Ответ прост. Это происходит с целью:
— перехвата инициативы и лидерства в разговоре;
— получения власти над собеседником;
— манипулирования поведением оппонента;
— навязывания личного мнения.
Кто использует прием игнорирования вопросов?
Те, кто отвечает вопросом на вопрос, хотят уйти от ответа и провокации. На переговорах, выступлениях, в спорах и рассуждениях задают провокационные вопросы, чтобы поставить собеседника в неожиданное положение. Нужно обладать быстрой мыслительной реакцией, чтобы не наговорить лишнего.
Примерами ответных вопросов могут быть следующие:
— А почему вы интересуетесь?
— А почему вы так считаете?
— А вы в этом сомневаетесь?
— И давно вам это интересно?
На первой встрече или во время знакомства некоторые люди задают нежелательные вопросы о возрасте, семейном положении, заработной плате, работе и личных моментах. Друзья или знакомые (с которыми у вас конфликтные отношения) могут специально при всех задать вопрос о внешности, весе, семейных проблемах. Желательно быстро найти остроумный ответ или задать встречный вопрос, чтобы ситуация не поставила вас в тупик.
Лучшая защита – это нападение
Ответ вопросом на вопрос – это защита от провокаций, агрессии и быстрый способ сменить неприятную тему или закончить разговор. Грамотно и вежливо парируя коллеге или другу, вы покажете свою значимость и непоколебимость.
Даже если обсуждаемая тема крайне неприятна для вас, не стоит реагировать слишком решительно, отвечать серьезно или злобно. Такая реакция лишь покажет вашему оппоненту, что его замечания вас уязвили и обидели.
Чтобы легко выйти из неловкой ситуации, нужно заранее подготовить ряд ответов на каверзные вопросы. Даже на самый бесцеремонный вопрос следует отвечать вежливо и с достоинством.
Но если ваш собеседник проявляет наглость, то всегда можно приостановить общение с помощью фраз:
— вас это не касается;
— я не хочу с вами об этом говорить;
— прошу оставить меня в покое.
Кроме этого, нужно всегда быть начеку с людьми, проявляющими чрезмерное любопытство и задающими много вопросов.
Психологи советуют потренироваться в обычных жизненных ситуациях менять тему разговора, влиять на собеседника и уходить от ответов. Вы можете попробовать на своих родственниках и друзьях, чтобы в нужный момент применить этот метод в работе или при решении конфликтов.
fb.ru
Как задавать вопросы, чтобы получать нужные ответы


Автор: Гeннaдий Aлекcaндрoвич Poзoв, кандидат психологических наук, бизнес-тренер, консультант по переговорам и техникам продаж.
При необходимости что-то узнать надо спрашивать. Вопрос — это способ вовлечения в разговор, инструмент активного и целеустремленного получения информации, средство переключения мысли клиента в нужном направлении, в необходимую «рамку» разговора. Вопрос — это своеобразный «крючок» для получения нужной информации (так он и пишется).
Утверждения вызывают сопротивление и желание возразить, а вопросы требуют ответа. Кроме того, вопросы также являются мягким способом предотвращения конфликта. Одно дело заниматься перепалкой, и другое — спросить, заставляя задуматься клиента, тем самым отвлекая его от неприятных эмоций. При этом вы получаете дополнительную информацию и время, чтобы лучше сориентироваться и, если надо, успокоиться самому.
Кто задает вопросы, тот управляет беседой.
Целесообразно задавать вопросы по принципу воронки: от выяснения общих обстоятельств и отношения клиента к деловому предложению к конкретизации и уточнению деталей для выявления его интересов и условий их удовлетворения. Например, при заинтересованности — уточнение, что именно интересует, а в случае отказа или сомнения — в чем причины. Если нет таких результатов, то разговор с клиентом прошел впустую.
По форме все вопросы можно разделить на две категории — закрытые и открытые:
Таблица 1. Категории вопросов
Закрытые | Открытые |
Есть (ли)..? | Что (именно)..? |
Закрытые вопросы однозначные ответы, фиксируя альтернативу между «да» и «нет». Поэтому закрытые вопросы хороши, когда необходимо четко установить или наличие чего-либо в настоящем или прошлом («Вы применяете это?», «Вы это пробовали?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы спроектировать свои дальнейшие шаги. «Да» или «нет» клиента — своеобразные переключатели ваших усилий в соответствующем направлении. Если «да» — в чем, как, сколько, когда; если «нет» — с чем это связано.
При этом избегайте сразу задавать закрытые вопросы об окончательном принятии решения. Например, «Вы согласны?», «Будете заказывать?», когда клиент еще не успел как следует ознакомиться с товаром либо услугой. Как правило, в таких случаях ответ будет отрицательным либо уклончивым («Трудно сказать», «Не знаю»), что практически не является согласием. Этим вы можете лишь активизировать негативное отношение клиента, так как психологически легче отказаться, чем согласиться, то есть взять на себя ответственность за решение. Приняв решение, клиент связывает им себя. Поэтому учитывайте, что убеждать всегда легче, чем переубеждать.
Другое дело, когда вы специально задаете закрытые вопросы, чтобы с большой вероятностью услышать ответ «да», тем самым смягчая его отрицательную установку, если она есть. Таким способом пользовался Сократ. Это возможно, когда вы обращаетесь к общепризнанным ценностям, например: «Вы хотите иметь надежный результат?», «Качество для вас важно?», «Гарантии интересуют?», либо к явным фактам: «Жизнь не стоит на месте, правда?»
Общая закономерность здесь такая: чем больше «да» в качестве согласия вы добиваетесь от клиента, тем больше расширяется зона взаимопонимания и общности с ним. Как и наоборот: чаще «нет» — больше вероятность отказа вашему предложению в целом. Поэтому одно из правил убеждения гласит: не начинайте разговор с основных противоречий, добейтесь согласия в малом, тогда легче будет достигнуть соглашения и в главном.
Открытые вопросы не имеют однозначного ответа, заставляют вашего собеседника задуматься, полнее выявляют его отношение к вашему предложению. Постановка открытых вопросов — хороший способ получения новой, развернутой информации, которую сложнее получить с помощью закрытых вопросов. Поэтому чаще задавайте открытые вопросы, используя их в различных целях и вариантах в процессе разговора.
- Спрашивайте о фактах, необходимых вам для анализа ситуации: «Что имеется (используется)?», «Сколько?», «Как решается?», «Кто?» и др.
- Выясняйте интересы вашего собеседника и условия их удовлетворения: «Что необходимо?», «Каким образом?», «Какое количество?», «Когда?», «Где?» Например, чтобы помочь клиенту в выборе, можно перечислять варианты, задавая вопрос: «Что вас интересует: первое… второе… третье..?», «У нас имеется то-то и так-то. Что и как предпочтительней для вас?»
- Предлагайте свои решения в форме вопросов: «А что если поступить таким образом..?», «Почему бы не рассмотреть такой-то вариант..?», прибавляя к этому аргументы. Это гораздо лучше, чем открыто сказать: «Я предлагаю…», «Я считаю…» Используйте и такой способ: отталкивайтесь от высказываний собеседника, предлагая свои решения: «В продолжение ваших слов, почему бы не..?», «Развивая вашу мысль…», «Вы отметили (кратко повторяете сказанное). Исходя из этого, что, если рассмотреть… (и высказываете свое предложение)?»
- Выясняйте отношение и мнение собеседника по обсуждаемым вопросам: «Как вы относитесь к этому?», «Как вы считаете?»
- Спрашивайте, чем обоснованы утверждения вашего собеседника: «С чем это связано (чем обусловлено)?», «Из чего вы исходите?», «А почему именно так?»
- Уточняйте все, что вам неясно: «Что (как) именно?», «В чем конкретно..?», «Из-за чего?»
- Выясняйте неучтенные интересы, как деловые, так и личные: «Какой вопрос мы не обсудили?», «Что упущено?», «О чем мы забыли?»
- Уточняйте сомнения и их причины: «Что-то не устраивает (беспокоит)?», «В чем сомнения?», «Почему это нереально?», «В чем трудности?», «Что мешает?»
Пример для демонстрации возможного использования открытых вопросов с целью управления беседой, а непротиводействия: «Наша фирма предлагает то-то». — «Нас это не интересует». — «А с чем это связано?» — «Это ерунда». — «В чем именно?» — «Это не подходит». — «Из-за чего?» — «Это все не то». — «А что именно вы бы хотели?» — «Да ничего». — «Я понимаю. А что, если рассмотреть такой-то вариант?» Это лишь иллюстрация, что есть выбор вариантов поведения, когда от клиента звучат «обескураживающие» ответы.
Помните, что открытые вопросы являются более жесткой формой «зондирования» вашего собеседника. Поэтому гибко сочетайте открытые и закрытые вопросы для достижения цели, придерживаясь следующих рекомендаций:
- Задавайте вопросы в краткой и ясной формулировке. Чем короче вопрос, тем больше вероятности ответа на него. Не говорите сложно и длинно. Еще хуже, когда, начав вопрос, вы впадаете в пространные рассуждения, уходя в сторону и забывая, что хотели спросить. Ваш собеседник ждет, когда же вы зададите вопрос и о чем конкретно он будет. Если вам так надо, то сначала кратко объясните, а затем понятно и коротко спросите.
- Чтобы вопросы не воспринимались как прокурорский допрос, смягчайте их по интонации. Представьте реакцию клиента на вопросы, произнесенные тоном, требующим обязательного ответа. Вопросы должны звучать в непринужденной, разговорной форме. Любое высказывание, в конце которого вы понижаете голос, звучит как утверждение, если повышаете — звучит как вопрос. Для примера попробуйте прочитать вслух и сравнить две фразы: «Я сейчас читаю» и «Я сейчас читаю?» Смягчайте вопросы и с помощью вводных слов: «Скажите, пожалуйста, как..?», «Могли бы вы уточнить, в чем..?» Иногда уместно, особенно по телефону, предварительно спросить разрешения задать вопросы: «Можно задать вам несколько вопросов для уточнения?»
- Обязательно дождитесь ответа на свой вопрос. Когда клиент сразу отвечает на ваши вопросы, то вы получаете продуманные ответы, по которым уже принято решение, то есть его «заготовки». Если после вопроса следует пауза собеседника, значит, он думает, то есть у него нет готового ответа. Никогда не прерывайте такую паузу: задали вопрос — ждите ответа. Наберитесь терпения, не нарушайте «момента истины», проявляя при этом максимальное уважение. После длительной паузы порой звучит самая полезная информация. Не пропускайте эту возможность, выслушайте до конца, потому что клиент может высказываться по частям, с промежуточными остановками. Особенно важны такие паузы клиента, возникшие на ваши нестандартные для него предложения, сделанные в форме вопроса. Например: «А что, если сделать так-то..?», «Как вы смотрите на такое предложение..?». Здесь вы не требуете окончательного согласия, а предлагаете лишь варианты для рассмотрения. Если клиент ответит уже приводимыми ранее «Трудно сказать», «Я не знаю», «Надо подумать», «Вопрос интересен», то в данном случае это хорошо для вас, так как нет явного отказа. Значит, это предложение можно дальше развивать и аргументировать для достижения соглашения.
- Не задавайте вопросов, навязывающих мнение. Например: «Согласитесь со мной, это же так?», «Это любой подтвердит, не правда ли?», «Вы же понимаете?» Это давление, которое может вызвать ответную враждебность.
Цель вопросов — не только получить информацию, но и помочь вашему собеседнику понять, что ваше предложение может быть выгодно для него. С помощью вопросов стремитесь привести его к такому заключению. Это высший профессионализм ведения как переговоров, так и деловых бесед.
Научитесь лучше разбираться в людях изучив эти психологические курсы или учитесь по абонементу, со скидкой.
www.elitarium.ru